Подписаться
Деловой квартал / Новости / Анастасия Деньщикова: Как не стать жертвой интеллектуальных рейдеров
Анастасия Деньщикова: Как не стать жертвой интеллектуальных рейдеров
Анастасия Деньщикова, руководитель практики ООО "Царская привилегия"
Источник: Царская привилегия

Анастасия Деньщикова: Как не стать жертвой интеллектуальных рейдеров

Самое читаемое
  • «Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии «Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии
  • «Если сразу «обелиться», мы просто закроемся». Бизнесмены — о том, почему не платят налоги «Если сразу «обелиться», мы просто закроемся». Бизнесмены — о том, почему не платят налоги
  • «Никакой вариант не нравится». Путин впервые высказался о повышении пенсионного возраста «Никакой вариант не нравится». Путин впервые высказался о повышении пенсионного возраста
  • НДС размером 20%? Это еще что! Семь странных налогов разных стран мира НДС размером 20%? Это еще что! Семь странных налогов разных стран мира
  • «Суть работы босса — быть лидером среди лидеров». Как не допустить застоя в карьере «Суть работы босса — быть лидером среди лидеров». Как не допустить застоя в карьере
00:00   25.07.2016

Бизнес по захвату интеллектуальных прав популярен и крайне недобросовестен. Как защитить свой бренд, расскажет руководитель практики по товарным знакам компании «Царская привилегия».

Про  поглощение предприятия против воли его собственников (рейдерство) слышал каждый предприниматель. Важно знать, что такому захвату подвержен не только бизнес в целом, но и интеллектуальная собственность, которой он владеет и распоряжается.

«Делают» бизнес на таких захватах интеллектуальные рейдеры или «патентные тролли». Способы, которыми они пользуются, находятся в рамках закона, но крайне недобросовестны.

Логика действий таких компаний такова: на регистрацию подаются достаточно примитивные названия («Сказка», «Метель», «Прогресс» и т.д.). Пошлину за подачу заявки не оплачивают, а дожидаются, когда истечет льготный период по оплате, и сразу же подают заявку снова. Целью таких действий может быть все что угодно, но только не реальное использование товарного знака после прохождения регистрации.

Рейдеры могут бесконечно подавать заявку на регистрацию одного и того же названия, а затем продать право на дальнейшую регистрацию товарного знака заинтересованной компании, требуя значительные суммы. Для этого достаточно лишь внимательно следить за необходимыми сроками, т.е. успевать подавать каждую следующую заявку на аналогичное обозначение сразу после того, как предыдущая была отозвана по причине неуплаты пошлины, и постоянно отслеживать ситуацию по вновь поданным заявкам. Федеральный институт промышленной собственности постоянно обновляет перечень обозначений, заявленных на регистрацию, доступ к которому можно получить через специальные сервисы. Рейдеры просматривают список заявленных  обозначений и, если одно из них совпадает с тем, которое они регулярно заявляют на регистрацию, то моментально оплачивают пошлину, чтобы в дальнейшем потребовать с заинтересованной компании выплат за передачу права на дальнейшую регистрацию товарного знака или получение письма-согласия.  

Сценарий может быть и иным: рейдеры самостоятельно завершают регистрацию товарного знака, но теперь уже с целью получения  компенсации за незаконное использование этого ТЗ.

Вот реальный пример из практики:

Компания А осуществляет ввоз на территорию РФ макаронных изделий «СКАЗКА». Арбитражным судом Калининградской области по заявлению компании Б было вынесено решение взыскать с компании А компенсацию за использование товарного знака в размере 500 000 руб. При этом компания Б не использовала товарный знак в своей деятельности.

Однако практика разрешения таких споров различна.

Арбитражный суд Липецкой области рассмотрел дело об использовании товарного знака «МАЛЫШ». Компания Б требовала от компании В выплаты компенсации  в размере 100 000 руб. Требования истца были отклонены. Суд решил, что, поскольку истец не предоставил доказательств реального использования им товарного знака «МАЛЫШ», то отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Различия в практике принятия решений по подобным видам споров встречаются, так как вопросы о нарушении прав на товарный знак разрешаются в арбитражных судах, где судьи имеют разный уровень знаний и опыта в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом, самый верный способ стать «жертвой» рейдеров -  стремительно развиваться и отказаться от регистрации товарного знака. Чем более заметной становится компания на рынке, тем больше соблазна у недобросовестных организаций обогатиться на махинациях с ее незарегистрированным товарным знаком. Если это развитие происходит стремительно, то риск проиграть в споре с такими «троллями» значительно повышается, так как в силу непродолжительного нахождения на рынке компания, скорее всего, не сможет предоставить экспертам в ФИПС или суду материалы, доказывающие ее правоту и недобросовестность «троллей».

Представьте ситуацию: вы работаете на рынке 8 лет, решили зарегистрировать товарный знак, подали все необходимые документы в ФИПС. В результате проведения проверки  эксперт ФИПС направляет вам запрос, где указывает, что за неделю до вас некая компания (те самые «тролли») подала заявку на регистрацию тождественного товарного знака, и просит предоставить убедительные доводы в защиту регистрации вашего обозначения. Первое, что нужно сделать — изучить эту компанию-«конкурента» подробнее. Если из доступных источников информации четко видно, что компания занимается совершенно не тем видом деятельности, который заявлен в перечне товаров и услуг в заявке, а связь между ней и заявленным обозначением не прослеживается — велика вероятность, что это «патентный тролль».

В этом случае единственное, что остается — предоставить эксперту аргументированный ответ, указать, что товарный знак компании-«конкурента» может вводить потребителя в заблуждение. Нужно будет доказать эксперту, что в результате длительного и активного использования заявленного обозначения у потребителя сформировалась устойчивая однозначная ассоциативная связь между обозначением и компанией, как производителем. Для этого эксперту направляются материалы, подтверждающие активное и длительное использование ТЗ: договоры, акты¸ накладные, благодарственные письма, грамоты и дипломы участников выставок и пр. Соответственно, если компания на рынке находится непродолжительный срок, то предоставление таких материалов может оказаться затруднительным.

Чтобы не оказаться на месте  компании А, следует прямо сейчас бесплатно проверить свой товарный знак, проанализировать возможные риски, найти пути их минимизации и узнать, как защитить свой бренд. В чем специалисты компании «Царская привилегия» с радостью помогут каждому.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Риски слишком велики: Центробанк хочет закрыть схему, популярную среди ипотечников Риски слишком велики: Центробанк хочет закрыть схему, популярную среди ипотечников
Печальный опыт Кемерово: Кремль обязал губернаторов отвечать на жалобы жителей в соцсетях
«Никакой вариант не нравится». Путин впервые высказался о повышении пенсионного возраста
«Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии
Секретные разработки утекли на Запад: ФСБ начала обыски в структуре «Роскосмоса»
Деньги малого бизнеса в банках защитят: их включат в систему страхования вкладов
Убыток был, но мизерный. Центробанк лишил лицензии местный уральский банк

Бизнес

Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса
«Создали несколько виртуальных заводов, а они превратились в настоящие. Сюрприз!»
Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
«В России попадает на полигоны 98% мусора, в Швеции — 1%, но у нас ушло на это 40 лет»
«Будут кивать в ответ, обсуждая, как вас доить»: что надо знать о китайцах до переговоров
Как обособить производство и не попасть на дробление бизнеса? Законные варианты
«Стучат друг на друга». Как защитить бизнес от собственников

Свое дело

Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ
«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent

Качество жизни

«Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет НДС в 20% «Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет НДС в 20%
«Не хотите сидеть на камнях у вонючего озера — вкладывайте деньги», — Александр Лагунов
«Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно»
«Даже в престижные лицеи под видом школьной формы может пробраться китайщина»
Выпустили, потому что могли. Тест-драйв Lada Vesta Cross
«Проверяю игрушки на внуке». Как «Сима-Ленд» производит мыльные пузыри и велосипеды
«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»

Мнения

«Ключевой страх руководителя — как узнать, работают люди на удаленке или бездельничают?»
«Ключевой страх руководителя — как узнать, работают люди на удаленке или бездельничают?»
«Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян
«Школьникам придется жить в совсем другом мире. А их учат не тому, что требует бизнес»
Анатолий Чубайс: «Они пришли и сказали: “Анатолий Борисыч, добро пожаловать в тюрьму”»
«Давайте вскроем ватку, ой, извините, препарируем этот скандал» — Евгений Енин
«Игры кончились». Как спасти детей от тяжелой участи «золотой молодежи»?
Борис Дьяконов: «Предприниматели грезят о росте, но чаще всего это чужие мечты»

Лайфхаки

«Я очень ленив и плачу вам уже за то, что вы пришли в офис». ОПЫТ короткой рабочей недели «Я очень ленив и плачу вам уже за то, что вы пришли в офис». ОПЫТ короткой рабочей недели
«Сотрудники хорошей команды не ругаются? Это старый миф». Споры обязательны для работы
Четыре литра на 100 км: пятерка экономичных автомобилей для езды по городу
«Если сразу «обелиться», мы просто закроемся». Бизнесмены — о том, почему не платят налоги
«Суть работы босса — быть лидером среди лидеров». Как не допустить застоя в карьере
НДС размером 20%? Это еще что! Семь странных налогов разных стран мира
Алексей Захаров, SuperJob: «Когда компания большая, гениальное решение не срабатывает»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.