Деловой квартал / Новости / Анастасия Деньщикова: Как не стать жертвой интеллектуальных рейдеров
Анастасия Деньщикова: Как не стать жертвой интеллектуальных рейдеров
Анастасия Деньщикова, руководитель практики ООО "Царская привилегия"
Источник: Царская привилегия

Анастасия Деньщикова: Как не стать жертвой интеллектуальных рейдеров

Самое читаемое
  • Рубль грозит рухнуть к концу марта. При каком уровне покупать валюту
    Новости
  • МВД завело дело на журналистов «Дождя» после фильма об «авторитете, признанном Путиным»
    Новости
  • Семь российских городов вошли в число самых дорогих населенных пунктов мира. СПИСОК
    Новости
  • Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка
    Свое дело
  • «Работа — это не пансионат и не место для чаепитий. Не нравится? — Дверь вон там»
    Мнения
  • Все еще переживаете о деньгах, но ничего не делаете для получения знаний? Это путь на дно
    Лайфхаки
00:00   25.07.2016

Бизнес по захвату интеллектуальных прав популярен и крайне недобросовестен. Как защитить свой бренд, расскажет руководитель практики по товарным знакам компании «Царская привилегия».

Про  поглощение предприятия против воли его собственников (рейдерство) слышал каждый предприниматель. Важно знать, что такому захвату подвержен не только бизнес в целом, но и интеллектуальная собственность, которой он владеет и распоряжается.

«Делают» бизнес на таких захватах интеллектуальные рейдеры или «патентные тролли». Способы, которыми они пользуются, находятся в рамках закона, но крайне недобросовестны.

Логика действий таких компаний такова: на регистрацию подаются достаточно примитивные названия («Сказка», «Метель», «Прогресс» и т.д.). Пошлину за подачу заявки не оплачивают, а дожидаются, когда истечет льготный период по оплате, и сразу же подают заявку снова. Целью таких действий может быть все что угодно, но только не реальное использование товарного знака после прохождения регистрации.

Рейдеры могут бесконечно подавать заявку на регистрацию одного и того же названия, а затем продать право на дальнейшую регистрацию товарного знака заинтересованной компании, требуя значительные суммы. Для этого достаточно лишь внимательно следить за необходимыми сроками, т.е. успевать подавать каждую следующую заявку на аналогичное обозначение сразу после того, как предыдущая была отозвана по причине неуплаты пошлины, и постоянно отслеживать ситуацию по вновь поданным заявкам. Федеральный институт промышленной собственности постоянно обновляет перечень обозначений, заявленных на регистрацию, доступ к которому можно получить через специальные сервисы. Рейдеры просматривают список заявленных  обозначений и, если одно из них совпадает с тем, которое они регулярно заявляют на регистрацию, то моментально оплачивают пошлину, чтобы в дальнейшем потребовать с заинтересованной компании выплат за передачу права на дальнейшую регистрацию товарного знака или получение письма-согласия.  

Сценарий может быть и иным: рейдеры самостоятельно завершают регистрацию товарного знака, но теперь уже с целью получения  компенсации за незаконное использование этого ТЗ.

Вот реальный пример из практики:

Компания А осуществляет ввоз на территорию РФ макаронных изделий «СКАЗКА». Арбитражным судом Калининградской области по заявлению компании Б было вынесено решение взыскать с компании А компенсацию за использование товарного знака в размере 500 000 руб. При этом компания Б не использовала товарный знак в своей деятельности.

Однако практика разрешения таких споров различна.

Арбитражный суд Липецкой области рассмотрел дело об использовании товарного знака «МАЛЫШ». Компания Б требовала от компании В выплаты компенсации  в размере 100 000 руб. Требования истца были отклонены. Суд решил, что, поскольку истец не предоставил доказательств реального использования им товарного знака «МАЛЫШ», то отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Различия в практике принятия решений по подобным видам споров встречаются, так как вопросы о нарушении прав на товарный знак разрешаются в арбитражных судах, где судьи имеют разный уровень знаний и опыта в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом, самый верный способ стать «жертвой» рейдеров -  стремительно развиваться и отказаться от регистрации товарного знака. Чем более заметной становится компания на рынке, тем больше соблазна у недобросовестных организаций обогатиться на махинациях с ее незарегистрированным товарным знаком. Если это развитие происходит стремительно, то риск проиграть в споре с такими «троллями» значительно повышается, так как в силу непродолжительного нахождения на рынке компания, скорее всего, не сможет предоставить экспертам в ФИПС или суду материалы, доказывающие ее правоту и недобросовестность «троллей».

Представьте ситуацию: вы работаете на рынке 8 лет, решили зарегистрировать товарный знак, подали все необходимые документы в ФИПС. В результате проведения проверки  эксперт ФИПС направляет вам запрос, где указывает, что за неделю до вас некая компания (те самые «тролли») подала заявку на регистрацию тождественного товарного знака, и просит предоставить убедительные доводы в защиту регистрации вашего обозначения. Первое, что нужно сделать — изучить эту компанию-«конкурента» подробнее. Если из доступных источников информации четко видно, что компания занимается совершенно не тем видом деятельности, который заявлен в перечне товаров и услуг в заявке, а связь между ней и заявленным обозначением не прослеживается — велика вероятность, что это «патентный тролль».

В этом случае единственное, что остается — предоставить эксперту аргументированный ответ, указать, что товарный знак компании-«конкурента» может вводить потребителя в заблуждение. Нужно будет доказать эксперту, что в результате длительного и активного использования заявленного обозначения у потребителя сформировалась устойчивая однозначная ассоциативная связь между обозначением и компанией, как производителем. Для этого эксперту направляются материалы, подтверждающие активное и длительное использование ТЗ: договоры, акты¸ накладные, благодарственные письма, грамоты и дипломы участников выставок и пр. Соответственно, если компания на рынке находится непродолжительный срок, то предоставление таких материалов может оказаться затруднительным.

Чтобы не оказаться на месте  компании А, следует прямо сейчас бесплатно проверить свой товарный знак, проанализировать возможные риски, найти пути их минимизации и узнать, как защитить свой бренд. В чем специалисты компании «Царская привилегия» с радостью помогут каждому.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Как танец ульяновских курсантов бросил вызов режиму в России
Как танец ульяновских курсантов бросил вызов режиму в России
Промсвязьбанк отдадут правительству. Его возглавит сын бывшего премьер-министра
В Бурятии школьник ранил учеников топором. Полиция проверит взаимосвязь нападений на школы
Минфин упростит жизнь владельцам иностранных счетов
«Вы вернули времена советского Госкино!» Кинотеатры обвинили Мединского в цензуре
Курс биткоина за месяц рухнул вдвое, ниже $10 тыс. А сейчас снова растет
«Бессмысленно отслеживать все изменения». Греф сравнил руководство компанией с паранойей

Бизнес

Не отказался от услуги — плати! Как тихо списать со счетов клиентов деньги за новый сервис Не отказался от услуги — плати! Как тихо списать со счетов клиентов деньги за новый сервис
«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега»
«Откройте глаза: бизнесу сейчас вообще малоинтересны деньги банков и ставка ЦБ»
23 года вместе с бизнесом. «Деловой квартал» раскрыл планы на 2018 год
Давид Гайдт: «Американцы намерены контролировать транзит российского газа»
«Все будет потихоньку гнить». Ждать банковского кризиса не стоит. Но и исключать — тоже
Дмитрий Олюнин: «Выбрать надежный банк – легко»

Свое дело

Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка
«Богатым, продавая хлеб, не стать». Как построить бизнес на пекарне / ОПЫТ
Как запустить марку одежды на несколько сотен тысяч и заработать на классике / ОПЫТ
«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы

Качество жизни

«Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей «Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей
Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати
«Чем успешнее люди, тем более плохой сделкой для них становятся традиционные браки»
Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU
Зачем один из лучших бизнесменов Екатеринбурга заключил с 6-летним сыном деловой контракт
«Почему велосипедисты сбивают наших детей? Потому что им это позволяют» — Евгений Енин
Диагноз — банкротство. Как правильно объявить себя финансово несостоятельным / ЛАЙФХАК

Мнения

«Работа — это не пансионат и не место для чаепитий. Не нравится? — Дверь вон там» «Работа — это не пансионат и не место для чаепитий. Не нравится? — Дверь вон там»
«Хотите правду про советское детство? «Повелитель мух» нервно курит в сторонке»
«Цинизм помогает понять истинную суть людей». Валерий Савельев об истоках и силе богатства
«В Союзе люди готовы были ради «завтра» терпеть стоматолога без наркоза. И были счастливы»
«Почему по СССР ностальгируют? Потому что жили, как лохи, а тогда думали — как боги»
«Не надо Путина менять, пусть продолжает. Все равно мы все помрем» — Татьяна Толстая
«Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать доверие

Лайфхаки

«Бизнес РФ не заинтересован строить новое, ведь нет перспектив вернуть вложенное». МНЕНИЕ «Бизнес РФ не заинтересован строить новое, ведь нет перспектив вернуть вложенное». МНЕНИЕ
Гасите эмоции и ходите с наличкой: семь способов сократить ежедневные траты
Какой он, хороший начальник? Четыре принципа мудрой работы с командой
«Родители-госслужащие были в шоке, когда я начала делать свой бизнес», — МНЕНИЕ
Хотите жить хорошо? Забудьте о свободе. Как Сингапур стал чудо-городом
Опыт финансового планирования на год: как жонглировать деньгами, чтобы на все хватало
«В недвижимости главное — место. В бизнесе — отличие». 14 способов стать заметнее на рынке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.