Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»
«Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

«Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»

Самое читаемое
  • «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет
  • Ловушка для ритейлеров: зависимость россиян от скидок стала рекордной Ловушка для ритейлеров: зависимость россиян от скидок стала рекордной
  • «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
  • Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ
  • «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
06:00   01.11.2017

«Я, как владелец и директор, не должен обращать внимание на плохих сотрудников». Семь способов за один год полностью изменить структуру компании и мировоззрение подчиненных от Сергея Кислицына.

Сергей Кислицын, генеральный директор «Аверс-СК»:

— Долгое время я в компании тянул все на себе. Но когда «Аверс-СК» вырос, когда появились постоянные крупные заказчики, проекты по всей России, вырос и уровень моей загрузки. Моего ресурса просто не хватало. Помню, за один год я два раза облетел земной шар на самолете. С этим явно надо было что-то делать.

И я пошел учиться.

Учиться — не вредно

Есть мнение, что консалтеры — это бессмысленные прожиратели денег компании. В каком-то смысле это и обоснованно, ведь предложений на рынке огромное множество, но многие тренеры реально дают очень нужные знания. Лично я считаю, что без консалтинга выстроить четкую систему взаимодействия в компании за сравнительно недолгий период практически невозможно. И экспериментировать на живом организме организации — рискованно как с точки зрения затрат, так и с точки зрения человеческих ресурсов.

Так что я изучал менеджмент, инструменты управления, окончил Школу владельцев бизнеса в Москве. И в течение года полностью модернизировал свою компанию. Появилась четкая, понятная и логичная структура. Она включает в себя департаменты, отвечающие за: управление, безопасность и развитие компании; персонал; продажи; финансы; производство; качество продуктов и квалификацию персонала; расширение компании.

Знание продукта и его измерение

С возникновением структуры появилось четкое понимание среди сотрудников и руководителей, кто за что отвечает, но главное — какой результат от своей деятельности должен получать каждый сотрудник и подразделение. Этот результат целенаправленной деятельности мы называем «продукт». В этом есть сразу два плюса: первый — сотрудник знает, какой результат он должен получить; второй — мы можем измерять количество произведённых продуктов, своевременно выявлять и устранять сбои.

Еженедельное измерение полученных результатов мы называем статистиками. Каждый руководитель ведет статистику по своему отделу, показатель для каждого свой: у кого-то это количество отправленных коммерческих предложений, у кого-то — сумма заключенных договоров, у кого-то — подписанные акты. По этой статистике мы понимаем, где у нас слабые места, какие процессы надо усилить, куда сейчас нужно больше вкладывать денег. Это как панель приборов в автомобиле или самолете: ты просто видишь все показатели, видишь, как работают узлы и механизмы.

Безопасно ли управлять сложной техникой без панели приборов? Компания — не менее сложный механизм, и чтобы ею уверенно и безопасно управлять, тоже нужна «приборная панель».

Коллегиальное распределение доходов

Не открою тайны, сказав, что денег на счете всегда меньше, чем хочется потратить. Конкурсы сегодня проходят без авансов, контрагенты платят с большой задержкой. При этом дефиците денег нужно четко понимать, куда вкладывать.

В компании внедрен инвестиционный принцип распределения денег. Этот процесс поручен руководителям департаментов. Раз в неделю они собираются и смотрят, столько денег пришло на счет компании. Миллион? Хорошо, давайте подумаем, куда его вложить, чтобы получить больше пользы. Какие затраты предстоят, что первоочередное, а что можно отложить? Например, нужно заплатить за офис, за телефон, перечислить налоги и зарплату, материалы купить и т.д. Давайте договоримся вложить туда, где деньги принесут наибольшую пользу.

В итоге руководители не просто планируют расход, что само по себе не очень сложно при четко описанных правилах, руководители начинают планировать доход компании.

Ведь если на текущей неделе на какие-либо статьи затрат было выделено недостаточно денег, ответственный руководитель хочет быть уверенным что они будут в другом периоде, и этот доход нужно запланировать.

Хочу сказать, что этот процесс — настоящая кузня ответственных и компетентных руководителей. Тут отсидеться в сторонке не получится.

Собрания повышают мотивацию

Раз в неделю я рассказываю команде, как идут наши дела. Это тоже был вынужденный шаг.

