Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

«Должно быть лучше. Плохо уже надоело». Бартенев — про новые бренды, кредиты и комиссионку

После ухода из России General Motors ГК «Автобан» пришлось создать новый портфель брендов — KIA, Peugeot и Citroën. Глава компании Анатолий Бартенев верит в марки, но упор делает на «комиссионку».

В прошлом году концерн General Motors объявил о переходе на новую модель работы в РФ: компания прекратила производство и импорт всех моделей среднего класса, сделав ставку на премиум-сегмент: Opel из России ушел, из Chevrolet остались только три модели. По словам главы ГК «Автобан» Анатолия Бартенева, решение GM было для дилера с десятилетним стажем весьма неожиданным, и причины этого шага не ясны до сих пор. Компании пришлось сформировать новый портфель брендов — теперь «Автобан» делает ставку на KIA, Peugeot и Citroën. При том, что от корейского бренда ранее отказался холдинг «Оками», а екатеринбургский дилер французских марок обанкротился. 
 
Когда GM объявил об уходе из России, дилерам объяснили причины этого решения? Насколько оно было неожиданным для вас?
 
— Я встречался со многими руководителями автоконцерна в России, но причины ухода компании из страны до конца не прояснил. Так, бывший директор GM Avtovaz говорил мне: «Я сам не могу понять, зачем концерн ушел. И никто мне этого не может объяснить». Я прикидывал возможные причины. Тяжело? Так всем игрокам трудно, но они остаются. Плюс у GM в России несколько заводов построено, вложены большие деньги — нецелесообразно все это бросать. Ходили разные разговоры — мол, дело в политике. И я так думаю, что не одна только экономика повлияла на уход концерна – это однозначно. 
 
Так или иначе, в 2015 г. мы продолжали распродавать остатки, рынок по-прежнему сильно падал, и нужно было подыскивать новые бренды. Представители KIA вышли на нас сами: прежний центр этой марки открывала УК «Оками», но они решили перейти на бренд BMW. Мы согласились взять KIA, причем немаловажным фактором, пусть и очень субъективным, стало то, что в корейский концерн пришли руководители из GM, с которыми мы работали много лет. Все-таки с новыми людьми зачастую бывает непросто, а здесь уже были выстроены отношения. 
 
KIA показывает неплохие результаты продаж, и выбор этой марки вопросов не вызывает. Но французы… Компания «УралФрансАвто», работавшая с Peugeot Citroën, объявила о ликвидации. Управляющий партнер фирмы Григорий Балакин пояснял, что французские бренды первыми среди всех автопроизводителей подняли цены, фактически обвалив продажи автомобилей. 
 
— Да, все мы видели историю с «УралФрансАвто», меня и сотрудники тоже спрашивают, как будем работать с французскими брендами — тяжелые они. Я все это понимаю, но есть несколько причин, которые внушают оптимизм. Самая главная: к руководству концерном пришел, на мой взгляд, один из лучших менеджеров автомобильной промышленности мира Карлос Таварес, ранее работавший в Renault. Дела у Peugeot Citroën шли неважно еще с прошлого кризиса, с 2008 г., и г-ну Таваресу в 2013 г. поставили задачу: к 2018 г. вывести концерн на безубыточность. Однако компания уже к 2015 г. заработала прибыли больше 1 млрд евро. Я убежден: с таким руководителем концерн еще себя покажет.
 
К тому же Карлос Таварес сам большой любитель машин, гонщик с 35-летним стажем. Лично садится в любую новую модель, сходящую с конвейера, и гоняет по заводу так, что все разбегаются. Человек увлечен своим делом! В одном его интервью я прочитал, что г-н Таварес говорит о перспективах развития компании в России, и был поражен: даже наши отечественные руководители не высказываются так хорошо о родном рынке. В общем я поверил этому бренду. И мне нравятся сами машины.
 
При этом я четко понимаю: работа с Peugeot Citroën – это игра вдолгую. Мы не ждем сразу больших продаж, но, думаю, что эти бренды себя еще проявят. Я часто бываю за границей, и вижу, что в странах, похожих по достатку на Россию, эти авто популярны. Есть и плюс в том, что Peugeot Citroën сразу поднял цены на машины, в то время как другие производители, в частности, KIA, Hyundai, Volkswagen цены придерживали. Зато сейчас все концерны постепенно повышают стоимость машин, а Peugeot Citroën — нет.
 
Григорий Балакин ранее рассказывал, что у Peugeot есть особенность: раз в 5-10 лет они меняют эмблему — был лев такой, а стал немного другой. Дилер может построить отличный салон, эффективно работать, а через пять лет ему скажут: «В этом году надо новых львов покупать». На это приходится тратить деньги. Вы к этому готовы?
 
— Я бы не сказал, что войти в Peugeot Citroën сложно с точки зрения затрат — особенно экстравагантных требований производитель не предъявляет. А то, что стандарты меняются периодически, у всех концернов так. Вот с салоном KIA нам пришлось повозиться – столько они там понаворотили! Причем не эксплуатационщики, а художники. Есть несколько дизайнерских решений — эффектных, красивых, спору нет. Но в эксплуатации они будут очень тяжелыми — чтобы лампочку поменять, надо будет полцентра разбирать. Или эллипс на полу: чтобы его сделать, нам пришлось плитки распилить на 30% больше, причем вручную это делать было нельзя, только на лазерном станке. Для чего это нужно было, кто на этот эллипс смотрит… 
 
Какие еще бренды вы рассматривали? Не было ли желания взять премиальную марку?
 
— Рассматривали много вариантов, по площадке на ул. Металлургов даже была просьба от BMW начать работу. Думали и про Audi. Но мы исторически вышли из массовых брендов, они нам ближе. Клиентская база наработана, мы любим работать так, чтобы всегда было много машин, чтобы цеха были забиты, а клиенты довольны.
 
При этом скажу прямо: ходят разговоры, что GM вернется. Концерн не продал завод, более того, я узнал, что каждый день конвейер включают на два часа — он должен работать постоянно, если постоит хотя бы месяц, запустить производство вновь будет очень тяжело. То есть завод в боеготовности. Мне кажется, скоро концерн придет обратно.
 
«Должно быть лучше. Плохо уже надоело». Бартенев — про новые бренды, кредиты и комиссионку 1
Анатолий Бартенев не теряет надежду на возвращение General Motors
Фото: Архив DK.RU
 
Допустим, GM вернулся. Где вы разместите Opel и Chevrolet? 
 
— Найдем место. У нас есть проект расширения салона на ул. Щербакова. Хотели увеличивать его под Opel, и нам нужен ровно один месяц, чтобы запустить процесс. Есть возможности расширить и другие наши центры. Плюс сейчас продается несколько салонов, в случае необходимости, можно будет прикупить.
 
Может быть, не ждать и приобрести уже сейчас  пока цены невысокие?
 
— Если бы мне сказали, что кризис закончится через год, я бы и купил. А если он еще три  года будет идти? Я в автобизнесе 35 лет, прошел много кризисов, каждый был особенным. И никогда на нашем рынке кризис не длился больше года, а сейчас нестабильность идет уже больше двух лет. В 2008-2009 гг. продажи обвалились резко, но и восстановление не заставило себя ждать. Сейчас рынок падает понемногу, но не ясно, сколько это продлится. 
 
Поэтому мы решили не увеличивать инвестиции в основной капитал. Достроили салон Volkswagen и сейчас поставили эти процессы на паузу — вкладываться в стройку, в бетон пока не намерены. При этом все равно делаем реконструкции салонов. Это, конечно, не строительство, но тоже деньги.
 
Тратите только свои или берете заемные деньги?
 
— Все реконструкции проводим на свои. В основном капитале заемных средств у нас нет. Машины частично покупаем на кредитные деньги. Это не страшно: сделай цену авто на 10 тыс. руб. меньше, ее за два дня заберут — вот и нет уже кредитов. Главное хорошо считать.
 
Глава ГК «Автоплюс» Павел Шестопалов в прошлом году говорил, что «автобизнес уже не торт». И выйти из него сложно — становишься «рабом лампы». Вам не хочется продать компанию?
 
— У меня другое положение — моим бизнесом занимаются мои сыновья, а детей никуда не денешь. Их же не продашь (смеется). Хотя автобизнес действительно перестает быть тортом — в этом я с Павлом согласен. Правда, катастрофы не вижу: наш рынок идет по пути, который прошел автобизнес западных стран. Раньше мы от них отставали на 20 лет, теперь — на 5-10. И ясно, что только на продаже авто сейчас не заработаешь, как прежде — основные прибыли идут от всего, что вокруг продаж: страховки, обслуживание, ремонт. Машины продаются с минимальными торговыми наценками, главное — чтобы клиент приезжал к нам после покупки. Во всем мире так.
 
«Должно быть лучше. Плохо уже надоело». Бартенев — про новые бренды, кредиты и комиссионку 2
Анатолий Бартенев с сыновьями Сергеем и Ильей
Фото: Архив DK.RU
 
Мы дошли до уровня нормального европейского автобизнеса — по подходам к работе, даже по менталитету. Наши автоцентры всегда готовы к активной работе: соблюдаются все требования производителей, все площадки  современные и функциональные, большой выбор автомобилей. В автоцентрах KIA, Peugeot Citroën мы проводим рекламные акции, привлекаем клиентов бонусами и подарками на покупку и сервисное обслуживание, в KIA даем скидку на обслуживание 20%. 
 
Более того я часто бываю в Европе, случается, что покупаю там машину и вижу: они кое в чем от нас уже отстали. Так, клиентоориентированность у многих наших салонов лучше, чем за границей. Да и сами автоцентры в РФ куда более впечатляющие. Был в салоне GM на Манхеттене, так он даже рядом не стоит с тем, что работал у нас в Екатеринбурге. Хотя продает намного больше. Но там немного другая торговля — продажи по скайпу, например. В США очень много авто покупают, не заходя в салоны — приходят только чтобы забрать машину. Мы к этому тоже приближаемся и догоним зарубежных игроков через пару-тройку лет. Конечно, нужно вкладываться в программы, но это неизбежность.
 
Пока же отечественному рынку не до онлайн продаж — падение продолжается. Чему вас научил этот кризис?
 
— В первую очередь тому, что вторичный авторынок — хороший бизнес. Раньше я относился к подержанным авто скептически: это же комиссионка, секонд-хенд. Есть же новенькие блестящие машины! А оказалось, все иначе. В прошлом году мы создали отдельное предприятие «Автобан Эксперт», которое занимается подержанными авто, поставили себе цель поднять этот формат на достойный цивилизованный уровень. И рост по сравнению с 2014 г. оказался двукратным. В этом году тоже плюс — в 1,5 раза.
 
Это перспективный и непростой бизнес, менеджеры по продажам вторичных авто должны быть на порядок выше тех, кто работает с новыми машинами. Вообще авто с иголочки может продавать даже робот — загрузил ему в память все технические характеристики машин, и дело пойдет. А вот продать машину с пробегом или закупить у клиента старое авто, да так, чтобы он был доволен — это мастерство. Заниматься вторичкой нас заставил кризис, но мы не будем больше пренебрегать этим сегментом — даже когда пойдут продажи новых машин. 
 
А когда они пойдут, по-вашему? 
 
— Когда будет лучше с экономикой в России в целом. Мне кажется, дна мы уже достигли — как Улюкаев говорю (смеется). Я заметил такую деталь: люди по салону стали ходить с совершенно другими глазами. Раньше в них была злость, а сейчас уже более веселые все стали. Я убежден: должно стать лучше. Потому что плохо уже надоело. Скорее бы в экономике страны пошел положительный тренд, а мы подстроимся.
Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.