Фото в резюме скрывает важные подсказки для работодателя. Бизнес-тренер раскрывает их

Почему необходимо уметь анализировать такой казалось бы необязательный элемент в резюме, как личная фотография соискателя?

Директор «ТСК, лаборатория развития» Татьяна Аржаева

Современные технологии оказывают влияние на все сферы деятельности, и на резюме в том числе. Если ранее достаточно было структурированного текста, то сейчас фотография становится обычным элементом резюме. Более того, ряд компаний не только снимает видео о вакансии и работе у себя, но и просит соискателя подготовить видеопрезентацию либо ожидает творческого подхода к резюме у соответствующих специалистов.

На этом месте и начинается самое интересное. Фотография — это элемент резюме, который позволяет узнать о человеке очень много. Даже страшно представить насколько много может понять опытный специалист! Особенно если учесть, что огромное количество людей является заложниками неправильной трактовки фразы «по одежке встречают, по уму провожают». Т.е. думают, что неважно как ты одет, как выглядишь, какая у тебя фотография (тогда зачем ее размещать?) и пр. Главное — какой ты человек, сотрудник. И, конечно, каждый уверен в том, что человек и сотрудник он замечательный. Мы не будем дискутировать сейчас насчет последнего утверждения. Для нас важно другое. Сколько интересной информации о человеке благодаря этому мы можем получить!

Для начала нужно ответить на вопрос — а зачем она, фотография, нужна? Будущему работодателю? Соискателю в резюме? Ведь для работодателя главное профессионализм будущего сотрудника? Все точно. В случае, если профессия или вакансия не подразумевает обязательного размещения фотографии, она и не нужна. Но в любом случае фотография в резюме показывает особенности мышления и поведения человека, что при подборе специалиста имеет весомое значение.

Если сотрудник решил разместить фотографию, то она должна ему помочь в устройстве на работу, сформировать дополнительные плюсы по сравнению с конкурентами. Практика показывает, что получается в большинстве случаев все наоборот. Неграмотно подобранные фотографии портят впечатление работодателя о кандидате и уменьшают шансы на его успех. А происходит это потому, что кандидаты действуют шаблонно, а не осознанно. Надо — сделаем. А почему надо, кому надо, как надо и пр. об этом не думают. Так же как и с одеждой. Нужно одеться — оделись. А куда я иду, какое впечатление хочу произвести — про это думки нет.  Сразу же возникает вопрос: если кандидат демонстрирует свое неумение думать, шаблонность в таком вопросе, то где гарантия, чтоб будет по-другому в рабочих? Привычки, модели и паттерны поведения — штука серьезная.  Вот и первая подсказка.

Фотография, внешний облик человека, его поза, жесты, одежда обладают удивительным свойством — они рассказывают о человеке все тайное, всё настоящее, раскрывают его ценности, убеждения, взгляды на жизнь и пр. И главное, что они обозначают — понимает ли человек суть фразы «по одежке встречают, по уму провожают». Это не про дорого или дешево. Это — про уместность! Уместно ли одет человек ситуации? Согласитесь, мы не пойдем в театр в купальном костюме. Тогда почему многие соискательницы на должность помощника руководителя высылают свои фотографии в купальнике на море? Либо возможная сотрудница не понимает, что она делает (а значит есть вероятность, что она еще много чего не понимает), либо она предполагает несколько другое содержание должности «помощник руководителя», нежели указанное в вакансии. 

Печально в этом то, что иногда руководитель — женщина, а кандидатка на должность даже не удосужилась обратить внимание на это. Разве она будет внимательной на работе? Нет! Потому что это уже сложившееся поведение. Не думает, не внимателен, не понимает сути правил и должности. Стоит ли рисковать, принимая такого человека на работу? Ведь будущие проблемы или зона обучения уже очевидны! Это была вторая подсказка.

Так же далеко не с лучшей стороны показывают человека фотографии с мест отдыха — дачи, рыбалки, праздников и пр. Про что эти фотографии? Разве про отношение к работе? Про профессиональные качества? Или про то, что человек не понимает — он сейчас не в социальных сетях общается, а на работу устраивается? Или про то, что человек не хочет даже минимум своего времени вложить в свой деловой облик? А что потом на работе будет? А потом многие компании обращаются к консультантам и тренерам с банальным вопросом — просьбой: «Объясните нашим сотрудникам важность дресс-кода. Они не понимают что так, как они одеваются, на работу ходить нельзя». Про что на самом деле эта просьба? Компенсируйте недостатки воспитания и понимания у наших сотрудников! Третья подсказка — нужен ли Вам сотрудник, которого сначала еще повоспитывать нужно?

Конечно, не все так плохо. Есть и деловые фотографии в резюме. Однако они бывают плохого качества — не разглядеть человека. Или несуразные деловые фотографии — в костюме, но на рыбалке. Есть фотографии с закрытыми позами. Неоправданно считается, что поза стоя и со скрещенными руками — хороший вариант. Не хороший. Это закрытая поза, демонстрирующая еще и превосходство. Это точно не то, что нужно в резюме, да и не только. Нужен ли Вам сотрудник с таким подходом? Ведь это сразу намек либо опять на ту же шаблонность либо на то, что он на своего работодателя будет смотреть сверху вниз, что является нарушением законов иерархии и баланса. Это была четвертая подсказка.

Искусство деловой фотографии — это действительно искусство. Когда каждая мелочь должна говорить о профессионализме сотрудника, его внимательности к деталям и общему впечатлению, а так же свидетельствовать об открытости, доброжелательности. На этом не стоит экономить ни времени, ни денег. Экономит ли Ваш кандидат? Если да, то на чем он будет экономить в течение рабочего дня? А он — будет! Это — пятая подсказка. Правда, тут есть еще один нюанс — весьма редкие фотографы об этом и многом другом знают и умеют пользоваться, рекомендуют своим клиентам. Семейные, свадебные, рекламные фотографии — да, пожалуйста. Деловые — увы. Поэтому, как говорится, на фотографа надейся, но и сам не плошай. А потому не судите человека слишком строго. В конце концов, если содержание резюме понравилось, а фотография вызвала вопросы — задайте их кандидату. 

Итак, предположим, фотография отличная. Но как ее специалист подал? Большая ошибка — когда она занимает половину А4 или даже целый лист. О чем это? Человек не умеет работать в офисных программах или так себя любит или предполагает, что у сотрудников работодателя плохое зрение? Хорошая деловая фотография — хорошее деловое и удобное для будущих коллег и начальства оформление. Благо, что офисный пакет дает массу для этого возможностей. Опять же можно сказать: «Да какая разница? Главное содержание!» Содержание, безусловно, на 1 месте. Но на 2  — подача. Ведь это отражает еще и уровень заботы человека о своих коллегах или руководстве. Когда документ оформлен так, что информацию с него легко воспринимать — это сберегает время, силы и пр. Это проявление уважения и заботы. А когда человек оформил как получилось, то так и получатся будет дальше в работе — «сикось-накось». Это была шестая подсказка.

Сколько всего подсказок? Очень много! Но уже этой пятерки достаточно, чтоб более внимательно приглядеться человеку и понять его сильные стороны и зоны роста.

Итак, по фотографии встречают, по уму провожают. Если с последним все в порядке, то фотография и ее подача Вас порадует, что существенно прибавит Вам шансов на успех в выборе достойного сотрудника.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.