Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Дейл Доэрти: «Культура потребления вытеснила из нашей жизни естественные вещи»

Дейл Доэрти: «Культура потребления вытеснила из нашей жизни естественные вещи»
Иллюстрация: makerfairerome.eu

Основатель международного движения любителей мастерить Дейл Доэрти убежден, что корпорации больше не способны к инновациям. Это дело самоучек, которые в своих гаражах двигают прогресс вперед.

Родившийся в 1955 году Дейл Доэрти вместе с Тимом О'Рейли основали американский медиахолдинг O'Reilly Media, который издает книги и журналы о науке и технике и предоставляет образовательные услуги. Доэрти известен как один из пионеров интернета. В 1993 году он создал в сети первый прообраз поисковой системы — Global Network Navigator, который стал первым в мире сайтом, зарабатывавшем на интернет-рекламе. 

Доэрти — автор термина «Web 2.0»: в начале 2000-х он предсказал,  как изменится интернет благодаря росту объемов контента, создаваемого пользователями. С 2005 года издает журнал Make, в котором популяризирует идеи мейкерства. Не так давно Доэрти дал интервью журналу РБК. DK.RU выбрал самое интересное из беседы.

«Мейкерство — это отказ от культуры потребления»

—Когда-то культура потребления вытеснила из нашей жизни очень естественные вещи. Купить стул или шкаф стало легче, чем сделать самому, пообедать в фастфуде — легче, чем самому приготовить еду. 

Люди разучились делать вещи своими руками, забыли о том, какое удовлетворение это приносит.

Если мы возьмем историю США и Европы, мы увидим, что не так уж и много в ней делалось из необходимости — большинство изобретений, великих открытий и преобразований совершалось для творческого  самовыражения. И сейчас  мы возвращаем то, что было мейнстримом до индустриальной эпохи. Ты можешь делать вещи сам — ты обретаешь способности, которые отняла у тебя культура  потребления.  

О рынках будущего

— Мейкеры часто создают вещи, которых не существует, а значит, и будущие рынки. В этом их сила: они пробуют вещи, которые нравятся им самим, а значит, могут оказаться нужными и другим людям. А компании работают иначе: сперва изучают рынок, чтобы понять,  чего на нем нет, потом делают продукт и стараются навязать его потребителю.

Этот продукт предназначен для максимально широкой аудитории, а, значит, он усредненный и безликий. А мейкеры отлично работают с нишами, со штучными вещами, которые могут зацепить небольшие сегменты аудитории.

Например, есть крупные компании, которые делают бионические протезы. Но им в голову не придет сделать для пациента-ребенка стильный протез руки с эмблемой Бэтмена.

«Нам не нужны новые Facebook и Uber» 

— Мейкеры решают проблемы, которые корпорации и правительство не могут решить — во многом потому, что в отличие от правительства и корпораций они действительно любят то, чем занимаются. Идеальный сценарий для любого мейкера — зарабатывать на жизнь тем, что он любит делать. Я всем говорю: нам нужны не новые Facebook и Uber c миллиардной  капитализацией, а множество мелких компаний, которые создают рабочие  места и приносят людям удовлетворение от жизни.

«Во всем мире большие компании давно не занимаются инновациями»

В Японии инновации традиционно исходили от больших компаний вроде Mitsubishi, Panasonic, Sony, и в стране до сих пор много талантливых инженеров, которые в основном заняты в таких компаниях.

Но парадокс в том, что в действительности корпорации перестали быть инновационными еще с середины 1980-х годов. Они не делают великих открытий, не создают по-настоящему революционных устройств и не меняют мир.

Этим занимаются их сотрудники в свободное от работы время. Во всем мире инновационные изобретения создаются маленькими группами энтузиастов. Корпорации могут только вовремя их заметить и купить.

Об офисном труде

— Ребенок моей знакомой спрашивает ее: «Мама, что ты делаешь на работе?» — «Я печатаю на компьютере». — «Это я вижу. Но что ты делаешь?» Люди сами не понимают что. Они хотят видеть результаты своего труда, делиться ими с другими. Отсутствие всего этого — то, что так раздражает в офисном труде. 

О российских гениях

— В России я вижу два типа гениев. Одни — это ученые: физики, математики. Другие — это те, кто умеет сделать многое, имея в распоряжении малое. Изобретательность в решении проблем, грамотное использование ресурсов — здесь вам, русским, нет  равных. Вы умудрялись развиваться при жестких ограничениях, которые накладывали  природа и общество.

Оставить работу роботам?

— В будущем робототехника будет играть огромную роль в промышленном производстве. Но ведь останутся те, кто проектирует роботов, как и те, кто ставит им  задачи. В конце концов многие рабочие занимаются сейчас абсолютно скучной рутинной работой вроде конвейерной сборки. Если роботы возьмут ее на себя, им только «спасибо» остается сказать.

Могу с уверенностью сказать, что робототехника вернет производство из Китая обратно на Запад, ведь китайцы не смогут просить зарплаты ниже, чем у роботов.

Об образовании

— Мы не знаем, на что способен наш ребенок и к чему у него лежит душа. Очевидно, что в будущем большинство рабочих мест будет занято специалистами в какой-то технологической области. Но загвоздка в том, что технологии будут развиваться  стремительно, и сотрудникам придется по четыре-пять раз за жизнь менять сферу  деятельности, чтобы не остаться за бортом. Единственное, чему мы должны научить своего ребенка — быть хорошим учеником и адаптироваться к изменениям быстрее, чем школы меняют свои программы.

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.