Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Давайте запретим всю информацию «из-за бугра». Но что это даст?» — Анастасия Б...
«Давайте запретим всю информацию «из-за бугра». Но что это даст?» — Анастасия Беренова
Источник: Личный архив

«Давайте запретим всю информацию «из-за бугра». Но что это даст?» — Анастасия Беренова

Самое читаемое
  • «Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена «Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена
  • «Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда» «Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда»
  • «Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом «Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом
  • Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина
  • Планировали серию терактов? ИГИЛ взяло на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске Планировали серию терактов? ИГИЛ взяло на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске
09:46   24.10.2018

«Что создает образовательная система и у нас, и в Америке, что в ней настолько невыносимо существовать?». Как отличить травлю от конфликта и обезопасить своего ребенка? Осмысление трагедии в Керчи.

Справка DK.RU

 
Анастасия Муравьева (Беренова)
психолог, processwork-терапевт
в 2010 г. создала детский семейный центр «Дарина»;
в 2017 г. завершила сертификацию по процессуально-ориентированной работе в международной программе IAPOP (ISPWR);
с 2016 г. — организатор школы безопасности Максима Беренова
 

— Родительская общественность в последнее время до предела встревожена: то подростковыми драками, то историями-фейками про опасных женщин возле школы… А потом случилась трагедия в Керчи. Ложная тревога сливается с реальной, создавая гнетущее чувство невозможности ни на что повлиять.

Конечно, эти ситуации — разного порядка. Но в каждой из них на волне паники можно принять очень много неразумных правил: начиная от внутреннего решения каждой семьи поместить свое чадо в кольцо ограничений до общественных призывов запретить игры, интернет, усилить меры безопасности.

Самое лучшее, отгоревав, подумать — что можем сделать. Ведь безопасность начинается со знания.

Прежде чем обсуждать, насколько каждый из нас готов к чрезвычайному событию, важнее понять, как его не допустить. И запретительные меры совершенно не помогут. Запретить компьютерные игры? Но опыт Японии показывает, что благодаря играм лишнее напряжение не копится, а наоборот, сбрасывается. Наглухо закрыть все двери, научить детей ни с кем не разговаривать? Читать их переписку? Все эти меры в перспективе будут иметь огромный обратный эффект.

Единственное, что я предложила бы обсудить в ситуации с убийствами в Керчи — разобраться, откуда берется такая агрессия среди подростков. Многие кивают в сторону Америки и предлагают вообще запретить информацию «из-за бугра», но что это даст? Лучше не запрещать, а проанализировать — что такое создает образовательная система и у нас, и в Америке, что в ней настолько невыносимо существовать? Что есть общего в образовательных учреждениях наших стран, в атмосфере, в общении? Почему складываются ситуации, когда ненависть перекрывает все? Может, есть что-то схожее в российской и американской системах образования?

И обратное: как построен процесс образования в странах, где подобных случаев нет вообще? Какому опыту взаимодействия учителей, детей, общества стоит там поучиться?

Я на себе почувствовала, как начинается травля. Одна моя статья в журнале «Наши дети» вызвала огромный ажиотаж. Были перепосты, лайки и даже благодарности в личных сообщениях. А вот отзывы были ужасные, хамские, с переходом на личности. Настоящая травля! В первые минуты я хотела вообще снять статью с публикации. Благо, отдышалась и посмотрела внимательнее — а писали-то четыре человека! То есть четверо в течение суток выдали столько негатива, что любой адекватный комментарий тонул в этой агрессии, причем, судя по всему, статью они не читали — только заголовок и первый абзац. Вывод — если разобраться, зла гораздо меньше, чем кажется, надо только научиться его видеть и объединяться против него.

Так же бывает и в классе: часто один или двое учеников держат в страхе нескольких просто при попустительстве взрослых и остальных детей. Или наоборот — ребенок, который отличается от остальных, может стать объектом нападок со стороны совершенно благополучных детей.

Хорошо, скажете вы, мы заметили, что в классе кто-то сильно отличается от остальных и агрессивно мешает всем жить. Или, наоборот, замкнут и всегда подавлен. Что делать?

1. Для начала определить — что происходит в коллективе. Это просто конфликт или уже травля?

Отличие в том, что конфликт — про умение общаться, отстаивать, позиционировать. То есть в конфликте и плюсы есть, и ответственность сторон, а вот травля — это про неизбежность: «ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать».

Возможно, ваш ребенок психологически более устойчив: часто то, что большинство детей воспринимают как простое недоразумение, кто-то может воспринимать болезненно.

Приведу пример. У нас в лагере дети часто придумывают друг другу клички и веселятся, обращаясь друг к другу не по имени. Маркер того, что это уже не игра, — когда придуманная кличка обижает ребенка и он проявляет недовольство или открыто говорит, что ему это не нравится. Если кто-то говорит, что надо прекратить общение в таком ключе, а остальные продолжают, значит, ситуация вышла за пределы нормального общения.

В любом случае взрослый должен всем объяснить: вот этот ребенок отличается от них, давайте все вместе найдем к нему подход, подружимся. Если говорить с детьми честно, зная, что никого не выставят изгоем, можно скорректировать отношение к любому ребенку гораздо раньше зачатков травли.

2. Определить роли детей. Роли могут быть разные — агрессор, жертва, наблюдатель — и все они одинаково плохи. Но в какой бы роли ребенок ни был, стоит принять как данность, что это его беда, а не вина (кроме ситуаций, конечно, когда преступление уже совершено).

Но эти советы применимы, если и агрессор хочет поменяться, и другие участники с пониманием относятся к происходящему. А если нет?

3. Объединиться. Нет, не против агрессора, и уж точно не для того, чтобы устроить ему «темную». Объединяться нужно, чтобы все участники поняли, что жертва — не одинока и что агрессором быть невыгодно. Из моих наблюдений, если ситуация не критическая, хватает одного-двух занятия по словесной самозащите в классе.

3. Подключить медиатора. Это может быть психолог, учитель, а иногда и юрист, которые помогут понять, что действительно происходит, кто в какой роли пребывает и как из этого найти выход.

Однако иногда не сразу понятно, кто в какой роли находится. Я сталкивалась со случаями, когда ребенок жаловался, что все его обижают, но после детального разбора оказывалось, что он сам — тихий агрессор, а все остальные не по душевной злобе и подлости, а просто из детского инстинкта справедливости делали, что могли. А поскольку взрослые умыли руки — делали они агрессивные выпады и дрались, это была просто неумелая оборона, которая выглядела, как травля. Именно поэтому в ситуацию лучше подключить психолога или медиатора — чтобы со стороны понять, что происходит.

И уж если выводить агрессора на чистую воду, то разобравшись тщательно, что за боль внутри него заставляет себя так вести, помочь ему.

Можно и нужно научить ребенка постоять за себя в конфликтной среде, не поддаваться на провокации, воспитывать силу духа и умение вести диалог. Но если речь идет не просто о конфликте, а о травле, помочь могут только взрослые, вмешавшись в ситуацию и подключив специалистов — юристов, если есть угрозы и оскорбления, психологов или психиатров, если нужна коррекция. Возможно, ребенка стоит срочно перевести в другую школу или наоборот, остаться и победить, повысив самооценку. Тут все зависит от тяжести ситуации, от того, на чьей стороне администрация учебного заведения и устойчивости психики ребенка.

Общая схема такая — сбор доказательств (научите, в том числе, пользоваться диктофоном и ребенка), поиск союзников из числа родителей, помощь специалистов, письменные обращения — в учебные заведения и дальше в надзорные органы, если нужно. Но самое главное — показать ребенку, что вы на его стороне и он не виноват.

Если вернуться к безопасности ребенка, то тут самое главное — родители должны научить его самостоятельно принимать решения и осознавать, что он сам отвечает за свою безопасность (кроме, конечно, фатальных случаев, но они редки). То есть выучить алгоритмы поведения в разных ситуациях: в случае драки, нападения или когда конфликт только назревает.

Справиться с конфликтом (но не с травлей уже, это важно!) ребенок может совершенно самостоятельно. А вот сделать мир безопаснее, как бы пафосно это ни звучало — задача общая.

Материал подготовлен при участии Максима Беренова, автора книги и курса «Безопасность ребенка, подростка»

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Недовольство россиян властью достигло максимума. Рейтинг Путина упал до антирекорда
Недовольство россиян властью достигло максимума. Рейтинг Путина упал до антирекорда
Надежная иномарка за 250 тыс. руб. — это реально. На что смотреть на авторынке? РЕЙТИНГ
Как тебе такое, Илон Маск? Екатеринбуржцы смогут купить самую дешевую версию Tesla
«Вытолкали из кафе, избивали. Похитили и вымогали деньги»
Суд в Чечне списал миллиарды долгов за газ, опасаясь протестов. Другие регионы хотят также
«Внутренние противоречия». Почему горожане не могут достучаться до чиновников в соцсетях
«Я угроза национальной безопасности?». Против профессора впервые возбудили дело за прогулы

Бизнес

«Здесь скупают всё». Новосибирский эксперт — об инвестициях в недвижимость в Германии «Здесь скупают всё». Новосибирский эксперт — об инвестициях в недвижимость в Германии
«Машины постоянно дорожают, дальше будет то же самое». Какие автодилеры уйдут в 2019-м?
«Скрипт — признак планктонного консультанта» — Дмитрий Кибкало, «Мосигра»
«Пока мы делали продукт и считали бабло, наши клиенты стали друг друга фактически убивать»
«Я начальник — ты дурак» не работает. Как шведская бизнес-культура приживается в России
Как инвесторы смогут заработать на единственном на Урале курорте европейского уровня
«Метод спасения от кризиса парадоксальный, но он работает». Как бизнесы переживают спад?

Свое дело

«Масштабы кошмара потрясали». Как бывший банкир исправлял ошибки бизнеса в деревне «Масштабы кошмара потрясали». Как бывший банкир исправлял ошибки бизнеса в деревне
8 лайфхаков для тех, у кого нет денег, но есть желание запустить стартап
Сколько стоит миллион роз? Изнанка крупнейшего на Урале производства цветов
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами

Качество жизни

Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин
«Уральские авиалинии» подвели итоги юбилейного 2018 года
«Душенька болит». Ирина Тебенева — о том, как конфликт со школой выводит детей на митинги
«Тревожно за 2019-й». Что будет с ценами на жилье: 3 прогноза — от бизнесменов и министра
От рельсов до авиации. Как развивались заводы в эпоху императора Николая II
«Мы уверены, это был поджог»
Андрей Пучков: «Мы поняли, что попали в ловушку»

Мнения

Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина
«Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом
«Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена
Дмитрий Волошин: «Кому нужен высокомаржинальный, но унылый бизнес? Цените конкурентов»
«Смекалистые схемотехники стали использовать Закон о самозанятых в свою пользу»
Дмитрий Потапенко: «У России бюджет войны и сохранения власти. Это не бюджет развития»
«Сегодня уровень налоговой нагрузки ставит бизнес в ситуацию выживания»

Лайфхаки

Бизнес стал приносить меньше денег? Срочно бросайте его. Этот утопающий не стоит спасения Бизнес стал приносить меньше денег? Срочно бросайте его. Этот утопающий не стоит спасения
На море в конце января? Все также тепло, но намного дешевле каникул. РЕЙТИНГ направлений
«Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда»
«Вы не начнете копить, пока не увидите себя старым». Как легко освоить полезные привычки
Зарплата выросла, а денег снова не хватает? Так прекратите тратить лишь на «самое нужное»
Популярную соцсеть поймали на сборе геотегов пользователей. Зачем им знать о нас все?
Купил машину, не проверив реестр? Банк имеет право забрать ее за долги. Так решил суд
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.