А. Филюрин: "Инвесторам не нужен город-сказка"

Прошло три месяца после бурных обсуждений программы маркетингового продвижения Новосибирской области. Первый шок от суммы прошел, сейчас уже никто не спрашивает: «почему так много»?

Прошло три месяца после бурных обсуждений целевой программы «Маркетинговое продвижение Новосибирской области в 2013—2015 годах». Первый шок от суммы прошел, сейчас уже никто не спрашивает: «почему так много»? Действительно, есть масса примеров, когда маркетинговые бюджеты были и побольше. Ведь главный вопрос – не стоимость, а эффективность вложений. Если потратив 640 млн. руб. область привлечет дополнительно к имеющемуся уровню 240 млрд. руб. инвестиций (так указано в программе), затраты будут более чем оправданы. Я не знаю, что получится на практике, опыта продвижения территорий в России пока что очень мало. Человеку дали ружье, патроны и сказали: «настреляй дичи». Он может попасть, может промазать, но если действовать разумно и хотя бы целиться в правильном направлении, какую-нибудь утку да добудешь.

Данную целевую программу нельзя считать полноценным маркетингом территории. Привлечение инвестиций – это всего лишь одна из трех частей этой работы. Две другие направлены на потребителей товаров и услуг региона и на его жителей. Трехлетняя программа описывает только привлечение инвестиций, оставив за скобками две остальные части работы. Не страшно, давайте начнем хотя бы с этого.

Иногда спрашивают: «способен ли Новосибирск в принципе привлекать инвестиции, разве у нас здесь город-сад, который понравится любому инвестору?» Разумеется, при прочих равных условиях инвестор поставит завод в городе более теплом, более чистом и более красивом. Но для производственных предприятий комфорт городской среды – не первостепенен. Хуже будет, если инвесторы приедут и увидят, что согласование нового предприятия во всех инстанциях занимает пять лет. Остальные аргументы им будут не важны. Думаете, инвесторы не видели грязных городов в том же Китае или Вьетнаме? Им важна возможность быстро поставить предприятие, наличие квалифицированной рабочей силы, объем местного рынка сбыта или возможность экспорта. Инвесторам не нужен город-сказка.

А вот для развития «софтверного» бизнеса комфортабельная городская среда по важности стоит на первом месте. Зарплатой специалистов уже не приманишь, она у них и так высокая. Программисты – элитная массовая прослойка. Это не рабочий персонал, их не заменишь программируемым станком, потому что они – те, кто программирует эти станки. Я и сам хотел бы работать в комфортабельной, эстетически привлекательной городской среде. Мой офис находится в Центральном районе, и со всех четырех сторон в окнах видно либо трубы, либо помойки, либо то и другое одновременно. Конечно, это не радует глаз. А живу я в Академгородке, где мой дом окружают деревья, и остро чувствую ценность хорошего вида из окна, ведь он ежедневно влияет на психику.

В какие отрасли следует привлекать инвестиции? Не открою здесь ничего нового. Вероятно, в Новосибирской области бессмысленно строить металлургические предприятия – нет ни руды, ни угля. Зато можно развивать логистику, IT-сферу, высокотехнологичные производства, приборостроение. А развитием малого бизнеса и сферы услуг могла бы заняться муниципальная власть. У мэрии, кстати, есть аналогичная программа «Формирования имиджа города Новосибирска до 2020 года», хотя она благодаря некоторым общественным деятелям и депутатам сейчас превратилось во что-то невнятное. Почему треть программы посвящена побратимству городов? Кому это побратимство вообще нужно, что это за технология? Хотите обменяться опытом – проведите конференцию.

Вместо этого городская администрация могла бы развивать, к примеру, туризм выходного дня. Вот, например, недавно обсуждался проект строительства аквапарка рядом с нашим зоопарком, который, к сожалению, был отвергнут. А ведь из этого соседства мог возникнуть настоящий торгово-развлекательный кластер. Если привести в порядок ботанический сад, выделить место под концертный зал, торговый центр, гостиницу, кемпинги, туда будут ездить не только новосибирцы, но и жители соседних городов на выходные. Вокруг этого зародится огромное количество малого бизнеса: рестораны, кафе, магазинчики. Летом с семьей был Италии и, в частности, посетил местечко Вальмонтоне. Там находится парк аттракционов «Мэджикленд», а рядом с ним расположен огромный аутлет – магазин, где дешево продаются прошлогодние коллекции одежды. Пока я развлекал младшую дочку на аттракционах, супруга со старшей ходили по магазинам. В итоге, мы оставили там немало денег. Почему нельзя сделать так в Новосибирске? Люди из соседних городов будут приезжать к нам на пару дней, есть, пить, покупать. И увеличивать доход местного бизнеса. Вот этим и мог бы заняться муниципалитет.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
  • «Ашан» не собирается уходить из России«Ашан» не собирается уходить из России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.