Деловой квартал / Новости / «Это же как хлам на балконе!» От чего стоит отказаться при построении группы ко...
«Это же как хлам на балконе!» От чего стоит отказаться при построении группы компаний
Источник: Личный архив

«Это же как хлам на балконе!» От чего стоит отказаться при построении группы компаний

Самое читаемое
  • «Так решил Сбербанк»: россиянин год судился, пытаясь вернуть законные 5 млн руб. «Так решил Сбербанк»: россиянин год судился, пытаясь вернуть законные 5 млн руб.
  • Конец «путинского» среднего класса. Сбережения в России становятся роскошью для немногих Конец «путинского» среднего класса. Сбережения в России становятся роскошью для немногих
  • «Если в 60 лет работу не найти, а на пенсию рано, остается сдавать квартиру» «Если в 60 лет работу не найти, а на пенсию рано, остается сдавать квартиру»
  • Банки в России усиленно проверяют клиентов. Они готовятся к передаче данных другим странам Банки в России усиленно проверяют клиентов. Они готовятся к передаче данных другим странам
  • Атака силовиков. Почему лишили аккредитации один из лучших российских частных вузов Атака силовиков. Почему лишили аккредитации один из лучших российских частных вузов
07:53   22.02.2018

«Собственники налоговые задачи решают сиюминутно. В результате бизнес «в заплатках» — кто-то что-то делал, сотрудники со временем меняются и никто ни за что не в ответе» — Ярослав Савин.

Каждую неделю в открытом бизнес-курсе «Остаться в живых» Ярослав Савин инструктирует собственников бизнеса о том, как выжить в российских реалиях. Материалы публикуются в рамках совместного проекта Центра taxCOACH и портала DK.RU.

Сегодня — о том, как связаны организационная структура бизнеса и налоговая безопасность.

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH:

— Может показаться, что организационная структура бизнеса складывается стихийно, но это не так. Она является ответом на степень изменчивости внешней среды и пожелания собственника, транслированные через управленца (если это не одно и то же лицо). Что бывает, когда условия среды и глобальные цели не согласованы? К примеру, есть у вас мечта похудеть, а на руках путевка в отель 8 звезд Ultra All Inclusive. Вариаций у вас всего две — вы либо должны перестать хотеть похудеть (поменять цель), либо ехать в турпоход (меняем условия среды).

Поэтому в текущих условиях было бы очень здорово, чтобы собственники скорректировали свои пожелания к бизнесу на степень налоговых и имущественных рисков, перестали фантазировать в надежде работать по старым правилам.

Это с одной стороны. А с другой, перед структурированием компании надо понять, как бизнес устроен организационно. И убедиться, что это самый подходящий вариант в нынешних реалиях.

Когда мы работаем с проектами, то на входе просим показать организационную структуру бизнеса — мы видим компанию впервые и хотим понять, как у вас делаются дела и деньги.

Кто бы что ни говорил, обеспечить безопасность бизнеса, работая в рамках одного юрлица, невозможно. А чтобы «прикрутить» защищенную юридическую структуру и выстроить группу компаний, необходимо осознать очень простую вещь: мы не бизнес подгоняем под «схемку», а наоборот. Игнорируя это правило, особенно в варианте перехода от единственного юридического лица к их группе, вы, скорее всего, столкнетесь не только с дополнительными налоговыми рисками (искусственного дробления), но и с управленческими проблемами: административные связи вроде указаний по телефону в группе компаний работают значительно хуже. И вот бывший руководитель продаж, а ныне директор торгового дома врывается утром на производство, негодуя за срыв ночных отгрузок. А что в ответ? Производственники нехотя отвечают: «А что же ты орешь? Ты для нас никто. У нас теперь свой директор есть».

Итак, мы попросили оргструктуру. Чаще всего в ответ получаем картинку, которая называется умным словом органиграмма и показывает связи подчинения. С этой точки зрения традиционно различают четыре чистые организационные формы, а также смешанные. Хотя есть и альтернативный подход[1].

К примеру, делаете вы самые ходовые офисные стулья ISO — у вас их покупали, покупают и будут покупать, несмотря на кризис. С экономической точки зрения внешняя среда для таких компаний гораздо менее подвижна, чем для всех остальных (широкий рынок, товар ходовой, конкуренция умеренная), поэтому организационная структура складывается в виде классической пирамиды (я — босс, ты — мой подчиненный, у тебя есть свой подчиненный), дополняется горизонтальным разделением труда и называется функциональной структурой. Мы делаем понятные, повторяемые вещи, ежеминутно ничего не выдумываем, и благодаря стабильности обслуживание такой структуры обходится нам дешево.

