Подписаться
Деловой квартал / Новости / Собственникам ТРЦ: решайтесь на изменения, меняйте менеджмент! — Алексей Мальцев
Собственникам ТРЦ: решайтесь на изменения, меняйте менеджмент! — Алексей Мальцев
Источник: личный архив

Собственникам ТРЦ: решайтесь на изменения, меняйте менеджмент! — Алексей Мальцев

Самое читаемое
  • «Работать нельзя уволиться». Когда точно пришло время искать новую работу? Семь признаков «Работать нельзя уволиться». Когда точно пришло время искать новую работу? Семь признаков
  • Разорение десятилетия. Банк потребовал банкротства Валерия Язева Разорение десятилетия. Банк потребовал банкротства Валерия Язева
  • Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!» Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!»
  • «Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири «Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири
  • «Урал получает в 6 раз меньше при колоссальной нужде!». Эдуард Россель напал на Татарстан «Урал получает в 6 раз меньше при колоссальной нужде!». Эдуард Россель напал на Татарстан
08:30   28.07.2017

Выступление Алексея Мальцева о закате эпохи ТРЦ спровоцировало волну негодования в профсообществе. Колумнист внимательно проанализировал обратную связь — и сделал новые не менее резонансные заявления.

Алексей Мальцев, генеральный директор компании R.Managment, в своей недавней колонке на DK.RU предрек серьезные изменения на рынке торговых центров. По его мнению, часть ТРЦ закроется, не выдержав конкуренции с онлайн-торговлей, другая часть — претерпит серьезную трансформацию. Материал вызвал бурную дискуссию: управляющие торговыми центрами не спешат хоронить этот бизнес и приводят весомые аргументы в пользу того, что «ТРЦ скорее живы». Но, как отмечает г-н Мальцев, наличие в настоящее время арендаторов и дохода от них — далеко не показатель благополучия объекта. 
 
— Текст о закате эпохи торговых центров вызвал неоднозначную реакцию. Коллеги, уже живущие в виртуальной экономике, согласились с моими тезисами, потребители заявили, что это чушь, потому что поход за покупками — это образ жизни, и быстро он не меняется. Владельцы и управляющие торговых центров высказались в духе: «Изложенные факты, конечно, частично имеют место, но мы мыслим позитивно, нас это не коснется и все будет хорошо. И вообще, не надо о таких страшилках говорить вслух, а то арендаторы на фоне негативной повестки начнут отжимать дополнительные скидки».
 
Казалось бы, мы живем в одной бизнес-среде, видим одни и те же факты, но выводы из них делаем абсолютно разные, потому что смотрим на рынок с разных точек зрения.

Я, как владелец бизнеса и недвижимости, могу определенно сказать: значительная часть торговых центров в городе у нас если не мертва, то стоит одной ногой в могиле — точно. 

Диагностировать состояние ТРЦ можно не только по формальным показателям — процент вакантных площадей, ротация, количество арендаторов, их баланс и величина скидок, но и по неявным признакам. Например, внешне ТРЦ может быть вполне благополучным: его владелец получает какой-то доход от аренды, арендаторы меняются, заключаются договоры с новыми. Вроде бы, жизнь кипит, все отлично. Только объект мертв. Он перешел ту критическую черту, за которой объект перестает быть единым организмом и превращается в нарезку помещений, которые сдаются с разной степенью успешности. И для обрушения этого карточного домика достаточно всего одного удара — внутреннего или внешнего. Им, например, может стать «нежданный» съезд якорного или нескольких крупных арендаторов. Это в наше время не редкость: во-первых, ритейл переживает сущностную трансформацию, а, во-вторых, закрытие одного или нескольких операторов в ТЦ может вызвать цепную реакцию в виде негативного информационного фона и брожения в умах оставшихся арендаторов. Они ведь тоже живут по законом «коллективного разума».
 
Результат — неизбежный крах: падение продаж, очередь арендаторов за скидками, увеличение ротации и, наконец, исход арендаторов. Первое время владелец пытается спасти ситуацию истеричной рекламной кампанией, а потом начинает экономить на лампочках и копить долги. На этом торговому центру можно пропеть панихиду.

Менеджмент торгового центра до последнего будет закрывать глаза на ситуацию, когда «что-то у нас идет не так»: да, мол, проблемы есть, но мы над ними работаем.

Собственнику о них, естественно, не сообщаем — как-никак, на кону карьера и зарплата, а вместо этого формируем положительную повестку и из последних сил держимся за арендаторов. Ведь одно дело принимать звонки от арендаторов, и совсем другое — самому их обзванивать. 
 
Поэтому первые звоночки о грядущем крахе торгового центра нужно услышать собственнику. По сути, ничего страшного не происходит: в любом бизнесе время от времени требуется менять парадигму, хотя порой это бывает болезненно. Главное вовремя на это решиться — тогда у владельца бизнеса появляется фора и возможность, что-то изменив, остаться на рынке. Приняв такое решение, надо ответить себе на два вопроса — что делать и с кем делать. 
 
Начнем с последнего. Кого точно не стоит звать в свою команду? Менеджеров, ищущих спокойной жизни на объектах и мелких подарков от арендаторов по большим праздникам. Во-первых, у них, как правило, развит «стокгольмский синдром»: они, сами того не понимая, уже приняли сторону арендаторов, и в любой ситуации будут их жалеть, защищать и оправдывать. Во-вторых, они не заинтересованы в смене бизнес-модели, потому что ради чужого бизнеса им придется ломать собственную ментальность, привычные алгоритмы работы, поступаться своим мифическим «социальным статусом». Поэтому они будут транслировать собственнику некорректную информацию, пытаясь сохранить свою зону комфорта, и поменять что-то с их участием не получится. 
 
Конечно, есть и исключения — как правило, на успешных объектах, где сособственники сами погружены операционный бизнес и при этом выстроили эффективную модель управления. Во всех остальных случаях собственнику придется либо самому погружаться во все детали бизнеса, либо нанимать внешнюю команду. В противном случае все закончится позитивными докладами на совещаниях.
 
Теперь давайте разбираться, а что же делать. Но мой взгляд, для реанимации бизнеса следует провести несколько мероприятий. Все они не слишком приятны, но лечение редко бывает безболезненным.

Для начала необходимо понять, куда мы идем, забыть про былые успехи объекта и попытаться сконструировать новую концепцию ТЦ с учетом настоящих реалий.

Скорее всего, придется отказаться от привычной модели арендного бизнеса и перейти к проценту с оборота, или уходить в операционный бизнес. Расширение доли развлекательной составляющей в составе арендаторов на начальном этапе неизбежно приведет к падению «бумажного» арендного дохода, и на это психологически непросто решиться. И основная задача — научиться монетизировать этот «гуляющий и скучающий» и при этом не слишком платежеспособный трафик. Это — основной вопрос новой концепции ТЦ. 
 
На следующем этапе необходимо сменить команду управления или, как минимум, изменить правила игры, если это возможно. Затем необходимо побороть в себе страх «потерять текущий доход» и устроить шоковое повышение арендных ставок. Сдавать площади по принципу «лишь бы кто-то сидел» — верная дорога к смерти объекта. Я уверен, большинство арендаторов останется, а вы сможете «прощупать дно». Даже если часть арендаторов уйдет, за счет «прореживания», позиции существующих арендаторов укрепятся, что неизбежно привлечет более сильных операторов на объект. Кроме того, вы поймете, у кого из ваших арендаторов остался потенциал и сможете его использовать, согласно реализуемой новой концепции ТЦ, постепенно, шаг за шагом, создавая новый бизнес. Одним словом, вы начнете действовать и не будете бояться будущего. Разумеется, данные мероприятия не носят универсальный характер — каждый объект уникален, но принципы везде одинаковые.
 
Я не прочу конец света для торговых центров — они просто станут иными. Совсем иными.
 
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Мог поставить «в неудобное положение». Почему в Екатеринбурге сняли начальника горздрава «Мог поставить «в неудобное положение». Почему в Екатеринбурге сняли начальника горздрава
Штраф или 15 суток. За неуважительные мнения о власти будут карать
Guess и Gabbiacci со скидкой 70%. В Екатеринбурге открывается первый аутлет
Свердловская прокуратура прикрыла интернет-пункты продажи поддельных полисов ОСАГО
Россиянам разрешат ездить без прав
Суд скрыл самое интересное. На Урале осудили экс-владельца банка за миллиардную растрату
Почти 20 трлн рублей. Переводы «с карты на карту» в РФ достигли объема розничной торговли

Бизнес

Лизинг для бизнеса: новые возможности к Новому году Лизинг для бизнеса: новые возможности к Новому году
«Почти Black tie». Каким трендам следовали гости премии «Человек года — 2018» / ФОТО
«Угробили бренд». Что стало со знаменитыми конфетами «Уральский метеорит»?
Больше занимают и больше хранят
У штаб-квартиры РМК новый генподрядчик. Ввод объекта переносится еще на год
Миллионные кредиты и заказы. Зачем промгиганты поддерживают социальный бизнес на Урале
«Отработали 20 лет и считаете, что вас должны ценить за опыт? Реалии уже не те. Меняйтесь»

Свое дело

Александр Агапов: «Однажды мы решили: заказчик не должен терять на нас деньги» Александр Агапов: «Однажды мы решили: заказчик не должен терять на нас деньги»
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами
Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале
Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам

Качество жизни

Юлия Франгулова: «Брови Мефистофеля» — самая безобидная ошибка горе-косметолога» Юлия Франгулова: «Брови Мефистофеля» — самая безобидная ошибка горе-косметолога»
«Убитая квартира может превратиться в хороший актив». Что делать с хрущевками на Урале?
Екатеринбургу придется строить намного больше. Куда впихнуть новые жилые метры?
Тимур Турлов: «Рынку нужна передышка, чтобы двигаться дальше»
«Не учите нас жить». Екатеринбургу рассказали, что с ним не так
«Проблемы на 99% у нас в башке, но мозг, сука, хитер, и самому это дерьмо не разгрести»
«Поколение Z не умеет ждать. Между «хочу» и «пользуюсь» должна быть пара кликов»

Мнения

«Если вам кажется, что вокруг вас одни дураки, скорее всего, вы их предводитель» «Если вам кажется, что вокруг вас одни дураки, скорее всего, вы их предводитель»
Андрей Мовчан: «Мы производим больше сыра, но меньше станков. Это не импортозамещение»
«Чертовски рад вернуться на свободу». Бывший чиновник об итогах года и ожиданиях на 2019-й
«Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири
Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!»
«Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея вконец подорвала доверие к институту выборов
«Я не пользуюсь субсидиями. Но другим-то помощь государства нужна! А ее по факту и нет»

Лайфхаки

«Ребенок начинает врать в 2 года, а злорадствовать в 4». Природа человека: 10 исследований «Ребенок начинает врать в 2 года, а злорадствовать в 4». Природа человека: 10 исследований
Когда начальник — сатрап. Пять причин ухода лучших сотрудников
Пока Россия возвращается к наличке: в Швеции задумались о внедрении цифровой кроны
Работа в праздники? Почему это совсем не страшно и даже выгодно
«Жесткий рекрутинг? Это так глупо». Почему сложные тестовые задания — путь в никуда
«Работать нельзя уволиться». Когда точно пришло время искать новую работу? Семь признаков
«Кажется, что Россия большая, но рынок так мал, что заработать на нем невозможно». МНЕНИЕ
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.