Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

«Чтобы было красиво»: как круг потребления чуть не погубил Дидро и губит людей в XXI веке

Жан Фрагонар «Портрет Дени Дидро»
Жан Фрагонар «Портрет Дени Дидро». Иллюстрация: wikimedia.org

«Мы покупаем новую одежду и машину как подтверждение статуса и это запускает спираль потребления. Это ментальный вирус, который паразитирует на желании во всем быть последовательными».

Желание добиться гармонии и красоты вокруг может привести человека к финансовому коллапсу. Если хочется, чтобы все вокруг идеально подходило друг другу и соответствовало нашим представлениям о прекрасном, финансовый капкан очень близок. Знаменитый французский философ Дени Дидро «пропал» после того, как однажды купил алый халат, пишет «Что и требовалось доказать».

Российская императрица Екатерина Великая однажды узнала, что философ Дени Дидро живет в сильной нужде. Чтобы помочь человеку, перед чьим умом она преклонялась, она тут же купила его библиотеку, а самого философа назначила хранителем этой библиотеки на 25 лет с соответствующим содержанием.

Дидро на полученные деньги тут же купил алый халат. Покупка оказалась прекрасной, но, облачившись в халат, он заметил, что картины его кабинета на фоне его обновки смотрятся блекло и старомодно. Философ купил новые картины, но тут же заметил, что теперь ужасно смотрится мебель. Постепенно была заменена вся обстановка, но и это не удовлетворило Дидро. Ему хотелось еще и еще, в итоге он едва не разорился. Свой печальный опыт он в итоге описал в эссе «Сожаления о моем старом халате». Откровенность философа, может быть, спасет от бессмысленных трат людей в XXI веке.

В чем суть «эффекта Дидро»?

История с алым халатом очень точно показывает, как мы относимся к вещам. Мы покупаем новую одежду не только потому, что нечего носить, нам важно, чтобы она отражала наш нынешний статус, была продолжением личности. Это же касается аксессуаров, мебели в доме и даже автомобилей.

Именно в этом ловушка. За свою жизнь мы меняем много ролей и статусов, с ними нужно менять и «обмундирование». Часто приобретение новой вещи становится символическим шагом в новый мир — например, когда мы решаем сшить на заказ костюм или взять билет в бизнес-класс.

Для Дидро халат был частью его идентичности как ученого и писателя. Его не смущала бедность обстановки, ведь ученому и положено быть бедным.

Мой старый халат вполне гармонировал с окружавшим меня хламом, — писал он. — Соломенный стул, деревянный стол, бергамский настенный ковер, еловая полка для книг, несколько закоптелых эстампов без рамок, прибитых по углам к настенному ковру, три-четыре барельефа, висевших между этими эстампами, составляли вместе с моим старым халатом отлично скомпонованную картину бедности.

Но стоило появиться алому халату — чужеродному элементу — как «вся гармония нарушена. Никакой цельности, никакого единства, никакой красоты». Это и запустило спираль потребления. Новый предмет гардероба начал диктовать владельцу правила поведения, так что в эссе Дидро горько замечает: «Я был абсолютным хозяином моего старого халата, но я стал рабом нового».

В чем опасность?

Покупка всего одной вещи привела к порочному циклу потребления, который почти обанкротил Дидро. Конечно, это крайний случай, но спираль потребления, может и в более ослабленном виде, может возникнуть в жизни каждого. Например, новые обои в комнате приводят к тому, что старая мебель смотрится хуже, приходится обновлять и ее.

Опасность «эффекта Дидро» в том, что одно решение может повлечь за собой другие — те, принимать которые не планировалось.

Например, лимит на покупку одежды и обуви уже исчерпан, но вдруг рвутся туфли. Человек идет в магазин за новой парой, но приходит с десятком пакетов, набитых одеждой и обувью.

По сути, это ментальный вирус, который паразитирует на желании во всем быть последовательными. Он напоминает словесную ловушку, которой пользуются продавцы: если мы уже дали положительный ответ на первые два вопроса, нам проще сказать «да» в ответ на третий. В этом случае мы сами создаем себе ловушку.

Как оказаться умнее?

Как и любое другое поведение, которое развивается по законам порочного круга, «эффект Дидро» можно остановить усилием мысли. Нужно просто остановиться и подумать, на самом ли деле эта вещь нужна прямо сейчас? Может быть, вполне можно обойтись и без нее? Обычно радость от приобретения быстро проходит, ее сменяет чувство сожаления.

Еще один способ обезопасить себя — не придавать слишком много значения решениям, которые касаются вещей.

Не нужно считать покупку новой пары туфель или шкафа символом обновления и начала новой жизни. Это просто вещи, которые нужно покупать тогда, когда в них есть необходимость. Очень нужно? Стоит купить. Можно обойтись? Тогда не стоит тратить деньги.

Дидро был очень озабочен своим статусом и тем, какие обязательства он на него накладывает. Именно эта установка, a не покупка нового халата, подпитывала его зависимость от новых вещей. Чтобы не повторить ошибку философа, стоит почаще напоминать себе, что красят человека не вещи.

Теги: личные финансы, лайфхаки, личностный рост, качество жизни

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.