Подписаться
Деловой квартал / Новости / Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей, — урбанист Илья Петушков
Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей, — урбанист Илья Петушков
Источник: соцсети Ильи Петушкова

Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей, — урбанист Илья Петушков

Самое читаемое
  • «Что там в реальной жизни». Путин поручил Медведеву проверить рост налогов для граждан «Что там в реальной жизни». Путин поручил Медведеву проверить рост налогов для граждан
  • Отдадим 25% всех налогов. Во что обойдется Уралу новая фантастическая стройка? Отдадим 25% всех налогов. Во что обойдется Уралу новая фантастическая стройка?
  • 1,9 млрд для Глацких. Семья скандальной чиновницы заработала на сомнительных госконтрактах 1,9 млрд для Глацких. Семья скандальной чиновницы заработала на сомнительных госконтрактах
  • «Дотрынделись?» Почему в России стали увольнять за «макарошки» и «вас рожать не просили» «Дотрынделись?» Почему в России стали увольнять за «макарошки» и «вас рожать не просили»
  • Андрей Мовчан: «Швейцарский банк и 40% пассивного дохода? Срочно выводите деньги!» Андрей Мовчан: «Швейцарский банк и 40% пассивного дохода? Срочно выводите деньги!»
07:03   03.09.2018

«Мы не хотим изгнать личный автотранспорт из города. Но если место ограничено, то, извините, необходимо расставлять приоритеты. Сначала — жители, а уж потом — транспорт».

Илья Петушков, специалист по транспортному планированию MIC Mobility In Chain:

— Зачем существуют города? Чтобы собираться вместе, создавать крутые штуки и обменивать их на другие крутые штуки, которые создают другие люди. Люди едут в города, потому что города — это средоточие возможностей.

Но в сутках всего 24 часа. Мало кому их хватает, но большего не дано. Эти 24 часа делятся на части: примерно восемь часов уходит на сон, восемь-девять — на работу и оставшиеся семь-восемь — на все остальное. А если учесть время на еду, то свободного времени еще меньше.

И чем больше времени требуется, чтобы добраться в нужное место, тем меньше времени остается на хобби, семью, друзей и вообще все, что вы делаете в этой жизни. И когда плохо работающая транспортная система начинает отбирать слишком много вашего времени, вы теряете свою жизнь. Да, транспорт фундаментально влияет на качество жизни. А плохая транспортная система увеличивает количество людей, которых вы никогда не встретите, магазины, в которые вы не поедете совершать покупки. Чем хуже транспорт, тем большего вы в жизни не сможете сделать, тем меньше выбора и возможностей.

И есть два выхода из ситуации. Первый: пытаться двигаться быстрее и покрывать большую дистанцию. А второй вариант  застраивать город компактными способами, чтобы в одном месте находилось больше людей. В моей компетенции говорить о первом.

Попытки двигаться быстрее приводят людей за руль автомобиля. Все любят автомобили, особенно, если они с кондиционером и с музычкой. Но есть в жизни такие штуки, которые начинают плохо работать, если ими начинают пользоваться все. Дело в том, что автомобиль занимает слишком много места. Все видели картинку, на которой сравнивается размер площади, которую занимает толпа людей на велосипеде и в автомобилях, и все эти люди вмещаются в один автобус. Это проблема, но нам говорят, что сейчас придет какой-то человек из Силиконовой долины, предложит уникальную технологию и все разрешится. Но с этим сложность.

Какие бы технологии автомобилей нового поколения ни использовались, 60 человек на автомобилях, 60 человек на электромобилях, 60 человек на Uber, 60 человек на беспилотных автомобилях занимают одно и то же пространство. Это по-прежнему автомобили, они по-прежнему занимают большую площадь.

Вообще-то есть разные проблемы, связанные с автомобилями. Есть экологическая, которую решают электромобили. Есть проблема человеческих ресурсов  автопилоты сделают работу водителя ненужной, и эти люди начнут заниматься более важными вещами. А есть проблема слишком большого потока транспорта на улицах. И эта проблема решается только использованием большого и вместительного транспорта, другого способа нет. Никакие новые технологии не позволят решить проблему ограниченности пространства в городах. Эта проблема не культурная и не экономическая, она из области геометрии.

Читайте также: «Маршрутки комфортнее автобусов». Кто решил поспорить с урбанистами о Челябинске

И когда все садятся в автомобиль, а пространство ограничено, получаются пробки. Это наше потерянное время, нервы и вред экологии. Впервые с этой проблемой столкнулись американские города, потому что там быстрее, чем в других странах, автомобиль перестал быть роскошью. Речь, например, про Атланту, где решили расширить дороги, но места все равно не хватало для всех автомобилей. В результате город начали сносить, чтобы найти место для парковок. Сейчас центр Атланты преимущественно представляет собой паркинг, а проблема никуда не делась.

Когда вы расширяете дороги, на них появляется еще больше автомобилей. В итоге все городское пространство используется для нужд автомобиля и все меньше — для нужд людей.

Речь идет об индуцированном спросе  это очень важная концепция в транспортном планировании. Все издержки людей на транспорт состоят из трех групп расходов: деньги, время, дискомфорт. И если мы говорим о расширении дорог, то при текущем объеме трафика вы по расширенной дороге будете ездить, конечно, быстрее. Но со временем количество людей, которые передвигаются по городу на автомобиле, становится больше. Потому что это стало делать быстрее — возник индуцированный спрос. Экстенсивным дорожным развитием проблему пробок решить невозможно. Невозможно решить проблему и строя развязки и эстакады  количество машин все равно растет.

Общественный транспорт  это единственный способ перевозить большое количество людей на ограниченной площади. Здесь также работает индуцированный спрос  улучшенная транспортная система влечет всплеск объема пользования. Если большое количество людей пользуется общественным транспортом, то транспортная система становится дешевле и эффективнее.

Когда на трамвае будет ездить слишком большое количество людей, его можно сделать очень длинным  из трех вагонов, или, как в Европе, вагон в 30-50 м длиной. А если такие вагоны сцепить между собой, получаются небольшие поезда  до 100 м. Это абсолютно нормально, в немецких городах это встречается очень часто.

Важно понимать, из чего состоит общественный транспорт. Из сервиса, инфраструктуры и экономики. Некоторым кажется, что достаточно  запустить дополнительные автобусы, и все сразу будет хорошо. Нет, этого недостаточно. Нужно менять всю операционную систему транспорта целиком. Нужно менять парадигму того, как работает транспорт в городах, развивать транспортную систему, которая поддерживает все возможные виды передвижений, которые  являются альтернативой  автомобилю. Есть система скоростного уличного транспорта, которая реализована с помощью автобусов, троллейбусов и трамваев. Все они движутся по обособленным траекториям, которые не зависят от движения автомобилей.

Хорошая система общественного транспорта организуется по принципу сети, когда маршруты объединяются в коридоры. И между этими коридорами организуются удобные пересадки. Цель — не запустить единый продолжительный сложный маршрут из точки А в точку Б, он будет ходить редко, потому что количество автобусов ограничено. Задача  запустить несколько прямых, максимально удобных и понятных маршрутов с пересадками. И, естественно, перестать наказывать людей рублем за то, что они пересаживаются.

Пересадки должны быть удобными. Если на огромном перекрестке мы вынуждены шагать на немыслимые дистанции по 200-300 м, спускаться в убогие подземные переходы, перешагивать через  непонятные заборы — это ненормально, это тратит наше время.

Но изначально нужно относиться к общественному транспорту как к убыточному. Потому что если в дальней деревне живет бабушка, которой раз в неделю надо выбираться в магазин и в поликлинику, то необходимо запускать туда автобус, потому что бабушка  это не менее важный человек, чем любой житель мегаполиса.

Если вы слышите, что кто-то говорит: «Давайте выведем общественный транспорт на самоокупаемость», это полная дичь. Хорошая система общественного транспорта не бывает самоокупаемой, за редчайшими исключениями. Но на самом деле, это происходит с любым другим транспортом. Вы не платите из собственного кармана даже близко ту сумму, которая нужна, чтобы содержать дороги в городе.

Городская улица  это не только пространство для транспорта, это пространство, где мы все живем. Где мы ходим пешком, видимся с друзьями, совершаем покупки. Городские улицы важно проектировать с учетом того, что помимо автомобилей там есть много других вещей.

Передовые мировые практики пришли к тому, что приоритеты должны быть выстроены иначе. Пространство улицы  ограничено, оно не вмещает всех желающих ехать на автомобиле. Поэтому необходимо выставлять потребности человека вперед, а потребности автомобиля сдвигать назад. Главную роль в городе играют жители, затем идет общественный транспорт как способ обеспечить максимальному количеству людей возможность попасть в максимальное количество мест за адекватное время. Затем идет транспорт, который работает для бизнеса и обеспечивает экономическую деятельность в городе. И, наконец, далее идет личный автотранспорт. Мы не хотим изгнать его из города. Но если место ограничено, то, извините, необходимо расставлять приоритеты.

Авторская колонка составлена на основе выступления Ильи Петушкова на мероприятии «Вечерний урбан».

Автор: Екатерина Омельченко
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

На месте бывшего завода в Кировском районе построят жилые кварталы На месте бывшего завода в Кировском районе построят жилые кварталы
Собирать налог с уральского бизнеса будут усерднее. Власти утвердили бюджет региона
Гранитные дороги и закатанные в асфальт газоны. Какие изменения ждут Екатеринбург в 2019?
«Финал бизнес-цикла»: на рынке нефти сильнейший обвал с 2015 г. Когда ждать падения рубля?
Не ждут в Давосе: российские компании пропали из списка партнеров форума
Бывший банк семьи Валерия Язева лишился лицензии
«Сделку признают недействительной». В городе новая мошенническая схема продажи квартир

Бизнес

Сергей Жуков: «В Private Banking задачи неизменны – сохранение и приумножение капитала» Сергей Жуков: «В Private Banking задачи неизменны – сохранение и приумножение капитала»
«Потребуется время, чтобы люди привыкли к низкой инфляции» — Елена Федина, Банк России
О кошке Бузовой, хайпе Малышевой и исчезающих «познерах». Какие бывают типы клиентов
Александр Высокинский: «На войне города и области выросли целые династии пиарщиков»
«Титановая долина» ― пережиток постиндустриальной эпохи. Ей нет места в будущем»
«В 2019 году может наступить циклическая рецессия. Насколько серьезная — большой вопрос»
«Раньше квартиры разлетались как горячие пирожки». Как рынок меняет работу риелторов?

Свое дело

Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами
Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале
Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам
«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
Сергей Пудов: «Мы лучше китайцев знаем, как работает буровая в условиях русского севера»
«Муж критикует!» — Татьяна Заводовская о том, как открывала кафе и защищала бизнес-план

Качество жизни

«Закусил удила и доказываю: я могу!». Банкир — о том, почему бизнес невозможен без спорта «Закусил удила и доказываю: я могу!». Банкир — о том, почему бизнес невозможен без спорта
«Школа не приняла бы наш образ жизни». Бизнесмен о том, как выбирал образование для дочери
Вашу недвижимость выставили на продажу, а вы не в курсе. Кому это нужно, и что делать?
Что вы делаете не так? 5 ошибок при выборе дома, из-за которых теряют деньги
Ужасы домашнего обучения. Не торопитесь забирать ребенка из школы, иначе вы погубите его
«Мы поняли: первым в России будет съеден малый бизнес. И поехали зарабатывать в Испанию»
«Давайте запретим всю информацию «из-за бугра». Но что это даст?» — Анастасия Беренова

Мнения

«Дотрынделись?» Почему в России стали увольнять за «макарошки» и «вас рожать не просили» «Дотрынделись?» Почему в России стали увольнять за «макарошки» и «вас рожать не просили»
«Скумбрия против всех». Когда политика становится фарсом, люди превращают ее в карнавал
«У нас каждый чем-то промышляет». Почему государство не сможет контролировать самозанятых
Двойное дно: «Не тупите, скандальная Глацких нас спасает! Но надо понять ее правильно!»
«Монстры продаж — борзые, их мотивируют только деньги» — Светлана Галилеева, TELE2
«Чиновникам нужно избавиться от «синдрома кухни». Последствия скандала с Глацких / МНЕНИЯ
«У нас искусственно создается стереотип: кроме военных и политиков никто Родину не любит»

Лайфхаки

«Персональные биотехнологии — это те же персональные компьютеры, нам от них уже не уйти» «Персональные биотехнологии — это те же персональные компьютеры, нам от них уже не уйти»
Отпуск в декабре: как не разориться в предрождественской Европе и где поймать волну
«Человек не должен работать до 40 лет, это время на жизнь. Пенсия подождет до 80». МНЕНИЕ
Десять лишних часов в неделю. Кто или что может сделать часть работы за вас. ЛАЙФХАК
«Главное — хоть как-то управлять собственными деньгами». Нужны ли вам наличные?
Вы точно можете экономить больше: 10 способов накопить на что-то важное
Стать сильнее всего на 1%. Как небольшой отрыв от конкурентов определяет всю жизнь
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen