Деловой квартал / Новости / Частные клиники отказываются от дорогих проектов

Частные клиники отказываются от дорогих проектов

03:00   22.12.2008

В первой половине 2008 г. рынок платных медицинских услуг Челябинска бурно развивался, но осенью мировые экономические потрясения фактически остановили его рост. В 2009 г. участники рынка перестанут инвестировать в дорогостоящие методики и оборудование и будут активнее внедрять низкобюджетные инструменты укрепления лояльности постоянных клиентов. эксперты
Олег Гердт
региональный директор сети салонов лазерной эпиляции «Клеопатра»
Виталий Матюнин
директор ООО «Медицинский стоматологический центр «32 норма»
Дмитрий Серов
генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика»
Елена Фатеева
директор лечебно-косметологического центра «АПИ»
Ольга Чигринец
генеральный директор ООО «ДНК Клиника»

Кто из участников рынка медицинских услуг наиболее уязвим?
Как клиники будут удерживать лояльных клиентов?
Зачем косметологические центры объединяются в конгломераты?

К началу 2008 г. объем челябинского рынка платных медицинских услуг составил около 3 млрд руб. Игроки совершенствовали технологии, инвестируя в новые методики и оборудование, прежде всего, диагностическое (анализаторы для лабораторий, аппараты для ультразвукового обследования и др.). В большинстве случаев модернизировался средний класс оборудования. Аппаратура экспертного класса, стоящая в 5-10 раз дороже, как правило, приобреталась для направлений с большим потоком клиентов. Так, медцентр «Лотос» в этом году приобрел магнитно-резонансный томограф (МРТ): очередь на томографию в муниципальной больнице составляет от двух до трех месяцев, и «Лотос» стал второй частной клиникой в Челябинске, предложившей эту услугу.

В апреле ГК «Белый Кит» открыла стоматологическую клинику VIP-класса. По оценкам экспертов, затраты на открытие клиники на три кресла могли достигать 500 тыс. евро. Эксперты посчитали, что открытие VIP-клиники практически заполнило эту нишу: до того единственной клиникой, работающей исключительно в премиум-сегменте, была MAXIMA, принадлежащая ГК «Стоматологическая практика». Выхода других игроков в премиум-сегмент участники рынка не ожидают, поскольку само по себе развитие холдинговых структур на стоматологическом рынке весьма проблематично: каждый филиал нужно обеспечить грамотными специалистами и оборудованием, что зачастую экономически нерентабельно.

Часть игроков уйдет с рынка

По первоначальным прогнозам, емкость рынка к концу 2008 г. должна была возрасти на 25-27% и превысить 3,7 млрд руб. Помешали экономические потрясения. Сейчас часть экспертов говорит о прекращении роста прибыли, а некоторые отмечают спад числа клиентов и уменьшение среднего чека. «Мы опять сталкиваемся с проблемой частоты посещения гинеколога. Женщины будут приходить к врачу не два раза в год, как положено, а только тогда, когда что-то заболит, и мы будем чаще получать запущенные случаи», — прогнозирует ОЛЬГА ЧИГРИНЕЦ, генеральный директор ООО «ДНК Клиника». Эксперты считают, что последствия кризиса проявятся ближе к весне, когда привычку челябинцев экономить на здоровье усилит общее падение доходов населения.

По данным Росздравнадзора, главными проблемами для рынка в 2008 г. были дефицит квалифицированных специалистов, недостаточная профессиональная подготовка педиатров, невропатологов, кардиологов и других специалистов. Однако уже весной 2009 г., считают эксперты, эта проблема отойдет на второй план. Падение покупательской способности населения приведет к оттоку клиентов из частных клиник. Будут вынуждены свернуть деятельность около 30% участников рынка, предполагает региональный директор сети салонов лазерной эпиляции «Клеопатра» ОЛЕГ ГЕРДТ. Прежде всего речь идет о небольших медицинских центрах и косметологических салонах, которые не успели создать базу лояльных клиентов. С коллегой согласен директор ООО «Медицинский стоматологический центр «32 норма» ВИТАЛИЙ МАТЮНИН: по его словам, будут закрываться стоматологические кабинеты на 1-2 кресла, у которых стоимость услуг была изначально занижена. «Если цена была низкая, значит аудитория была сформирована из менее обеспеченных слоев населения. Сейчас такие пациенты будут уходить в городские поликлиники на бесплатный или частично платный прием», — объясняет эксперт. Наиболее устойчивыми окажутся медцентры, работающие в среднеценовом сегменте.

Государственная медицина усилит позиции

На освобождающуюся долю рынка претендуют не только сильные игроки, но и государственные клиники. Г-н Гердт отмечает, что за последний год все самые масштабные и инновационные проекты были созданы именно силами государства. Так, на 2009 г. намечена сдача федерального центра сердечно-сосудистой хирургии проектной мощностью 10 тыс. операций в год. В нем будут проводиться все типы профильных операций: стентирование, шунтирование, ангиопластика коронарных сосудов.

Готовность увеличить государственное влияние в медицине в ноябре 2008 г. на VI съезде врачей Челябинской области высказал губернатор региона ПЕТР СУМИН. По его данным, объем финансирования здравоохранения с 2000 г. увеличился в 5,5 раз, а в 2008 г. превысил 18 млрд руб. Губернатор заверил, что финансирование отрасли будет продолжено вне зависимости от макроэкономической ситуации: «Мы будем приобретать санитарный транспорт, оснащать больницы, развивать высокие технологии».

В неофициальных беседах участники рынка отмечают, что государственные клиники получают преимущество перед частными и в силу бюрократизма и коррупции в надзорных органах. «Получение медицинской лицензии с каждым годом требует все больше усилий, а коррупция с наступлением кризиса только усугубилась», — пояснил директор одного из медцентров, пожелавший остаться неизвестным.

Компании займутся укреплением лояльности

Челябинские частные клиники в 2008 г. стремились к многопрофильности: приемы смежных специалистов вводились в клиниках, которые еще недавно специализировались исключительно на проблемах репродукции или эстетической медицины. При этом нередко речь шла о конгломерате нескольких отдельных медцентров разного профиля, например, косметологической клиники с диагностическим центром или исследовательской лабораторией. Такое объединение менее затратно, чем диверсификация собственного бизнеса. Директор лечебно-косметологического центра «АПИ» ЕЛЕНА ФАТЕЕВА: «Мы сейчас сотрудничаем с «Пластэсом». Партнерство выросло из услуг по знакомству — мы помогали им готовить пациентов к операции. Я уверена, что будущее косметологии — за крупными многопрофильными центрами».

«Середнячки» добавляли к существующим направлениям протезирование, хирургию и рентген. Крупные игроки, у которых базовый спектр возможностей уже представлен, развивали более сложные услуги. Например, «Стоматологическая практика» дополнила линейку услуг возможностью размещения клиентов в стационаре и лечения под общим наркозом.

Однако в ближайшем будущем диверсификация бизнеса в платной медицине приостановится, считает Олег Гердт: «Расширение спектра услуг всегда требует больших затрат на оборудование и перепозиционирование, что в условиях кризиса могут себе позволить не все». На смену затратным проектам, считает эксперт, придут не требующие больших вложений нестандартные маркетинговые ходы по укреплению лояльности существующих клиентов.

«В новых условиях у частных медицинских центров останется меньше возможностей для инвестиций. Компании, которые планировали рост или расширение, теперь, вероятно, будут пересматривать свои планы», — согласен с коллегой ДМИТРИЙ СЕРОВ, генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика». Клиники будут максимально сокращать издержки. «Для оптимизации расходов некоторым компаниям придется повышать цены на услуги, сокращать обслуживающий персонал и рабочее время врачей», — уверен г-н Серов.

В 2009 г. входа в Челябинск крупных медицинских сетей эксперты не ждут. «Сейчас достаточно рискованное время для крупных вложений, с которыми связан заход на рынок. Я полагаю, что сети выберут города с более высокой покупательской способностью: те же Екатеринбург и Тюмень», — считает Олег Гердт.

Автор: Деловой квартал
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Конец «путинского» среднего класса. Сбережения в России становятся роскошью для немногих Конец «путинского» среднего класса. Сбережения в России становятся роскошью для немногих
Доля в обмен на убыточный бизнес. «М.Видео» покупает российский Media Markt
Принуждение к компромиссу. Каковы главные риски и основные сценарии пенсионной реформы
«Ты просто космос, Стас». Россия разгромила Египет и впервые в истории прошла в 1/8 финала
#Sekta все? Ольга Маркес объявила о закрытии проекта
Навальный объявил акцию протеста против повышения пенсионного возраста
Госбанки захватывают онлайн-торговлю: ВТБ договаривается о партнерстве с Alibaba

Бизнес

«Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока «Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока
«Американцы четкие, корейцы ведут бизнес только с мужчинами, а арабы играют «в долгую»»
«Без трудового договора и социальных взносов». Мифы производственного кооператива
Тимур Уфимцев: «К «Екатеринбург-Арене» невозможно остаться равнодушным»
«Предпринимателям кажется, что они ничего не нарушают». За что банк может закрыть счет?
«Не столь распространены». О каких инструментах для бизнеса вы зря забыли
«Такое непростое «простое товарищество». Виртуальный помощник для бизнеса

Свое дело

«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС

Качество жизни

«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик» «Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей
«К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением»
«От 35 тыс. евро в год». Кто зарабатывает на юных футболистах в Испании
«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»
«Шансы — почти нулевые». Может ли ваш ребенок стать футбольным профи в Испании?

Мнения

«Как только вы указали место работы в своем профиле, он перестал быть личным» «Как только вы указали место работы в своем профиле, он перестал быть личным»
«Мы перевыполнили планку по строительству храмов. Время инвестировать в образование»
Андрей Мовчан: «В России частный бизнес — враг, если он не обслуживает власть»
Тайное становится явным. Чего вы не знаете о тех, кто нанимает персонал для бизнеса
«Слово «хайп» неспроста возникло. Других способов быть услышанными не остается»
«Единственная необходимая пенсионная реформа — отмена пенсии к такой-то матери»
«Для ВВП не страшно, если уворованные деньги тратят внутри страны. Увы» — Виталий Калугин

Лайфхаки

«Отпуск не панацея, работа убьет до него». Как спастись от профессионального выгорания «Отпуск не панацея, работа убьет до него». Как спастись от профессионального выгорания
«Пик карьеры должен быть в 50, но в РФ это 30-35 лет. Потом или учиться, или доход рухнет»
«Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть
«Власть плюс низкий статус — это смертельно». Шесть способов обезвредить токсичных коллег
«Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите»
Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе
15 лучших пляжей мира: как туда добраться и сколько стоит аренда зонтика
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.