Деловой квартал / Новости / Частные клиники отказываются от дорогих проектов

Частные клиники отказываются от дорогих проектов

03:00   22.12.2008

В первой половине 2008 г. рынок платных медицинских услуг Челябинска бурно развивался, но осенью мировые экономические потрясения фактически остановили его рост. В 2009 г. участники рынка перестанут инвестировать в дорогостоящие методики и оборудование и будут активнее внедрять низкобюджетные инструменты укрепления лояльности постоянных клиентов. эксперты
Олег Гердт
региональный директор сети салонов лазерной эпиляции «Клеопатра»
Виталий Матюнин
директор ООО «Медицинский стоматологический центр «32 норма»
Дмитрий Серов
генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика»
Елена Фатеева
директор лечебно-косметологического центра «АПИ»
Ольга Чигринец
генеральный директор ООО «ДНК Клиника»

Кто из участников рынка медицинских услуг наиболее уязвим?
Как клиники будут удерживать лояльных клиентов?
Зачем косметологические центры объединяются в конгломераты?

К началу 2008 г. объем челябинского рынка платных медицинских услуг составил около 3 млрд руб. Игроки совершенствовали технологии, инвестируя в новые методики и оборудование, прежде всего, диагностическое (анализаторы для лабораторий, аппараты для ультразвукового обследования и др.). В большинстве случаев модернизировался средний класс оборудования. Аппаратура экспертного класса, стоящая в 5-10 раз дороже, как правило, приобреталась для направлений с большим потоком клиентов. Так, медцентр «Лотос» в этом году приобрел магнитно-резонансный томограф (МРТ): очередь на томографию в муниципальной больнице составляет от двух до трех месяцев, и «Лотос» стал второй частной клиникой в Челябинске, предложившей эту услугу.

В апреле ГК «Белый Кит» открыла стоматологическую клинику VIP-класса. По оценкам экспертов, затраты на открытие клиники на три кресла могли достигать 500 тыс. евро. Эксперты посчитали, что открытие VIP-клиники практически заполнило эту нишу: до того единственной клиникой, работающей исключительно в премиум-сегменте, была MAXIMA, принадлежащая ГК «Стоматологическая практика». Выхода других игроков в премиум-сегмент участники рынка не ожидают, поскольку само по себе развитие холдинговых структур на стоматологическом рынке весьма проблематично: каждый филиал нужно обеспечить грамотными специалистами и оборудованием, что зачастую экономически нерентабельно.

Часть игроков уйдет с рынка

По первоначальным прогнозам, емкость рынка к концу 2008 г. должна была возрасти на 25-27% и превысить 3,7 млрд руб. Помешали экономические потрясения. Сейчас часть экспертов говорит о прекращении роста прибыли, а некоторые отмечают спад числа клиентов и уменьшение среднего чека. «Мы опять сталкиваемся с проблемой частоты посещения гинеколога. Женщины будут приходить к врачу не два раза в год, как положено, а только тогда, когда что-то заболит, и мы будем чаще получать запущенные случаи», — прогнозирует ОЛЬГА ЧИГРИНЕЦ, генеральный директор ООО «ДНК Клиника». Эксперты считают, что последствия кризиса проявятся ближе к весне, когда привычку челябинцев экономить на здоровье усилит общее падение доходов населения.

По данным Росздравнадзора, главными проблемами для рынка в 2008 г. были дефицит квалифицированных специалистов, недостаточная профессиональная подготовка педиатров, невропатологов, кардиологов и других специалистов. Однако уже весной 2009 г., считают эксперты, эта проблема отойдет на второй план. Падение покупательской способности населения приведет к оттоку клиентов из частных клиник. Будут вынуждены свернуть деятельность около 30% участников рынка, предполагает региональный директор сети салонов лазерной эпиляции «Клеопатра» ОЛЕГ ГЕРДТ. Прежде всего речь идет о небольших медицинских центрах и косметологических салонах, которые не успели создать базу лояльных клиентов. С коллегой согласен директор ООО «Медицинский стоматологический центр «32 норма» ВИТАЛИЙ МАТЮНИН: по его словам, будут закрываться стоматологические кабинеты на 1-2 кресла, у которых стоимость услуг была изначально занижена. «Если цена была низкая, значит аудитория была сформирована из менее обеспеченных слоев населения. Сейчас такие пациенты будут уходить в городские поликлиники на бесплатный или частично платный прием», — объясняет эксперт. Наиболее устойчивыми окажутся медцентры, работающие в среднеценовом сегменте.

Государственная медицина усилит позиции

На освобождающуюся долю рынка претендуют не только сильные игроки, но и государственные клиники. Г-н Гердт отмечает, что за последний год все самые масштабные и инновационные проекты были созданы именно силами государства. Так, на 2009 г. намечена сдача федерального центра сердечно-сосудистой хирургии проектной мощностью 10 тыс. операций в год. В нем будут проводиться все типы профильных операций: стентирование, шунтирование, ангиопластика коронарных сосудов.

Готовность увеличить государственное влияние в медицине в ноябре 2008 г. на VI съезде врачей Челябинской области высказал губернатор региона ПЕТР СУМИН. По его данным, объем финансирования здравоохранения с 2000 г. увеличился в 5,5 раз, а в 2008 г. превысил 18 млрд руб. Губернатор заверил, что финансирование отрасли будет продолжено вне зависимости от макроэкономической ситуации: «Мы будем приобретать санитарный транспорт, оснащать больницы, развивать высокие технологии».

В неофициальных беседах участники рынка отмечают, что государственные клиники получают преимущество перед частными и в силу бюрократизма и коррупции в надзорных органах. «Получение медицинской лицензии с каждым годом требует все больше усилий, а коррупция с наступлением кризиса только усугубилась», — пояснил директор одного из медцентров, пожелавший остаться неизвестным.

Компании займутся укреплением лояльности

Челябинские частные клиники в 2008 г. стремились к многопрофильности: приемы смежных специалистов вводились в клиниках, которые еще недавно специализировались исключительно на проблемах репродукции или эстетической медицины. При этом нередко речь шла о конгломерате нескольких отдельных медцентров разного профиля, например, косметологической клиники с диагностическим центром или исследовательской лабораторией. Такое объединение менее затратно, чем диверсификация собственного бизнеса. Директор лечебно-косметологического центра «АПИ» ЕЛЕНА ФАТЕЕВА: «Мы сейчас сотрудничаем с «Пластэсом». Партнерство выросло из услуг по знакомству — мы помогали им готовить пациентов к операции. Я уверена, что будущее косметологии — за крупными многопрофильными центрами».

«Середнячки» добавляли к существующим направлениям протезирование, хирургию и рентген. Крупные игроки, у которых базовый спектр возможностей уже представлен, развивали более сложные услуги. Например, «Стоматологическая практика» дополнила линейку услуг возможностью размещения клиентов в стационаре и лечения под общим наркозом.

Однако в ближайшем будущем диверсификация бизнеса в платной медицине приостановится, считает Олег Гердт: «Расширение спектра услуг всегда требует больших затрат на оборудование и перепозиционирование, что в условиях кризиса могут себе позволить не все». На смену затратным проектам, считает эксперт, придут не требующие больших вложений нестандартные маркетинговые ходы по укреплению лояльности существующих клиентов.

«В новых условиях у частных медицинских центров останется меньше возможностей для инвестиций. Компании, которые планировали рост или расширение, теперь, вероятно, будут пересматривать свои планы», — согласен с коллегой ДМИТРИЙ СЕРОВ, генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика». Клиники будут максимально сокращать издержки. «Для оптимизации расходов некоторым компаниям придется повышать цены на услуги, сокращать обслуживающий персонал и рабочее время врачей», — уверен г-н Серов.

В 2009 г. входа в Челябинск крупных медицинских сетей эксперты не ждут. «Сейчас достаточно рискованное время для крупных вложений, с которыми связан заход на рынок. Я полагаю, что сети выберут города с более высокой покупательской способностью: те же Екатеринбург и Тюмень», — считает Олег Гердт.

Автор: Деловой квартал
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Стать клиентом удаленно: как единая биометрическая система изменит жизнь россиян Стать клиентом удаленно: как единая биометрическая система изменит жизнь россиян
«Такой клиент нам не нужен». Основатель Zenden поспорил с покупателем из-за брака: PR-кейс
Аптекари готовятся свернуть сети: из-за магазинов может закрыться половина точек
Лучшая работа — на которой удастся удержаться. Какие отрасли ждут сокращения в 2018 году
«Удивляет, что Собчак сейчас подняла эту тему». Суд отказался снять Путина с выборов
«Дошло до того, что главным риском предпринимателя стало само предпринимательство»
«Я не должен стоять поперек процесса». Сергей Галицкий продал 29% «Магнита» ВТБ

Бизнес

Болезни роста. Когда развитие бизнеса надо сдерживать искусственно / ОПЫТ сети «Галамарт» Болезни роста. Когда развитие бизнеса надо сдерживать искусственно / ОПЫТ сети «Галамарт»
Производитель, администратор, предприниматель или интегратор — кто вы в вашем бизнесе?
Как объединиться с конкурентом и получить 40% рынка и 500 млн руб. оборота за год / КЕЙС
«Через 2 года вам придется решать — продолжать бизнес или вообще спрыгнуть с этого поезда»
«Часто говорят: мол, мы упрощенку применяем, к нам не придут. Придут» — Ярослав Савин
«Серые бизнес-схемы будет искать искусственный интеллект, с которым вы не договоритесь»
«Чтобы узнать, кто загрязняет реку, достаточно медленно проплыть на лодке вдоль берега»

Свое дело

«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО «Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО
Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка
«Богатым, продавая хлеб, не стать». Как построить бизнес на пекарне / ОПЫТ
Как запустить марку одежды на несколько сотен тысяч и заработать на классике / ОПЫТ
«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок

Качество жизни

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри
Стоимость содержания автомобиля в 2018 году. Как снизить расходы?
Как подготовиться к разводу без нервных срывов и лишних движений — Елена Овчинникова
«Угроза тюрьмы делает брак по-настоящему честным институтом и равняет супругов в правах»
Как прожить больше 100 лет, и чем заняться после 60-ти. Виталий Недельский — о долголетии
«Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей
Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати

Мнения

«Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал» «Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал»
«Увидеть, как упадет башня — это наше право. Взорвать ее молча — все равно что украсть»
«Я раскаиваюсь, не буду больше «кошмарить» бизнес». Новое кредо Евгения Кобзева
«Пока еще можно, подергаем таракана за усы. Сталин — преступник и бездарный военачальник»
«У Сталина была установка на великие свершения, у сегодняшней империи — чтобы их не было»
Мелкий бес или воплощение эпохи? Авен, Юмашев и Венедиктов — о «Времени Березовского»
«Люди не хотят общаться с машинами». В чем неправы горе-футурологи — Илья Коноплев

Лайфхаки

Михаил Лабковский: «Все вокруг говорят «депрессия» и «стресс», не понимая, что это значит» Михаил Лабковский: «Все вокруг говорят «депрессия» и «стресс», не понимая, что это значит»
Молчите, напоминайте про конкурентов, будьте готовы уйти. Как вести важные переговоры
Не просто начальник. Десять законов «правильного» руководителя
«Нам не скучно до смерти, мы вусмерть заработались». Почему 8-часовой рабочий день вреден
«Покупка франшизы не имеет ничего общего с поведением предпринимателя» — Сет Годин
Сергей Галицкий: «Если кто-то сможет управлять лучше меня, рационально будет уйти»
Все вокруг говорят, какой вы молодец? Это грозит серьезными неприятностями. МНЕНИЕ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.