Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда...
«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО
Сергей Кисляков
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО

Самое читаемое
  • «Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена «Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена
  • «Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда» «Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда»
  • «Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом «Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом
  • Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина
  • Планировали серию терактов? ИГИЛ взяло на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске Планировали серию терактов? ИГИЛ взяло на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске
11:41   14.02.2018

«Зарубежные яхты менее живучи, а мы привыкли строить на века». Как уральский оборонщик переключился на производство парусных судов, сколько они стоят и почему потенциал российского рынка огромен.

История производственной фирмы «Спрэй» началась с увлечения парусным спортом. Ее основатель Сергей Кисляков начал заниматься в яхт-клубе после армии, еще во время СССР, и добился неплохих результатов — вместе с основателем компании «Коматэк» Юрием Крюченковым (гендиректор одноименного яхт-клуба) был серебряным призером чемпионата России. Первую яхту, семиметровую «Золушку», они построили в яхт-клубе тогда еще Верх-Исетского завода в 70-е годы — сейчас это судно ходит на Таватуе.

Затем, когда яхтсменам было около 30 лет, в СССР постановили, что они больше не могут профессионально заниматься парусным спортом — всю матчасть, включая яхты, необходимо отдать молодым спортсменам. Поэтому они решили построить вторую лодку — «Белый соболь», в которой много раз участвовали на чемпионате Онежского озера. А позднее, на рубеже 1990-х, Юрий Крюченков создал компанию по производству парусной ткани — «Коматэк». И в 1990-м г. основали «Спрэй» — название предложил заместитель главного инженера завода им. Калинина, где г-н Кисляков руководил комсомольско-молодежной бригадой и проработал 20 лет. 

Организовывали новую компанию на общественных началах — несколько энтузиастов устроились на работу на Завод гражданской авиации (УЗГА). Тогда еще советская власть потребовала от больших предприятий выпускать товары народного потребления, и Сергей Кисляков предложил директору УЗГА делать яхты. Тот согласился, и в результате на территории завода построили участок по производству парусных судов. Но несколько лет назад из-за реорганизации предприятия «Спрэю» пришлось переехать в небольшой цех на Эльмаш. 

Сравнить выпуск ракет и яхт невозможно, но могу сказать, что если бы не практика на оборонном предприятии с культурой производства, делать яхты бы не получилось — рассказывает он. 

Екатеринбургская фирма — одна из немногих, кто производит яхты в России. Как делают парусные суда, сколько они стоят и где плавают — в фоторепортаже DK.RU. 

Производственный процесс

В цехе на Эльмаше яхты собирают, доукомплектовывают всем необходимым оборудованием и красят. А основную часть корпусов, палуб и всего корпусного оборудования яхт изготавливают из стеклопластика на второй производственной площадке, в Нижнем Тагиле, рассказывает инженер «Спрэя» Дмитрий Солодун. Детали делают методом формовки: стеклоткань и смолу перекатывают в специальной матрице. Получившуюся смесь прижимают к полости и затем выдергивают. Получается готовое изделие — корпус, палуба или руль яхты. Затем детали везут в сборочный цех.

Начинается все с подготовки к сборке. На этом этапе в яхту устанавливается вся «начинка»: переборки, лонжероны, шпангоуты и различные внутренние устройства.

После того как все крупногабаритные внутренности установлены, палубу при помощи крана «надевают» на корпус, склеивают, крепят болтами и проклеивают стыки. Затем начинается установка наружного оборудования: блочки, стопора, такелажные детали, мачта — все необходимое для того, чтобы яхта могла двигаться под парусом, а была не просто «поплавком».

Если изготовление корпуса лодки занимает две-три недели, то ее сборка и доведение до готовности могут занять не один месяц. Это зависит от класса лодки и ее размера, — говорит Дмитрий Солодун.

Длина самой маленькой лодки, которую выпускает «Спрэй» — 4,5 метра, это «Спутник 15». Самые большие яхты достигают в длину 12 метров — их было выпущено всего несколько штук. Они находятся в южных морях, и некоторые даже ходят вокруг света. Самая популярная яхта, 5,5-метровая «Рикошет» — раньше в год изготавливали несколько десятков таких моделей.

Гораздо больше времени требует производство специальных спортивных судов, таких как «Спрэй 600»: здесь очень много значат желания заказчика, его подход и требования. Купить яхту можно по цене от 300–400 тыс. руб. за маленький «Спутник 15». Индивидуальные проекты и спортивные лодки дороже в разы. Цена очень сильно зависит от комплектующих: стоимость двух различных деталей, стандартной и «заточенной» под спортивные соревнования, могут отличаться в сотни раз. 

Например, катамаран — спортивный болид, для управления которым нужны средства защиты, очки и каски — может развивать скорость выше 50 км/ч, а вода при такой скорости по твердости сравнима с камнем.

Это судно предназначено для чемпиона мира в классе «микро» Максима Таранова — спортивного дизайнера «Спрэя», который занимается шеф-надзором. Справиться с таким катамараном смогут немногие. 

Инженер «Спрэя» Дмитрий Солодун

В России без труда можно выйти в плавание на пруду или несудоходной реке, если плавание не сопряжено с государственной границей. Для этого достаточно просто зарегистрироваться в инспекции по маломерным судам и соблюдать правила. Напротив, плавать на территориях, где есть границы, бюрократически сложно. Поэтому основная часть покупателей приобретают яхты для использования на внутренних водоемах. Основная часть клиентов «Спрэя» — жители Екатеринбурга, Челябинска и Москвы — в столице больше людей, которые могут позволить себе купить лодку.

Яхтостроение — технологически и организационно сложный бизнес, при этом отрасль во всем мире испытывает не лучшие времена, рассказывает Дмитрий Солодун: не стоит строить иллюзии, что производители яхт живут хорошо. Для многих строительство лодок — это продолжение «водного» хобби, и чаще всего компании стараются удержаться на плаву, но пытаются и развиваться. 

Например, яхта «Спрэй 600» разработана с нуля, а оснастка для ее изготовления, так называемая матрица, стоит минимум втрое дороже. То есть изначально требуются приличные вложения, — рассказывает инженер.

«Спрэй» консультируют друзья-яхтсмены — по их словам, российскому рынку сейчас нужна именно такая лодка. Вокруг яхт компании образовался круг людей, которые работают с ними много лет, со временем приходят их знакомые — среди них много чемпионов яхтенных соревнований разного уровня, поэтому в фирме рассчитывают, что смогут удержать этот круг и дальше. 

Зарубежные и отечественные яхты, как правило, отличаются разными характеристиками. Иностранные компании в основном делают яхты для проката — их задача отработать гарантийный срок и «умереть». 

Они менее живучи, а мы привыкли строить на века. Соответственно, наши яхты получаются тяжелее, какие-то детали дешевле, какие-то — дороже. Человек при покупке обычно уже четко знает, что хочет, и выбирает в мелочах, — говорит г-н Солодун.

Сейчас в компании «Спрэй» изучают использование более современных материалов, например, углепластика — мачты из него оказываются легче и прочнее, чем из стали. Но стоят они очень дорого, к тому выпускают их всего несколько производителей. Специалисты «Спрэя» проходят обучение в Москве у компаний, которые работают с этой технологией. 

Мачта — сложная составляющая и важная часть яхты: она должна быть не только прочной, но и иметь правильно выбранный и настроенный профиль. Нагрузку не выдержит ни одна труба сама по себе, поэтому для прочности мачту оснащают укосами (т.н. краспицами) — вместе с тросами, крепящимися к мачте, они создают ферму, работающую в определенных направлениях. Будет ли мачта работать — зависит от правильности проекта, конструкции, умения, выбора конструкции и умения людей. Очень легкие и простые профили при правильной сборке оказываются очень прочными, и наоборот.

Кризис яхтинга

Яхтостроение сейчас переживает самый глубокий кризис, признается Сергей Кисляков: людям не до яхтинга — многим не хватает денег на жизнь. Естественно, это отражается на заказах: приходится заниматься и другой работой, необязательно связанной с яхтами. 

В основном любители яхт сейчас перекупают лодки друг у друга — новые строят редко. Поэтому сейчас большую часть времени «Спрэй» обслуживает старую технику и готовит ее к новому сезону.

Зарубежные яхтостроители переживают не меньший кризис. Чтобы сохранить производство, многие компании значительно снизили цены и идут на защиту своего рынка. К тому же на Западе производство яхт очень развито, и российские компании не могут с ними конкурировать. Например, в Польше, куда мы ездили в 1990-е учиться, всем желающим строить яхты правительство выдавало кредиты под 3% годовых на 30 лет. Их предприятия уже давно окупились, они в состоянии делать самые дешевые в мире яхты и катера, — говорит предприниматель.

Сергей Кисляков возлагает надежды на строящийся на ВИЗе яхт-клуб «Коматэк»: там проводят соревнования разного уровня, как правило, на яхтах «Спрэй», и обучают новичков. Потенциал российского рынка яхт на самом деле огромен, говорит он: в стране много прекрасных водоемов, но пока еще не сформировалась культура яхтинга и не хватает инфраструктуры — более-менее она развита только в Москве. И многие предпочитают отдыхать на воде за границей: 

Берут лодку в чартер и сдают ее в этом же порту или в другом. Нужны лишь определенные документы и знания. Этот отдых очень востребован — как правило, им занимаются уже всю жизнь.

Фото: Игорь Черепанов / DK.RU.

Автор: Андрей Пермяков
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Недовольство россиян властью достигло максимума. Рейтинг Путина упал до антирекорда
Недовольство россиян властью достигло максимума. Рейтинг Путина упал до антирекорда
Надежная иномарка за 250 тыс. руб. — это реально. На что смотреть на авторынке? РЕЙТИНГ
Как тебе такое, Илон Маск? Екатеринбуржцы смогут купить самую дешевую версию Tesla
«Вытолкали из кафе, избивали. Похитили и вымогали деньги»
Суд в Чечне списал миллиарды долгов за газ, опасаясь протестов. Другие регионы хотят также
«Внутренние противоречия». Почему горожане не могут достучаться до чиновников в соцсетях
«Я угроза национальной безопасности?». Против профессора впервые возбудили дело за прогулы

Бизнес

«Здесь скупают всё». Новосибирский эксперт — об инвестициях в недвижимость в Германии «Здесь скупают всё». Новосибирский эксперт — об инвестициях в недвижимость в Германии
«Машины постоянно дорожают, дальше будет то же самое». Какие автодилеры уйдут в 2019-м?
«Скрипт — признак планктонного консультанта» — Дмитрий Кибкало, «Мосигра»
«Пока мы делали продукт и считали бабло, наши клиенты стали друг друга фактически убивать»
«Я начальник — ты дурак» не работает. Как шведская бизнес-культура приживается в России
Как инвесторы смогут заработать на единственном на Урале курорте европейского уровня
«Метод спасения от кризиса парадоксальный, но он работает». Как бизнесы переживают спад?

Свое дело

«Масштабы кошмара потрясали». Как бывший банкир исправлял ошибки бизнеса в деревне «Масштабы кошмара потрясали». Как бывший банкир исправлял ошибки бизнеса в деревне
8 лайфхаков для тех, у кого нет денег, но есть желание запустить стартап
Сколько стоит миллион роз? Изнанка крупнейшего на Урале производства цветов
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами

Качество жизни

Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин
«Уральские авиалинии» подвели итоги юбилейного 2018 года
«Душенька болит». Ирина Тебенева — о том, как конфликт со школой выводит детей на митинги
«Тревожно за 2019-й». Что будет с ценами на жилье: 3 прогноза — от бизнесменов и министра
От рельсов до авиации. Как развивались заводы в эпоху императора Николая II
«Мы уверены, это был поджог»
Андрей Пучков: «Мы поняли, что попали в ловушку»

Мнения

Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина
«Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом
«Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена
Дмитрий Волошин: «Кому нужен высокомаржинальный, но унылый бизнес? Цените конкурентов»
«Смекалистые схемотехники стали использовать Закон о самозанятых в свою пользу»
Дмитрий Потапенко: «У России бюджет войны и сохранения власти. Это не бюджет развития»
«Сегодня уровень налоговой нагрузки ставит бизнес в ситуацию выживания»

Лайфхаки

Бизнес стал приносить меньше денег? Срочно бросайте его. Этот утопающий не стоит спасения Бизнес стал приносить меньше денег? Срочно бросайте его. Этот утопающий не стоит спасения
На море в конце января? Все также тепло, но намного дешевле каникул. РЕЙТИНГ направлений
«Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда»
«Вы не начнете копить, пока не увидите себя старым». Как легко освоить полезные привычки
Зарплата выросла, а денег снова не хватает? Так прекратите тратить лишь на «самое нужное»
Популярную соцсеть поймали на сборе геотегов пользователей. Зачем им знать о нас все?
Купил машину, не проверив реестр? Банк имеет право забрать ее за долги. Так решил суд
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.