Подписаться
Деловой квартал / Новости / Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей, — урбанист Илья Петушков
Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей, — урбанист Илья Петушков
Источник: соцсети Ильи Петушкова

Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей, — урбанист Илья Петушков

Самое читаемое
  • Паника? Екатеринбуржцы массово и охотно избавляются от бизнесов Паника? Екатеринбуржцы массово и охотно избавляются от бизнесов
  • «Машины постоянно дорожают, дальше будет то же самое». Какие автодилеры уйдут в 2019-м? «Машины постоянно дорожают, дальше будет то же самое». Какие автодилеры уйдут в 2019-м?
  • Дмитрий Потапенко: «У России бюджет войны и сохранения власти. Это не бюджет развития» Дмитрий Потапенко: «У России бюджет войны и сохранения власти. Это не бюджет развития»
  • Кто кого? Два крупных уральских предпринимателя добивают бизнесы друг друга Кто кого? Два крупных уральских предпринимателя добивают бизнесы друг друга
  • «С голоду умереть не дам, остальное — сама. Наверное, дочь думает, что я бесчувственный» «С голоду умереть не дам, остальное — сама. Наверное, дочь думает, что я бесчувственный»
07:03   03.09.2018

«Мы не хотим изгнать личный автотранспорт из города. Но если место ограничено, то, извините, необходимо расставлять приоритеты. Сначала — жители, а уж потом — транспорт».

Илья Петушков, специалист по транспортному планированию MIC Mobility In Chain:

— Зачем существуют города? Чтобы собираться вместе, создавать крутые штуки и обменивать их на другие крутые штуки, которые создают другие люди. Люди едут в города, потому что города — это средоточие возможностей.

Но в сутках всего 24 часа. Мало кому их хватает, но большего не дано. Эти 24 часа делятся на части: примерно восемь часов уходит на сон, восемь-девять — на работу и оставшиеся семь-восемь — на все остальное. А если учесть время на еду, то свободного времени еще меньше.

И чем больше времени требуется, чтобы добраться в нужное место, тем меньше времени остается на хобби, семью, друзей и вообще все, что вы делаете в этой жизни. И когда плохо работающая транспортная система начинает отбирать слишком много вашего времени, вы теряете свою жизнь. Да, транспорт фундаментально влияет на качество жизни. А плохая транспортная система увеличивает количество людей, которых вы никогда не встретите, магазины, в которые вы не поедете совершать покупки. Чем хуже транспорт, тем большего вы в жизни не сможете сделать, тем меньше выбора и возможностей.

И есть два выхода из ситуации. Первый: пытаться двигаться быстрее и покрывать большую дистанцию. А второй вариант  застраивать город компактными способами, чтобы в одном месте находилось больше людей. В моей компетенции говорить о первом.

Попытки двигаться быстрее приводят людей за руль автомобиля. Все любят автомобили, особенно, если они с кондиционером и с музычкой. Но есть в жизни такие штуки, которые начинают плохо работать, если ими начинают пользоваться все. Дело в том, что автомобиль занимает слишком много места. Все видели картинку, на которой сравнивается размер площади, которую занимает толпа людей на велосипеде и в автомобилях, и все эти люди вмещаются в один автобус. Это проблема, но нам говорят, что сейчас придет какой-то человек из Силиконовой долины, предложит уникальную технологию и все разрешится. Но с этим сложность.

Какие бы технологии автомобилей нового поколения ни использовались, 60 человек на автомобилях, 60 человек на электромобилях, 60 человек на Uber, 60 человек на беспилотных автомобилях занимают одно и то же пространство. Это по-прежнему автомобили, они по-прежнему занимают большую площадь.

Вообще-то есть разные проблемы, связанные с автомобилями. Есть экологическая, которую решают электромобили. Есть проблема человеческих ресурсов  автопилоты сделают работу водителя ненужной, и эти люди начнут заниматься более важными вещами. А есть проблема слишком большого потока транспорта на улицах. И эта проблема решается только использованием большого и вместительного транспорта, другого способа нет. Никакие новые технологии не позволят решить проблему ограниченности пространства в городах. Эта проблема не культурная и не экономическая, она из области геометрии.

Читайте также: «Маршрутки комфортнее автобусов». Кто решил поспорить с урбанистами о Челябинске

И когда все садятся в автомобиль, а пространство ограничено, получаются пробки. Это наше потерянное время, нервы и вред экологии. Впервые с этой проблемой столкнулись американские города, потому что там быстрее, чем в других странах, автомобиль перестал быть роскошью. Речь, например, про Атланту, где решили расширить дороги, но места все равно не хватало для всех автомобилей. В результате город начали сносить, чтобы найти место для парковок. Сейчас центр Атланты преимущественно представляет собой паркинг, а проблема никуда не делась.

Когда вы расширяете дороги, на них появляется еще больше автомобилей. В итоге все городское пространство используется для нужд автомобиля и все меньше — для нужд людей.

Речь идет об индуцированном спросе  это очень важная концепция в транспортном планировании. Все издержки людей на транспорт состоят из трех групп расходов: деньги, время, дискомфорт. И если мы говорим о расширении дорог, то при текущем объеме трафика вы по расширенной дороге будете ездить, конечно, быстрее. Но со временем количество людей, которые передвигаются по городу на автомобиле, становится больше. Потому что это стало делать быстрее — возник индуцированный спрос. Экстенсивным дорожным развитием проблему пробок решить невозможно. Невозможно решить проблему и строя развязки и эстакады  количество машин все равно растет.

Общественный транспорт  это единственный способ перевозить большое количество людей на ограниченной площади. Здесь также работает индуцированный спрос  улучшенная транспортная система влечет всплеск объема пользования. Если большое количество людей пользуется общественным транспортом, то транспортная система становится дешевле и эффективнее.

Когда на трамвае будет ездить слишком большое количество людей, его можно сделать очень длинным  из трех вагонов, или, как в Европе, вагон в 30-50 м длиной. А если такие вагоны сцепить между собой, получаются небольшие поезда  до 100 м. Это абсолютно нормально, в немецких городах это встречается очень часто.

Важно понимать, из чего состоит общественный транспорт. Из сервиса, инфраструктуры и экономики. Некоторым кажется, что достаточно  запустить дополнительные автобусы, и все сразу будет хорошо. Нет, этого недостаточно. Нужно менять всю операционную систему транспорта целиком. Нужно менять парадигму того, как работает транспорт в городах, развивать транспортную систему, которая поддерживает все возможные виды передвижений, которые  являются альтернативой  автомобилю. Есть система скоростного уличного транспорта, которая реализована с помощью автобусов, троллейбусов и трамваев. Все они движутся по обособленным траекториям, которые не зависят от движения автомобилей.

Хорошая система общественного транспорта организуется по принципу сети, когда маршруты объединяются в коридоры. И между этими коридорами организуются удобные пересадки. Цель — не запустить единый продолжительный сложный маршрут из точки А в точку Б, он будет ходить редко, потому что количество автобусов ограничено. Задача  запустить несколько прямых, максимально удобных и понятных маршрутов с пересадками. И, естественно, перестать наказывать людей рублем за то, что они пересаживаются.

Пересадки должны быть удобными. Если на огромном перекрестке мы вынуждены шагать на немыслимые дистанции по 200-300 м, спускаться в убогие подземные переходы, перешагивать через  непонятные заборы — это ненормально, это тратит наше время.

Но изначально нужно относиться к общественному транспорту как к убыточному. Потому что если в дальней деревне живет бабушка, которой раз в неделю надо выбираться в магазин и в поликлинику, то необходимо запускать туда автобус, потому что бабушка  это не менее важный человек, чем любой житель мегаполиса.

Если вы слышите, что кто-то говорит: «Давайте выведем общественный транспорт на самоокупаемость», это полная дичь. Хорошая система общественного транспорта не бывает самоокупаемой, за редчайшими исключениями. Но на самом деле, это происходит с любым другим транспортом. Вы не платите из собственного кармана даже близко ту сумму, которая нужна, чтобы содержать дороги в городе.

Городская улица  это не только пространство для транспорта, это пространство, где мы все живем. Где мы ходим пешком, видимся с друзьями, совершаем покупки. Городские улицы важно проектировать с учетом того, что помимо автомобилей там есть много других вещей.

Передовые мировые практики пришли к тому, что приоритеты должны быть выстроены иначе. Пространство улицы  ограничено, оно не вмещает всех желающих ехать на автомобиле. Поэтому необходимо выставлять потребности человека вперед, а потребности автомобиля сдвигать назад. Главную роль в городе играют жители, затем идет общественный транспорт как способ обеспечить максимальному количеству людей возможность попасть в максимальное количество мест за адекватное время. Затем идет транспорт, который работает для бизнеса и обеспечивает экономическую деятельность в городе. И, наконец, далее идет личный автотранспорт. Мы не хотим изгнать его из города. Но если место ограничено, то, извините, необходимо расставлять приоритеты.

Авторская колонка составлена на основе выступления Ильи Петушкова на мероприятии «Вечерний урбан».

Автор: Екатерина Омельченко
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Монополия будет работать на сохранение». Греф — о коррупции, Чубайс — о расточительности «Монополия будет работать на сохранение». Греф — о коррупции, Чубайс — о расточительности
Скинули 80 млн руб. Под Екатеринбургом четвертый год продают замок с башней
Метро, новый зоопарк и проблема 9-ти яиц. Итоги большой пресс-конференции Куйвашева
Статистика расходится в шесть раз. Сколько россиян на самом деле уезжают из страны
«Терапия не дает эффекта. Нужен прорыв». Какой будет «гильотина» для бизнеса от Медведева
Манипуляции и давление: как управлять переговорами, если твои стартовые позиции слабее?
Хайп по кроссоверам на Урале иссяк. Что происходит с рынком подержанных авто в городе?

Бизнес

«Машины постоянно дорожают, дальше будет то же самое». Какие автодилеры уйдут в 2019-м? «Машины постоянно дорожают, дальше будет то же самое». Какие автодилеры уйдут в 2019-м?
«Скрипт — признак планктонного консультанта» — Дмитрий Кибкало, «Мосигра»
«Пока мы делали продукт и считали бабло, наши клиенты стали друг друга фактически убивать»
«Я начальник — ты дурак» не работает. Как шведская бизнес-культура приживается в России
Как инвесторы смогут заработать на единственном на Урале курорте европейского уровня
«Метод спасения от кризиса парадоксальный, но он работает». Как бизнесы переживают спад?
«Любые шаги правительства ужесточают риски для бизнеса». Прогнозы из-за границы

Свое дело

8 лайфхаков для тех, у кого нет денег, но есть желание запустить стартап 8 лайфхаков для тех, у кого нет денег, но есть желание запустить стартап
Сколько стоит миллион роз? Изнанка крупнейшего на Урале производства цветов
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами
Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале

Качество жизни

Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин
«Уральские авиалинии» подвели итоги юбилейного 2018 года
«Душенька болит». Ирина Тебенева — о том, как конфликт со школой выводит детей на митинги
«Тревожно за 2019-й». Что будет с ценами на жилье: 3 прогноза — от бизнесменов и министра
От рельсов до авиации. Как развивались заводы в эпоху императора Николая II
«Мы уверены, это был поджог»
Андрей Пучков: «Мы поняли, что попали в ловушку»

Мнения

Дмитрий Волошин: «Кому нужен высокомаржинальный, но унылый бизнес? Цените конкурентов» Дмитрий Волошин: «Кому нужен высокомаржинальный, но унылый бизнес? Цените конкурентов»
«Смекалистые схемотехники стали использовать Закон о самозанятых в свою пользу»
Дмитрий Потапенко: «У России бюджет войны и сохранения власти. Это не бюджет развития»
«Сегодня уровень налоговой нагрузки ставит бизнес в ситуацию выживания»
Андрей Мовчан: «В Африке пустили поезда со скоростью 320 км/ч, в РФ 200 км/ч — рекорд»
«Мое поколение вышло из-под полы Шувакиша. Это то ли якорь, то ли лоцман в светлое завтра»
«Завод не дойная корова. Зато всегда можно выставить бизнес главной причиной всех бед»

Лайфхаки

Популярную соцсеть поймали на сборе геотегов пользователей. Зачем им знать о нас все? Популярную соцсеть поймали на сборе геотегов пользователей. Зачем им знать о нас все?
Купил машину, не проверив реестр? Банк имеет право забрать ее за долги. Так решил суд
«Работать после 40 лет опасно для мозга. Идеальная нагрузка — не больше 25 часов в неделю»
«Делают нас нелогичными, неспособными радоваться». Как деньги одурманивают любого
«Успешные дети получают зарплату уже с 1 класса. Это особый метод воспитания»
Толстые кости и атрофированный иммунитет. Что ждет будущих колонизаторов Марса?
«Костюм в качестве офисного дресс-кода? Только если компания хочет вылететь с рынка»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.