Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет ...
«Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет НДС в 20%
Павел Лебедев
Источник: Игорь Черепанов, DK.RU

«Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет НДС в 20%

Самое читаемое
  • «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет
  • Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ
  • «Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ «Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
  • «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
  • «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
06:00   23.07.2018

«Чистые производства могут вообще не заметить повышения ставки, правда, таких бизнесов не бывает». Как не платить в бюджеты больше и можно ли сохранить текущие цены — Павел Лебедев, Koffer.

Обновление: 24 июля Госдума РФ в окончательном чтении приняла закон о повышении НДС с текущих 18% до 20%. «За» проголосовали представители «Единой России», остальные партии были против. Закон вступает в силу с 1 января 2019 г.

Павел Лебедев, компания Koffer (производство автомобильных боксов и автомобильной электрики):

— Сейчас многие пытаются смоделировать, как повышение ставки НДС повлияет на цену товаров. Кто-то оптимистично говорит, что динамика не превысит двух процентов — относительно стоимости товаров это немного. Кто-то поднимает прогноз до 10% и более.

Сложность с прогнозами в том, что НДС — это не конкретный процент или налог, который компании платят с оборота, а разница между входящим и исходящим НДС. Т.е. это косвенный налог, который в конечном итоге платит потребитель, но сборщиком его и плательщиком является производитель.

Любая компания что-либо закупает — услуги, материалы, оборудование. Если НДС входит в стоимость входящих услуг, то, естественно, при повышении входящих издержек закупщик заплатит больше.

А поскольку любой бизнес пытается компенсировать свои издержки, то эту разницу он покроет за счет повышения стоимости своей продукции, при этом конечное повышение цены может быть и не 2%.

Теоретически, какие-то компании могут вообще не заметить повышения ставки, например, если они относятся к «чистым производствам» или близкие к такой модели — т.е. компании, которые производят товары без средств производств и издержек. Но на самом деле такого не бывает. Любое производство вынуждено закупать сырье, услуги и оборудование, а значит, входящий НДС возникает у всех. Даже компании, предоставляющие услуги, нуждаются в покупке и обновлении средств производства. То есть, по сути дела, с точки зрения НДС чистого производства как такового нет, и в этом его особенность.

Когда у вас есть входящий НДС, то при увеличении ставки налога на 2% вы повышаете стоимость своих товаров или услуг в пределах до 2% — не более. А дальше происходит мультипликативный эффект.

У любого производителя есть цепочка дистрибуторов, по сути, спекулянтов, которые помогают распространять продукцию. Все эти спекулянты несут свои затраты, у них своя инфляция издержек, и мультипликация происходит в каждом дистрибуторском звене.

То есть, сначала производитель увеличивает стоимость своей продукции, следующий в цепочке поднимает свою отпускную стоимость, третий, имея входящую цену выше, чем раньше, априори поднимает ее дальше, плюс возникает инфляция входящих издержек, за счет чего стоимость продукции еще вырастает. Чем больше звеньев в цепи, тем дороже будет товар на полке. Поэтому мультипликативный эффект от повышения ставки вполне может достичь 10% в конечной цене товара уже при цепочке из трех звеньев.

Для производителя важно учитывать покупательную способность своего потребителя и сложившуюся ценовую конъюнктуру на рынке. Увеличение стоимости на продукт приведет к снижению его потребления, что повлияет на снижение выпуска продукции и увеличение ее себестоимости (некоторые издержки производства постоянны и не зависят от объема выпуска) — замкнутый круг.

Путь здесь только один — сокращать дистрибутивную цепочку.

Мы, например, сократили ее до одного звена, понимая, что спрос на нашу продукцию эластичен по цене: цена увеличилась — продажи упали. Сейчас мы продаем свой продукт напрямую в специализированные магазины, которые занимаются продажей автомобильных багажников и электроники. Минуя всю цепочку посредников, мы снижаем затраты на поставку продукции на полку и получаем конкурентоспособную цену.

Сделав предварительные расчеты, я пришел к выводу, что при 20-процентной ставке НДС наша группа компаний не будет платить в бюджет больше, чем сейчас (учитывая разницу входящего и исходящего НДС). Но, повторюсь, инфляция входящих издержек никуда не денется — мы по-прежнему закупаем сырье, услуги, оборудование, пользуемся транспортными компаниями, и за счет того, что все это будет расти в цене, мы будем вынуждены поднимать стоимость конечного продукта. Но поднимем ее в пределах до 2%, не выше, либо оптимизируем издержки и цены оставим на прежнем уровне: оптимизация производства для нас — непрерывный процесс.

А вот другие рынки, возможно, пострадают больше.

Очевидно, что вырастет цена на продукты питания, причем не фермерские или те, что производятся на локальном рынке, а те, что завозятся извне.

То есть речь о продукции, которая имеет длинную логистическую цепочку: производитель — основной дистрибьютор в России — дилеры в крупных городах — оптовые покупатели, и вот она — длинная цепь, в каждом звене которой происходит рост цен. И тут все зависит от длины этой цепочки и от того, насколько каждое звено захочет компенсировать свои увеличившиеся издержки. Захочет на 2%, будет 2%, захочет на 3% — будет 3%, у нас же свободный рынок.

Зачем государство поднимает ставку НДС? Это очевидно — НДС собирается хорошо, и с повышением ставки денег в бюджете будет больше. Но, боюсь, этот результат временный. Поначалу да, налогов будет больше, но уже через несколько лет эффект полностью сойдет на нет.

Собираемость налога хорошо можно объяснить теорией популяций. Возьмем, к примеру, стаю рыб: если вылавливать 10% этой стаи, то стая будет воспроизводить себя, одновременно увеличиваясь, поэтому абсолютное количество вылавливаемой рыбы при тех же 10% будет расти. Если вылавливать 20% стаи, то стая также будет успевать себя воспроизводить, но расти не будет — абсолютное количество улова меняться не будет. Но если вылавливать по 50%, стая не будет успевать себя воспроизводить, будет уменьшаться, что приведет к снижению абсолютного количества выловленной рыбы в длительном периоде...

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Клиенты забрали из Сбербанка $1,2 млрд. Они боятся, что операции в долларах ограничат Клиенты забрали из Сбербанка $1,2 млрд. Они боятся, что операции в долларах ограничат
Допрос прямо в школе. Полиция начала искать подростков, участвующих в акции Навального
У россиян резко сократился объем «свободных денег». Необходимые траты растут
Проблема для покупателей? Застройщики добиваются заморозки отчислений в фонд дольщиков
Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году
Китайский путь? Власть намерена создать «Цифровой профиль» для каждого россиянина
Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ

Бизнес

«Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего» «Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего»
Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов?
«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
Марина Хрипунова: «Давайте честно: что купить и что смотреть — в семье решает женщина»
«В магазине бутылка пива стоит дешевле минералки. Как это возможно?» — Илья Ройтенберг

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

«ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»

Лайфхаки

«Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить «Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить
«Это болезнь профессионалов». Как большое количество обязанностей разрушает карьеру
«Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием
Есть спрос — будет и предложение. 11 необычных и странных профессий современности
«Покупатель не должен сам проводить экспертизу». Что можно смело требовать от застройщика
Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen