Подписаться
Деловой квартал / Новости / Эксперты: «Новосибирцы потеряют интерес к развлечениям в ТЦ через 1,5-2 года»
Эксперты: «Новосибирцы потеряют интерес к развлечениям в ТЦ через 1,5-2 года»
Источник: https://pixabay.com

Эксперты: «Новосибирцы потеряют интерес к развлечениям в ТЦ через 1,5-2 года»

Самое читаемое
  • Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
  • «Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес» «Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
  • Пенсия им ни к чему? Молодежь в России все меньше может и хочет работать официально Пенсия им ни к чему? Молодежь в России все меньше может и хочет работать официально
  • «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
  • Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
13:01   02.08.2017

Столичная публика начала пресыщаться привычными форматами ТРЦ, арендаторы уходят, конкуренция растет. А как обстоят дела в торговой недвижимости Новосибирска, DK.RU спросил у специалистов.

ДК задал экспертам рынка пять вопросов, в ответах на которые они поделились статистикой, мнениями и советами.

1. Как показал себя рынок торговой недвижимости в 2016 году: каков был процент незаполненных площадей в торговых и торгово-развлекательных центрах и когда ждать их дозаполнения?

2. Новых открытий в прошлом году было немного, но ведется довольно много строек – что это значит для рынка, каковы его перспективы на ближайшие два года? И каковы перспективы вновь появляющихся объектов с учетом недозаполненности существующих?

3. Как конкурирует между собой уличная торговля и ТЦ?

4. В 2016 г., по подсчету «Магазина магазинов», Новосибирск не вошел в рейтинг (среди городов с численностью выше 500 тыс. чел.) по обеспеченности торговыми площадями на тыс. чел. И вообще СФО считается одним из низкообеспеченных округов в этой сфере. С чем это связано?

5. По мнению столичных экспертов, московская публика пресытилась развлекательным форматом, и ТРЦ теряют свои потоки. Кроме того, развлекательная часть уже никак не поддерживает торговый трафик и почти на него не влияет. Как в этом смысле обстоят дела в Новосибирске?

Президент Клуба управляющих бизнес-центрами Татьяна Гениберг

1. Рынок в 2016 г. вел себя по-прежнему инертно. Значительных скачков и изменений не было. Хотя, в принципе, среди российских рынков торговой недвижимости в Новосибирске он достаточно развит. Наш город – крупнейший центр торговли в Зауралье, и я вижу, как некоторые ритейлеры, вдохновленные успехом в небольших городах из западной части страны, идут с большими планами и амбициями к нам. Но здесь получают серьезную конкуренцию и, неподготовленные к ней, начинают проигрывать. Покупатель их в лучшем случае игнорирует, имея привычку обслуживаться в других магазинах, в худшем случае даже не замечают выхода нового игрока на рынок. Это можно проследить на примерах с «Пятерочкой», «Мегахендом», фермерским хозяйством «Волков» и другими. Если говорить конкретно о торговых центрах, то ТЦ районного и окружного значения у нас много. В окружных доля вакантных площадей сейчас колеблется от 20,6% (в ТРЦ «Континент на Гусинобродском шоссе 20») до 0,2% (в МФК «Сан сити»). В районных: от 30,3% (в ТЦ «Москва») и 15,4% в (ТЦ «Холдей Family») до 2,9% в (ТЦ «Юпитер»). В то же время наиболее крупных региональных ТЦ всего три: СТЦ «Мега Новосибирск» (вакантных площадей 0,5%), ТРЦ «Аура» (вакантных 0,8%), ТРЦ «Галерея Новосибирск» (6,7%). Я бы сказала, что региональных крупных ТРЦ у нас недостаточно. Интересным будет здесь ввод нового проекта ТЦ «Европейский». Ждем этого с нетерпением. Также в Новосибирске достаточно много торговых объектов, не оформленных как торговый центр, и более узкого сегмента – street retail. Они значительно дополняют наши ТЦ и решают вопрос удаленности размещения ТЦ в каждом конкретном случае. Дозаполнения для региональных ТЦ сильно ожидать не стоит, у них картина и так достаточно удовлетворительная. Окружным и районным ТЦ ждать придется еще, думаю, года 3-4, когда иностранные, московские, питерские сети решатся идти в Россию глубже и перешагнут через Урал. Пока, к сожалению, для многих Урал становится серьезным даже психологическим барьером.

2. Новые объекты постепенно заполняться будут. Но скорость этого зависит от успешности местоположения объекта, внутренней планировки, уровня отделки, оснащенности. В условиях кризиса перепроизводства торговых площадей, новые объекты повлекут за собой только ужесточение конкуренции.

3. Конкуренция, конечно, есть. Но я бы сказала, что это разные по сегментам рынки. Если мы хотим купить хорошую брендовую одежду, технику, сотовый телефон, дорогую косметику, то мы однозначно пойдем в ТЦ, на улице такого не найдешь. А если нам нужны хлеб, молоко, фрукты, ежедневная мелочь, то мы купим это по дороге домой на улице и не будем тратить время на поход в ТЦ, даже если там есть супермаркет.

4. Мне кажется, здесь надо смотреть в глубь вопроса. По торговым центрам мы, наверное, действительно не лидеры. Но если учесть множество зданий, приспособленных под торговлю (официально не являющихся ТЦ), street retail и цокольных помещений, в которых ведется торговля, то картина будет совсем иная. У нас много непрофильных помещений, используемых под торговлю, они и вносят разногласия между реальной картиной торгового бизнеса и официальными цифрами.

5. Мы пока этого пика не достигли. У нас в ТЦ люди ходят развлечься, встретиться с друзьями, весело провести свободное время. И такие развлечения есть: Детский город профессий «Солнечный» (ТЦ «Холдей Family»), «Место есть» (ТЦ «Мега»), картинги, салоны тайского массажа, центр аттракционов, стимулирующих движения «Авто Сим Новосибирск» («Аура», «Сибирский молл», «Континент»), MustHave (ФЭШН-индустрия: ТРЦ «Галерея Новосибирск», «Ройял Парк»), боулинги, аэрохоккеи, спортбары («Сибирский молл»), крытые и открытые катки («Ройял Парк», «Мега»), ярмарки, выставки. Но следует отметить, что развлекательная часть наших ТЦ слабо обновляется. Когда-то открытые «развлекаловки» могут стоять годами. Публика ими пресыщается. Нужно повышать скорость смены развлекательных мест в ТЦ. А в целом новосибирцы потеряют интерес к развлечениям в ТЦ, я думаю, через 1,5-2 года. И это будет толчком к созданию новых точек роста для торговых центров. А что это будут за точки – покажет будущее и мы с вами.

Директор MDBroker Данил Прудников:

1. В 2016 году произошло небольшое оживление рынка ритейла по отношению к 2015 году. Основным драйвером стало то, что собственники недвижимости снижали ставки аренды от 20%, а иногда и до 50%. Основным коммерческим условием большинства федеральных игроков был пункт о возможности работать на проценте с товарооборота. Средняя заполняемость существующих супер-региональных торговых центров в 2016 году составила 80%, региональных и окружных – около 65%, районный формат, где основным арендатором был продуктовый ритейл, заполнялся до 90% и даже до 100%. Есть примеры и районных форматов, где на 1 этаже расположен супермаркет, а 2 этаж или цоколь пустуют – здесь все очень зависит от конкретной точки и наличия конкурентов

2. Перспектива есть только у районного формата ТЦ, в более крупных форматах есть большой риск, что не получится достигнуть заполняемости даже на 50%, либо нужно существенно снижать ставки аренды для большей заполняемости. Однозначно придется сдавать площади за коммунальные и эксплуатационные услуги операторам детских развлечений, либо инвестировать в самостоятельные проекты и управлять ими.

3. Стрит-ритейл на центральных магистралях города сохранил свои позиции только в местах наличия остановок и станций метро. ТЦ с каждым годом забирают все больше покупателей и арендаторов сегмента fashion. В формате «стрит» остается все меньше арендаторов, уходят с рынка банки, бутики, на смену им приходят продуктовые супермаркеты, фирменные розничные отделы фермерских хозяйств, барбершопы, аптеки и минимаркеты.

4. Строить или не строить ТЦ – этот вопрос напрямую зависит от уровня безработицы и средней зарплаты в регионе. Показатели продаж в Новосибирске намного ниже, например, чем в Тюмени, где зарплата выше. Новосибирск славится как торговый регион, конечно, но славиться – не значит быть выгодным для разного вида инвестиций. Здесь нужна локальная аналитика и знание местного рынка перед покупкой участка и закладыванием первого кирпича. Иногда выгоднее построить в 2 раза меньше площадей и эффективно их сдать, чем сделать «музей» с красивыми баннерами пустующих помещений.

5. Развлекательная часть в ТЦ является дополнением, а не основой. Есть примеры, где эта доля сокращена в проекте, и ТЦ успешен. Так, в ТРЦ «Галерея Новосибирск» детская развлекательная зона составляет всего 415 кв. м, при этом магазины успешно работают, и в центр всегда хороший трафик. Совсем без развлекательной зоны торговый центр более 20 000 кв. м не обойдется – нужно дополнение к салонам для посетителей с детьми и молодежи. Хороший пример районного ТЦ – «Атлас», на ул. Гребенщикова, 2, общей площадью 5400 кв. м, где планируют надстраивать этаж для размещения кинотеатра, который будет единственным в спальном районе, и это верный шаг, несмотря на длительную окупаемость инвестиций.

Полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов по Новосибирску и области Максим Марков:

«Строек действительно много, но все они сконцентрированы в форматах продуктовых гипермаркетов и магазинов у дома. Абсолютное большинство объемов создается «под заказ» конкретных ритейлеров. На мой взгляд, в этом секторе рынок несколько перегрет, и такая активность на нем продержится не более двух лет. Который год переносится открытие ТРЦ «Европейский», а это 100 тыс. квадратных метров общей площади. И мне пока неизвестно о намерениях каких-то крупных арендаторов размещать в нем свои торговые точки. У него будет тяжелая судьба. Предположу, что заполняться он будет года три».

Генеральный директор ГК «Отелит Development» Евгений Бурденюк

1. Процент был разный, в зависимости от расположения, концепта и общей востребованности ТЦ, и колебался он в районе 90-95%. На мой взгляд, сейчас идет тенденция к заполнению: «Сибирский Молл» недавно анонсировал, что сдал все торговые площади. Но, в любом случае, все зависит от работы самого ТЦ, нет зависимости от обшей тенденции на рынке. Рынок зрелый. Возможно, произойдут изменения из-за запуска ТРЦ «Европейский», который планируют открыть в течение 2017 года, но не думаю, что это изменит ситуацию.

2. Нельзя сказать, что сейчас ведется много строек ТЦ. Возможно, на окраине города продолжается строительство, но не моллов, а районных ТЦ, и спрос на них не высокий, так как снижается интерес к жилью. В основном сейчас появляется стрит-ритейл. В ближайшие два года рынок ТЦ заполнится – никто больше не стремится строить гигантские объекты. И, соответственно, есть причины недозаполненности: завышенные ценники и слишком высокая конкуренция. А если говорить про новые объекты, то они появляются в тех местах, где есть высокий спрос, но мало предложения. У них проблем с недозаполненностью не будет. 

3. Возможно, ранее уличная торговля была якорной: люди приезжали в город, гуляли, делали покупки и уезжали. Сегодня эту нишу у стрит-ритейла забрали торговые центры. На мой взгляд, нет конкуренции – каждый занимает свою нишу. В ТЦ люди специально приезжают, чтобы совершить покупки и хорошо провести время, а уличная торговля ориентирована больше на объекты, которые не требуют специальной поездки для того чтобы совершить покупки.

5. На мой взгляд, у нас живет данный формат, и насыщения сильного нет.  ТЦ постоянно организуют развлекательные мероприятия, ярмарки, привлекают аниматоров для детей, привозят артистов.

Мнение архитектора

Сергей Пергаев, руководитель архитектурного бюро Сергея Пергаева:

«Торгово-развлекательный формат в классическом понимании действительно переживает своего рода кризис, как и любые многофункциональные объекты. Сам способ реализации многофункциональных объектов коммерческой недвижимости переживает перерождение. На смену МФК приходят новые объекты с новым подходом – Life Style объекты. Это новые концепции, новый подход, реализация которых сильно завязана на архитектурных решениях и общем бренде объекта. Будущее отрасли – в незаметном переплетении всех функций, заложенных в объектах, и выделении площадей под общественные зоны, но без потери их «полезности». Эта тенденция «проклюнулась» не только в столичных городах, но и здесь, в регионах, в том числе в Новосибирске. Это происходит с ресторанами, ТЦ и ТРК, с кинотеатрами и бизнес-центрами. По нашим прогнозам, в борьбе за посетителей и арендаторов победят те, кто сможет перестроить свои старые объекты или будет учитывать этот новый тренд, строя новые.

Сама идея многофункциональности пространства переходит на новый уровень. От простого соединения в одном здании большого количества функций, разделенных стенами, входами, кассами, – к единому пространству с незаметным переходом от ресторана к галерее, от магазина мужской одежды к спортзалу, от винного магазина в ресторан.

Сейчас актуально создание пространств, больше похожих на естественную среду – некую биосферу, где разные функции, разные объекты соединяются по принципу соседствования. Они не просто соседи, разделенные забором, а один общий, взаимодействующий с гостями организм.

Например, классические ТЦ и ТРК строились по принципу улиц: коридор с разными входами в небольшие и большие торговые пространства разных брендов. Но коридор, даже широкий и с высоким потолком – это не самое комфортное пространство, по нему человек стремится от входа к выходу, а задача – задержать человека внутри. Верней сделать так, чтобы ему не хотелось уходить.

Для этого, среди прочего, создаются общественные места – точки притяжения внутри объектов. Это площади, которые не сдаются в аренду напрямую, но они приятны, полезны и интересны гостям, при этом в них можно встроить маркетинговую составляющую. Например, у магазина спорттоваров поставить стол для настольного тенниса с возможностью играть. Работая с «Мегой» в Новосибирске, наше архитектурное бюро создало детскую площадку и общественное пространство МЕСТОЕСТЬ, которые не предназначались для сдачи в аренду, но увеличили трафик и время пребывания людей.

Общественная зона может быть частью магазина – спортмагазин продает столы для пинг-понга, мы планируем место для стола в общественную зону, где люди смогут играть – это уже работающая полезная площадь, она промоутирует товар. Монотонность пространства утомляет гостей, лучше всего через каждые 30-40 метров делать интересные и интерактивные объекты. Коридоры обычно «съедают» до 40% полезной площади ТЦ. При этом подходе полезную площадь можно доводить до 80% (20% всегда занимают коммуникации).

Мы видим, что действующие ТЦ и ТРК стараются внедрить эти новые принципы: единое уютное пространство с переплетающимися функциями и вплетение в проекты общественных мест, этот же подход активно обсуждается и при планировании новых объектов.

В месте, созданном по этим принципам, человек делает покупки очень естественно – обедая в ресторане, покупает вино; по пути в спорт зал покупает инвентарь; посещая продуктовый супермаркет, записывается на кулинарные курсы».

Автор: Юлия Катковская
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Сбербанк может купить долю в «Яндексе». Власть недовольна независимостью компании Сбербанк может купить долю в «Яндексе». Власть недовольна независимостью компании
«Ключевые места во власти занимают ненормальные». Навальный вызвал Золотова на дебаты
Они погубят друг друга. Два крупных уральских бизнесмена ведут войну на уничтожение
Сбербанку и ВТБ создадут собственную авиакомпанию. Она займется региональными перевозками
Реальные доходы россиян в сентябре резко упали. Не помог даже рост зарплат
Стрельба в Керчи: студент крымского колледжа расстрелял преподавателей и однокашников
«Возможен рост ставок до 12% и выше». Пик выдачи ипотеки в России пройден: что дальше?

Бизнес

Кто станет «Политиком года»? Претенденты определены. Интрига будет раскрыта через месяц Кто станет «Политиком года»? Претенденты определены. Интрига будет раскрыта через месяц
Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций

Свое дело

Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам
«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии

Качество жизни

«Мастерская классического костюма» − семейный бизнес, который начался с мечты «Мастерская классического костюма» − семейный бизнес, который начался с мечты
«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать». Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»

Мнения

Христианство, Китай, образ Европы. Почему «Игра престолов» — отражение реальной истории? Христианство, Китай, образ Европы. Почему «Игра престолов» — отражение реальной истории?
На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». Три простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян

Лайфхаки

«Никому от этого не уйти». Как маркетологи, начальники и даже друзья манипулируют вами «Никому от этого не уйти». Как маркетологи, начальники и даже друзья манипулируют вами
Санкции? Нет, не слышали. Миллиардеры России стали первыми в мире по росту состояния
«Хотите больше денег? Тогда не гонитесь за новыми знаниями и не верьте аналитикам»
Цифровизация бизнеса РФ: «Нет людей с компетенцией, но все хотят скорее запустить процесс»
Скандал вокруг «Трансформатора»: «Как бизнесмен ты не состоялся, ты просто инфоцыган»
«Да, отменят премии и бонусы, но зато не уволят». Как компании России спасаются в кризис
«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen