Игорь Антропов: «Идеи надо «проповедовать»

Арт-директор лофт-проекта «Мельница» Игорь Антропов занимается привлечением средств в сферу изобразительного искусства. Он рассказал, как современное искусство может повысить лояльность к бренду.

Обидеть художника может каждый, а вот помочь материально… Игорь Антропов говорит, что, рассуждая о фандрайзинге, нужно различать меценатов и спонсоров. При этом за любым актом меценатства могут стоять совершенно определённые корыстные интересы, а спонсорское участие в итоге может оказаться жестом доброй воли. Меценаты, то есть те, кто вкладывается в искусство абсолютно бескорыстно, не требуя ничего взамен – явление чрезвычайно редкое в российской действительности. В Новосибирске, по словам Игоря Антропова, настоящим меценатом является Анна Терешкова, создавшая Сибирский центр современного искусства.

Спонсоры рассматривают свое участие в тех или иных проектах с точки зрения выгоды и, прежде чем дать денег на какой-то проект, хотят просчитать, как их фирма будет представлена в контексте мероприятия, какое количество человек увидят их логотип, как это повлияет на лояльность к бренду. Хорошо, когда есть возможность оперировать конкретными цифрами посещаемости событий и чётко представлять портрет своего посетителя.

Рынок фандрайзинга в России достаточно молод. Пожалуй, раньше других на нем появились фонды, собирающие средства на помощь тяжелобольным детям. Можно ли говорить об истории развития рынка фандрайзинга в области искусства в Новосибирске?

К сожалению, я не углублялся в изучение ситуации на рынке фандрайзинга в Новосибирске. Я просто хотел работать с изобразительным искусством. В качестве менеджера в сфере культуры я начал свой путь в 2008 г. Первый проект имел целью создать в городе особую среду, внутри которой художники могли бы зарабатывать. Для начинающих художников, тем более творящих в нетрадиционных стилях, заработать на продаже своих работ практически нереально. Я намеревался издать каталог с информацией о молодых художниках, а затем распространять этот каталог по дизайн-студиям и интерьерным салонам в расчете на то, что состоятельные заказчики заинтересуются возможностью приобретения произведений в свои новые интерьеры. Во время реализации этого проекта я получил государственную субсидию на открытие своего дела. Так появился ООО «Артменеджер», основным видом деятельности которого являются услуги в области искусства. Стоит отметить, что мне так и не удалось реализовать данный проект в силу некоторых особенностей выбранного мною направления.

И все-таки, вам удалось сделать ряд интересных проектов – галерея «Непокоренные», фотогалерея «Флэш-бокс». Как искали спонсоров, что предлагали?

В случае с галереей «Непокорённые» – они сами меня нашли через представителей арт-сообщества. В город зашла питерская компания, перед которой стояла задача открыть сеть кинотеатров по России, выполняющих функции домов культуры. Чтоб, значит, молодежь ходила в кино не только попкорн жевать, но и просвещалась, участвовала в культурных событиях. В данном случае привлечением средств на уровне правительства и федеральных проектов занималось руководство компании, той, которая кинотеатры открывала. Все отчётные материалы с наших выставок они использовали для презентации своего масштабного проекта. Я в свою очередь на местном уровне привлекал средства и различные ресурсы для подготовки выставок, пользуясь статистикой посещаемости кинотеатра и презентацией идей и эскизов самих художественных проектов. Получалось неплохо. Мы проработали на этой площадке два с половиной года. Успели показать кое-что интересное. Закончилось всё большим разочарованием. Как выяснилось, за этой инициативой, которая начиналась с меценатского акта, стояли совершенно определённые задачи – привлекать государственные средства в довольно больших размерах. При этом качество социальных функций, которые возлагал на себя проект, никого не интересовало.

Специалисты по фандрайзингу говорят, что привлечь деньги в сферу искусства можно несколькими способами. Использовать для этого личные отношения, обращаясь к проверенным людям, а можно применять классические фандрайзинговые схемы: рассылать письма с предложениями всем потенциальным спонсорам и ждать ответов. Есть третий способ – выиграть грант.

Какие методики привлечения средств используете?

В разных случаях разные. Например, если, по мнению инициаторов, проект нужен людям, есть некая социальная значимость, можно попробовать выиграть грант. У меня есть такой опыт. В 2011 г. я представил идею фотогалереи на световых панелях «Флэш-бокс» на грант департамента общественно-политических связей администрации НСО. Тогда я заявлял максимально возможную сумму150 тыс. руб. После объявления результатов конкурса я узнал, что мой проект победил, но сумму урезали на треть. Этого было недостаточно. Я решил отказаться от гранта. Тогда бюджетное учреждение «Дом молодежи» предложило мне свою помощь. Так я собрал деньги на открытие «Флэш-бокса» и запустил проект.

Сработают ли подобные методы, если спонсор – негосударственная компания или частное лицо?

В работе с частными компаниями главное – результат в краткосрочной перспективе. Большую роль играет имидж объекта, на территории которого реализуется, предлагаемый проект, всё та же посещаемость, целевая аудитория, отклик в СМИ и социальных сетях. Зачастую последний пункт является приоритетным.

Игорь Антропов говорит, главная ценность всех его проектов не в деньгах, не в большой посещаемости или положительном отклике зрителя, а в попытке изменить текущую ситуацию в сфере культуры в конкретно взятом месте.

Что предлагаете спонсорам в своих проектах?

У нас разработан целый ряд креативных способов повышения лояльности к брендам. В основе всего лежат различные связи, объединение усилий, эффект синергии, творческий подход. В самое ближайшее время мы постараемся показать наглядно, как это работает.

Художникам в нашем городе помогают так же охотно, как больным детям или сиротам? Часто ли вам приходится слышать отказы?

Слышать отказы приходится довольно часто. Обычно люди мотивируют отказы тем, что у них нет денег. Есть те, кто честно признается: мол, нам это неинтересно. Другое дело – возражения, которые приходится преодолевать, чтобы исключить все непонятные для потенциального спонсора моменты. Если есть возражения – значит, есть интерес. Это я к тому, что со спонсорами надо общаться посредством четких формулировок, без лукавства. «Мутные» проекты никто не спонсирует. А, если и спонсирует, то зачастую становится не спонсором, а невольным меценатом.

Есть ли в Новосибирске рынок фандрайзинга? Ощущаете ли вы конкуренцию на нем?

В городе живет много состоятельных людей, успешных бизнесменов, готовых помогать ближнему. Что касается конкуренции, то внутри своей ниши – проектов в области искусства – я ее не ощущаю.

В начале разговора вы упомянули проект, целью которого было создание бизнес-пространства для художников. Проект так и остался проектом?

Почему же. Он трансформировался и обрел единомышленников. Сейчас мы готовим к запуску амбициозный проект под названием Лофт-проект Мельница. Это будет уникальное пространство для бизнеса и творчества общей площадью 4000 м2. Собственник здания предоставляет площадку, на базе которой будут взаимодействовать дизайнеры, архитекторы, художники, декораторы, музыканты, театральные деятели с одной стороны и представители бизнеса с другой стороны. Кроме того, на территории Мельницы будут постоянно происходить культурные события, которые послужат хорошим информационным поводом для представителей СМИ. А также и для отдельно взятых посетителей, которые готовы с радостью поделиться своими впечатлениями от увиденного на своих страницах в социальных сетях. Здесь многие наши предыдущие проекты получат новый виток развития, а у потенциальных спонсоров появится хорошая возможность представить себя и свои продукты.     

Справка

Антропов Игорь Викторович

Родился 05.02.1978 в Новосибирске

1996-1998 – служба в армии

1999-2008 – работа менеджером в ряде российских и иностранных компаний

С 2008 года – работа над собственными проектами в сфере культуры

2008-2010 – проект «Артменеджер»

2010-2012 – галерея «Непокорённые»

2010-2012 – фотогалерея FLASHBOX

2011 – творческое пространство Цех сборки

С 2013 года по настоящее время работа над лофт-проектом «Мельница»

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.