Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

«Для нас не самоцель продать больше. Это фан». ОПЫТ pop-up-проекта Falafel Brothers

Илья Танцырев и Дмитрий Денгольц
Илья Танцырев и Дмитрий Денгольц. Иллюстрация: группа falafel brothers ВКонтакте

«Есть небольшая мечта завести фудтрак, оборудовать и не быть привязанным к какому-то конкретному месту, а просто ездить и прививать людям культуру малознакомой еды», — Илья Танцырев, Falafel Brothers.

На местных фестивалях еды к стойке Falafel Brothers всегда очереди. Поэтому, чтобы попробовать их фалафель (а это, если по-простому, нутовые «фрикадельки» в пресной лепешке, пите), нужно прийти пораньше, к открытию, или настроиться на получасовое ожидание. Но есть еще один способ: договориться на интервью. И заодно разузнать, кто они, «фалафельные братья», и в чем их успех.
 
«Для нас не самоцель продать больше. Это фан». ОПЫТ pop-up-проекта Falafel Brothers 1
Фото: instagram проекта
 
Команда проекта — три человека: руководитель молодежного центра «Б-6» (а с октября еще и управляющий итальянским рестораном Sorriso) Илья Танцырев, его жена Елена и менеджер турагентства Friends.Travel Дмитрий Денгольц. Впервые они попробовали накормить уральцев фалафелем два года назад на фестивале Sunday Up Market (SUM; сейчас Sandarina Market). Тогда никто из них опыта в общепите не имел. Также справедливо и то, что никто из них братьями не является: название выбирали путем голосования, разослав знакомым список из двух десятков вариантов.
 
«Я всегда любил готовить, но никогда не думал, что это вырастет в какой-то свой проект. У меня много знакомых поваров, так или иначе я давно вращаюсь в этой тусовке, — рассказывает DK.RU Илья (который, впрочем, и сам имеет образование повара). — Но у меня была проблема старта. Мне нужен был человек, который придет и скажет: «А давай, Илья, что-нибудь сделаем». Такой человек пришел, и это был Дима. Он сказал: «А почему бы нам не попробовать сделать фалафель и продать его на какой-нибудь ярмарке?» Через две недели после этого был SUM, и там мы дебютировали».
 
Фалафель был выбран по нескольким причинам. Во-первых, в Екатеринбурге его никто не готовил. Во-вторых, ребятам он был по силам. В-третьих, нравился всем троим: и всеядному Илье, и Лене, которая мясо ест редко, и Диме, предпочитающему вегетарианскую пищу.
 
Они рассказывают, как им удалось продать вегетарианский фалафель мясоедам-уральцам. «Мы не делаем акцента на том, что это вегетарианская история. Здоровой пищей фалафель тоже можно назвать лишь с большой натяжкой, потому что шарики обжариваются во фритюре. Поэтому мы просто говорим, что это ближневосточный стритфуд, хороший, качественный, который популярен в Европе, Израиле, Ливане, Турции... Да где только его нет!», — делится Илья.
 
Ребята сразу же договорились, что сосредоточатся на одном продукте: «Лучше готовить одно блюдо, но более чем хорошо, чем десяток, но посредственно», — рассказывают они.
 
Интересно, что еще до старта у проекта появился потенциальный инвестор. Но пойти на его условия «братья» оказались не готовы:
 
«Мы решили, что на этом этапе привлекать инвестора нецелесообразно: сначала надо самим попробовать, понять, как работает механизм, насколько реален спрос», — считает Илья.
 

Это не рыба

 
Неформальный девиз Falafel Brothers: «Фалафель — это не рыба». Проработав на ярмарках год, ребята решили, что неплохо бы придумать какой-нибудь слоган. На помощь пришли родственники Лены: «Так напишите «Фалафель — это не рыба»». «Да ну, — засомневались «братья», — все ведь и так знают, что это не рыба». Но на ближайшем фестивале они стали свидетелями того, как в очереди за фалафелем две пожилые женщины гадали, каким образом для него готовят форель.
 
«Для нас не самоцель продать больше. Это фан». ОПЫТ pop-up-проекта Falafel Brothers 2
Фото: instagram проекта
 
Несмотря на подобные забавные истории, ребята считают, что им удалось разъяснить уральскому потребителю, что именно они продают. С этим они и связывают успех проекта. За просветительскую часть по большей части отвечает Дима. Он говорит, что на каждом фестивале к ним идут примерно 15% его друзей, еще 15 — это друзья Ильи и Лены, процентов 20 — клиенты, ставшие постоянными (но не из круга приятелей и родни). А остальные — это вновь прибывшие, которым нередко приходится рассказывать, что такое фалафель. И Дима раз за разом, тщательно и смакуя подробности, пускается в повествование:
 
«Это невероятно вкусная закуска из Ближнего Востока, которая покорила весь мир (или «Икона стритфуда» — это новый зачин). На улицах Тель-Авива на каждом шагу есть фалафельная, которая дает возможность подкрепиться каждому, кто идет на работу или бежит с работы. Илья и Лена впервые попробовали фалафель в Берлине, я в Тель-Авиве, поэтому наш вариант —международный. Мы предлагаем два соуса: за Средиземноморье отвечает йогуртовый, за Красное море — хумус. Поэтому у вас во рту одновременно и свежий вкус, и ароматный пряный. Попробуйте: 8 свежих овощей, два соуса, пита, поджаренная на гриле, и три сочных шарика фалафеля».
 
«Для нас не самоцель продать больше. Это фан». ОПЫТ pop-up-проекта Falafel Brothers 3
Фото: архив Ильи Танцырева
 
Конечно, в каждом путешествии, где бы ни оказались, «братья» пробуют фалафель. Так, вернувшись из недавней поездки по Франции, Дима уважительно рассказывает о парижском кафе L’as du Falafel («Асы фалафеля»). «Асы» готовят около 20 разновидностей коронного блюда, а возле их крыльца выстраиваются длинные очереди. К слову, авторы некоторых путеводителей отмечают, что именно в этом кафе готовят самый вкусный фалафель в мире.
 
«Братья» тоже постоянно совершенствуют свою рецептуру, чтобы добиться идеала. Так, попробовав разный нут, они пришли к выводу, что лучше брать индийский или аргентинский (а узбекский категорически не годится). Специи же им трижды в год присылает знакомая из Израиля. За приготовление фалафеля в Falafel Brothers отвечает Илья. Поговаривают, что если то, что он приготовил, ему не нравится самому, по кухне начинают летать тарелки.
 

«Всплывающие рестораны»

 
«Для нас не самоцель продать больше. Это фан». ОПЫТ pop-up-проекта Falafel Brothers 4
Фото: "Областная газета", источник: группа Gastronom Fest ВКонтакте
 
Формат проекта Falafel Brothers — pop-up, или «всплывающий ресторан» (то есть нестационарная точка общепита, которая перемещается время от времени туда, куда хозяева посчитают нужным). «Всплывающие рестораны» давно стали частью уличной культуры в США и Европе. Яркий пример таковых — фудтраки. Но в России пока что фудтраки вне закона, поэтому pop-up-проекты стали появляться относительно недавно — с популяризацией фестивального движения. Соответственно, и живут такие «всплывающие рестораны» день-два, в зависимости от того, сколько длится ярмарка.
 
Pop-up-формат хорош тем, что требует минимум вложений, поэтому любители, давно мечтающие о поварском кителе, получают шанс накормить и удивить публику. Так, например, для дебюта Falafel Brothers ребятам потребовалось 15-20 тыс. руб. — на фритюр, гриль и продукты. Суммарно за два года в проект было вложено около 150 тыс. руб. (с учетом покупки профессионального оборудования и аренды небольшого цеха). Не считая денег на старт, ничего из собственных кубышек не вынималось: фалафель окупает себя и приносит, по словам «братьев», неплохую выручку. При этом они отмечают, что при себестоимости порции в 70-100 руб. их наценка составляет лишь 100%, тогда как опытные рестораторы говорят, что для успеха pop-up-проекта накрутка должна быть не менее 300% (а если речь идет о стационарном заведении, то еще больше).
 

Культура малознакомой еды

 
На первый фестиваль Falafel Brothers заготовили 100 порций — раскупили не всё. На фестивале Gastronom в этом году меньше чем за день ушло 300 порций фалафеля, и этого оказалось не достаточно: расстроенные поклонники закуски, приехавшие специально ради нее, просили приготовить еще. Но «братья» только разводили руками: по-быстрому такое блюдо не сделаешь. На подготовку уходит 2-3 дня: нут для хумуса надо отваривать, а для фалафеля вымачивать.
 
Единственный за всю двухлетнюю историю проекта провал случился у «братьев» в нынешний день рождения Екатеринбурга.
 
«На день города приезжает много людей из области. Они настроены на более простую еду: плов, хот-доги. Попробовать что-то новое им не интересно», — говорит Илья.
 
Лена продолжает: «Из той же серии еще одно наблюдение: этим летом мы были с Ильей в Москве и обратили внимание, что во всех спальных районах абсолютно один и тот же набор ресторанов, в основном, франшизных: Burger King, «Кофе Хаус», «Шоколадница». Что-то оригинальное можно найти только в центре». «Мы какое-то время жили на ЖБИ, — добавляет Илья. — Мой путь от дома до работы лежал через трамвайное кольцо, где какие-то предприимчивые ребята попытались открыть точку по продаже кофе и свежей выпечки. Хватило их месяца на 3-4. Потом на этом месте открылся пивной магазинчик».
 
При этом «братья» и сами задумываются о стационарной точке — если найдут подходящее место, или, наоборот, о нестационарной — если на то будет законное основание.
 
«Есть небольшая мечта завести фудтрак, оборудовать и не быть привязанным к какому-то конкретному месту, а просто ездить и прививать людям культуру малознакомой еды», — делится Илья.
 
Лена соглашается: фудтрак был бы идеальным вариантом. Ребята рассуждают о том, что регулировать общепит необходимо, но, наверно, пора бы пересмотреть правила: если стритфуд успешно развивается в США, Европе и Азии, значит, это реально.
 
Пока же Falafel Brothers и многие другие pop-up-проекты в России — чисто фестивальная история. Впрочем, у такой истории, как оказывается, есть свои фанаты: когда москвичи, запускавшие проект «Едим стоя», открыли кафе, большинство тех, кто приходил к ним на ярмарки, в стационарную точку ходить не стали. Да, пришли другие, но фестивальная аудитория не дошла. «Видимо, есть какой-то определенный типаж людей, которые не ходят по кафешкам или, наоборот, в кафе заказывают что-то более основательное», — предполагает Илья.
 
Рассуждая о перспективах и особенностях стритфуда, он говорит, что на сегодняшний день его собственный проект больше хобби, чем бизнес: «Для нас не самоцель продать как можно больше фалафеля, как можно больше заработать. Мы работаем в удовольствие, это фан». С ним соглашаются и другие «братья» — они просто выбрали себе миссию знакомить людей с новыми вкусами и непривычной кухней.
 
Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.