Другой пример — вы делаете мягкие кресла для офисных зон, а ваш покупатель, который по какой-то странной причине занимает 70% в вашем обороте, говорит:

— В этот раз ты нам поставляешь еще и диваны.

— Так мы делаем только кресла!

— Или диваны с креслами или ты кресла нам поставлять никогда не будешь!

Что делать? Очевидно, что клиент обратился к нам в такой форме, потому что поставка диванов у обычных поставщиков почему-то не срослась (допустим, это непреодолимый фактор). Но если мы — производственная компания, то нам должно быть понятно, что, по сути, диван — это несколько совмещенных кресел. Значит, надо взять дизайнера, главного производственника-очумелые ручки, логиста, который сообразит, что из комплектующих необходимо докупить. Нарисовать и перенастроить оборудование так, чтобы один раз сделать партию этих дурацких диванов.

Получается, что внешняя среда регулярно, но не часто, как протуберанцы на солнце, подкидывает нестандартные задачи, и функциональная структура вашей компании вряд ли подойдет. Понадобится слабая матрица — мы собираем людей разного функционала, называем их рабочей группой, и они решают задачу, ограниченную во времени и нацеленную на конкретный и несистематический результат.

В чем слабость такой матрицы? В том, что у этих сотрудников обычного функционального подчинения никто не отменял.

И когда человек из подразделения подрывается на заседание рабочей группы, руководитель хватает его за ноздри и резонно заявляет: «Стоять! Чихать я хотел на твою рабочую группу». Появляется необходимость ручного управления приоритетом со стороны руководства компании. Но для данной ситуации это не страшно — у нас целая страна управляется вручную.

Если вы работаете над индивидуальным заказом, или у вас нишевая стратегия, то имеете дело с очень подвижной средой, и слабая матрица вам не подойдет — потому как руководство будет занято только расстановкой приоритетов. Тогда у компании появляется сильная матрица — есть руководитель проекта, ориентированный на взаимоотношения с клиентом, он собирает рабочую группу из людей разного функционала и контролирует выполнение индивидуального заказа.

Четвертая категория организационных структур называется проектной. В книжках написано, что она бывает, но живьем в России я не видел, поэтому ничего про это не рассказываю.

Но одной органиграммы недостаточно. Если вы мне рисуете организационную структуру, где главный бухгалтер подчиняется генеральному директору, что конкретно в понимании происходящего мне это дает? Ничего.

Кроме того, в компаниях есть отдельные категории людей, совершенно не укладывающихся в такую структуру. И при построении группы компаний нам нужна дополнительная информация.

Возьмем для примера производственную компанию. Есть операционное ядро (закуп, производство, продажи), где происходят основные бизнес-процессы и создается добавленная стоимость. Над ним — парни, которые сидят высоко, глядят далеко и типа принимают решения и транслируют их в операционное ядро. Далее, вы знаете историю, которая называется «норма управляемости». Суть в том, что мы не можем управлять бесконечным количеством людей. И если операционное ядро очень большое, то чтобы рулить им, нам нужно срединное звено — ребята, которые мало принимают самостоятельных решений, но являются ретрансляторами воли руководства. Это всевозможные начальники участков, цехов, мастера. Вся эта конструкция вместе с горизонтальным разделением труда укладывается в органиграмму. Но есть те, кто в нее не попадает[2].

Первое — это так называемые вспомогательные функции, которые денег не зарабатывают, а напротив, тратят. Они являются смазкой, позволяющей крутиться основным шестеренкам: юристы, бухгалтеры, финансисты и даже колл-центр (если это не продажи, а поддержка клиента). Неважно, кому они подчиняются, нас больше интересует, кому, в какое время и на каких финансовых условиях они нужны.

Еще есть люди, которые относятся к функции стандартизации. Есть три формы стандартизации. Первая — стандартизация качества. Это когда мы на выходе проверяем: получилось у нас или нет. Например, служба ОТК. Вторая — стандартизация процессов — внедряется, когда приходит осознание, что контролировать на выходе означает не допустить брак к клиенту. Но сам факт брака обходится уже дорого. В результате — сертификат ISO 9000 на стене. Третья — стандартизация квалификации. Когда вы пишете объявление о приеме на работу и указываете: «Желаю бухгалтера не старше 25 лет с опытом работы не менее 10 лет, симпатичную и очень гибкую». Предполагается, что человек, соответствующий этим критериям, подходит для наших бизнес-процессов лучше, чем любой другой.

Мы должны вычленить функции и стандартизации, и вспомогательные, понять принципы, на которых они участвуют в основных процессах. Тогда и появятся правильные ответы на вопросы из серии: «А надо ли нам создавать управляющую компанию?» Или: «А хотим ли мы, чтобы бухгалтерская служба была выделена в отдельную компанию?».

Отсюда рождаются и решения частных вопросов управления налоговыми рисками. Когда налоговый орган при проверке заходит в бухгалтерию, а там лежат документы за несколько компаний, обычный вопрос (почему так?) ставит бухгалтера в тупик.

С оргструктурой разобрались, остается один вопрос — выгода собственника. Ведь положение самих владельцев может различаться. В большинстве случаев собственники забирают ту часть прибыли, что осталась после распределения по всем бюджетам, однако есть и те, что называют себя формой налога с продаж и берут процент с выручки. И тот, и другой вариант имеют право на существование. Опять же — вопрос цели собственника. И выяснить ее надо до программирования финансовой деятельности обновленной группы компаний.

Итого, вы привыкли двигаться от частного к общему, а нужно делать наоборот. Собственники зачастую оценивают компанию в моменте, а она существует и в ретроспективе, и устремлена в будущее. В результате (особенно если это касается налоговых рисков) бизнес чаще всего в заплатках — есть сиюминутная ситуация, когда кто-то что-то нарешал, а потом сотрудники меняются и снова преодолевают трудности сегодняшнего дня и так далее. А в итоге никто ни за что не в ответе.

И появляются такие истории, когда в бизнесе 40 компаний, и мы с финансовым директором начинаем обсуждать каждую из них и нескольким вообще применения не находим — там ходят какие-то деньги, договоры заключены — по привычке. Это тот же хлам, что и на балконе, от которого при построении группы компаний нужно избавляться.

 

 

Текст подготовила Анна Асташкина, специально для DK.RU

[1] альтернативный подход изложен, например, А. Высоцкий «Оргсхема. Как разработать структуру компании»

[2] подробнее Генри Минцберг «Структура в кулаке. Создание эффективной организации», Питер, 2004

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

С каждым новым поколением результат все хуже. Человечество глупеет с начала XX века С каждым новым поколением результат все хуже. Человечество глупеет с начала XX века
Одобрение Путина и Медведева резко упало из-за пенсионной реформы
Три российских ресторана попали в сотню лучших в мире. White Rabbit — в первой двадцатке
Рокировка: в двух крупнейших ритейлерах России одновременно сменилось руководство
Атака силовиков. Почему лишили аккредитации один из лучших российских частных вузов
Банки в России усиленно проверяют клиентов. Они готовятся к передаче данных другим странам
«Остался вопрос торга». Бизнес требует компенсаций за рост НДС, но ожидать почти нечего

Бизнес

Пять причин подумать о том, как сохранить владельческий контроль над бизнесом Пять причин подумать о том, как сохранить владельческий контроль над бизнесом
«Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока
«Американцы четкие, корейцы ведут бизнес только с мужчинами, а арабы играют «в долгую»»
«Без трудового договора и социальных взносов». Мифы производственного кооператива
Тимур Уфимцев: «К «Екатеринбург-Арене» невозможно остаться равнодушным»
«Предпринимателям кажется, что они ничего не нарушают». За что банк может закрыть счет?
«Не столь распространены». О каких инструментах для бизнеса вы зря забыли

Свое дело

«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС

Качество жизни

«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик» «Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей
«К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением»
«От 35 тыс. евро в год». Кто зарабатывает на юных футболистах в Испании
«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»
«Шансы — почти нулевые». Может ли ваш ребенок стать футбольным профи в Испании?

Мнения

Уникальная история спасения бизнеса. Что делать, когда основатель должен уйти Уникальная история спасения бизнеса. Что делать, когда основатель должен уйти
«Как только вы указали место работы в своем профиле, он перестал быть личным»
«Безумное пренебрежение к работе руками — один из наших ключевых национальных дефектов»
Андрей Мовчан: «В России частный бизнес — враг, если он не обслуживает власть»
Тайное становится явным. Чего вы не знаете о тех, кто нанимает персонал для бизнеса
«Слово «хайп» неспроста возникло. Других способов быть услышанными не остается»
«Единственная необходимая пенсионная реформа — отмена пенсии к такой-то матери»

Лайфхаки

Увольте лишних. Маленький коллектив работает лучше: 5 правил «настройки» компании Увольте лишних. Маленький коллектив работает лучше: 5 правил «настройки» компании
«Если в 60 лет работу не найти, а на пенсию рано, остается сдавать квартиру»
«Забудьте уже о четких планах на день. Хватит саботировать работу плохими привычками»
«Отпуск не панацея, работа убьет до него». Как спастись от профессионального выгорания
«Пик карьеры должен быть в 50, но в РФ это 30-35 лет. Потом или учиться, или доход рухнет»
«Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть
«Власть плюс низкий статус — это смертельно». Шесть способов обезвредить токсичных коллег
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.