Деловой квартал / Новости / «Через 2 года вам придется решать — продолжать бизнес или вообще спрыгнуть с этого поезда»
«Через 2 года вам придется решать — продолжать бизнес или вообще спрыгнуть с этого поезда»
Источник: Личный архив

«Через 2 года вам придется решать — продолжать бизнес или вообще спрыгнуть с этого поезда»

Самое читаемое
  • «Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал»
    Мнения
  • «С продажниками на рынке творится какое-то безумие. Такого не было уже много лет»
    Бизнес
  • «Нам не скучно до смерти, мы вусмерть заработались». Почему 8-часовой рабочий день вреден
    Лайфхаки
  • «Вы имеете бизнес, или бизнес имеет вас?» Понятие «владелец бизнеса» больше неактуально
    Мнения
  • Михаил Лабковский: «Все вокруг говорят «депрессия» и «стресс», не понимая, что это значит»
    Лайфхаки
  • Возврат в мир «Жигулей». Андрей Мовчан о программе кандидата: инфляция, дефицит, обнищание
    Новости
07:35   08.02.2018

«По команде делать ничего не хотите, на выборы не ходите, да еще и чересчур умные». Что такое средний бизнес в России и как фиолетовая корова связана с его налоговой оптимизацией? — Ярослав Савин.

Каждую неделю в открытом бизнес-курсе «Остаться в живых» Ярослав Савин инструктирует собственников бизнеса о том, как выжить в российских реалиях. Материалы публикуются в рамках совместного проекта Центра taxCOACH и портала DK.RU.

Сегодня — о том, что такое средний бизнес в России и каковы его отличительные черты.

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH:

— Малый и средний бизнес — это примерно 20% ВВП России (вообще-то 19%, но Росстат очень сильно извинялся — мол, мы не ту методологию применили и ошиблись на 1%). Для сравнения: в Западной Европе — порядка 50-70%. В России этому есть объяснение. Средний бизнес для государства — как горе от ума. Мне не доверяли, когда я говорил, что наша страна всегда готовится к войне. И недавно Президент сказал, что российский бизнес должен быть к этому готов[1]. Да, возможно цитата вырвана из контекста, но факт остается фактом. В таких условиях ресурсы нужны не эффективные, а централизованные — чтобы по команде и быстро. А вы по команде делать ничего не хотите, на выборы не ходите, черт-те что думаете, да еще и чересчур умные — кому это понравится? Но даже в такой агрессивной среде вам удается выживать. Хочется понять, почему.

Прежде чем мы перейдем к конкретным инструментам структурирования бизнеса и его защиты, разберем, что такое средний бизнес в России и каковы его отличительные черты — «фиолетовые элементы», как я их называю.

Кризис роста

Средний бизнес характеризуется несколькими вещами. Прежде всего, это множественность собственников (чаще всего — два владельца с долями 50 на 50). В основном это мужчины (только в одном случае из шести в числе учредителей — женщины). Наиболее популярная организационно-правовая форма — ООО с добавлением ИП, гораздо реже — АО.

По отраслям традиционно доминирует оптовая торговля (40%), строительство (24%), следом идут розничная торговля (19%), производство (12%).

История бизнеса составляет обычно 5-10 лет. Как хлам на балконе, в нем накопились конфликты между новыми менеджерами с дипломом MBА и костяком с ментальностью семейного кооператива, что стоял у основания. Собственник, скорее всего, уже перестал узнавать свою компанию. Если раньше он заходил на работу в пятницу, засовывал руку в сейф, нащупывал пачку денег и понимал — неделя прошла хорошо, то теперь открывает сейф и видит только записку от финдиректора: «Ты не в бюджете».

По закону, средний бизнес — это компания с выручкой от 800 млн до 2 млрд руб. В нашем понимании — примерно от 400 млн до 3,5-7 млрд руб. Сама по себе эта цифра не имеет особого значения.

Ведь в чем принципиальная разница между маленькими компаниями и большими? В ответственности. В маленькой компании ее на себя берут, а в большой — дают.

Что значат эти цифры с точки зрения внешнего наблюдателя (будь то потенциальный партнер, рейдер или налоговый орган)? С этой компании точно есть, что взять. Чтобы ворочать такими оборотами, нужно задействовать имущество минимум на 15-20 млн руб. и довольно большое количество сотрудников. Таким образом, перед нами заметная компания, от которой можно что-то хотеть.

Именно поэтому здесь рождаются перегибы. Причина — в дозволенности поведения: сначала вы перегибали палку и тянули одеяло на себя (в том числе в налоговом смысле), теперь маятник качнулся в противоположную сторону. И уже налоговый инспектор вызывает к себе самых заметных налогоплательщиков со словами: «Мы тут примерно прикинули — с тебя столько-то в квартал». А когда производственная компания отвечает: «Если мы столько заплатим, то через полгода закроемся», возражает: «Закройтесь лучше через год, потому что меня это касаться не будет — я уже в другом месте работать буду».

Фиолетовая оптимизация

Как я уже говорил в первой серии, складывается не очень здоровая ситуация, которая никак не стимулирует заниматься предпринимательством. Но раз в этой агрессивной среде вам удается выживать, значит, у вас есть то самое, что я называю «фиолетовыми элементами».

Сам термин придумал Сет Годин в книге «Фиолетовая корова»[2]. «О выдающемся событии говорят, на него обращают внимание. Это что-то исключительное, необычное, интересное. Это — Фиолетовая корова. Обыденная и скучная рутина незаметна и невидима, как обычная буренка», — пишет он. Мы используем этот термин в несколько ином аспекте.

Наличие фиолетовой коровы — это признак среднего бизнеса. Это то, что отделяет его от остальных. Это может быть подход к организации бизнеса, корпоративная культура или даже способ занести откат, что у некоторых выходит неординарнее.

Как привязать этот термин к налоговой оптимизации? Вас учат, что все начинается с клиента, но в смысле подхода к постройке безопасного бизнеса мы утверждаем — с фиолетовой коровы.

Приведу пример. Допустим, вы хотите купить автомобиль. В кармане у вас лежит брикет денег и жжет ногу. Приходите в автосалон, вас встречает менеджер по продажам, который говорит, что это самый лучший в мире автомобиль, он отлично гармонирует с цветом ваших глаз и ботинок. По-быстрому устраивает тест-драйв, и вы говорите: «Беру!» Оформляете покупку и понимаете, что в автомобиле не хватает… брызговиков. На что менеджер показывает на другой конец зала — на отдел допоборудования, где нужно выстоять очередь, поскольку сотрудник там всего один, и тот всегда на складе. Дождались, выбрали, оплатили — а вас отправляют в другое здание — с надписью «Сервис» со словами: «Покажете документы и договоритесь, когда сможете забрать укомплектованный автомобиль». Не отдали бы прежде деньги — выскочили бы из такого салона и никогда туда не вернулись.

В чем причина такого отношения? Скорее всего, менеджер по продажам работает в ООО на общей системе налогообложения, у которого есть дилерский договор с производителем автомобилей. Отдел допоборудования — это ООО или ИП на «упрощенке», зарабатывающие на поставке запчастей. Сервис — отдельное звено — ИП на ЕНВД.

Получается, что собственник автосалона позаботился о налоговой оптимизации и разделил бизнес на группу компаний, но о том, в чем суть его бизнеса, и об интересах своих потребителей позабыл.

Плата за прибыль

Давайте определимся с тем, как концептуально устроен ваш бизнес. Кто ваши клиенты, чего они от вас хотят и какова форма отношений с ними? Следующий шаг — понять, что мы можем им дать, как много и за сколько. После этого получим ответ на вопрос, сколько на этом заработаем. Далее — где это очень нужное мы берем (какие процессы за это отвечают, какая инфраструктура задействована, кто является поставщиком)? Важный момент: с этой точки зрения наши сотрудники — это тоже поставщики. Все в совокупности дает нам ощущение затрат. Разница между выручкой и затратами — это то, что мы хотим положить в карман.

Конечно, в реальности бизнеса, который планомерно развил бы в себе все эти части, мне не встречалось. Бывает акцент — на отношениях с клиентом, на продукте, на поставщиках или логистике. И эти акценты рождают разное мироустройство бизнеса.

Это и есть платформа бизнеса или его модель, сжигающая в печи своих рутинных бизнес-процессов те самые «фиолетовые элементы», увеличивая добавленную стоимость (подробнее можно почитать в книге А.Остервальдера и И.Пинье «Построение бизнес-моделей»)[3]. Как топливная присадка.

Определение сути бизнес-модели и фиолетовых элементов для обеспечения безопасности бизнеса переоценить невозможно. Игнорирование этих аспектов при упаковке бизнеса в группу компаний чревато обвинениями со стороны налоговых органов в искусственном дроблении вместе с угрозой утратить владельческий контроль над бизнесом. Ведь владельческий контроль — это вовсе не владение имуществом и не подпись на платежках, это обладание тем, что составляет те самые «фиолетовые элементы». И если вы из своего талантливого технолога сделали «ИП Производство», воспользовавшись всеми налоговыми преимуществами, то что может произойти завтра с вашим бизнесом и как вы к этому приготовились?

Что касается точного определения потребностей клиентов, то это и вовсе вопрос на стыке экономики и безопасности. Можно долго и бесплотно обсуждать, применять ли с точки зрения отношения налоговых органов «агентскую схему» или «обратную агентскую схему», но в конечном счете вы упретесь именно в ожидания и требования клиентов.

Клиентов всегда можно разделить на категории — поинтересуйтесь у коммерческого отдела, чего хочет каждая из этих категорий. И не фантазируйте. Поймите: чем более расплывчатые и обобщенные требования вы формулируете, тем более универсальный интерфейс для взаимодействия с клиентами мы вынуждены использовать. Вплоть до «работайте-ка вы в рамках одного юрлица на общей системе налогообложения». Чувствуете, как экономика и безопасность утекают сквозь пальцы?

В управлении рисками также не может быть универсального подхода. Да, риски — это плата за прибыль. Неуправляемые риски — это игра в русскую рулетку.

Но защищаться от всех рисков нет смысла — это нерентабельно. Отдельно взятому бизнесу все риски разом не грозят. Ваша задача — познакомиться со всеми, но выбрать из них те, что касаются именно вас. В этом ключ подхода.

Имейте в виду — мы строим с вами модель бизнеса на два года вперед, чтобы прожить времена неопределенности. Что будет потом, не знает никто. Напомню, однако, что одновременно с выборами президента России заканчивается мораторий на изменение налогового законодательства. Чувствуете, как живется с мораторием? А теперь представьте, что будет, когда его отменят. Живем два года, а там вам вновь придется переупаковываться под новые условия, а, возможно, и принимать для себя решение — продолжать пластаться, закусив удила, или вообще спрыгнуть с этого поезда.

 

Текст подготовила Анна Асташкина, специально для DK.RU

[1]«Путин: российский бизнес должен быть готов перейти на военные рельсы. MK.ru 22 ноября 2017 года со ссылкой на «Интерфакс»

[2]«Сет Годин «Фиолетовая корова» «Манн, Иванов и Фербер», 2017»

[3] Александр Остервальдер, Ив Пинье Построение бизнес-моделей. Альпина Паблишер, 2017»

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Повез жену в лес копать могилу». Известная сеть запустила скандальную рекламу 23 февраля «Повез жену в лес копать могилу». Известная сеть запустила скандальную рекламу 23 февраля
«Аэрофлот» внезапно ужесточил правила провоза ручной клади. Это вызвало массовые жалобы
«Иногда нужен пит-стоп». Почему уход из «Магнита» дает Галицкому новый шанс
Блок по подозрению. ЦБ предложил банкам инструкцию по выявлению фирм-однодневок
Основатель «Додо пиццы» рассказал о прекращении допросов по делу о наркотиках в сети
4,5 млрд в тележках: владельцы Промсвязьбанка после санации сняли деньги в другом банке
«Русская рулетка»: Дерипаска готов выкупить «Норникель» у Потанина или уйти из компании

Бизнес

«Это же как хлам на балконе!» От чего стоит отказаться при построении группы компаний «Это же как хлам на балконе!» От чего стоит отказаться при построении группы компаний
Есть ли деньги в кинобизнесе? Рассказывает владелец «Кинодома» Александр Прохоров
«С продажниками на рынке творится какое-то безумие. Такого не было уже много лет»
Просите денег под выполнимые проекты. Почему не работает господдержка и кто в этом виноват
Болезни роста. Когда развитие бизнеса надо сдерживать искусственно / ОПЫТ сети «Галамарт»
Производитель, администратор, предприниматель или интегратор — кто вы в вашем бизнесе?
Как объединиться с конкурентом и получить 40% рынка и 500 млн руб. оборота за год / КЕЙС

Свое дело

«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО «Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО
Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка
«Богатым, продавая хлеб, не стать». Как построить бизнес на пекарне / ОПЫТ
Как запустить марку одежды на несколько сотен тысяч и заработать на классике / ОПЫТ
«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок

Качество жизни

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри
Стоимость содержания автомобиля в 2018 году. Как снизить расходы?
Как подготовиться к разводу без нервных срывов и лишних движений — Елена Овчинникова
«Угроза тюрьмы делает брак по-настоящему честным институтом и равняет супругов в правах»
Как прожить больше 100 лет, и чем заняться после 60-ти. Виталий Недельский — о долголетии
«Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей
Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати

Мнения

«Вы имеете бизнес, или бизнес имеет вас?» Понятие «владелец бизнеса» больше неактуально «Вы имеете бизнес, или бизнес имеет вас?» Понятие «владелец бизнеса» больше неактуально
«Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал»
«Дошло до того, что главным риском предпринимателя стало само предпринимательство»
«Увидеть, как упадет башня — это наше право. Взорвать ее молча — все равно что украсть»
«Я раскаиваюсь, не буду больше «кошмарить» бизнес». Новое кредо Евгения Кобзева
«Пока еще можно, подергаем таракана за усы. Сталин — преступник и бездарный военачальник»
«У Сталина была установка на великие свершения, у сегодняшней империи — чтобы их не было»

Лайфхаки

Forbes опубликовал рейтинг «Короли госзаказа». Во главе — новички, которые дружат с РЖД Forbes опубликовал рейтинг «Короли госзаказа». Во главе — новички, которые дружат с РЖД
«Лидер потому и лидер, что находит правильное применение для своих слабостей». МНЕНИЕ
По России за три дня. Семь интересных вариантов мини-путешествий без пересечения границ
Тирания удобства: как современные технологии лишают нас личности и смысла жизни
«Угроза фаворитизма»: почему женщины склонны выбирать начальников-мужчин
Депозиты в прошлом. В какие инструменты вкладывать деньги вместо банковских вкладов
Когда в голове звучит «Хочу!»: как контролировать мозг и избегать нелогичных поступков
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.