Подписаться
Деловой квартал / Новости / Частные клиники отказываются от дорогих проектов

Частные клиники отказываются от дорогих проектов

03:00   22.12.2008

В первой половине 2008 г. рынок платных медицинских услуг Челябинска бурно развивался, но осенью мировые экономические потрясения фактически остановили его рост. В 2009 г. участники рынка перестанут инвестировать в дорогостоящие методики и оборудование и будут активнее внедрять низкобюджетные инструменты укрепления лояльности постоянных клиентов. эксперты
Олег Гердт
региональный директор сети салонов лазерной эпиляции «Клеопатра»
Виталий Матюнин
директор ООО «Медицинский стоматологический центр «32 норма»
Дмитрий Серов
генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика»
Елена Фатеева
директор лечебно-косметологического центра «АПИ»
Ольга Чигринец
генеральный директор ООО «ДНК Клиника»

Кто из участников рынка медицинских услуг наиболее уязвим?
Как клиники будут удерживать лояльных клиентов?
Зачем косметологические центры объединяются в конгломераты?

К началу 2008 г. объем челябинского рынка платных медицинских услуг составил около 3 млрд руб. Игроки совершенствовали технологии, инвестируя в новые методики и оборудование, прежде всего, диагностическое (анализаторы для лабораторий, аппараты для ультразвукового обследования и др.). В большинстве случаев модернизировался средний класс оборудования. Аппаратура экспертного класса, стоящая в 5-10 раз дороже, как правило, приобреталась для направлений с большим потоком клиентов. Так, медцентр «Лотос» в этом году приобрел магнитно-резонансный томограф (МРТ): очередь на томографию в муниципальной больнице составляет от двух до трех месяцев, и «Лотос» стал второй частной клиникой в Челябинске, предложившей эту услугу.

В апреле ГК «Белый Кит» открыла стоматологическую клинику VIP-класса. По оценкам экспертов, затраты на открытие клиники на три кресла могли достигать 500 тыс. евро. Эксперты посчитали, что открытие VIP-клиники практически заполнило эту нишу: до того единственной клиникой, работающей исключительно в премиум-сегменте, была MAXIMA, принадлежащая ГК «Стоматологическая практика». Выхода других игроков в премиум-сегмент участники рынка не ожидают, поскольку само по себе развитие холдинговых структур на стоматологическом рынке весьма проблематично: каждый филиал нужно обеспечить грамотными специалистами и оборудованием, что зачастую экономически нерентабельно.

Часть игроков уйдет с рынка

По первоначальным прогнозам, емкость рынка к концу 2008 г. должна была возрасти на 25-27% и превысить 3,7 млрд руб. Помешали экономические потрясения. Сейчас часть экспертов говорит о прекращении роста прибыли, а некоторые отмечают спад числа клиентов и уменьшение среднего чека. «Мы опять сталкиваемся с проблемой частоты посещения гинеколога. Женщины будут приходить к врачу не два раза в год, как положено, а только тогда, когда что-то заболит, и мы будем чаще получать запущенные случаи», — прогнозирует ОЛЬГА ЧИГРИНЕЦ, генеральный директор ООО «ДНК Клиника». Эксперты считают, что последствия кризиса проявятся ближе к весне, когда привычку челябинцев экономить на здоровье усилит общее падение доходов населения.

По данным Росздравнадзора, главными проблемами для рынка в 2008 г. были дефицит квалифицированных специалистов, недостаточная профессиональная подготовка педиатров, невропатологов, кардиологов и других специалистов. Однако уже весной 2009 г., считают эксперты, эта проблема отойдет на второй план. Падение покупательской способности населения приведет к оттоку клиентов из частных клиник. Будут вынуждены свернуть деятельность около 30% участников рынка, предполагает региональный директор сети салонов лазерной эпиляции «Клеопатра» ОЛЕГ ГЕРДТ. Прежде всего речь идет о небольших медицинских центрах и косметологических салонах, которые не успели создать базу лояльных клиентов. С коллегой согласен директор ООО «Медицинский стоматологический центр «32 норма» ВИТАЛИЙ МАТЮНИН: по его словам, будут закрываться стоматологические кабинеты на 1-2 кресла, у которых стоимость услуг была изначально занижена. «Если цена была низкая, значит аудитория была сформирована из менее обеспеченных слоев населения. Сейчас такие пациенты будут уходить в городские поликлиники на бесплатный или частично платный прием», — объясняет эксперт. Наиболее устойчивыми окажутся медцентры, работающие в среднеценовом сегменте.

Государственная медицина усилит позиции

На освобождающуюся долю рынка претендуют не только сильные игроки, но и государственные клиники. Г-н Гердт отмечает, что за последний год все самые масштабные и инновационные проекты были созданы именно силами государства. Так, на 2009 г. намечена сдача федерального центра сердечно-сосудистой хирургии проектной мощностью 10 тыс. операций в год. В нем будут проводиться все типы профильных операций: стентирование, шунтирование, ангиопластика коронарных сосудов.

Готовность увеличить государственное влияние в медицине в ноябре 2008 г. на VI съезде врачей Челябинской области высказал губернатор региона ПЕТР СУМИН. По его данным, объем финансирования здравоохранения с 2000 г. увеличился в 5,5 раз, а в 2008 г. превысил 18 млрд руб. Губернатор заверил, что финансирование отрасли будет продолжено вне зависимости от макроэкономической ситуации: «Мы будем приобретать санитарный транспорт, оснащать больницы, развивать высокие технологии».

В неофициальных беседах участники рынка отмечают, что государственные клиники получают преимущество перед частными и в силу бюрократизма и коррупции в надзорных органах. «Получение медицинской лицензии с каждым годом требует все больше усилий, а коррупция с наступлением кризиса только усугубилась», — пояснил директор одного из медцентров, пожелавший остаться неизвестным.

Компании займутся укреплением лояльности

Челябинские частные клиники в 2008 г. стремились к многопрофильности: приемы смежных специалистов вводились в клиниках, которые еще недавно специализировались исключительно на проблемах репродукции или эстетической медицины. При этом нередко речь шла о конгломерате нескольких отдельных медцентров разного профиля, например, косметологической клиники с диагностическим центром или исследовательской лабораторией. Такое объединение менее затратно, чем диверсификация собственного бизнеса. Директор лечебно-косметологического центра «АПИ» ЕЛЕНА ФАТЕЕВА: «Мы сейчас сотрудничаем с «Пластэсом». Партнерство выросло из услуг по знакомству — мы помогали им готовить пациентов к операции. Я уверена, что будущее косметологии — за крупными многопрофильными центрами».

«Середнячки» добавляли к существующим направлениям протезирование, хирургию и рентген. Крупные игроки, у которых базовый спектр возможностей уже представлен, развивали более сложные услуги. Например, «Стоматологическая практика» дополнила линейку услуг возможностью размещения клиентов в стационаре и лечения под общим наркозом.

Однако в ближайшем будущем диверсификация бизнеса в платной медицине приостановится, считает Олег Гердт: «Расширение спектра услуг всегда требует больших затрат на оборудование и перепозиционирование, что в условиях кризиса могут себе позволить не все». На смену затратным проектам, считает эксперт, придут не требующие больших вложений нестандартные маркетинговые ходы по укреплению лояльности существующих клиентов.

«В новых условиях у частных медицинских центров останется меньше возможностей для инвестиций. Компании, которые планировали рост или расширение, теперь, вероятно, будут пересматривать свои планы», — согласен с коллегой ДМИТРИЙ СЕРОВ, генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика». Клиники будут максимально сокращать издержки. «Для оптимизации расходов некоторым компаниям придется повышать цены на услуги, сокращать обслуживающий персонал и рабочее время врачей», — уверен г-н Серов.

В 2009 г. входа в Челябинск крупных медицинских сетей эксперты не ждут. «Сейчас достаточно рискованное время для крупных вложений, с которыми связан заход на рынок. Я полагаю, что сети выберут города с более высокой покупательской способностью: те же Екатеринбург и Тюмень», — считает Олег Гердт.

Автор: Деловой квартал
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Клиенты забрали из Сбербанка $1,2 млрд. Они боятся, что операции в долларах ограничат Клиенты забрали из Сбербанка $1,2 млрд. Они боятся, что операции в долларах ограничат
Допрос прямо в школе. Полиция начала искать подростков, участвующих в акции Навального
У россиян резко сократился объем «свободных денег». Необходимые траты растут
Проблема для покупателей? Застройщики добиваются заморозки отчислений в фонд дольщиков
Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году
Китайский путь? Власть намерена создать «Цифровой профиль» для каждого россиянина
Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ

Бизнес

«Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего» «Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего»
Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов?
«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
Марина Хрипунова: «Давайте честно: что купить и что смотреть — в семье решает женщина»
«В магазине бутылка пива стоит дешевле минералки. Как это возможно?» — Илья Ройтенберг

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

«ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»

Лайфхаки

«Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить «Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить
«Это болезнь профессионалов». Как большое количество обязанностей разрушает карьеру
«Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием
Есть спрос — будет и предложение. 11 необычных и странных профессий современности
«Покупатель не должен сам проводить экспертизу». Что можно смело требовать от застройщика
Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen