Деловой квартал / Новости / Анастасия Деньщикова: Как не стать жертвой интеллектуальных рейдеров
Анастасия Деньщикова: Как не стать жертвой интеллектуальных рейдеров
Анастасия Деньщикова, руководитель практики ООО "Царская привилегия"
Источник: Царская привилегия

Анастасия Деньщикова: Как не стать жертвой интеллектуальных рейдеров

25.07.2016 00:00 Проекты партнеров

Бизнес по захвату интеллектуальных прав популярен и крайне недобросовестен. Как защитить свой бренд, расскажет руководитель практики по товарным знакам компании «Царская привилегия».

Про  поглощение предприятия против воли его собственников (рейдерство) слышал каждый предприниматель. Важно знать, что такому захвату подвержен не только бизнес в целом, но и интеллектуальная собственность, которой он владеет и распоряжается.

«Делают» бизнес на таких захватах интеллектуальные рейдеры или «патентные тролли». Способы, которыми они пользуются, находятся в рамках закона, но крайне недобросовестны.

Логика действий таких компаний такова: на регистрацию подаются достаточно примитивные названия («Сказка», «Метель», «Прогресс» и т.д.). Пошлину за подачу заявки не оплачивают, а дожидаются, когда истечет льготный период по оплате, и сразу же подают заявку снова. Целью таких действий может быть все что угодно, но только не реальное использование товарного знака после прохождения регистрации.

Рейдеры могут бесконечно подавать заявку на регистрацию одного и того же названия, а затем продать право на дальнейшую регистрацию товарного знака заинтересованной компании, требуя значительные суммы. Для этого достаточно лишь внимательно следить за необходимыми сроками, т.е. успевать подавать каждую следующую заявку на аналогичное обозначение сразу после того, как предыдущая была отозвана по причине неуплаты пошлины, и постоянно отслеживать ситуацию по вновь поданным заявкам. Федеральный институт промышленной собственности постоянно обновляет перечень обозначений, заявленных на регистрацию, доступ к которому можно получить через специальные сервисы. Рейдеры просматривают список заявленных  обозначений и, если одно из них совпадает с тем, которое они регулярно заявляют на регистрацию, то моментально оплачивают пошлину, чтобы в дальнейшем потребовать с заинтересованной компании выплат за передачу права на дальнейшую регистрацию товарного знака или получение письма-согласия.  

Сценарий может быть и иным: рейдеры самостоятельно завершают регистрацию товарного знака, но теперь уже с целью получения  компенсации за незаконное использование этого ТЗ.

Вот реальный пример из практики:

Компания А осуществляет ввоз на территорию РФ макаронных изделий «СКАЗКА». Арбитражным судом Калининградской области по заявлению компании Б было вынесено решение взыскать с компании А компенсацию за использование товарного знака в размере 500 000 руб. При этом компания Б не использовала товарный знак в своей деятельности.

Однако практика разрешения таких споров различна.

Арбитражный суд Липецкой области рассмотрел дело об использовании товарного знака «МАЛЫШ». Компания Б требовала от компании В выплаты компенсации  в размере 100 000 руб. Требования истца были отклонены. Суд решил, что, поскольку истец не предоставил доказательств реального использования им товарного знака «МАЛЫШ», то отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Различия в практике принятия решений по подобным видам споров встречаются, так как вопросы о нарушении прав на товарный знак разрешаются в арбитражных судах, где судьи имеют разный уровень знаний и опыта в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом, самый верный способ стать «жертвой» рейдеров -  стремительно развиваться и отказаться от регистрации товарного знака. Чем более заметной становится компания на рынке, тем больше соблазна у недобросовестных организаций обогатиться на махинациях с ее незарегистрированным товарным знаком. Если это развитие происходит стремительно, то риск проиграть в споре с такими «троллями» значительно повышается, так как в силу непродолжительного нахождения на рынке компания, скорее всего, не сможет предоставить экспертам в ФИПС или суду материалы, доказывающие ее правоту и недобросовестность «троллей».

Представьте ситуацию: вы работаете на рынке 8 лет, решили зарегистрировать товарный знак, подали все необходимые документы в ФИПС. В результате проведения проверки  эксперт ФИПС направляет вам запрос, где указывает, что за неделю до вас некая компания (те самые «тролли») подала заявку на регистрацию тождественного товарного знака, и просит предоставить убедительные доводы в защиту регистрации вашего обозначения. Первое, что нужно сделать — изучить эту компанию-«конкурента» подробнее. Если из доступных источников информации четко видно, что компания занимается совершенно не тем видом деятельности, который заявлен в перечне товаров и услуг в заявке, а связь между ней и заявленным обозначением не прослеживается — велика вероятность, что это «патентный тролль».

В этом случае единственное, что остается — предоставить эксперту аргументированный ответ, указать, что товарный знак компании-«конкурента» может вводить потребителя в заблуждение. Нужно будет доказать эксперту, что в результате длительного и активного использования заявленного обозначения у потребителя сформировалась устойчивая однозначная ассоциативная связь между обозначением и компанией, как производителем. Для этого эксперту направляются материалы, подтверждающие активное и длительное использование ТЗ: договоры, акты¸ накладные, благодарственные письма, грамоты и дипломы участников выставок и пр. Соответственно, если компания на рынке находится непродолжительный срок, то предоставление таких материалов может оказаться затруднительным.

Чтобы не оказаться на месте  компании А, следует прямо сейчас бесплатно проверить свой товарный знак, проанализировать возможные риски, найти пути их минимизации и узнать, как защитить свой бренд. В чем специалисты компании «Царская привилегия» с радостью помогут каждому.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Алексей Речкалов: «Хотите называться современным производством – готовьтесь к изменениям» Алексей Речкалов: «Хотите называться современным производством – готовьтесь к изменениям»
Понятие «современное производство» появилось в России не так давно. Появилось, скорее, в противовес существующему «традиционному производству», неповоротливому и громоздкому.
Как максимально эффективно пройти обучение в школе бизнеса Как максимально эффективно пройти обучение в школе бизнеса
«Дорожная карта» от выпускников программы МВА.
11 главных вопросов о кадровом аудите и восстановлении документов 11 главных вопросов о кадровом аудите и восстановлении документов
Автор: Юлия Орехова, Руководитель направления «Аутсорсинг бизнес-процессов. Аудит. Консалтинг»,Coleman Services

Бизнес

Финансовая магия: сокращаем операционный цикл и повышаем рентабельность вложений на 10% Финансовая магия: сокращаем операционный цикл и повышаем рентабельность вложений на 10%
«У наших людей есть спрос на мечту, а не на труд, и ради нее россияне рискуют последним»
Как предпринимателю избежать блокировки банковского счета или операции / ИНСТРУКЦИЯ
«Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»
Алексей Речкалов: «Хотите называться современным производством – готовьтесь к изменениям»

Свое дело

«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет «Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы
«У меня нет юрлица, я не плачу налоги. Взятки полицейским — вот мои налоги!»

Качество жизни

Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU
Зачем один из лучших бизнесменов Екатеринбурга заключил с 6-летним сыном деловой контракт
«Почему велосипедисты сбивают наших детей? Потому что им это позволяют» — Евгений Енин
Диагноз — банкротство. Как правильно объявить себя финансово несостоятельным / ЛАЙФХАК
«В кризис покупают по-настоящему дорогие вещи» — почему растет популярность аукционов

Мнения

«Хлеба, зрелищ и немного шопинга». Выживет ли традиционный ритейл в XXI веке «Хлеба, зрелищ и немного шопинга». Выживет ли традиционный ритейл в XXI веке
«Мы всю дорогу выполняли положенные обряды, но блюдце с молоком за печку домовому ставили»
«Вам будет за 60, но в зале на вас не посмотрят как на героя». Эксперт о фитнесе будущего
«10 лет нас стравливали очень влиятельные люди. Пора положить этому конец»
«Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам

Лайфхаки

«За ваши деньги я вам расскажу то, что вы знаете». Почему бизнес-образование бесполезно «За ваши деньги я вам расскажу то, что вы знаете». Почему бизнес-образование бесполезно
Прекратите советовать людям «Будь собой!». И вот почему
Перестаньте платить своему маркетологу. Он топит вашу компанию
«В РФ украсть у государства почетно, a у предпринимателя — допустимо», — Андрей Мовчан
Главные скряги этого мира: миллионеры, которые оставят отпрысков ни с чем

Недвижимость

Срок окупаемости превысил 20 лет: в каких городах выгоднее всего сдавать квартиру /РЕЙТИНГ Срок окупаемости превысил 20 лет: в каких городах выгоднее всего сдавать квартиру /РЕЙТИНГ
«Уйдет прямой контакт застройщика и покупателя». Чем грозит отказ от долевки за три года
Антирекорд за 10 лет: в регионах почти перестали строить торговые центры
Монополизация и рост цен. К чему приведет отказ от долевого строительства жилья
Старый объект и собственник с расстройствами. На рынке жилья — новая мошенническая схема
НОВОСТИ РОССИИ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».