Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда...
«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО
Сергей Кисляков
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО

Самое читаемое
  • «Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму» «Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
  • «Как живет среднестатистический американец? По уши в долгах». МНЕНИЕ эмигранта в США «Как живет среднестатистический американец? По уши в долгах». МНЕНИЕ эмигранта в США
  • «Власть разная. Я могу иметь свое мнение». Тимакова — об уходе от Медведева и новой работе «Власть разная. Я могу иметь свое мнение». Тимакова — об уходе от Медведева и новой работе
  • Мгновенные результаты: 10 способов улучшить память и работу мозга Мгновенные результаты: 10 способов улучшить память и работу мозга
  • Ставленник Путина проигрывал члену КПРФ на выборах губернатора. А потом вдруг его обогнал Ставленник Путина проигрывал члену КПРФ на выборах губернатора. А потом вдруг его обогнал
09:41   14.02.2018

«Зарубежные яхты менее живучи, а мы привыкли строить на века». Как уральский оборонщик переключился на производство парусных судов, сколько они стоят и почему потенциал российского рынка огромен.

История производственной фирмы «Спрэй» началась с увлечения парусным спортом. Ее основатель Сергей Кисляков начал заниматься в яхт-клубе после армии, еще во время СССР, и добился неплохих результатов — вместе с основателем компании «Коматэк» Юрием Крюченковым (гендиректор одноименного яхт-клуба) был серебряным призером чемпионата России. Первую яхту, семиметровую «Золушку», они построили в яхт-клубе тогда еще Верх-Исетского завода в 70-е годы — сейчас это судно ходит на Таватуе.

Затем, когда яхтсменам было около 30 лет, в СССР постановили, что они больше не могут профессионально заниматься парусным спортом — всю матчасть, включая яхты, необходимо отдать молодым спортсменам. Поэтому они решили построить вторую лодку — «Белый соболь», в которой много раз участвовали на чемпионате Онежского озера. А позднее, на рубеже 1990-х, Юрий Крюченков создал компанию по производству парусной ткани — «Коматэк». И в 1990-м г. основали «Спрэй» — название предложил заместитель главного инженера завода им. Калинина, где г-н Кисляков руководил комсомольско-молодежной бригадой и проработал 20 лет. 

Организовывали новую компанию на общественных началах — несколько энтузиастов устроились на работу на Завод гражданской авиации (УЗГА). Тогда еще советская власть потребовала от больших предприятий выпускать товары народного потребления, и Сергей Кисляков предложил директору УЗГА делать яхты. Тот согласился, и в результате на территории завода построили участок по производству парусных судов. Но несколько лет назад из-за реорганизации предприятия «Спрэю» пришлось переехать в небольшой цех на Эльмаш. 

Сравнить выпуск ракет и яхт невозможно, но могу сказать, что если бы не практика на оборонном предприятии с культурой производства, делать яхты бы не получилось — рассказывает он. 

Екатеринбургская фирма — одна из немногих, кто производит яхты в России. Как делают парусные суда, сколько они стоят и где плавают — в фоторепортаже DK.RU. 

Производственный процесс

В цехе на Эльмаше яхты собирают, доукомплектовывают всем необходимым оборудованием и красят. А основную часть корпусов, палуб и всего корпусного оборудования яхт изготавливают из стеклопластика на второй производственной площадке, в Нижнем Тагиле, рассказывает инженер «Спрэя» Дмитрий Солодун. Детали делают методом формовки: стеклоткань и смолу перекатывают в специальной матрице. Получившуюся смесь прижимают к полости и затем выдергивают. Получается готовое изделие — корпус, палуба или руль яхты. Затем детали везут в сборочный цех.

Начинается все с подготовки к сборке. На этом этапе в яхту устанавливается вся «начинка»: переборки, лонжероны, шпангоуты и различные внутренние устройства.

После того как все крупногабаритные внутренности установлены, палубу при помощи крана «надевают» на корпус, склеивают, крепят болтами и проклеивают стыки. Затем начинается установка наружного оборудования: блочки, стопора, такелажные детали, мачта — все необходимое для того, чтобы яхта могла двигаться под парусом, а была не просто «поплавком».

Если изготовление корпуса лодки занимает две-три недели, то ее сборка и доведение до готовности могут занять не один месяц. Это зависит от класса лодки и ее размера, — говорит Дмитрий Солодун.

Длина самой маленькой лодки, которую выпускает «Спрэй» — 4,5 метра, это «Спутник 15». Самые большие яхты достигают в длину 12 метров — их было выпущено всего несколько штук. Они находятся в южных морях, и некоторые даже ходят вокруг света. Самая популярная яхта, 5,5-метровая «Рикошет» — раньше в год изготавливали несколько десятков таких моделей.

Гораздо больше времени требует производство специальных спортивных судов, таких как «Спрэй 600»: здесь очень много значат желания заказчика, его подход и требования. Купить яхту можно по цене от 300–400 тыс. руб. за маленький «Спутник 15». Индивидуальные проекты и спортивные лодки дороже в разы. Цена очень сильно зависит от комплектующих: стоимость двух различных деталей, стандартной и «заточенной» под спортивные соревнования, могут отличаться в сотни раз. 

Например, катамаран — спортивный болид, для управления которым нужны средства защиты, очки и каски — может развивать скорость выше 50 км/ч, а вода при такой скорости по твердости сравнима с камнем.

Это судно предназначено для чемпиона мира в классе «микро» Максима Таранова — спортивного дизайнера «Спрэя», который занимается шеф-надзором. Справиться с таким катамараном смогут немногие. 

Инженер «Спрэя» Дмитрий Солодун

В России без труда можно выйти в плавание на пруду или несудоходной реке, если плавание не сопряжено с государственной границей. Для этого достаточно просто зарегистрироваться в инспекции по маломерным судам и соблюдать правила. Напротив, плавать на территориях, где есть границы, бюрократически сложно. Поэтому основная часть покупателей приобретают яхты для использования на внутренних водоемах. Основная часть клиентов «Спрэя» — жители Екатеринбурга, Челябинска и Москвы — в столице больше людей, которые могут позволить себе купить лодку.

Яхтостроение — технологически и организационно сложный бизнес, при этом отрасль во всем мире испытывает не лучшие времена, рассказывает Дмитрий Солодун: не стоит строить иллюзии, что производители яхт живут хорошо. Для многих строительство лодок — это продолжение «водного» хобби, и чаще всего компании стараются удержаться на плаву, но пытаются и развиваться. 

Например, яхта «Спрэй 600» разработана с нуля, а оснастка для ее изготовления, так называемая матрица, стоит минимум втрое дороже. То есть изначально требуются приличные вложения, — рассказывает инженер.

«Спрэй» консультируют друзья-яхтсмены — по их словам, российскому рынку сейчас нужна именно такая лодка. Вокруг яхт компании образовался круг людей, которые работают с ними много лет, со временем приходят их знакомые — среди них много чемпионов яхтенных соревнований разного уровня, поэтому в фирме рассчитывают, что смогут удержать этот круг и дальше. 

Зарубежные и отечественные яхты, как правило, отличаются разными характеристиками. Иностранные компании в основном делают яхты для проката — их задача отработать гарантийный срок и «умереть». 

Они менее живучи, а мы привыкли строить на века. Соответственно, наши яхты получаются тяжелее, какие-то детали дешевле, какие-то — дороже. Человек при покупке обычно уже четко знает, что хочет, и выбирает в мелочах, — говорит г-н Солодун.

Сейчас в компании «Спрэй» изучают использование более современных материалов, например, углепластика — мачты из него оказываются легче и прочнее, чем из стали. Но стоят они очень дорого, к тому выпускают их всего несколько производителей. Специалисты «Спрэя» проходят обучение в Москве у компаний, которые работают с этой технологией. 

Мачта — сложная составляющая и важная часть яхты: она должна быть не только прочной, но и иметь правильно выбранный и настроенный профиль. Нагрузку не выдержит ни одна труба сама по себе, поэтому для прочности мачту оснащают укосами (т.н. краспицами) — вместе с тросами, крепящимися к мачте, они создают ферму, работающую в определенных направлениях. Будет ли мачта работать — зависит от правильности проекта, конструкции, умения, выбора конструкции и умения людей. Очень легкие и простые профили при правильной сборке оказываются очень прочными, и наоборот.

Кризис яхтинга

Яхтостроение сейчас переживает самый глубокий кризис, признается Сергей Кисляков: людям не до яхтинга — многим не хватает денег на жизнь. Естественно, это отражается на заказах: приходится заниматься и другой работой, необязательно связанной с яхтами. 

В основном любители яхт сейчас перекупают лодки друг у друга — новые строят редко. Поэтому сейчас большую часть времени «Спрэй» обслуживает старую технику и готовит ее к новому сезону.

Зарубежные яхтостроители переживают не меньший кризис. Чтобы сохранить производство, многие компании значительно снизили цены и идут на защиту своего рынка. К тому же на Западе производство яхт очень развито, и российские компании не могут с ними конкурировать. Например, в Польше, куда мы ездили в 1990-е учиться, всем желающим строить яхты правительство выдавало кредиты под 3% годовых на 30 лет. Их предприятия уже давно окупились, они в состоянии делать самые дешевые в мире яхты и катера, — говорит предприниматель.

Сергей Кисляков возлагает надежды на строящийся на ВИЗе яхт-клуб «Коматэк»: там проводят соревнования разного уровня, как правило, на яхтах «Спрэй», и обучают новичков. Потенциал российского рынка яхт на самом деле огромен, говорит он: в стране много прекрасных водоемов, но пока еще не сформировалась культура яхтинга и не хватает инфраструктуры — более-менее она развита только в Москве. И многие предпочитают отдыхать на воде за границей: 

Берут лодку в чартер и сдают ее в этом же порту или в другом. Нужны лишь определенные документы и знания. Этот отдых очень востребован — как правило, им занимаются уже всю жизнь.

Фото: Игорь Черепанов / DK.RU.

Автор: Андрей Пермяков
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Бизнес все чаще использует карточные переводы Сбербанка. ФНС хочет доступ к этим данным Бизнес все чаще использует карточные переводы Сбербанка. ФНС хочет доступ к этим данным
«Расцениваем действия Израиля как враждебные». Возле Сирии сбили Ил-20 c 15 россиянами
Ловушка для ритейлеров: зависимость россиян от скидок стала рекордной
«Пришлось искать новые форматы и имена». Российские торговые бренды теснят международные
Мировой рынок скатится в кризис уже в 2020 году. МНЕНИЕ
Минобороны РФ: малайзийский «Боинг» на Донбассе был сбит украинской ракетой
«Власть разная. Я могу иметь свое мнение». Тимакова — об уходе от Медведева и новой работе

Бизнес

«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
Марина Хрипунова: «Давайте честно: что купить и что смотреть — в семье решает женщина»
«В магазине бутылка пива стоит дешевле минералки. Как это возможно?» — Илья Ройтенберг
«Владелец офиса приходит в УК, а к нему относятся как к сурикату. Конечно, обидно!»
«Это по-настоящему полезный для бизнеса закон». Выкупать арендуемые площади станет проще

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»
«Почему никто не обучается социальной психологии? Как будто это не про бизнес и деньги»

Лайфхаки

«Неважно, кем вы работаете, робот сделает это лучше». Как ИИ лишит работы миллионы людей «Неважно, кем вы работаете, робот сделает это лучше». Как ИИ лишит работы миллионы людей
«Прекратите обходить горы, карабкайтесь». Почему умный человек не избегает сложностей
Мгновенные результаты: 10 способов улучшить память и работу мозга
«Как живет среднестатистический американец? По уши в долгах». МНЕНИЕ эмигранта в США
«Понедельник — это счастье, пора на работу..?» Как сделать приятным начало рабочей недели
«Внесли часы отдыха в ежедневник — потеряли их». Начните планировать приблизительно
Сергей Васильев: «ЦБ «накопил» на девальвации 3 трлн руб., но власти этого не замечают»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen