Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

«Бежим мы: китаец и русский. Он — в кроссовках, а нам достались галоши. Потому и отстаем»

«Бежим мы: китаец и русский. Он — в кроссовках, а нам достались галоши. Потому и отстаем»
Автор фото: Константин Зарипов. Иллюстрация: DK.RU

«Строительство промздания — 75 млн, подключение электричества — 36 млн руб. Это что нужно производить, чтобы окупить эти расходы?». Владимир Килунин — о реальных проблемах производственников.

Гендиректор «Домани-спа» — единственной компании на Урале, которая производит ванны и душевые кабины — создает предприятие полного цикла. Для выполнения этой задачи не хватает одного — промышленного здания. Реально ли его построить, даже если есть земля и работающее производство, почему чиновники только обещают, но не помогают, и чем наши производственники похожи на легкоатлетов в галошах — в колонке на DK.RU.

Владимир Килунин, генеральный директор «Домани-спа»:

— Насколько реально обзавестись собственным производственным зданием в нынешней экономической ситуации? Реально, но очень и очень сложно. Я сравниваю ситуацию с легкой атлетикой. Вот бежим мы по одной дорожке, нас пять или шесть спортсменов — китаец, итальянец, еще кто-то, и мы, русские. Они бегут в кедах и кроссовках, а нам достались галоши. То есть изначально наши стартовые возможности кардинально разнятся.

Чтобы обзавестись промышленным зданием, необходимо что: коммуникации, деньги на эти коммуникации, время пуска и сама коробка. Задача — совместить все эти вещи. Для чиновников-то это несложно — они наделены возможностями, все административные ресурсы по выделению коммуникаций у них в руках.

А чтобы это совместил я — мегатрудно. Одного кота тащишь за хвост, другого... Потому мы и проигрываем иностранцам — как по времени, так и по стоимости запуска производства.

Давайте сравним. Цена 1 кв. м промышленного здания для китайца-производственника и для меня отличается минимум в десять раз. И это никак не связано с климатом. Китайское правительство самостоятельно строит промышленные здания для фабрик, едешь по улице, и они стоят, как близнецы. Туда заходишь, сразу запускаешь производство. Никаких расходов на начальном этапе нет — ни на подключение, ни на строительство, ни на согласования. И у них есть множество программ развития промышленности, по которым через некоторое время производственник это здание может выкупить, причем, ему выделяют на это субсидии. В итоге стоимость 1 кв. м здания меньше и временные затраты на запуск производства — практически нулевые.

У наших чиновников те же задачи: увеличить производство и количество работающих. Я вижу, какие ресурсы сейчас тратит государство на поддержку промышленности, ощущение такое, что вновь испеченному производственнику теперь можно дорогу переходить на любой сигнал светофора, если на груди у тебя будет написано: «Я — производственник». Это приятно.

Единственное, все к тебе вроде поворачиваются лицом и говорят: мы для тебя все сделаем, поможем, но на самом деле это не так. По двум причинам — хотят и не могут, либо хотят, но не умеют.

А главная причина, я бы сказал, организационная. У чиновников все рычаги в руках: они могут выделить землю, могут повлиять на ресурсные организации, чтобы оперативно мощности подводили, в конце концов, могут объявлять тендеры на возведение промздания. Для нас же, производственников, все это превращается в невыполнимый квест.

Когда мы в первый раз обратились в проектно-строительную организацию, чтобы нам посчитали стоимость здания площадью от 5 тыс. кв. м, мне выставили счет 70 млн руб. Потом — переговоры, тендеры — не мытьем, так катаньем этот счет снизился до 25 млн руб. Это говорит о том, какие механизмы по снижению себестоимости строительства существуют.

Коммуникаций на участке, где я планирую строить промздание, нет, а собственники ближайших мощностей продают их по нереально завышенной цене. Обращаюсь к ним, они потирают руки: да, конечно, сколько надо на ваше производство? И объявляют: вам это будет стоить 36 млн руб. Представляете расценки?

Кому, интересно, из производственников они смогут продать мощности за такие деньги? Какие нужно наркотики производить и продавать, чтобы это окупить?

И это — только электричество.

С газом та же песня. Нам сейчас нужно получить мощность из газовой трубы, чтобы поставить свой генератор и получать электричество не за 5 руб. за кВт, а за 2,5 руб. Перспективы есть, газовая труба рядом. Вот только Трансгаз-Екатеринбург говорит: газа нет, лимитов нет. Это тоже коллапс — вроде поставили задачу помогать промышленности, которую развивать без энергоресурсов невозможно, а самого важного ресурса — газа, в наших трубах за последние годы почему-то не добавилось, и ничего для исправления сделано не было.

И все эти затраты придется заложить в цену для потребителя. А потребитель скажет — ну да, здорово, красиво, но почему я должен переплачивать, если на прилавке есть то же самое китайское, но в два раза дешевле?

Для того чтобы на этой беговой дорожке выиграть, у нас должны быть одинаковые возможности — как минимум, одинаковые кроссовки. К тому же, преимуществ на самом деле у нас перед китайцами сейчас много.

Они занимаются экспортом, а наша задача — создать импортозамещающую продукцию. Нам — легче. Мы находимся ближе к потребителю, продукцию не надо никуда развозить, транспортные расходы незначительные, стоимость трудозатрат ниже, энергозатраты — тоже. Например, 1 кВт в Китае стоит 1 юань (8 руб.), а у нас для промышленников — 5 руб. Газ у нас тоже дешевле. Да мы по всем параметрам выигрываем в принципе!

Плюс у нас намного больший трудовой ресурс. Многие говорят, что никто не хочет работать. А я вот по своим ребятам смотрю — они хотят, и работают. И производительность их выше, чем у любого китайца. Время трудоголиков в Китае прошло. В течение 20-30 лет китайцам нельзя было заводить больше одного-двух детей. Сейчас их родители еще работают, но пройдет еще пара лет, и работать будет некому: представляете, когда один ребенок в семье? Да он избалован донельзя, он просто-напросто не способен работать физически, его так воспитывали. И кому на фабриках трудиться?

А, между тем, основная причина феноменального успеха Китая была — дешевая рабочая сила. Так что мы сейчас в  лучшей ситуации  находимся.

В свое время, когда я заказывал сантехнику на китайских фабриках, я годами уговаривал: давайте увеличим качество, сделаем более точную подгонку деталей, давайте использовать 3Д-моделирование, предлагал расчеты и инвестиции… Нет, говорят они, мы этого делать не будем, потому что сосед не делает. Ходил вокруг них много лет, не мог уговорить. Потом думаю — чего я их уговариваю, я быстрее сам это сделаю у себя в России. Вот, собственно, и сделал.

Проблема китайцев еще в том, что они много копируют и мало что придумывают. Они не создают инноваций, у них нет ни одного продукта, который был бы лучше созданного ранее кем-то другим.

А без инноваций далеко не убежишь. Да и вообще, если ты бежишь за кем-то по его следам, ты его никогда не обгонишь. Надо делать то, чего впереди бегущий не делает.

Недавно мы были на международной выставке сантехники в Шанхае. И я наглядно увидел: если десять лет назад в Китае было 200 фабрик по изготовлению сантехники для всего мира, то теперь их осталось 15. Причем, когда они узнали, что я сам начал производить, то чуть меня не поколотили, сказали: весь кризис из-за тебя, ты у нас всех клиентов забрал.

Но все закономерно. То, что произошло в России, точно так же происходило и в других странах. Наш импорт сократился, потому что стали развиваться импортозамещающие производства, и это везде так. Поэтому очевидно — то, что китайцы скопировали, они не смогли удержать. У них производство сократилось, у нас — выросло. Так что я теперь уже не совсем в галошах бегу, там где-то хорошие кроссовки на подходе. 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.