Агенство инвестиционного развития Челябинской области увеличит штат до пяти сотрудников

Бизнес по-прежнему крайне мало знает о мерах господдержки. Потому и инвестпроектов пока не так много, считает директор Агентства инвестиционного развития Челябинской области Анатолий Лобко.

Смена главы Министерства экономического развития Челябинской области повлекла за собой и важные структурные перестановки, и частичную смену стратегии. Коснулись изменения и Агентства инвестиционного развития региона. Новый директор Анатолий Лобко убежден, что Агентству следует в первую очередь сосредоточиться на прикладных задачах и просветительской работе.

Год назад ваш предшественник (Олег Пермяков, директор АИР в 2014-2015 гг.) говорил о том, что основные функции агентства – привлечение, продвижение и  сопровождение, причем приоритет отдается последней. Что-то поменялось с вашим приходом?

- АИР сейчас – это принципиально иная организация, с другим составом, и с другой степенью интеграции в инвестиционную политику региона. Необходимость наличия агентства прописана в региональном инвестиционном стандарте, но, на мой взгляд, полноценно выполнять свои функции он может лишь при наличии достаточного числа компетентных специалистов. Поэтому прежняя структура, включавшая в себя директора и делопроизводителя, была малоэффективна и могла сопровождать ограниченное число проектов. Сейчас мы существенно расширили штат. Помимо директора, в него будут входить юрист, специализирующийся на земельных и имущественных вопросах, специалист по корпоративным финансам, специалисты по управлению проектами. Мы стараемся решать главные задачи, которые ставит перед нами инвестор, от получения технических условий и до работы с финансово-кредитными учреждениями, а также использования федеральных инструментов господдержки инвестиционных проектов. Все это позволит нам еще на стадии подготовки проекта выстраивать такую стратегию реализации, чтобы он с высокой долей вероятности состоялся.

В таком составе мы проработаем примерно полгода. Этого срока будет достаточно для понимания дальнейших действий – либо еще увеличивать штат Агентства, либо вводить ограничения по объему инвестиций или планируемым бюджетным отчислениям проектов, которые мы берем на сопровождение. Пока разбег в проектах, уже включенных в наш пул, довольно большой – от 100 млн до 5 млрд .

Правильно ли я понимаю, что приоритет вы отдаете сопровождению уже существующих бизнесов, долей собственного капитала и наличием залоговой массы?

- Да, это так. Но есть и еще одна глобальная задача – внедрение федеральный инструментов поддержки в реализацию региональных инвестпроектов. Их (инструментов) существует достаточное количество, но мало кто о них знает и еще меньшее число – используют. Все они позволяют существенно снизить необходимые требования к проекту, чтобы он имел хорошие шансы на реализацию.

Привести пример можете?

- Какая одна из самых больших проблема инвестора в настоящий момент? Дороговизна денег, которые ему удается привлечь в свой проект. Возможности регионального правительства в субсидировании процентной ставки актуальны только для небольших проектов –  100-150млн рублей привлеченных средств. Для проектов стоимостью до 200 млн существует возможность кредитования под 13% годовых через МСП банк, который, фондируя региональные банки, ограничивает их маржинальных доход. А Постановление №3, находящееся в ведении Минпромторга РФ, позволяет нам субсидировать ставку независимо от размера привлеченных средств или стоимости проекта.

Мы концентрируемся на работе с федеральными институтами и по другим вопросам. Сейчас, к примеру, банки применяют очень нескромный коэффициент дисконтирования по залоговой массе. Для решения этой проблемы можно использовать обеспечение по кредиту от Агентства кредитных гарантий. Кстати, сейчас на базе данного института создается корпорация развития малого и среднего предпринимательства с более широким функционалом.

Еще один больной вопрос – доля собственных средств в проекте. Для ее снижения также существует федеральный институт – управляющая компания «Мир». Она входит в капитал предприятия, а собственник выкупает эту долю через пять лет. Данный инструмент позволяет либо снизить объем собственных средств в проекте, либо увеличить его масштаб.

Настоящий информационный вакуум существует в вопросах, касающихся индустриальных парков. Сейчас их в регионе три – частные «Станкомаш», ММК-Метиз и государственный парк Малая Сосновка. Бизнес до сих пор не до конца понимает, какую выгоду он может получить на этих  специализированных площадках. Ведь помимо коммуникаций и инфраструктуры, позволяющей в короткие сроки запустить производство, резиденты индустриальных парков в рамках Постановления №916 могут субсидировать процентную ставку по профильным банковским продуктам. В результате этого ставка может опуститься до 5-6%, максимальный срок привлечения таких инвестиций достигает 14 лет. Пока, насколько я знаю, ни один парк не воспользовался этой возможностью. Поэтому сейчас решается вопрос активного участия АИР в этой работе. К нам уже обратился один резидент Малой Сосновки, на основе его проекта мы и апробируем данный инструментарий.

Но как быть с перспективными идеями, не подкрепленные финансово? Надеяться на бизнес-ангелов?

- Согласен, в этом есть определенное противоречие – на банковское финансирование не может рассчитывать именно тот бизнес, который в нем больше всего нуждается. Но для помощи в такой ситуации тоже есть решения. Например, федеральный Фонд поддержки промышленности финансирует проекты на стадии инжиниринга, то есть выпуск опытного образца, отработку технологии, проектирование зданий и сооружений, проведение НИОКР. Это средства возвратные, но и условия приемлемые – всего 5% годовых. Разумеется, для получения подобной поддержки также потребуется бизнес-план, хотя и не детализированный, но перспективный с точки зрения коммерциализации технологии.  А уже после стадии инжиниринга – да, стоит попробовать заинтересовать своей идеей независимого инвестора.

Вы упомянули о том, что в Агентстве уже сформирован пул проектов. О каких конкретно идет речь?

- Я могу говорить лишь укрупненно. Потому что каждый проект – это бизнес-модель, это порой уникальная идея. Нельзя допустить преждевременной утечки информации. А такой опыт, к сожалению, есть. Некоторые наши инвесторы выходили в другие регионы с целью реализации производственных проектов  и через короткое время с удивлением обнаруживали точно такое же производство, начатое кем-то из местных, чей административный ресурс в данном регионе оказался сильнее. Мы сейчас даже разрабатываем соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. Как только для каждого проекта будут определены рамки конфиденциальности, можно будет раскрывать какие-то подробности.

Хорошо, но какая отрасль доминирует? Олег Пермяков высказывал надежды на бурный рост логистики, машиностроения и медицины.

- Пока чудес нет – в приоритете по-прежнему остается промышленное производство. Много проектов, в базисе которых лежит металлургия, – например, литейный механический завод в Магнитогорске. Еще несколько инвестпроектов связаны с производством в Миасском городском округе автокомпонентов для сборочных конвейеров. В перспективе можно ожидать развития в регионе фармацевтической промышленности, машино- и приборостроения, для этого есть предпосылки. Но по большому счету я считаю, что Агентство должно решать чисто прикладные задачи поддержки и сопровождения, оставив стратегию специалистам Минэкономразвития.

То есть привлечение иностранных инвесторов вы тоже не будете заниматься?

- Активным поиском – точно нет. Хотя мы будем оказывать ту же самую поддержку и сопровождение тем проектам, которые влияют на создание комфортной среды для проживания и обеспечивают область значительным объемом внешних инвестиций. Например, мы активно ведем работу с компанией IKEA для реализации данного проекта на территории региона. Но для нас в приоритете производственные инициативы, создающие рабочие места и высокую добавленную стоимость конечного продукта.

Какие еще задачи поставили перед вами?

- Сейчас мы активно работаем над переработкой собственного сайта и созданием нового информативного портала. Основная задача – сделать информацию о существующих мерах поддержки общедоступной и – что особенно важно – понятной максимально широкому кругу бизнесменов. С сентября мы начнем работу по новому адресу – в офисном центре Гранд Vera, в котором помимо АИР разместятся также и другие структуры – гарантийный фонд, центр кластерного развития, центр развития ГЧП, ИТ-парк и т.п.  Это также будет способствовать созданию комфортных условий для ведения бизнеса. Ведь, в конечном итоге, это и есть наша глобальная цель – совместными усилиями с Министерством экономического развития и другими ведомствами создать такую систему, в которой вопросы реализации инвестпроекта решались бы не в режиме ручного управления, а за счет четких алгоритмов, прозрачных схем и в определенные сроки. Именно это, а не голословный пиар, и будет способствовать росту интереса инвесторов к нашему региону.

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.