Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Антиквариат: инвестиции, проверенные временем

Заместитель директора аукционного дома «Гелос» Павел Голубев советует читателям «ДК» окружить себя красивыми вещами, инвестировав в антиквариат.

Доходность вложений (в два раза выше ставок банковских депозитов) в этом случае — всего лишь бонус к радости созерцания вечных ценностей.

 
Эксперт арт‑рынка и один из руководителей крупнейшего в России аукционного дома, специализирующегося на сделках с предметами коллекционирования, Павел Голубев считает, что наряду с инвестиционными целями покупка антиквариата всегда сопряжена с личным удовольствием от соприкосновения с произведениями искусства, историческими редкостями, творениями настоящих мастеров.

По словам г‑на Голубева, за все время общения с людьми, приобретающими арт‑объекты и антиквариат, он ни разу не сталкивался с покупателем, которого интересовала бы исключительно доходность вложения. Инвестиционная составляющая присутствует всегда, но только бок о бок с эстетической компонентой. На этом рынке нет покупателей (если это только не кураторы, приобретающие произведения искусства для банковских коллекций), которые делали бы вложения исключительно из соображений прибыли в будущем, без желания включить вещь в свое собрание потому, что она просто нравится.

По оценке президента аукционного дома «Гелос» Олега Стецюры, годовой оборот отечественного антикварного рынка может составлять около $1,5 млрд. «Антикварная торговля испытывает подъем, и уже не первый год. Основной причиной являются высокие цены на нефть. Появляется много свободных денег, которые ищут выхода, в том числе и таким образом», — считает г-н Стецюра.

Российский рынок антиквариата — это три уровня игроков. На первом — 5 тыс. частных дилеров, продающих и покупающих предметы русского искусства — кто каждый день, кто раз в год. Дилеры — искусствоведы, сотрудники музеев или люди с художественным, историческим образованием и капиталом от $500 до $500 тыс.

Второй уровень — антикварные магазины, галереи и салоны, специализирующиеся на старинных вещах. К примеру, в Москве около 180‑200 легальных организаций антикварного рынка, в Петербурге — 80, в России в целом — около 400 (в одном только Лондоне — примерно 2 тыс. антикварных магазинов и 40 аукционных домов). Третий уровень — аукционные дома, проводящие торги с разным количеством лотов, участников и периодичностью.

1. Рассчитывайте на доходность выше банковского депозита

Говорить об уровне доходности при инвестициях в антиквариат в отрыве от конкретики бессмысленно — то, насколько может вырасти цена на приобретаемую вещь, зависит от множества факторов. Во‑первых, от раздела антикварного рынка — это может быть нумизматика, изобразительное искусство, филателия, букинистика, старинное оружие или музыкальные инструменты. Некоторые предметы, относящиеся к антиквариату, вообще непригодны для инвестирования — получить прибыль не удастся. Считается, что хороший антиквариат дорожает на 20% в год. Но, называя значение, Павел Голубев оговаривается, что это «средняя температура по больнице». Кроме того, всегда нужно помнить о рисках — подделках, которыми навод­нен этот рынок, об изменении текущей конъюнктуры и т. д.

2. Не рассчитывайте купить сегодня за копейки, а через год продать за миллионы

Частным инвесторам г-н Голубев советует заранее избавиться от иллюзий о дешевизне приобретений и быстром росте стоимости. Хорошие вещи (а их число на этом рынке всегда ограниченно, о каком‑то выборе говорить не приходится) априори стоят дорого. И коллекционеры выкладывают серьезные деньги, рассчитывая, что они с течением времени станут еще серьезнее. Но вряд ли можно говорить об ощутимом росте в течение временного промежутка в год‑другой. Горизонт приобретения должен составлять 4‑5 лет.

3. Если вы ничего не понимаете в искусстве, выбирайте нумизматику или ювелирные изделия

Банки, формирующие коллекции произведений искусства и антиквариата, охотно приобретают старинные монеты, подогревая, таким образом, рынок нумизматики. По словам Павла Голубева, особенно активны они были на этом рынке до кризиса. Причина проста: нумизматика — тот раздел антиквариата, где наиболее прозрачное ценообразование и самые предсказуемые финансовые результаты вложений, по крайней мере, на коротком промежутке времени, что особенно важно для покупателей, преследующих инвестиционные цели. Неплохо поддается алгоритмизации и математическому просчету динамика цен на старинные ювелирные украшения. А самое главное, цена на текущий момент обычно выверена, прозрачна и не вызывает сомнения у договаривающихся сторон. Чего нельзя сказать о других разделах антикварного рынка, где цены по сделкам частных лиц никогда не раскрываются и соответственно принципов ценообразования, общих для всех, нет совсем.

4. Баланс эстетической и инвестиционной составляющих — живопись и старинное серебро

Сложнее, чем в случае с нумизматикой, ценообразование при продаже произведений живописи. Но инвестиционный потенциал тоже вполне осязаемый. Г-н Голубев рекомендует обратить внимание на живопись XIX — первой половины XX в. Это, например, могут быть передвижники либо представители русского модернизма или более ранних академических течений. Другое направление с хорошим инвестпотенциалом — русское серебро, изготовленное на мануфактурах Овчинникова, Сазикова, Фаберже и т. д.

5. Помните о необходимости атрибуции

Часто приводимые оценки о том, что 2/3 предметов на антикварном рынке — подделки, Павел Голубев называет слишком усредненными. Подделки действительно есть, но в разных сегментах их количество разнится, кроме того, есть области, где они легко определяются даже непрофессионалом, например букинистика. Так или иначе, серьезные сделки обязательно сопровождаются процедурой профессиональной атрибуции — установлением авторства, времени и места создания произведения искусства. Для живописи наивысшее доверие — к экспертизе, проведенной экспертными отделами Государственной Третьяковской галереи и Всероссийского художественного научно‑реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. Другой вариант обезопасить себя при покупке — участвовать в торгах аукционных домов, которые заранее объявляют о гарантиях по проданным лотам и готовы нести материальную ответственность в случае обнаружения подделки уже после торгов. Невозможно рассчитывать на гарантии при покупке у частных дилеров. Общего же правила для антикварных салонов и галерей нет, но считается, что приобретения в них более безопасны, чем у дилеров.

Подготовил Евгений Федоров

 

ТОП-14 самых дорогих предметов антиквариата
в салонах Екатеринбурга

 

 

Стоимость на 20.04.12, руб.

 

Вид предмета/материал

 

Дата

 

Страна
происхождения

 

Автор/фабрика

 

Салон

 

1

 

«Предстание Царице-Царь-Царем с избранными святыми»

 

2 650 000

 

Икона/дерево, левкас, темпера, золочение

 

1820-е гг.

 

Россия

 

н/д

 

Художественно-антиквар-ный салон «Капитал»

 

2

 

Беспредметная композиция

 

1 500 000

 

Русская живопись/дерево, масло

 

1913-1920 гг.

 

Россия

 

Круг учеников Малевича

 

«Антикварный центр»

 

3

 

«Образ Христа»

 

800 000

 

Зарубежная живопись/холст, масло

 

XVII в.

 

Италия

 

Неизвестный художник

 

«Антикварный центр»

 

4

 

«Сельский пейзаж»

 

750 000

 

Зарубежная живопись/холст, масло

 

н/д

 

н/д

 

Г. Сервекс

 

Художественно-антиквар-ный салон «Капитал»

 

5

 

«Залив»

 

600 000

 

Русская живопись/холст на картоне, масло

 

Конец XIX в.

 

Россия

 

В.Д. Орловский

 

«Антикварный центр»

 

6

 

«Летний пейзаж»

 

570 000

 

Советская живопись/картон, масло

 

3-я четверть XX в.

 

Россия

 

Г.Г. Нисский

 

«Антикварный центр»

 

7

 

«Крымский пейзаж»

 

360 000

 

Русская живопись/холст, масло

 

Конец XIX в.

 

Россия

 

Л. Чудовский

 

«Антикварный центр»

 

8

 

Яйцо к 300-летию дома Романовых

 

300 000

 

Предмет царского дома/стекло

 

1913 г.

 

Россия

 

Императорский стекольный завод

 

«Антикварный центр»

 

9

 

«Орел»

 

250 000

 

Скульптура/фарфор

 

1930-е гг.

 

Германия

 

Folkstedt-Rudolstedt

 

«Антикварный центр»

 

10

 

«Обнаженная»

 

200 000

 

Советская живопись/картон, масло

 

1920-е гг.

 

Россия

 

И.К. Слюсарев

 

«Антикварный центр»

 

11

 

Часы

 

175 000

 

Предмет обихода/серебро, эмаль

 

1897 г.

 

н/д

 

Павел Буре

 

Художественно-антиквар-ный салон «Капитал»

 

12

 

Скульптурная композиция «Дама и кавалер»

 

160 000

 

Скульптура/фарфор

 

1-я половина ХХ в.

 

Германия

 

Karl Richard Klemm

 

«Антикварный центр»

 

13

 

«Горькая доля»

 

150 000

 

Скульптура/бисквит, полихромная роспись

 

1927-1930 гг.

 

Россия

 

Дмитровская фабрика

 

«Антикварный центр»

 

14

 

«Ущелье Катаракты»

 

150 000

 

Советская живопись/картон, масло

 

1960 г.

 

Россия

 

А.Ф. Бурак

 

«Антикварный центр»

 

 

Источник: официальные сайты антикварных салонов.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.