У нас в Екатеринбурге два подразделения — офис и производственная база, или, как мы ее называем, гараж. Офис находится в городе, а гараж — в Березовском. И стали к нам из гаража доходить слухи о том, какие страшные вещи у нас в офисе творятся: то у меня появилась недвижимость в Америке, то кто-то из руководства третью машину купил… И я подумал: если я сам не буду рассказывать, что на самом деле происходит, эти слухи будут только множиться.

Поэтому ввел за правило встречи с коллективом — раз в неделю собираемся со всем офисом, раз в месяц сами выезжаем «в гараж» на общее собрание. Там я откровенно говорю: ребята, вот такие у нас трудности, такие достижения.

Сначала было много скепсиса — зачем нужны собрания раз в неделю, это слишком часто. Нет, не часто. За неделю много чего происходит, вся команда должна знать об успехах, победах, достижениях. Теперь и не представляю, как мы без этого жили.

На общих собраниях я хвалю тех, у кого растут показатели, иногда вручаю им почетные грамоты, благодарности. Пусть это и несовременно, но я уверен — надо замечать достижения людей.

К сожалению, так устроен мир, что мы всегда много внимания уделяем ошибкам, начинаем воспитывать, стимулировать.

Но мотивация — это внутренний порыв. А стимул в переводе с латыни — это палка с жестяным наконечником, которой погоняли быков. Я понял, что я, как владелец и директор, не должен уделять внимания плохим сотрудникам. Для этого у меня есть заместители. Я должен уделять внимание хорошим, помогать им, вдохновлять, поддерживать. И работает это волшебным образом!

Всем — на сделку!

А вот материальная стимуляция играет роль. У нас все производство работает на сделке. Сейчас думаем, как сделать так, чтобы и офис тоже был на проценте от валовой прибыли.

Я уверен, что все сотрудники, вплоть до бухгалтера и уборщицы, могут так работать, может быть, кроме продавцов, которые напрямую завязаны на деньги, пришедшие на счет.

Знаю одну страховую компанию, в которой 100% сотрудников получают премию от валовой прибыли. Так у них бухгалтерия бегом бежит, чтобы выставить счет! Уборщица, кстати, тоже задействована в повышении прибыли компании — когда постоянно растет поток клиентов, нужно, чтобы в офисе было чисто и красиво.

Однозначно я буду внедрять это при единогласном согласии руководителей, просто им нужно будет подробно все объяснить и показать. Может быть, запущу два потока — часть будет получать по новой системе, часть останется на прежней. Когда оплата по новой системе превысит старую, в несколько этапов переведем и остальных. Конечно, люди с осторожностью относятся ко всему новому, их можно понять. Но постепенно все поймут выгоду.

Общаться — только письменно

Не так давно я ввел у себя систему письменной коммуникации.

Раньше как было? Дверь в кабинет я вообще никогда не закрываю. И каждый считал своим долгом, проходя по коридору, заглянуть ко мне, вывалить на меня свою проблему, получить решение и уйти.

Сначала я завел песочные часы: укладывайся в это время. Но это не решало главной проблемы — люди не хотели брать на себя ответственность.

Поэтому теперь у нас главное правило такое: если ты несешь мне какую-то проблему, то должен принести и решение, причем в письменном виде. Есть специальный бланк, на котором написано: «Ситуация», «Данные», «Решение», и все эти разделы нужно заполнить. Заполненный бланк, иногда с приложенными данными, он кладет в лоток непосредственному начальнику, и тому, рассмотрев все данные, остается только одобрить или не одобрить предложенное решение.

Чем это хорошо? Во-первых, поручения не теряются, во-вторых, люди берут на себя ответственность. В-третьих, руководитель не тратит время на сбор данных и быстро принимает решение.

Все дело в политике

Описанные выше и многие другие правила работы в организации описаны в специальных документах. Мы их называем организационными политиками. Любая политика имеет бессрочное действие, пока не будет отменена или заменена другой. Политикам подчинено все: форма одежды, распорядок дня, взаимодействие подразделений, работа с заказчиками, очень много подробных технических политик.

У политик есть код распределения, т.е. каждая политика адресована конкретным штатным единицам. Есть политики для руководителей, для бухгалтерии, менеджеров, строителей. Это достаточно простое действие — составить блок кодов, но это дает знание, для кого пишется политика. В их разработке участвуют многие — и я, и руководители, и специалисты, но утверждаю всегда я.

Потому что если политика идет за моей подписью, то никто уже не станет обсуждать, нужна она или не нужна. А если бы она вышла за подписью зама, начались бы шатания — да он в этом вопросе некомпетентен, да я ему не подчиняюсь.

Все новые работники обязательно изучают политики, которые имеют к ним отношение. У каждого штатного сотрудника есть папка, куда пришиваются все документы. Поэтому все правила, инструкции, приказы всегда под рукой. Возник спор между сотрудниками: один считает, что правильно так, другой — что этак. Спор решается моментально: открываешь папку, берешь нужную политику и в ней все написано. Да, мы тратим немного больше бумаги, но с точки зрения эффективности это ускоряет процесс. Вскоре мы придем к тому, что если сотрудник не знает чего-то, то сначала он заглянет в папку, и только потом пойдет к начальнику.

Опять же, политики помогают донести до человека конкретную мысль. Приведу абстрактный пример. Допустим, есть владелец компании, и он решил у себя на предприятии организовать столовую: хочу, чтобы люди нормально, недорого ели, и не таскали на работу баночки с едой. Нормальная идея? Вполне. Руководитель назначает ответственного — Иван Иваныча. Тот говорит: «Будет сделано» и организует столовую: процесс-то несложный. Но ему изначально никто не сказал, зачем шефу столовая, и он сам придумал, что шеф просто хочет заработать денег — логичная же мысль. И делает цены — повыше, пюрешку — пожиже. Получается невкусно и недешево, а сотрудники как ели из баночек, так и едят. Шеф приходит в столовую, а там никого. В чем проблема? В том, что политику никто не написал, а Иван Иваныч решил, что в его картине мира так будет лучше.

В итоге без политики — понятных и известных правил — хорошая идея может быть искажена до неузнаваемости.

Обучение внутри компании

Молодые ребята, которые приходят к нам после института, работать не умеют вообще. Они уже в институте реально деградируют! Да и с рынка я не могу взять ни одного мастера.

Мы много собеседуем людей. Приходит мастер с опытом, начальник участка открывает проект и спрашивает его: что это запроектировано? Не знает. Волосы дыбом! Как он строил, если даже читать проекты не умеет?

Поэтому приходится учить. У нас уже наработаны учебные программы — сначала теория, потом интенсивная практика. Например, есть специальный полигон, мы даем экскаватор, приборы, материалы, и ученики сначала учатся работать на полигоне, и только потом мы выпускаем их «в поле» с наставником. У нас сегодня все лучшие мастера — бывшие студенты, и я прихожу к тому, что эффективнее учить с нуля, чем переучивать мастера «с опытом». Хотя, вполне возможно, что переобучение строительным специальностям вырастет у нас в отдельный бизнес. Наработки есть. 

Колонка написана специально для DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году
Китайский путь? Власть намерена создать «Цифровой профиль» для каждого россиянина
Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ
«Стоило инфляции подскочить». Реальные доходы россиян впервые упали с начала года
Глава ЦИК предложила отменить результаты скандального второго тура выборов в Приморье
Бизнес все чаще использует карточные переводы Сбербанка. ФНС хочет доступ к этим данным
«Расцениваем действия Израиля как враждебные». Возле Сирии сбили Ил-20 c 15 россиянами

Бизнес

Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов? Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов?
«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
Марина Хрипунова: «Давайте честно: что купить и что смотреть — в семье решает женщина»
«В магазине бутылка пива стоит дешевле минералки. Как это возможно?» — Илья Ройтенберг
«Владелец офиса приходит в УК, а к нему относятся как к сурикату. Конечно, обидно!»

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

«ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»

Лайфхаки

«Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ «Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием
Есть спрос — будет и предложение. 11 необычных и странных профессий современности
«Покупатель не должен сам проводить экспертизу». Что можно смело требовать от застройщика
Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
«Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет
«Неважно, кем вы работаете, робот сделает это лучше». Как ИИ лишит работы миллионы людей
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen