Деловой квартал / Новости / «Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»
«Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

«Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»

Самое читаемое
  • Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе
  • «Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока «Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока
  • «Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть «Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть
  • «Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите» «Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите»
  • Уже закрываются бизнесы. Где сейчас в Екатеринбурге ищут самых дефицитных руководителей? Уже закрываются бизнесы. Где сейчас в Екатеринбурге ищут самых дефицитных руководителей?
06:00   01.11.2017

«Я, как владелец и директор, не должен обращать внимание на плохих сотрудников». Семь способов за один год полностью изменить структуру компании и мировоззрение подчиненных от Сергея Кислицына.

Сергей Кислицын, генеральный директор «Аверс-СК»:

— Долгое время я в компании тянул все на себе. Но когда «Аверс-СК» вырос, когда появились постоянные крупные заказчики, проекты по всей России, вырос и уровень моей загрузки. Моего ресурса просто не хватало. Помню, за один год я два раза облетел земной шар на самолете. С этим явно надо было что-то делать.

И я пошел учиться.

Учиться — не вредно

Есть мнение, что консалтеры — это бессмысленные прожиратели денег компании. В каком-то смысле это и обоснованно, ведь предложений на рынке огромное множество, но многие тренеры реально дают очень нужные знания. Лично я считаю, что без консалтинга выстроить четкую систему взаимодействия в компании за сравнительно недолгий период практически невозможно. И экспериментировать на живом организме организации — рискованно как с точки зрения затрат, так и с точки зрения человеческих ресурсов.

Так что я изучал менеджмент, инструменты управления, окончил Школу владельцев бизнеса в Москве. И в течение года полностью модернизировал свою компанию. Появилась четкая, понятная и логичная структура. Она включает в себя департаменты, отвечающие за: управление, безопасность и развитие компании; персонал; продажи; финансы; производство; качество продуктов и квалификацию персонала; расширение компании.

Знание продукта и его измерение

С возникновением структуры появилось четкое понимание среди сотрудников и руководителей, кто за что отвечает, но главное — какой результат от своей деятельности должен получать каждый сотрудник и подразделение. Этот результат целенаправленной деятельности мы называем «продукт». В этом есть сразу два плюса: первый — сотрудник знает, какой результат он должен получить; второй — мы можем измерять количество произведённых продуктов, своевременно выявлять и устранять сбои.

Еженедельное измерение полученных результатов мы называем статистиками. Каждый руководитель ведет статистику по своему отделу, показатель для каждого свой: у кого-то это количество отправленных коммерческих предложений, у кого-то — сумма заключенных договоров, у кого-то — подписанные акты. По этой статистике мы понимаем, где у нас слабые места, какие процессы надо усилить, куда сейчас нужно больше вкладывать денег. Это как панель приборов в автомобиле или самолете: ты просто видишь все показатели, видишь, как работают узлы и механизмы.

Безопасно ли управлять сложной техникой без панели приборов? Компания — не менее сложный механизм, и чтобы ею уверенно и безопасно управлять, тоже нужна «приборная панель».

Коллегиальное распределение доходов

Не открою тайны, сказав, что денег на счете всегда меньше, чем хочется потратить. Конкурсы сегодня проходят без авансов, контрагенты платят с большой задержкой. При этом дефиците денег нужно четко понимать, куда вкладывать.

В компании внедрен инвестиционный принцип распределения денег. Этот процесс поручен руководителям департаментов. Раз в неделю они собираются и смотрят, столько денег пришло на счет компании. Миллион? Хорошо, давайте подумаем, куда его вложить, чтобы получить больше пользы. Какие затраты предстоят, что первоочередное, а что можно отложить? Например, нужно заплатить за офис, за телефон, перечислить налоги и зарплату, материалы купить и т.д. Давайте договоримся вложить туда, где деньги принесут наибольшую пользу.

В итоге руководители не просто планируют расход, что само по себе не очень сложно при четко описанных правилах, руководители начинают планировать доход компании.

Ведь если на текущей неделе на какие-либо статьи затрат было выделено недостаточно денег, ответственный руководитель хочет быть уверенным что они будут в другом периоде, и этот доход нужно запланировать.

Хочу сказать, что этот процесс — настоящая кузня ответственных и компетентных руководителей. Тут отсидеться в сторонке не получится.

Собрания повышают мотивацию

Раз в неделю я рассказываю команде, как идут наши дела. Это тоже был вынужденный шаг.

У нас в Екатеринбурге два подразделения — офис и производственная база, или, как мы ее называем, гараж. Офис находится в городе, а гараж — в Березовском. И стали к нам из гаража доходить слухи о том, какие страшные вещи у нас в офисе творятся: то у меня появилась недвижимость в Америке, то кто-то из руководства третью машину купил… И я подумал: если я сам не буду рассказывать, что на самом деле происходит, эти слухи будут только множиться.

Поэтому ввел за правило встречи с коллективом — раз в неделю собираемся со всем офисом, раз в месяц сами выезжаем «в гараж» на общее собрание. Там я откровенно говорю: ребята, вот такие у нас трудности, такие достижения.

Сначала было много скепсиса — зачем нужны собрания раз в неделю, это слишком часто. Нет, не часто. За неделю много чего происходит, вся команда должна знать об успехах, победах, достижениях. Теперь и не представляю, как мы без этого жили.

На общих собраниях я хвалю тех, у кого растут показатели, иногда вручаю им почетные грамоты, благодарности. Пусть это и несовременно, но я уверен — надо замечать достижения людей.

К сожалению, так устроен мир, что мы всегда много внимания уделяем ошибкам, начинаем воспитывать, стимулировать.

Но мотивация — это внутренний порыв. А стимул в переводе с латыни — это палка с жестяным наконечником, которой погоняли быков. Я понял, что я, как владелец и директор, не должен уделять внимания плохим сотрудникам. Для этого у меня есть заместители. Я должен уделять внимание хорошим, помогать им, вдохновлять, поддерживать. И работает это волшебным образом!

Всем — на сделку!

А вот материальная стимуляция играет роль. У нас все производство работает на сделке. Сейчас думаем, как сделать так, чтобы и офис тоже был на проценте от валовой прибыли.

Я уверен, что все сотрудники, вплоть до бухгалтера и уборщицы, могут так работать, может быть, кроме продавцов, которые напрямую завязаны на деньги, пришедшие на счет.

Знаю одну страховую компанию, в которой 100% сотрудников получают премию от валовой прибыли. Так у них бухгалтерия бегом бежит, чтобы выставить счет! Уборщица, кстати, тоже задействована в повышении прибыли компании — когда постоянно растет поток клиентов, нужно, чтобы в офисе было чисто и красиво.

Однозначно я буду внедрять это при единогласном согласии руководителей, просто им нужно будет подробно все объяснить и показать. Может быть, запущу два потока — часть будет получать по новой системе, часть останется на прежней. Когда оплата по новой системе превысит старую, в несколько этапов переведем и остальных. Конечно, люди с осторожностью относятся ко всему новому, их можно понять. Но постепенно все поймут выгоду.

Общаться — только письменно

Не так давно я ввел у себя систему письменной коммуникации.

Раньше как было? Дверь в кабинет я вообще никогда не закрываю. И каждый считал своим долгом, проходя по коридору, заглянуть ко мне, вывалить на меня свою проблему, получить решение и уйти.

Сначала я завел песочные часы: укладывайся в это время. Но это не решало главной проблемы — люди не хотели брать на себя ответственность.

Поэтому теперь у нас главное правило такое: если ты несешь мне какую-то проблему, то должен принести и решение, причем в письменном виде. Есть специальный бланк, на котором написано: «Ситуация», «Данные», «Решение», и все эти разделы нужно заполнить. Заполненный бланк, иногда с приложенными данными, он кладет в лоток непосредственному начальнику, и тому, рассмотрев все данные, остается только одобрить или не одобрить предложенное решение.

Чем это хорошо? Во-первых, поручения не теряются, во-вторых, люди берут на себя ответственность. В-третьих, руководитель не тратит время на сбор данных и быстро принимает решение.

Все дело в политике

Описанные выше и многие другие правила работы в организации описаны в специальных документах. Мы их называем организационными политиками. Любая политика имеет бессрочное действие, пока не будет отменена или заменена другой. Политикам подчинено все: форма одежды, распорядок дня, взаимодействие подразделений, работа с заказчиками, очень много подробных технических политик.

У политик есть код распределения, т.е. каждая политика адресована конкретным штатным единицам. Есть политики для руководителей, для бухгалтерии, менеджеров, строителей. Это достаточно простое действие — составить блок кодов, но это дает знание, для кого пишется политика. В их разработке участвуют многие — и я, и руководители, и специалисты, но утверждаю всегда я.

Потому что если политика идет за моей подписью, то никто уже не станет обсуждать, нужна она или не нужна. А если бы она вышла за подписью зама, начались бы шатания — да он в этом вопросе некомпетентен, да я ему не подчиняюсь.

Все новые работники обязательно изучают политики, которые имеют к ним отношение. У каждого штатного сотрудника есть папка, куда пришиваются все документы. Поэтому все правила, инструкции, приказы всегда под рукой. Возник спор между сотрудниками: один считает, что правильно так, другой — что этак. Спор решается моментально: открываешь папку, берешь нужную политику и в ней все написано. Да, мы тратим немного больше бумаги, но с точки зрения эффективности это ускоряет процесс. Вскоре мы придем к тому, что если сотрудник не знает чего-то, то сначала он заглянет в папку, и только потом пойдет к начальнику.

Опять же, политики помогают донести до человека конкретную мысль. Приведу абстрактный пример. Допустим, есть владелец компании, и он решил у себя на предприятии организовать столовую: хочу, чтобы люди нормально, недорого ели, и не таскали на работу баночки с едой. Нормальная идея? Вполне. Руководитель назначает ответственного — Иван Иваныча. Тот говорит: «Будет сделано» и организует столовую: процесс-то несложный. Но ему изначально никто не сказал, зачем шефу столовая, и он сам придумал, что шеф просто хочет заработать денег — логичная же мысль. И делает цены — повыше, пюрешку — пожиже. Получается невкусно и недешево, а сотрудники как ели из баночек, так и едят. Шеф приходит в столовую, а там никого. В чем проблема? В том, что политику никто не написал, а Иван Иваныч решил, что в его картине мира так будет лучше.

В итоге без политики — понятных и известных правил — хорошая идея может быть искажена до неузнаваемости.

Обучение внутри компании

Молодые ребята, которые приходят к нам после института, работать не умеют вообще. Они уже в институте реально деградируют! Да и с рынка я не могу взять ни одного мастера.

Мы много собеседуем людей. Приходит мастер с опытом, начальник участка открывает проект и спрашивает его: что это запроектировано? Не знает. Волосы дыбом! Как он строил, если даже читать проекты не умеет?

Поэтому приходится учить. У нас уже наработаны учебные программы — сначала теория, потом интенсивная практика. Например, есть специальный полигон, мы даем экскаватор, приборы, материалы, и ученики сначала учатся работать на полигоне, и только потом мы выпускаем их «в поле» с наставником. У нас сегодня все лучшие мастера — бывшие студенты, и я прихожу к тому, что эффективнее учить с нуля, чем переучивать мастера «с опытом». Хотя, вполне возможно, что переобучение строительным специальностям вырастет у нас в отдельный бизнес. Наработки есть. 

Колонка написана специально для DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Конец «путинского» среднего класса. Сбережения в России становятся роскошью для немногих Конец «путинского» среднего класса. Сбережения в России становятся роскошью для немногих
Доля в обмен на убыточный бизнес. «М.Видео» покупает российский Media Markt
Принуждение к компромиссу. Каковы главные риски и основные сценарии пенсионной реформы
«Ты просто космос, Стас». Россия разгромила Египет и впервые в истории прошла в 1/8 финала
#Sekta все? Ольга Маркес объявила о закрытии проекта
Навальный объявил акцию протеста против повышения пенсионного возраста
Госбанки захватывают онлайн-торговлю: ВТБ договаривается о партнерстве с Alibaba

Бизнес

«Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока «Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока
«Американцы четкие, корейцы ведут бизнес только с мужчинами, а арабы играют «в долгую»»
«Без трудового договора и социальных взносов». Мифы производственного кооператива
Тимур Уфимцев: «К «Екатеринбург-Арене» невозможно остаться равнодушным»
«Предпринимателям кажется, что они ничего не нарушают». За что банк может закрыть счет?
«Не столь распространены». О каких инструментах для бизнеса вы зря забыли
«Такое непростое «простое товарищество». Виртуальный помощник для бизнеса

Свое дело

«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС

Качество жизни

«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик» «Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей
«К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением»
«От 35 тыс. евро в год». Кто зарабатывает на юных футболистах в Испании
«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»
«Шансы — почти нулевые». Может ли ваш ребенок стать футбольным профи в Испании?

Мнения

«Как только вы указали место работы в своем профиле, он перестал быть личным» «Как только вы указали место работы в своем профиле, он перестал быть личным»
«Мы перевыполнили планку по строительству храмов. Время инвестировать в образование»
Андрей Мовчан: «В России частный бизнес — враг, если он не обслуживает власть»
Тайное становится явным. Чего вы не знаете о тех, кто нанимает персонал для бизнеса
«Слово «хайп» неспроста возникло. Других способов быть услышанными не остается»
«Единственная необходимая пенсионная реформа — отмена пенсии к такой-то матери»
«Для ВВП не страшно, если уворованные деньги тратят внутри страны. Увы» — Виталий Калугин

Лайфхаки

«Отпуск не панацея, работа убьет до него». Как спастись от профессионального выгорания «Отпуск не панацея, работа убьет до него». Как спастись от профессионального выгорания
«Пик карьеры должен быть в 50, но в РФ это 30-35 лет. Потом или учиться, или доход рухнет»
«Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть
«Власть плюс низкий статус — это смертельно». Шесть способов обезвредить токсичных коллег
«Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите»
Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе
15 лучших пляжей мира: как туда добраться и сколько стоит аренда зонтика
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.