Подписаться
Курс ЦБ на 24.04
93,29
99,56

«Каждое движение — адская боль»: Дмитрий Тагиров — о том, как травма изменила его жизнь

Предприниматель из Екатеринбурга и именитый раллийный гонщик рассказывает, как восстанавливался после аварии на трассе и почему мечту о золоте Чемпионата мира пока пришлось отложить.

В широких кругах Дмитрий Тагиров известен не как совладелец концерна «Росграфит», а как спортсмен — абсолютный чемпион России по ралли, победитель ралли Кубка Европы и призер ралли чемпионата мира. После 2012 года уральский гонщик не давал интервью, не рассказывал о больших призах и высоких достижениях. Потому что в один момент ничего этого в его жизни не стало. После трагедии на трассе Дмитрий Тагиров вывел простое правило, которому чужой опыт никогда не научит: живи здесь и сейчас. 
 
Я однажды отчетливо понял, что все бренно и в любой момент может прекратиться. Сейчас я не строю слишком далеко идущих планов, как бывало раньше. Проведя полноценный сезон на чемпионате мира по ралли в 2011 году и возвратившись с заключительной гонки в Уэльсе, я светился, мои глаза горели, меня распирало от счастья — известное многим ощущение, что теперь то я точно знаю секрет успеха. Я был настроен выступать в следующем сезоне, и мне нужна была только победа.
 

Когда ты в течение трех-четырех дней бьешься за доли секунды, когда целая команда пашет на износ, а от каждого движения рулем в гонке зависит жизнь — в таких условиях начинаешь видеть себя насквозь, как рентгеном просвечиваешь.

 
Это очень интересные ощущения, которых в обычной жизни и обычных обстоятельствах не испытать совершенно точно. В такие моменты рождаются простые и понятные решения, как ты должен себя вести и как должна работать команда. Это настолько заходит на подкорку, что ты уже не можешь себе позволить сработать на 99 процентов — только на 100. Кто то спросит: «А где же запас на непредвиденные обстоятельства?» Да не должно быть такого. Если так все время опасаться, то ты не покажешь свой максимум, но свой максимум тебе покажут другие.
 
«Каждое движение — адская боль»: Дмитрий Тагиров — о том, как травма изменила его жизнь 1
 
Мы проговаривали детали сотрудничества со спонсорами, горели желанием победить, строили планы. Но все они рухнули. Травм на соревнованиях у меня не было никогда, а тут один лишь случай — и вот все только что было хорошо и враз стало плохо. Дилер мотовездеходов пригласил меня протестировать новейший багги, подобрать оптимальные настройки, и, когда я свою работу выполнил, за руль сел друг. Предчувствие меня не обманывало, и справа садиться я не хотел: погоняй, мол, сам, а я пока другими делами позанимаюсь. Он был настойчив, и другу я отказать не мог: если что, помогу и подскажу. В итоге получилось так, что на предельной скорости он не справился с управлением, а переворот получился на мою сторону. Защитный каркас багги лопнул и сложился, и, хотя мы были в спортивной защитной экипировке, травма у меня оказалась очень сложной: плечевые связки были перерезаны, ключица лопнула вдоль и, как двумя саблями, порезало все ткани, что вокруг. Результат — правая рука просто висела и не шевелилась вообще.
 
Оперировали в Челябинске. В ближайших планах и далекой перспективе мне предстояло не только в офисе у компьютера по клавиатуре стучать — речь шла о спортивной карьере. Просто так к первому фельдшеру под нож я лечь не имел права, к тому же в травмпункте, куда меня доставили, мне стали говорить: «Подождите, вот завтра сходите сдадите одни анализы в одном месте, другие во втором, затем в третьем месте сделаете рентген…» Какой там «завтра»: состояние было такое, как будто кинжал в мозг во-ткнули! В Челябинске же врач был с хорошими рекомендациями, он как на передовой оперировал и ставил людей после сложных травм каждый день. Словом, вечером меня перевернули на треке — рано утром я уже лежал на операционном столе.
 
Доктор меня обнадежил, что через месяц я буду в строю. Наверно, глядя в мои полные отчаяния глаза, хотел подбодрить. Шли дни, а ничего не менялось – и через месяц, и через два он сказал мне то же самое: «Еще месяц надо потерпеть». Руку я вообще не чувствовал — можно было иголкой колоть. Что и говорить, она не работала совсем: не мог ни кружку поднять, ни телефон. Злился! Реабилитация была долгая: каждый день через боль делал специальные упражнения. Спустя полгода кое как, еле еле рука начала приходить в действие. И хотя полностью она не восстановилась до сих пор, но я доволен, потому что разница с тем, что было, колоссальная.
 
Я даже такой мысли не допускал, что с гонками придется завязывать. Я думал только о том, что надо быстрее восстанавливаться. Эта сверхзадача — победить на чемпионате мира — очень помогла, потому что это сильная мотивация. Никому — ни друзьям, ни родственникам — я не говорил, что рука не восстанавливается полностью. Спрашивали: «Болит?», я отвечал: «Болит, но в общем все нормально».
 

Но боль была такая, что толком я и спать не мог. К тому же и лежать было невозможно: первый месяц дремал сидя, проваливался в сон на минуту, на две. Все было как в тумане. Не дай бог никому пережить такое.

 
Я понимаю, что бывают травмы и сложнее, но никогда и представить не мог, что плечевой сустав — такой важный и нужный и столько работы всякой выполняет! Каждое движение вызывало адскую боль, острую — сразу в мозг.
 
Психологически было тоже очень тяжело. И я решил наперекор судьбе поехать на гонку чемпионата России в Карелию. Штурманом позвал брата, а он пришел в ужас: «Какие тебе гонки?!» Но я сказал, что поедем тихонечко, просто мне это надо. Он отговаривал, не соглашался, но потом, видимо, понял, что для меня это действительно очень важно. Каждый раз, когда я включал пятую передачу, от резкой боли у меня по две струйки вытекало из глаз.
 
Я никогда ни у кого такого не видел и за собой никогда не замечал ничего подобного. Когда заканчивали гонку, я уже просто выл! Конечно, ни о каких претензиях на лидерство и речи не шло — рука служить отказывалась, хотя об этом никто не знал, кроме брата. Но тем не менее мы вели гонку грамотно и приехали вторыми. И это было для меня победой: это значило, что я могу дальше участвовать в ралли. Правда, если психологически мне заметно полегчало, то физически – стало хуже. Потому что руку я перегрузил, и она восстанавливалась еще дольше.
 
Но главное, что я все мобилизовал и в себе, и вокруг, виду не подавал и шел к своей цели. А другого варианта у меня и не было. Спрашивал постоянно доктора, что еще можно сделать. Он говорил: «Ну что еще… холодец ешь».
 
Я не верю в сглазы. Может быть, они и есть — я не думаю об этом. Я верю только в собственную силу: хочешь сделать больше — вставай раньше, работай дольше.
 
«Каждое движение — адская боль»: Дмитрий Тагиров — о том, как травма изменила его жизнь 2
 
Тогда мне было не до переосмысления жизни — ключевым моментом была борьба. Но переосмысление пришло позже. Я стал, наверное, еще более категоричен. Стал практичнее и приземленнее.
 

После того случая я осознал, что за отпущенный мне промежуток времени я сделаю ровно то, что сделаю. Но одно я знаю точно: я сделаю это так, как надо, «зэ бэст» — как и привык.

 
Тогда же я стал думать, что мне уже не 20 лет, когда море по колено. Конечно, мне хотелось реализовать себя как выдающегося спортсмена, были предложения от серьезных команд, были бюджеты. Ну а дальше что? И я принял решение с головой уйти в бизнес и брать новые высоты там. К тому моменту у нас был и опыт, и навыки, и сильная команда. И если попытаться, условно говоря, выиграть чемпионат мира в бизнесе, то есть стать лидером в своей отрасли на мировом рынке, — то риска не меньше, экстрима не меньше, ответственности не меньше, чем в большом спорте.
 
Сначала ралли для меня было способом отвлечься, отдохнуть от работы. Но гонки меня быстро увлекли. А если чем то занимаюсь, то подхожу к делу системно и всесторонне, и каждый следующий сезон заканчивался выигранным титулом все большего достоинства. До вершины я дошел сравнительно быстро: соревнований по рангу выше чемпионата мира по ралли — просто не существует. Чтобы сделать следующий шаг и попасть в топ мировых пилотов, надо было абсолютно все время посвящать гоночному процессу, быть всегда на колесах. Но я принял решение, что мне важнее сейчас быть здесь и развивать производство.
 
Да, на подкорке сидит, что осталось что то недоделанное, недосказанное. Но я дверью не хлопал, не уходил, я просто сказал, что пока беру паузу. Сейчас по здоровью я ощущаю себя даже лучше, чем в 2012 году, а по ментальности — стал мудрее и взвешеннее. И если мне удастся все задуманное в бизнесе — в гоночное кресло обязательно вернусь.
 
Колонка вышла в журнале «Бизнес и Жизнь», автор текста — Полина Борисевич.
 
Истории предпринимателей Екатеринбурга — в сообществе «Бизнес и жизнь» на Facebook.

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.