Подписаться
Деловой квартал / Новости / Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей, — урбанист Илья Петушков
Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей, — урбанист Илья Петушков
Источник: соцсети Ильи Петушкова

Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей, — урбанист Илья Петушков

Самое читаемое
  • «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет
  • Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ
  • «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
  • Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
  • «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
05:03   03.09.2018

«Мы не хотим изгнать личный автотранспорт из города. Но если место ограничено, то, извините, необходимо расставлять приоритеты. Сначала — жители, а уж потом — транспорт».

Илья Петушков, специалист по транспортному планированию MIC Mobility In Chain:

— Зачем существуют города? Чтобы собираться вместе, создавать крутые штуки и обменивать их на другие крутые штуки, которые создают другие люди. Люди едут в города, потому что города — это средоточие возможностей.

Но в сутках всего 24 часа. Мало кому их хватает, но большего не дано. Эти 24 часа делятся на части: примерно восемь часов уходит на сон, восемь-девять — на работу и оставшиеся семь-восемь — на все остальное. А если учесть время на еду, то свободного времени еще меньше.

И чем больше времени требуется, чтобы добраться в нужное место, тем меньше времени остается на хобби, семью, друзей и вообще все, что вы делаете в этой жизни. И когда плохо работающая транспортная система начинает отбирать слишком много вашего времени, вы теряете свою жизнь. Да, транспорт фундаментально влияет на качество жизни. А плохая транспортная система увеличивает количество людей, которых вы никогда не встретите, магазины, в которые вы не поедете совершать покупки. Чем хуже транспорт, тем большего вы в жизни не сможете сделать, тем меньше выбора и возможностей.

И есть два выхода из ситуации. Первый: пытаться двигаться быстрее и покрывать большую дистанцию. А второй вариант  застраивать город компактными способами, чтобы в одном месте находилось больше людей. В моей компетенции говорить о первом.

Попытки двигаться быстрее приводят людей за руль автомобиля. Все любят автомобили, особенно, если они с кондиционером и с музычкой. Но есть в жизни такие штуки, которые начинают плохо работать, если ими начинают пользоваться все. Дело в том, что автомобиль занимает слишком много места. Все видели картинку, на которой сравнивается размер площади, которую занимает толпа людей на велосипеде и в автомобилях, и все эти люди вмещаются в один автобус. Это проблема, но нам говорят, что сейчас придет какой-то человек из Силиконовой долины, предложит уникальную технологию и все разрешится. Но с этим сложность.

Какие бы технологии автомобилей нового поколения ни использовались, 60 человек на автомобилях, 60 человек на электромобилях, 60 человек на Uber, 60 человек на беспилотных автомобилях занимают одно и то же пространство. Это по-прежнему автомобили, они по-прежнему занимают большую площадь.

Вообще-то есть разные проблемы, связанные с автомобилями. Есть экологическая, которую решают электромобили. Есть проблема человеческих ресурсов  автопилоты сделают работу водителя ненужной, и эти люди начнут заниматься более важными вещами. А есть проблема слишком большого потока транспорта на улицах. И эта проблема решается только использованием большого и вместительного транспорта, другого способа нет. Никакие новые технологии не позволят решить проблему ограниченности пространства в городах. Эта проблема не культурная и не экономическая, она из области геометрии.

Читайте также: «Маршрутки комфортнее автобусов». Кто решил поспорить с урбанистами о Челябинске

И когда все садятся в автомобиль, а пространство ограничено, получаются пробки. Это наше потерянное время, нервы и вред экологии. Впервые с этой проблемой столкнулись американские города, потому что там быстрее, чем в других странах, автомобиль перестал быть роскошью. Речь, например, про Атланту, где решили расширить дороги, но места все равно не хватало для всех автомобилей. В результате город начали сносить, чтобы найти место для парковок. Сейчас центр Атланты преимущественно представляет собой паркинг, а проблема никуда не делась.

Когда вы расширяете дороги, на них появляется еще больше автомобилей. В итоге все городское пространство используется для нужд автомобиля и все меньше — для нужд людей.

Речь идет об индуцированном спросе  это очень важная концепция в транспортном планировании. Все издержки людей на транспорт состоят из трех групп расходов: деньги, время, дискомфорт. И если мы говорим о расширении дорог, то при текущем объеме трафика вы по расширенной дороге будете ездить, конечно, быстрее. Но со временем количество людей, которые передвигаются по городу на автомобиле, становится больше. Потому что это стало делать быстрее — возник индуцированный спрос. Экстенсивным дорожным развитием проблему пробок решить невозможно. Невозможно решить проблему и строя развязки и эстакады  количество машин все равно растет.

Общественный транспорт  это единственный способ перевозить большое количество людей на ограниченной площади. Здесь также работает индуцированный спрос  улучшенная транспортная система влечет всплеск объема пользования. Если большое количество людей пользуется общественным транспортом, то транспортная система становится дешевле и эффективнее.

Когда на трамвае будет ездить слишком большое количество людей, его можно сделать очень длинным  из трех вагонов, или, как в Европе, вагон в 30-50 м длиной. А если такие вагоны сцепить между собой, получаются небольшие поезда  до 100 м. Это абсолютно нормально, в немецких городах это встречается очень часто.

Важно понимать, из чего состоит общественный транспорт. Из сервиса, инфраструктуры и экономики. Некоторым кажется, что достаточно  запустить дополнительные автобусы, и все сразу будет хорошо. Нет, этого недостаточно. Нужно менять всю операционную систему транспорта целиком. Нужно менять парадигму того, как работает транспорт в городах, развивать транспортную систему, которая поддерживает все возможные виды передвижений, которые  являются альтернативой  автомобилю. Есть система скоростного уличного транспорта, которая реализована с помощью автобусов, троллейбусов и трамваев. Все они движутся по обособленным траекториям, которые не зависят от движения автомобилей.

Хорошая система общественного транспорта организуется по принципу сети, когда маршруты объединяются в коридоры. И между этими коридорами организуются удобные пересадки. Цель — не запустить единый продолжительный сложный маршрут из точки А в точку Б, он будет ходить редко, потому что количество автобусов ограничено. Задача  запустить несколько прямых, максимально удобных и понятных маршрутов с пересадками. И, естественно, перестать наказывать людей рублем за то, что они пересаживаются.

Пересадки должны быть удобными. Если на огромном перекрестке мы вынуждены шагать на немыслимые дистанции по 200-300 м, спускаться в убогие подземные переходы, перешагивать через  непонятные заборы — это ненормально, это тратит наше время.

Но изначально нужно относиться к общественному транспорту как к убыточному. Потому что если в дальней деревне живет бабушка, которой раз в неделю надо выбираться в магазин и в поликлинику, то необходимо запускать туда автобус, потому что бабушка  это не менее важный человек, чем любой житель мегаполиса.

Если вы слышите, что кто-то говорит: «Давайте выведем общественный транспорт на самоокупаемость», это полная дичь. Хорошая система общественного транспорта не бывает самоокупаемой, за редчайшими исключениями. Но на самом деле, это происходит с любым другим транспортом. Вы не платите из собственного кармана даже близко ту сумму, которая нужна, чтобы содержать дороги в городе.

Городская улица  это не только пространство для транспорта, это пространство, где мы все живем. Где мы ходим пешком, видимся с друзьями, совершаем покупки. Городские улицы важно проектировать с учетом того, что помимо автомобилей там есть много других вещей.

Передовые мировые практики пришли к тому, что приоритеты должны быть выстроены иначе. Пространство улицы  ограничено, оно не вмещает всех желающих ехать на автомобиле. Поэтому необходимо выставлять потребности человека вперед, а потребности автомобиля сдвигать назад. Главную роль в городе играют жители, затем идет общественный транспорт как способ обеспечить максимальному количеству людей возможность попасть в максимальное количество мест за адекватное время. Затем идет транспорт, который работает для бизнеса и обеспечивает экономическую деятельность в городе. И, наконец, далее идет личный автотранспорт. Мы не хотим изгнать его из города. Но если место ограничено, то, извините, необходимо расставлять приоритеты.

Авторская колонка составлена на основе выступления Ильи Петушкова на мероприятии «Вечерний урбан».

Автор: Екатерина Омельченко
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Клиенты забрали из Сбербанка $1,2 млрд. Они боятся, что операции в долларах ограничат Клиенты забрали из Сбербанка $1,2 млрд. Они боятся, что операции в долларах ограничат
Допрос прямо в школе. Полиция начала искать подростков, участвующих в акции Навального
У россиян резко сократился объем «свободных денег». Необходимые траты растут
Проблема для покупателей? Застройщики добиваются заморозки отчислений в фонд дольщиков
Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году
Китайский путь? Власть намерена создать «Цифровой профиль» для каждого россиянина
Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ

Бизнес

«Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего» «Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего»
Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов?
«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
Марина Хрипунова: «Давайте честно: что купить и что смотреть — в семье решает женщина»
«В магазине бутылка пива стоит дешевле минералки. Как это возможно?» — Илья Ройтенберг

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

«ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»

Лайфхаки

«Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить «Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить
«Это болезнь профессионалов». Как большое количество обязанностей разрушает карьеру
«Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием
Есть спрос — будет и предложение. 11 необычных и странных профессий современности
«Покупатель не должен сам проводить экспертизу». Что можно смело требовать от застройщика
Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen