Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет ...
«Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет НДС в 20%
Павел Лебедев
Источник: Игорь Черепанов, DK.RU

«Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет НДС в 20%

Самое читаемое
  • «Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена «Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена
  • «Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда» «Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда»
  • «Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом «Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом
  • Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина
  • Планировали серию терактов? ИГИЛ взяло на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске Планировали серию терактов? ИГИЛ взяло на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске
08:00   23.07.2018

«Чистые производства могут вообще не заметить повышения ставки, правда, таких бизнесов не бывает». Как не платить в бюджеты больше и можно ли сохранить текущие цены — Павел Лебедев, Koffer.

Обновление: 24 июля Госдума РФ в окончательном чтении приняла закон о повышении НДС с текущих 18% до 20%. «За» проголосовали представители «Единой России», остальные партии были против. Закон вступает в силу с 1 января 2019 г.

Павел Лебедев, компания Koffer (производство автомобильных боксов и автомобильной электрики):

— Сейчас многие пытаются смоделировать, как повышение ставки НДС повлияет на цену товаров. Кто-то оптимистично говорит, что динамика не превысит двух процентов — относительно стоимости товаров это немного. Кто-то поднимает прогноз до 10% и более.

Сложность с прогнозами в том, что НДС — это не конкретный процент или налог, который компании платят с оборота, а разница между входящим и исходящим НДС. Т.е. это косвенный налог, который в конечном итоге платит потребитель, но сборщиком его и плательщиком является производитель.

Любая компания что-либо закупает — услуги, материалы, оборудование. Если НДС входит в стоимость входящих услуг, то, естественно, при повышении входящих издержек закупщик заплатит больше.

А поскольку любой бизнес пытается компенсировать свои издержки, то эту разницу он покроет за счет повышения стоимости своей продукции, при этом конечное повышение цены может быть и не 2%.

Теоретически, какие-то компании могут вообще не заметить повышения ставки, например, если они относятся к «чистым производствам» или близкие к такой модели — т.е. компании, которые производят товары без средств производств и издержек. Но на самом деле такого не бывает. Любое производство вынуждено закупать сырье, услуги и оборудование, а значит, входящий НДС возникает у всех. Даже компании, предоставляющие услуги, нуждаются в покупке и обновлении средств производства. То есть, по сути дела, с точки зрения НДС чистого производства как такового нет, и в этом его особенность.

Когда у вас есть входящий НДС, то при увеличении ставки налога на 2% вы повышаете стоимость своих товаров или услуг в пределах до 2% — не более. А дальше происходит мультипликативный эффект.

У любого производителя есть цепочка дистрибуторов, по сути, спекулянтов, которые помогают распространять продукцию. Все эти спекулянты несут свои затраты, у них своя инфляция издержек, и мультипликация происходит в каждом дистрибуторском звене.

То есть, сначала производитель увеличивает стоимость своей продукции, следующий в цепочке поднимает свою отпускную стоимость, третий, имея входящую цену выше, чем раньше, априори поднимает ее дальше, плюс возникает инфляция входящих издержек, за счет чего стоимость продукции еще вырастает. Чем больше звеньев в цепи, тем дороже будет товар на полке. Поэтому мультипликативный эффект от повышения ставки вполне может достичь 10% в конечной цене товара уже при цепочке из трех звеньев.

Для производителя важно учитывать покупательную способность своего потребителя и сложившуюся ценовую конъюнктуру на рынке. Увеличение стоимости на продукт приведет к снижению его потребления, что повлияет на снижение выпуска продукции и увеличение ее себестоимости (некоторые издержки производства постоянны и не зависят от объема выпуска) — замкнутый круг.

Путь здесь только один — сокращать дистрибутивную цепочку.

Мы, например, сократили ее до одного звена, понимая, что спрос на нашу продукцию эластичен по цене: цена увеличилась — продажи упали. Сейчас мы продаем свой продукт напрямую в специализированные магазины, которые занимаются продажей автомобильных багажников и электроники. Минуя всю цепочку посредников, мы снижаем затраты на поставку продукции на полку и получаем конкурентоспособную цену.

Сделав предварительные расчеты, я пришел к выводу, что при 20-процентной ставке НДС наша группа компаний не будет платить в бюджет больше, чем сейчас (учитывая разницу входящего и исходящего НДС). Но, повторюсь, инфляция входящих издержек никуда не денется — мы по-прежнему закупаем сырье, услуги, оборудование, пользуемся транспортными компаниями, и за счет того, что все это будет расти в цене, мы будем вынуждены поднимать стоимость конечного продукта. Но поднимем ее в пределах до 2%, не выше, либо оптимизируем издержки и цены оставим на прежнем уровне: оптимизация производства для нас — непрерывный процесс.

А вот другие рынки, возможно, пострадают больше.

Очевидно, что вырастет цена на продукты питания, причем не фермерские или те, что производятся на локальном рынке, а те, что завозятся извне.

То есть речь о продукции, которая имеет длинную логистическую цепочку: производитель — основной дистрибьютор в России — дилеры в крупных городах — оптовые покупатели, и вот она — длинная цепь, в каждом звене которой происходит рост цен. И тут все зависит от длины этой цепочки и от того, насколько каждое звено захочет компенсировать свои увеличившиеся издержки. Захочет на 2%, будет 2%, захочет на 3% — будет 3%, у нас же свободный рынок.

Зачем государство поднимает ставку НДС? Это очевидно — НДС собирается хорошо, и с повышением ставки денег в бюджете будет больше. Но, боюсь, этот результат временный. Поначалу да, налогов будет больше, но уже через несколько лет эффект полностью сойдет на нет.

Собираемость налога хорошо можно объяснить теорией популяций. Возьмем, к примеру, стаю рыб: если вылавливать 10% этой стаи, то стая будет воспроизводить себя, одновременно увеличиваясь, поэтому абсолютное количество вылавливаемой рыбы при тех же 10% будет расти. Если вылавливать 20% стаи, то стая также будет успевать себя воспроизводить, но расти не будет — абсолютное количество улова меняться не будет. Но если вылавливать по 50%, стая не будет успевать себя воспроизводить, будет уменьшаться, что приведет к снижению абсолютного количества выловленной рыбы в длительном периоде...

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Недовольство россиян властью достигло максимума. Рейтинг Путина упал до антирекорда
Недовольство россиян властью достигло максимума. Рейтинг Путина упал до антирекорда
Надежная иномарка за 250 тыс. руб. — это реально. На что смотреть на авторынке? РЕЙТИНГ
Как тебе такое, Илон Маск? Екатеринбуржцы смогут купить самую дешевую версию Tesla
«Вытолкали из кафе, избивали. Похитили и вымогали деньги»
Суд в Чечне списал миллиарды долгов за газ, опасаясь протестов. Другие регионы хотят также
«Внутренние противоречия». Почему горожане не могут достучаться до чиновников в соцсетях
«Я угроза национальной безопасности?». Против профессора впервые возбудили дело за прогулы

Бизнес

«Здесь скупают всё». Новосибирский эксперт — об инвестициях в недвижимость в Германии «Здесь скупают всё». Новосибирский эксперт — об инвестициях в недвижимость в Германии
«Машины постоянно дорожают, дальше будет то же самое». Какие автодилеры уйдут в 2019-м?
«Скрипт — признак планктонного консультанта» — Дмитрий Кибкало, «Мосигра»
«Пока мы делали продукт и считали бабло, наши клиенты стали друг друга фактически убивать»
«Я начальник — ты дурак» не работает. Как шведская бизнес-культура приживается в России
Как инвесторы смогут заработать на единственном на Урале курорте европейского уровня
«Метод спасения от кризиса парадоксальный, но он работает». Как бизнесы переживают спад?

Свое дело

«Масштабы кошмара потрясали». Как бывший банкир исправлял ошибки бизнеса в деревне «Масштабы кошмара потрясали». Как бывший банкир исправлял ошибки бизнеса в деревне
8 лайфхаков для тех, у кого нет денег, но есть желание запустить стартап
Сколько стоит миллион роз? Изнанка крупнейшего на Урале производства цветов
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами

Качество жизни

Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин
«Уральские авиалинии» подвели итоги юбилейного 2018 года
«Душенька болит». Ирина Тебенева — о том, как конфликт со школой выводит детей на митинги
«Тревожно за 2019-й». Что будет с ценами на жилье: 3 прогноза — от бизнесменов и министра
От рельсов до авиации. Как развивались заводы в эпоху императора Николая II
«Мы уверены, это был поджог»
Андрей Пучков: «Мы поняли, что попали в ловушку»

Мнения

Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина
«Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом
«Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена
Дмитрий Волошин: «Кому нужен высокомаржинальный, но унылый бизнес? Цените конкурентов»
«Смекалистые схемотехники стали использовать Закон о самозанятых в свою пользу»
Дмитрий Потапенко: «У России бюджет войны и сохранения власти. Это не бюджет развития»
«Сегодня уровень налоговой нагрузки ставит бизнес в ситуацию выживания»

Лайфхаки

Бизнес стал приносить меньше денег? Срочно бросайте его. Этот утопающий не стоит спасения Бизнес стал приносить меньше денег? Срочно бросайте его. Этот утопающий не стоит спасения
На море в конце января? Все также тепло, но намного дешевле каникул. РЕЙТИНГ направлений
«Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда»
«Вы не начнете копить, пока не увидите себя старым». Как легко освоить полезные привычки
Зарплата выросла, а денег снова не хватает? Так прекратите тратить лишь на «самое нужное»
Популярную соцсеть поймали на сборе геотегов пользователей. Зачем им знать о нас все?
Купил машину, не проверив реестр? Банк имеет право забрать ее за долги. Так решил суд
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.