Деловой квартал / Новости / «Чем взрослее компания, тем меньше в ней прав у собственника. Или так, или смерть!»
«Чем взрослее компания, тем меньше в ней прав у собственника. Или так, или смерть!»
Источник: Личный архив

«Чем взрослее компания, тем меньше в ней прав у собственника. Или так, или смерть!»

Самое читаемое
  • «Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал»
    Мнения
  • Компаний-банкротов в России все больше: лидируют строители, ритейлеры и сектор услуг
    Новости
  • «Дошло до того, что главным риском предпринимателя стало само предпринимательство»
    Новости
  • «Нам не скучно до смерти, мы вусмерть заработались». Почему 8-часовой рабочий день вреден
    Лайфхаки
  • «Я не должен стоять поперек процесса». Сергей Галицкий продал 29% «Магнита» ВТБ
    Новости
  • Сергей Галицкий: «Если кто-то сможет управлять лучше меня, рационально будет уйти»
    Лайфхаки
06:30   25.08.2017

Как собственнику самому не погубить свой бизнес? Попав в крайне неприятную историю, Евгений Кобзев извлек важный урок: как спасать компанию от ее же собственника. Колонка-кейс на DK.RU.

Евгений Кобзев, сооснователь и директор сервиса для предпринимателей «Кнопка»:

— Ставшая известной в Екатеринбурге история про мое скандальное «изгнание» из числа клиентов одного местного фитнес-клуба заставила меня довольно серьезно задуматься над ролью собственника в компании. Что может владелец бизнеса? Есть ли у него какие-то ограничения, пускай не формальные, но фактические в его отношениях с созданным им организмом/организацией.

Давайте говорить честно: подавляющее большинство людей открывают бизнес, чтобы заработать. И это нормально. Есть исключения, но они только подтверждают правило. Но потом все больше и больше собственников осознают, что цель их бизнеса оказалась немного больше, чем просто прибыль. Что отношения с компанией перерастают из коммерческих в какие-то личные.

Уже известной является параллель между бизнесом и ребенком. Человек создает компанию, прилагая такое количество времени, сил, энергии, что вполне можно сказать, что он рожает на свет что-то совершенно новое. И тут всплывают все «родительские косяки».

В определенный момент это новое начинает жить своей жизнью, получает свои интересы, свои ценности — они связаны генетически с ценностями «родителя», но не идентичны ему. Этот момент наступает у разных бизнесов в разное время, но у тех бизнесов, что живут и развиваются, он точно наступает. Не зря тот же Олег Тиньков говорит, что самое крутое чувство — это когда ты продал бизнес и получил возможность дальше выбрать что-то новое. Потому что это настоящее ощущение свободы. Ощущение, что ты можешь отпустить и идти дальше.

В этот момент родительский инстинкт, который раньше помогал вашему чаду, мотивировал вас отдавать ему что-то от себя, отказывать себе в материальных благах, чтобы бизнес рос, легко может сработать во вред ребенку. В жизни семейной все мы прекрасно знаем такие примеры, видим их у друзей, наблюдаем через одного у знакомых. Поверьте, в деловой жизни это срабатывает так же.

Начинают происходить случаи, которые вы уже почти не в силах остановить. Любой, кто косо посмотрит на ваш бизнес, может стать вашим врагом. Любой, кто публично выскажется о вашей компании не очень уважительно, рискует попасть в ваш личный «чёрный список». Но это еще не самое страшное, самое страшное, когда вы от оценок в стиле «сам дурак» переходите к действиям, когда вы начинаете реально мстить людям. Тут есть очень тонкая грань.

Возьмем, к примеру, того же Олега Тинькова  я его долго считал самодуром и нарциссом, пока не понял, что он может как угодно эпатажно вести себя на публике, наезжать и ругаться с людьми. Даже несколько наигранно обзываться. Но это он на словах, а на деле он очень рачительный родитель для своего бизнеса, он не позволяет своим личным оценкам влиять на клиентский сервис.

Дела важнее слов. То, что ты делаешь, важнее того, что ты говоришь!

Вроде бы банальная истина, но все же она критически важна для собственника, который не хочет, чтобы его родительский инстинкт навредил организации, им созданной. Клиент, критикующий компанию, критикует компанию, а не тебя лично. В этой связи, кстати, очень удобно, если на критику будут отвечать люди, специально нанятые, а не ты сам. Потому что ты почти наверняка не выдержишь, сорвешься, обидишься и т.п.

Если у клиента есть к твоей фирме претензия, он не обязан критиковать тебя в удобное время в удобном месте. Он делает это там, где он хочет, и так, как он хочет.

И в этой ситуации есть три варианта активной реакции: можно написать «Да, конечно, мы все исправим»; можно сказать «Мы не будем исправлять, потому что такое положение дел  часть нашей политики», и третий вариант  ты говоришь «Идите в жопу, вы мне не нравитесь, кто вы такой, чтобы мне претензии предъявлять».

Конечно, клиент не всегда прав, и есть немало оснований отказываться от сотрудничества с клиентами. Например, когда клиент убыточен, когда он своим поведением подрывает правила твоей компании, что создает угрозу всей работе, он приводит к конфликтам и т.п. Но это все причины, касающиеся интересов твоего «ребенка», то есть фирмы.

Если ты посылаешь клиента, потому что он неприятен лично тебе, думаешь, что он тебя критикует, а страдает бизнес, это прямое проявление родительского самодурства. От такого лечиться надо!

Ощутите разницу. Тебе, владельцу бизнеса, лично не нравится, когда люди матерятся. Ну вот не переносишь ты этого! А тут клиент заходит и так между делом через слово мать да перемать. Причем именно как междометия, абстрактно.

А есть другая ситуация — приходит клиент и начинает ругаться адресно, оскорбляя твоих сотрудников. Он может даже не делать этого часто, один-два раза выругался и все. А в остальном милый такой, приветливый человек. Причем, во втором случае ты, может, даже и не был свидетелем ситуации, тебе просто рассказали позднее об этом случае.

Первая ситуация неприятна тебе лично, но надо взять себя в руки и потерпеть. Вторая ситуация  угроза бизнесу, потому что, оскорбляя сотрудников, клиент роняет авторитет компании, создает угрозу целостности коллектива и т.д.

Про себя скажу точно: если я узнаю, что клиент оскорбил и обматерил моего сотрудника, этот клиент вылетит сразу. Без вопросов.

Может такое уже и происходило, и я просто не знал, но если узнаю, реакция будет молниеносной! А просто матерки безадресные я потерплю. Кстати, несколько недель назад так и произошло: я увидел, что клиент материл сотрудника, и мы с этим клиентом сразу же расстались.

Конечно, мне не всегда удается следовать этим правилам. Все еще очень хочется самому с клиентами общаться, а потому хладнокровно отнестись к некоторым вещам в компании крайне сложно. Но я осознаю, к чему надо стремиться, и иду по этому пути. Ведь все мы — «родители» своих компаний, и если мы хотим быть сознательными родителями, надо учиться отпускать, отделять себя от бизнеса, не оскорбляться, не взрываться гневом. Ваш ребенок уже подрос, он может жить без вас, дайте ему такое право. И научитесь принимать тех, кого ваш ребенок выбрал себе сам. Так всем будет лучше!

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Стать клиентом удаленно: как единая биометрическая система изменит жизнь россиян Стать клиентом удаленно: как единая биометрическая система изменит жизнь россиян
«Такой клиент нам не нужен». Основатель Zenden поспорил с покупателем из-за брака: PR-кейс
Аптекари готовятся свернуть сети: из-за магазинов может закрыться половина точек
Лучшая работа — на которой удастся удержаться. Какие отрасли ждут сокращения в 2018 году
«Удивляет, что Собчак сейчас подняла эту тему». Суд отказался снять Путина с выборов
«Дошло до того, что главным риском предпринимателя стало само предпринимательство»
«Я не должен стоять поперек процесса». Сергей Галицкий продал 29% «Магнита» ВТБ

Бизнес

Болезни роста. Когда развитие бизнеса надо сдерживать искусственно / ОПЫТ сети «Галамарт» Болезни роста. Когда развитие бизнеса надо сдерживать искусственно / ОПЫТ сети «Галамарт»
Производитель, администратор, предприниматель или интегратор — кто вы в вашем бизнесе?
Как объединиться с конкурентом и получить 40% рынка и 500 млн руб. оборота за год / КЕЙС
«Через 2 года вам придется решать — продолжать бизнес или вообще спрыгнуть с этого поезда»
«Часто говорят: мол, мы упрощенку применяем, к нам не придут. Придут» — Ярослав Савин
«Серые бизнес-схемы будет искать искусственный интеллект, с которым вы не договоритесь»
«Чтобы узнать, кто загрязняет реку, достаточно медленно проплыть на лодке вдоль берега»

Свое дело

«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО «Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО
Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка
«Богатым, продавая хлеб, не стать». Как построить бизнес на пекарне / ОПЫТ
Как запустить марку одежды на несколько сотен тысяч и заработать на классике / ОПЫТ
«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок

Качество жизни

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри
Стоимость содержания автомобиля в 2018 году. Как снизить расходы?
Как подготовиться к разводу без нервных срывов и лишних движений — Елена Овчинникова
«Угроза тюрьмы делает брак по-настоящему честным институтом и равняет супругов в правах»
Как прожить больше 100 лет, и чем заняться после 60-ти. Виталий Недельский — о долголетии
«Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей
Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати

Мнения

«Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал» «Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал»
«Увидеть, как упадет башня — это наше право. Взорвать ее молча — все равно что украсть»
«Я раскаиваюсь, не буду больше «кошмарить» бизнес». Новое кредо Евгения Кобзева
«Пока еще можно, подергаем таракана за усы. Сталин — преступник и бездарный военачальник»
«У Сталина была установка на великие свершения, у сегодняшней империи — чтобы их не было»
Мелкий бес или воплощение эпохи? Авен, Юмашев и Венедиктов — о «Времени Березовского»
«Люди не хотят общаться с машинами». В чем неправы горе-футурологи — Илья Коноплев

Лайфхаки

Михаил Лабковский: «Все вокруг говорят «депрессия» и «стресс», не понимая, что это значит» Михаил Лабковский: «Все вокруг говорят «депрессия» и «стресс», не понимая, что это значит»
Молчите, напоминайте про конкурентов, будьте готовы уйти. Как вести важные переговоры
Не просто начальник. Десять законов «правильного» руководителя
«Нам не скучно до смерти, мы вусмерть заработались». Почему 8-часовой рабочий день вреден
«Покупка франшизы не имеет ничего общего с поведением предпринимателя» — Сет Годин
Сергей Галицкий: «Если кто-то сможет управлять лучше меня, рационально будет уйти»
Все вокруг говорят, какой вы молодец? Это грозит серьезными неприятностями. МНЕНИЕ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.