Подписаться
Деловой квартал / Новости / Давид Гайдт: «Американцы намерены контролировать транзит российского газа»
Давид Гайдт: «Американцы намерены контролировать транзит российского газа»
Давид Гайдт
Источник: DK.RU

Давид Гайдт: «Американцы намерены контролировать транзит российского газа»

Самое читаемое
  • «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет
  • Ловушка для ритейлеров: зависимость россиян от скидок стала рекордной Ловушка для ритейлеров: зависимость россиян от скидок стала рекордной
  • «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
  • Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ
  • «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
06:00   18.12.2017

Борьба России и США за поставки газа в Европу остается главной темой на внешнем рынке, считает эксперт отрасли Давид Гайдт. Пока игроки не открыли всех карт, интрига сохраняется.

Бум на рынке сжиженного природного газа (СПГ) Давид Гайдт прогнозировал несколько лет назад, запуская в Екатеринбурге малотоннажное производство СПГ по технологии, разработанной специалистами «Газпром трансгаз Екатеринбург». Тем временем американские газодобытчики строили заводы, выпускающие сжиженное топливо с намерением продавать его в Европе. Летом 2017 г. первые танкеры с грузом СПГ из сланцевых месторождений США пришвартовались в портах Польши и Нидерландов. Несколько позже президент РФ призвал российских газовиков не уступать рынок СПГ конкурентам. Теперь лауреат премии «Человек года-2017» и экс-гендиректор «Газпром трансгаз Екатеринбург» рассказывает, что будет дальше.

Газовая атака

В августе президент США подписал закон о санкциях против компаний, которые инвестируют в строительство газопровода «Северный поток-2» или поставляют для него оборудование и технологии. «Газпром» признает, что действия США создают риски для проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Давид Гайдт полагает, впрочем, что прагматизм европейских стран возьмет верх.

— Американцев не устраивает партнерство России и ЕС,  говорит он.  «Газпром» поставляет газ в Европу уже больше 40 лет. В 70-е гг. мы сказали: вам нужно топливо  у нас его много. Самый дешевый способ доставки  трубопроводный. Давайте оборудование, давайте трубы  мы проведем вам газ. Строить помогали страны СЭВ  ГДР, Польша, Чехословакия. За какие-то 15 лет — с 1975 по 1989 гг.  мы общими усилиями проложили главный коридор  с северных месторождений, через Украину  в ФРГ. Второй коридор пошел через Белоруссию. Когда Турции понадобилось больше газа, появился «Голубой поток» — трубопровод по дну Черного моря. Если бы мы не поторопились, турки стали бы покупать газ в Катаре у наших традиционных конкурентов. С запуском «Северного потока» в Европе сложилась разветвленная транспортная инфраструктура, которую американцы называют теперь угрозой для независимости ЕС. Поскольку политика — концентрированное выражение экономики (©Владимир Ленин), в первую очередь, речь идет об интересах американских газодобытчиков.

Американцы хотят поставлять в Европу свой газ вместо российского. Для «Газпрома» это реальная угроза?

— США разрабатывают сланцевый газ. Быстрота, с которой там приняли законы, регламентирующие эту сферу, говорит, что газовые компании рассчитывали хорошо заработать. Сначала Штаты компенсировали себе нехватку 200 млрд кубометров газа (в виде СПГ), который раньше получали из Катара. Теперь появились избытки. Американцы хотят отправлять сжиженный газ в Европу, закачивать там в хранилища, регазифицировать и подавать конечному потребителю, например, той же Германии. Если бы это произошло сегодня, на входе американский газ обошелся бы немцам в $480-550 за тысячу кубов — вдвое дороже, чем российский. Но другого пути у Штатов нет.

Почему?

— Они много инвестировали в разработку сланцевого газа — его уже некуда девать. Такого роста потребления, на который рассчитывали поначалу, не будет — промышленники занимаются энергосбережением и внедряют новые технологии. Но остановить добычу нельзя, иначе пропадут вложенные деньги, и не исключены техногенные катастрофы. При этом на старых месторождениях в Техасе газа тоже продолжают добывать. Газа столько, что единственный выход — его экспортировать.

Давид Гайдт, 19 лет возглавлявший компанию «Газпром трансгаз Екатеринбург», победил в главной номинации «Человек года-2017» по версии «Делового квартала». Обстоятельства не позволили г-ну Гайдту присутствовать на церемонии, поэтому директор издания Сергей Дружинин вручил ему статуэтку в редакции «ДК»

Что нужно сделать американским компаниям?

— Инфраструктура для приемки и распределения СПГ в Америке есть, а мощностей, рассчитанных на экспорт, никогда не было. Сейчас американцы строят заводы по сжижению газа и терминалы, где его можно хранить и отгружать в танкеры. Им нужен реальный рынок сбыта — те 200 млрд кубов в год, которые потребляет Европа. По расчетам, такой объем СПГ Штаты смогут экспортировать не раньше 2030 года, а «Северный поток-2» мы собираемся строить сегодня. Поэтому Госдеп вбивает клинья между Россией и странами ЕС. Задача американцев — не допустить строительства «Северного потока-2» и взять под контроль украинскую систему передачи газа.  

То есть к 2030 г. США смогут поставить в страны ЕС объем газа, сопоставимый   с российским?

— Это планы, которые на бумаге. Сбудутся они или нет, станет ясно через 10 лет. Но Европе газ нужен сегодня — желательно, дешевый. Поставить его может только Россия. Это значит, что при растущих потребностях без «Северного потока-2» не обойтись. На политическом уровне все заинтересованные стороны это понимают. Поэтому вопрос «строить или не строить» даже не стоит. Газ, который пойдет по этому трубопроводу, будет на 20% дешевле того, что транспортируется по территории Украины.

За счет чего газ станет дешевым?

— «Газпром» принял правильное решение — он готовит Ямальский центр добычи. Все месторождения Ямала делятся на две части — одна разрабатывается под СПГ, вторая — под трубопроводы, которые через Бованенково и Ухту уходят на северо-запад, и дальше — напрямую в Германию. Никаких посредников — самая короткая дорога, самый дешевый газ. Это нормальный коммерческий интерес — чтобы при низких ценах на углеводороды, которые еще долго не вырастут, российский газ оставался конкурентоспособным. И есть еще одно обстоятельство — по территории Украины сейчас проходят семь ниток трубопровода, построенного в 70-е гг. Часть из них обеспечивает газом внутренние потребности страны, остальные идут в Европу. Всю эту инфраструктуру надо содержать в исправности. Ждать пока там начнутся аварии, мы не можем.  

Кто остался на трубе

Правительство Украины намерено отдать газотранспортную систему страны в концессию иностранным компаниям. «Сесть на трубу» хотят американцы. Наблюдатели считают, что США добиваются контроля над украинскими трубопроводами, чтобы отрезать Европу от поставок российского газа, когда американское газодобытчики смогут предложить эквивалентный объем СПГ. Таким способом Россию будут выдавливать с европейского газового рынка.

По оценкам «Газпрома», каков запас прочности у трубопроводов, проходящих по территории Украины?

— Еще в 2011 г. выяснилось, что без серьезных вливаний в украинскую систему газопроводов она не обеспечивает заданный объем поставок, который к тому же растет. Трубы изношены, поэтому давление в газопроводе (и его производительность) — ниже нормы. Компрессорные станции требуют ремонта. Но за последние три-четыре года с Украины перестали поступать диспетчерские данные. Как работает система, можно только догадываться. О разрывах трубопроводах нам тоже ничего не сообщают. Понятно, что любому собственнику нужна только работоспособная труба. За два-три года можно заменить компрессорные станции, прокачивающие ежегодно 100-110 млрд кубов газа. Технических сложностей тут нет, но требуются серьезные вложения. От российских денег Украина отказывается, а больше никто не предлагает. И тут появляются американцы — они намерены взять газопроводную систему Украины в концессию, в том числе, чтобы контролировать транзит российского газа в Европу.

Украинские СМИ сообщили, что США построят в Польше терминалы для приемки СПГ и будут снабжать газом Украину. Некоторые европейские страны уже начали покупать американский газ, хотя он и дороже. Америка меняет ситуацию в свою пользу?

— В свое время Польский сейм заявил, что германско-российское соглашение о строительстве «Северного потока» угрожает безопасности и независимости Польши. Сейчас история повторяется. То, что поляки начали покупать газ в Штатах — скорее политическое решение. В прошлом году Польша выбрала рекордный объем российского газа по контракту, при том, что она уже получает СПГ из Катара и Норвегии. Действительно, часть растущих потребностей европейских стран в газе США могут закрыть. Но речь идет только о диверсификации поставок.

Другие страны, например, Германия, могут последовать их примеру?

— У Германии, отказавшейся от АЭС, в активе осталось только газовое топливо и «зеленая» энергетика, на долю которой приходится 25-28% потребления (ее производители получают от государства по 2 евро дотации за киловатт). Газовые электростанции служат регуляторами: если нужно увеличить мощность, вы поворачиваете ключ, и все работает. В этом их отличие от угольных станций, которые придется долго запускать. Немцы, озабоченные чистотой окружающей среды, перерабатывают уголь из Рурского бассейна в газ. При всей дешевизне угля, газ из него получается дорогим. Расходы на «зеленую» энергетику в Германии считают оправданными, но переплачивать за топливо, которое можно купить дешевле, здесь не станут.

Однако в США приняли закон о санкциях против иностранных инвесторов, участвующих в строительстве экспортных российских трубопроводов. Из-за этой угрозы европейские предприятия уже отказываются сотрудничать с компанией Nord Stream-2. Чем все это закончится?

— В моем понимании это риск, означающий, что «Северный поток-2» «Газпрому» придется строить за свои деньги — без европейских компаний, которые собирались участвовать в этом проекте. Если они откажутся, вся нагрузка ляжет на «Газпром», и строительство газопровода потребует больше времени, потому что свободных денег у компании нет. Необходимость выделить дополнительные средства на «Северный поток-2» наверняка скажется на других инвестиционных программах. Возможно, в «Газпроме» притормозят реконструкцию действующих мощностей. Конечно, без ущерба для их надежности.

«Газпром» справится с такой ношей?

— Справится. Тем более, что ситуация может измениться. Ведь стать участником проекта можно в начале пути, а можно — в конце. Не исключено, что позже, когда газопровод запустят в эксплуатацию, отдельные политические фигуры, ставившие нам палки в колеса, уйдут со сцены. Или санкции потеряют актуальность. Тогда вчерашние партнеры вернутся. Скажут: продайте мне долю, и мы снова будем дружить. При этом в «Газпроме» трезво оценивают попытки европейских стран диверсифицировать поставки газа, и готовы к разумным компромиссам. Это касается и работы по краткосрочным контрактам вместо долгосрочных, как было прежде, и более гибкого ценообразования. Многое будет зависеть от того, чьи предложения окажутся более конкурентными — российские или американские.

Бум, о котором знали заранее

Если от «Северного потока-2» придется отказаться, «Газпром» может усилить другое направление, требующее инвестиций — строительство мощностей для производства сжиженного газа. Иначе Россия рискует пропустить бум на рынке СПГ. Сейчас в стране работает два завода — «Ямал СПГ» (Новатэк) и «Сахалин-2» («Газпром»). Оба созданы с участием иностранных компаний. По общему мнению, их объемов недостаточно.

Если «Газпрому» придется строить «Северный поток-2» за свой счет и сокращать другие инвестиционные программы, хватит ли у компании ресурсов, чтобы развивать производство СПГ?  

— СПГ — такой же инвестиционный проект, как и любой другой. Нужно оценивать окупаемость вложений, сроки возврата инвестиций, особенности рынка и возможные объемы продаж. Завод «Ямал СПГ», который запустил «Новатэк», заводы «Газпрома» на Сахалине и во Владивостоке (строится) — долгосрочные проекты. Они становятся актуальными, когда есть покупатель. Нельзя добывать газ, если не знаешь, куда его девать.

Проекты «Газпрома» уже нашли покупателя?

— Во Владивостоке — еще нет. На Сахалине завод уже работает, поставки СПГ законтрактованы в Японии. Этому проекту ничто не грозит.

Предприятию «Газпром трансгаз Екатеринбург» тоже придется сокращать расходы? Могут события в Европе помешать поставкам СПГ в Казахстан, с которым вы подписали контракт?

— Это разные рынки и совсем другой объем инвестиций, несравнимый с глобальными проектами. Астана готовит свою часть, связанную с приемкой и распределением газа, а наша задача — наладить производство СПГ и его транспортировку. Деньги «Газпрома» здесь не понадобятся. Все зависит от экономики потребителя — сегодня он топит котельные соляркой, а когда перейдет на газ, тратить придется меньше. Расчетная цена газа понятна — остается определить наши затраты на всех этапах. Если цифры сходятся, можно брать в банке кредит и строить. А если нет, это уже не коммерческий проект, а социальный. Там все по-другому.

Вы прогнозировали, что рынок газового топлива станут развивать частные компании, готовые инвестировать в строительство заправочных станций. Желающие заняться таким бизнесом уже появились?

— Частник придет, когда увидит, что сможет быстро вернуть деньги. Продукт должен быть доступным. Сейчас на Урале проектируют три завода СПГ — один в Магнитогорске («Новатэк») и два — в Челябинске («Газпром»). Если к 2020 г. они начнут работать, это уже инфраструктура. Продавать СПГ будут конкурирующие предприятия. Это важно, потому что малый и средний бизнес не хочет зависеть от монополии. Но чтобы все сошлось, надо насытить рынок техникой, работающей на газе. Сейчас в стране столько техники нет. Автомобили — транспортные, строительные, дорожные — готов поставлять Китай. Но их качество таково, что для каждой машины придется открывать ремонтную мастерскую. Больше трех лет они не выдерживают. А главное — нам нужно поддерживать своего производителя. Если убедить его, что действующие машины надо переводить на газ, тогда появится потребитель.

Производители готовы откликнуться?

— Пока не очень: в 2012 г. в стране было 126 тыс. единиц техники, работающей на газовом топливе, а сегодня — 120 тысяч. Динамика отрицательная. Полпредство в УрФО сейчас пытается свести чиновников и производителей автомобилей, чтобы обсудить производство двигателей, конвертированных на газ. Среди потенциальных участников — «Камаз», «Урал», «Минский автозавод», «Курганский автобусный завод», «Ярославский моторный завод». «НПО автоматики» взялось за разработку контроллера по управлению газовым двигателем. Подключился Челябинский институт двигателей внутреннего сгорания. Если удастся такой проект запустить, всем будет хорошо. На Урале много транспортных фирм, занимающихся перевозкой руды — они работают, например, с «Русской медной компанией». И здесь найдется место частнику, который может строить заправки рядом с потребителем и торговать СПГ.

На одной из последних встреч с президентом РФ глава «Газпрома» Алексей Миллер доложил, что уровень газификации жилья в стране — 67,2%. Хотя Дмитрий Медведев обещал, что в 2015 г. будет 100%.

— На газификацию регионов «Газпром» ежегодно тратит по 30-35 млрд руб. Но его задача — привести газ на границу населенного пункта, а распределительные сети строят на местах. Но регионы не всегда выполняют свои обязательства. Сейчас «Газпром» разрабатывает программу, которая позволит ускорить газификацию страны. Она включает два этапа. Сначала будем обеспечивать потенциальных потребителей СПГ, а когда их станет много, начнем подтаскивать газ в трубе. Большой объем газа возить машинами неправильно. Пусть работает труба.

Фото: Игорь Черепанов / DK.RU

Автор: Михаил Старков
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году
Китайский путь? Власть намерена создать «Цифровой профиль» для каждого россиянина
Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ
«Стоило инфляции подскочить». Реальные доходы россиян впервые упали с начала года
Глава ЦИК предложила отменить результаты скандального второго тура выборов в Приморье
Бизнес все чаще использует карточные переводы Сбербанка. ФНС хочет доступ к этим данным
«Расцениваем действия Израиля как враждебные». Возле Сирии сбили Ил-20 c 15 россиянами

Бизнес

Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов? Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов?
«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
Марина Хрипунова: «Давайте честно: что купить и что смотреть — в семье решает женщина»
«В магазине бутылка пива стоит дешевле минералки. Как это возможно?» — Илья Ройтенберг
«Владелец офиса приходит в УК, а к нему относятся как к сурикату. Конечно, обидно!»

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

«ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»

Лайфхаки

«Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ «Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием
Есть спрос — будет и предложение. 11 необычных и странных профессий современности
«Покупатель не должен сам проводить экспертизу». Что можно смело требовать от застройщика
Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
«Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет
«Неважно, кем вы работаете, робот сделает это лучше». Как ИИ лишит работы миллионы людей
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen