Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Хотите найти крутого руководителя? Успешные способы есть. Но вы не хотите их п...
«Хотите найти крутого руководителя? Успешные способы есть. Но вы не хотите их признавать»
Ольга Чебыкина
Источник: Личный архив

«Хотите найти крутого руководителя? Успешные способы есть. Но вы не хотите их признавать»

Самое читаемое
  • «Других законных способов нет». Скандальная чиновница осталась без ведомства «Других законных способов нет». Скандальная чиновница осталась без ведомства
  • Разорение десятилетия. Банк потребовал банкротства Валерия Язева Разорение десятилетия. Банк потребовал банкротства Валерия Язева
  • Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!» Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!»
  • Дорогой мэр. Чиновники объяснили необходимость повысить себе зарплату Дорогой мэр. Чиновники объяснили необходимость повысить себе зарплату
  • «Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири «Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири
08:38   27.02.2018

«После этого текста многие собственники на меня обидятся. Но, может, кто-то услышит. Главная проблема найма — в головах собственников. Льстецы говорят «интуиция», но чаще это просто непросвещенность».

Ольга Чебыкина, директор компании «HR-Лидер»:

— Советское государство говорило нам, что все люди равны. Современная наука доказала, что это — абсурд! Данный каждому от рождения базовый набор качеств усиливается разнообразием среды и требованиями социума, и примерно к 25 годам мы должны бы получать некую готовую уникальную личность. Но это в идеале, а что на практике? А на практике в мир выходят еще не сформировавшиеся дети. Мы уже предлагаем таким детям выбирать специальность, профессию, будущее. А им этого не надо, рано им, да и страшно. Такой человек не может еще принять решение, он еще не сформировался до конца. 

С руководителями и исполнителями схожая история. Как вы считаете, можно заставить типичного вроде бы молодого специалиста откуда-то «изнутри родить» желание возглавить большой коллектив и повести его к новым свершениям? Тем более, если это совсем молодой человек. Не думаю! Это качество невоспитуемое, оно либо с рождения присутствует в человеке, либо нет.

У меня есть прекрасный пример студента 22 лет, которому, оказалось, зачем-то интересно организовывать работу 150 человек в вузовском комитете. По профессии он технолог водоочистных сооружений, и я понимаю, что этот человек — готовый технический директор на каком-нибудь заводе или проектном институте. Ему 22 года, но он  личность и руководитель. А кто-то всю жизнь работает, к примеру, бухгалтером и абсолютно счастлив в этой должности, а когда к нему приходят и говорят: «Вы завтра будете главным бухгалтером», человек начинает под стол прятаться, потому что «зачем мне это ответственность нужна». И мир, в котором эти две категории людей четко понимают границы своих возможностей и развиваются в интересном для них направлении, был бы миром очень гармоничным. 

Почему такой гармонии не получается? В чем же проблема? Проблема в том, что с некоторых пор у нас возник и укрепился миф, что стать начальником  естественный рост для каждого.

Или еще вот «Лидерство  это хорошо, все должны быть руководителями». А зачем мы будем руководителями? Будем больше зарабатывать! 

Дикая мода на лидерство опошлила саму идею руководства людьми. Огромная масса тех, кому не стоит идти руководить или заниматься бизнесом, бросились в эти опасные воды. Раньше категория лидерства и связанного с ним успеха вообще не культивировалась. Не было и манипулятивной среды маркетинга и рекламы, которая ежеминутно вбивает нам в голову «не жди  получи все сейчас; торопись, скорее действуй». 

Откуда корни этого явления? Дело ведь не только в современной рыночной экономике, это может лишь подтолкнуть. Но откуда-то же берется уверенность, что подобное вообще возможно. 

Я считаю, это такой большой еще советский миф  хороший специалист может стать хорошим начальником. Что нам говорили в 20 веке: «Если у вас высокий IQ (читай  ты умный), все будет хорошо. Вы достигнете успеха в жизни». Но сейчас уже доказано, что если у человека высокий IQ, но, к примеру, низкий уровень социализации и эмоциональной восприимчивости, то руководитель из него, мягко говоря, плохой. 

В современном мире количество изменений на единицу времени огромно, мы теперь живем в мире коммуникаций, а не знаний, в мире нестабильности, признанной за норму. Чтобы быть успешным в этой среде, нужно иметь минимум два хорошо развитых интеллекта: один — IQ, то есть быть умным, и EQ  то есть быть социализированным. Кроме того, есть еще такое понятие, как амбиция. Это какое-то эфемерное понятие, которое даже описанию пока плохо поддается. Это жажда управлять процессом созидания, выстраивать, перестраивать, делать завтра больше, чем ты делаешь сегодня. И эта жажда есть далеко не у всех.

Современный руководитель  это наличие минимум четырех вещей: хорошо развитый логический интеллект, хорошо развитый эмоциональный интеллект и амбиция, которая еще при этом должны быть здоровой. Не разрушительной. И последнее  адекватная самооценка. 

Вот вам типичнейший пример. Ищем на производственном предприятии людей для кадрового резерва. В группе 16 человек, и у одного из членов группы абсолютно непривлекательная внешность, про харизму лидера говорить вообще не приходится. Но к нему прислушивается даже сильная часть группы. У нас, экспертов, был диссонанс конкретный. Откуда высокий авторитет в группе при такой внешности и отсутствии желания руководить? Он в одном из заданий не участвовал, задание было инженерное  кубик собирать. Я спрашиваю — почему, он отвечает: «Посмотрите, какая толпа. Там мое мнение неважно, они сами разберутся». Никакой амбиции тоже нет, но огромный авторитет. Группа решает задачу и обязательно прислушивается к тому, что скажет этот человек.

И когда мы с ним встречаемся на обратной связи после ассессмент-центра, я его спрашиваю, как он к нам попал, интересуюсь, хочет ли он быть руководителем. Оказывается, что он — самый квалифицированный технический специалист в цехе, и там его авторитет непререкаем. Но участвовать в «классовой борьбе», которая происходит на уровне руководства, он не будет. Это думающий человек, с хорошим IQ, хорошим рассуждением, самоанализом, адекватной самооценкой. В итоге после непродолжительных поисков мы нашли ему отличное место преподавателя в корпоративном учебном центре. А ведь легко мог оказаться в числе руководителей  его начальство давно приметило и хотело продвинуть. Много бы он «наруководил»? Скорее всего, закончилось бы все нервным срывом, а в худшем случае человек просто бросил бы эту работу. 

А вот пример из другой крайности. Молодой человек, высокий логический интеллект, эмоциональный интеллект средний, адекватная самооценка, плюс хороший опыт, стаж около трех лет на предприятии. И есть сильная амбиция развиваться в управлении  вроде бы готовый руководитель с перспективами. Перед назначением его на должность меня спрашивают, готов ли этот человек быть руководителем. А я смотрю самый банальный тест Герчикова и вижу у этого «перспективного кандидата» четко выраженный профессиональный тип мотивации. Это значит, что при всей его амбиции и заявлении, что он готов, на сегодня внутренне он  специалист, и будет специалистом, как его ни повышай. Таких примеров только в моей практике сотни. И их число множится с пугающей скоростью! 

Я призываю собственников бизнеса: одумайтесь! В 20 веке еще можно было закрыть глаза на назначение руководителем хорошего спеца, но сегодня лучше не назначать руководителя вовсе, чем ставить на такую должность сотрудника с психологией исполнителя.

Современные критерии и требования таковы, что я вынуждена признать: сегодня уже нельзя не признавать факт, что руководителями рождаются, эти качества нужно найти в кандидате, но воспитать в таком объеме невозможно! 

Тут, вероятно, вы скажете, что самое сложное: найти того самого нужного кандидата и понять, что выбранный  наиболее достоин. Вовсе нет! Вы удивитесь, но все уже давно придумано: эффективные технологии оценки руководителей существуют много лет. Даже простые тесты Холла или Герчикова дадут вам очень значительную степень точности. Но, к сожалению, первые лица бизнеса не хотят меняться. Не хотят менять своего зачастую интуитивного подхода к назначению руководителей. Заносчивость и непросвещенность в сочетании с неспособностью воспринимать другое мнение играет со многими бизнесменами злую шутку. Ну что ж, значит, их научит опыт. А он, говорят, очень дорого берет за свои услуги. 

Помните, если перед вами по сути своей исполнитель, и вам кажется, что он хороший кандидат на управленческую должность, проявите терпение и мудрость. Не торопитесь! Как бы ни чесались руки «назначить, а там видно будет», ищите реального руководителя. Не пожалеете! 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Сбербанк может сменить название. И убрать из него слово «банк» Сбербанк может сменить название. И убрать из него слово «банк»
«Цель — захват мира, как всегда». Евгений Мак запустил линию недорогой мужской одежды
«Это схема, по которой работают рейдеры». Громкие обвинения в адрес Рожкова и Брекоткина
«Урал получает в 6 раз меньше при колоссальной нужде!». Эдуард Россель напал на Татарстан
Железный человек, принтеры и ручной инструмент — все смешалось на «Друж–баттле»
21 район города: громкие взлеты цен на новостройки и глубокие провалы / ИТОГИ ГОДА
Росфинмониторинг намерен следить за разводами чиновников и ограничить оборот наличных

Бизнес

«Почти Black tie». Каким трендам следовали гости премии «Человек года — 2018» / ФОТО «Почти Black tie». Каким трендам следовали гости премии «Человек года — 2018» / ФОТО
«Угробили бренд». Что стало со знаменитыми конфетами «Уральский метеорит»?
Больше занимают и больше хранят
У штаб-квартиры РМК новый генподрядчик. Ввод объекта переносится еще на год
Миллионные кредиты и заказы. Зачем промгиганты поддерживают социальный бизнес на Урале
«Отработали 20 лет и считаете, что вас должны ценить за опыт? Реалии уже не те. Меняйтесь»
«Скоро предприниматель вымрет как класс». Как пенсионная реформа ударила по бизнесу

Свое дело

Александр Агапов: «Однажды мы решили: заказчик не должен терять на нас деньги» Александр Агапов: «Однажды мы решили: заказчик не должен терять на нас деньги»
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами
Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале
Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам

Качество жизни

Тимур Турлов: «Рынку нужна передышка, чтобы двигаться дальше» Тимур Турлов: «Рынку нужна передышка, чтобы двигаться дальше»
«Не учите нас жить». Екатеринбургу рассказали, что с ним не так
«Проблемы на 99% у нас в башке, но мозг, сука, хитер, и самому это дерьмо не разгрести»
«Поколение Z не умеет ждать. Между «хочу» и «пользуюсь» должна быть пара кликов»
Как быстро купить квартиру в новостройке, пока цены не взлетели?
Black tie? Нет, не слышали! Почему важно соблюдать дресс-код на Человеке года и не только
«Свой бизнес или место топ-менеджера? По мне, лучше быть большой рыбой в большом океане»

Мнения

«Чертовски рад вернуться на свободу». Бывший чиновник об итогах года и ожиданиях на 2019-й «Чертовски рад вернуться на свободу». Бывший чиновник об итогах года и ожиданиях на 2019-й
«Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири
Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!»
«Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея вконец подорвала доверие к институту выборов
«Я не пользуюсь субсидиями. Но другим-то помощь государства нужна! А ее по факту и нет»
Мы долго не отпускаем от себя детей, а потом удивляемся: почему они так демотивированы
«Реклама в России — это ад! Местами омерзительная, а иногда просто очень странная»

Лайфхаки

«Жесткий рекрутинг? Это так глупо». Почему сложные тестовые задания — путь в никуда «Жесткий рекрутинг? Это так глупо». Почему сложные тестовые задания — путь в никуда
«Работать нельзя уволиться». Когда точно пришло время искать новую работу? Семь признаков
«Кажется, что Россия большая, но рынок так мал, что заработать на нем невозможно». МНЕНИЕ
Решили строить личный бренд? Сначала определитесь, какой вы предприниматель
«В период ипотеки нужно жить, а не выживать». Как не обнищать после покупки жилья в кредит
Хотите сплоченную команду? Напомните каждому о слабостях и ждите результата
Начните экономить 100 рублей в день, и вы увидите, к чему это приведет
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.