Подписаться
Курс ЦБ на 13.04
93,44
99,72

Без помощи головы: как люди делают выбор

Дмитрий Волошин, руководитель корпоративной сетевой академии ГК «Ростех», рассказал, чем руководствуется человек, когда стоит перед выбором, и почему слово «рацио» в данном случае неприменимо.

Дмитрий Волошин, Ростех:

— Есть старый анекдот про выбор, где директор выбирал себе секретаря по многим критериям, в итоге плюнул, и выбрал ту, у которой грудь больше. Я люблю анекдоты. Они удивительно точно отражают реальность. Выбор — это очень редко про рацио. В основном — про эмоцию. Хотя, не совсем так. Мы долго выбираем рационально, и когда надоедает — то, что действительно нравится. Да, именно так.

Мой знакомый выбирал офис для своей компании. Полтора года. Задрал всю компанию. Он такой коммуникабельный человек. Может остановить кого-нибудь по дороге в кабинет, и давай его вопросами про будущий офис мучить. Ну, плюс он, конечно, сильно либерален. Думает про людей то есть. И технарь. А значит таблица с критериями и их значениями по каждому варианту размером со стену. И когда он научно убедил всю команду валить в Москву Сити, и все выдохнули, случилось оно. Магия выбора. Он пришел с утра и сказал, что решил переехать в соседнее здание. Потому что оно ему нравится.

Знаете, что такое качество? Это способность продукта или услуги соответствовать ожиданиям потребителя. Внимание, не требованиям и не документации на этот самый продукт. А ожиданиям. Я лично сдавал систему очень умному и крайне рациональному человеку. Все было хорошо, и он это знал. Еще бы, когда у тебя программа и методики испытаний размером с «Войну и мир»! Мы прогнали все функциональные тесты, уронили томик с результатами нефункциональных испытаний главному инженеру с их стороны. И тут этот уважаемый человек вздохнул и сказал, что не примет. Почему? Не прет. Ну не нравится ему. Вот и хоть убейся.

Мой друг был дважды женат. Он рано женился первый раз, по-моему в 20. И то ли тогда у нас были плохие отношения, то ли я был где-то далеко, но на свадьбу к нему не попал. Затаил обиду. Расстроился. И через лет семь мы пили с ним чай и он подробно и с матом рассказывал, как он хочет развестись. Он тоже рациональный человек. Он перечислял факты, которые неоспоримо доказывали, что с ней он жить не может. Я не спорил, за свою консультацию я уже вытребовал право погулять на его следующей свадьбе. То есть спорить было не выгодно. Он развелся. И позвал меня на следующую свадьбу через год. Его новой женой была его старая жена. Выпив, он поведал мне, что ему так хочется. Вот и все. Хочется, понимаете?

Выбор часто бывает осознан. Но, мне кажется, в наш рациональный век, мы сами немного обманываем себя. Подгоняем решение под ответ. Сначала эмоционально примем решение, а потом под него «подкладываем»факты и мнения. Потому что сейчас не принято выбирать эмоционально. Время такое.

Орфография и пунктуация автора сохранены

Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • «Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России«Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России
  • «Кубань-Вино» и «Ариант» перешли в собственность государства«Кубань-Вино» и «Ариант» перешли в собственность государства
  • Государство изъяло активы рыбопромышленных компаний Дальнего Востока на 21 млрд рублейГосударство изъяло активы рыбопромышленных компаний Дальнего Востока на 21 млрд рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.