Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Из кармана в карман». Курьезы в оптимизации розничного бизнеса
«Из кармана в карман». Курьезы в оптимизации розничного бизнеса
Источник: Личный архив

«Из кармана в карман». Курьезы в оптимизации розничного бизнеса

Самое читаемое
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
  • «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище» «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
06:00   24.05.2018

«Мало региональной рознице сжимающегося спроса, давления федералов, так еще и роль подопытного кролика для ФНС придется на себя примерить», — Ярослав Савин.

Каждую неделю в открытом бизнес-курсе «Остаться в живых» Ярослав Савин инструктирует собственников бизнеса о том, как выжить в российских реалиях. Материалы публикуются в рамках совместного проекта Центра taxCOACH и портала DK.RU.

Сегодня — о налоговой оптимизации в розничной торговле. Разбираем типовые ошибки, а примеры решений подробнее обсуждаем в видеоверсии.

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH:

— Региональные розничные сети, и это закономерно, становятся для ФНС полигоном для обкатки нового подхода к выявлению искусственного дробления. Мало региональной рознице сжимающегося спроса, давления федералов, так еще и роль подопытного кролика для налоговой придется на себя примерить.

Впрочем, эта последняя и очень незавидная роль действительно закономерна и обусловлена как раз первыми двумя головными болями: падающий спрос (а вместе с ним и рентабельность) и, в меньшей степени, федералами.

Начну с последних. Не так давно участвовал в круглом столе, где представители объединения розничных продавцов жаловались: мол, большая розничная компания должна работать на общей системе налогообложения, а эти (средний и малый бизнес) раздробились и недобросовестно конкурируют с крупным бизнесом, уменьшая налоговую нагрузку. Очевидно, что высказывание это было не случайным, а, напротив, выношенной позицией.

Я лично не вижу в этом недобросовестной конкуренции. Не берем в расчет крайность, когда торговые залы расчерчивают маркерами: смотри не пересекай — тут у меня один ИП, а там — другой. Если бизнес изначально строится так, чтобы магазины по площади укладывались в ЕНВД, это совсем другое дело, это иначе устроенный бизнес. Он потребует хозяйственной изворотливости: заказного торгового оборудования, например, для максимальной выкладки товарной матрицы. Экономический потенциал «точки» на 150 кв. м также, мягко говоря, отличается от потенциала магазина в 10 тыс. кв. м.

Если говорить о множественности юридических лиц для формирования сети магазинов, применяющих «упрощенку», то и здесь взамен, казалось бы, очевидной налоговой выгоды собственник получит целых ворох управленческих проблем, в том числе и рисков, сопряженных с владельческим контролем. Таким образом, дополнительная выгода в виде налоговой экономии неизбежно будет уравновешена повышенными предпринимательскими рисками, за которые, к слову, несет ответственность собственник бизнеса (в виде драконовских правил субсидиарной ответственности), а уж вовсе не фискальный орган. Так что все честно.

Но на это налоговый орган внимания не обращает, хотя стоило бы.

Вторая причина — падающий спрос и рентабельность — как раз и подталкивает небольшие сети любым способом заполучить спецрежимы: не ЕНВД, так «упрощенку». И, надо отметить, заставляет это делать далеко не самым лучшим образом. Кроме того, добившись «вкусных» налоговых режимов, розничный бизнес натолкнется на следующий пул проблем.

Первая проблема — использование прибыли розничных субъектов при минимуме налогов. Если мы добились ситуации законно применять ЕНВД — это еще полдела. По логике, розничные субъекты должны купить товар как можно дешевле и продать как можно дороже, даже если приобретают его у собственной компании, поскольку налогообложение фиксированное.

 

Но задумайтесь: зачем заработанная прибыль самим розничным субъектам? А у вас еще и активы обособлены на отдельное юрлицо для защиты, а нужно новые магазины строить и ремонтировать — вот где денег бы. Значит, мы должны эти деньги из розницы на ЕНВД изъять и влить туда, где они действительно нужны: оптовый закуп, сектор активов, сектор развития розницы и т.п. Да так, чтобы при таком перекладывании денег из одного кармана в другой налогообложение бы не увеличилось.

Вторая проблема — обоснование взаимозависимости и отсутствия искусственного дробления. При множественности субъектов количества владельцев бизнеса явно не хватит, чтобы компании юридически не зависели друг от друга.

Третья проблема — обеспечение владельческого контроля над бизнесом как следствие предыдущего пункта.

Четвертая проблема — отделение имущества от операционной деятельности. Я понимаю, что при сложившейся структуре, когда региональная розничная сеть запущена и работает, имущество разбросано, и его консолидация — процесс неуютный, долгий и зачастую дорогой. Тем более что часть активов, скорее всего, заложена под кредитные обязательства. Но примерно в 2/3 случаев смысл обособлять имущество розничных точек от операционной деятельности есть.

Слова правильные сказаны, давайте разберем на примерах.

Комитент комитенту рознь

Часто встречаемая ситуация. В группе компаний на входе стоит ИП (мы обсуждали уже, что это так себе затея, и иногда эту ошибку, исходя из факторов закредитованности, реального количества активов, специфичности поставок и долголетних контрактов, уже не исправить и ИП со «входа» не вытащить). Розничная торговля осуществляется в трех форматах: собственные гипермаркеты, супермаркеты и магазины «у дома». Все эти форматы влияют на оборачиваемость и конечную выручку, которая копится на розничных субъектах. Потоки разделены, чтобы супермаркеты и магазины «у дома» сохранили возможность применять ЕНВД или «упрощенку».

Разделение потоков обеспечивается комитентами, которые поселились между главным ИП — оптовиком, у которого они приобретают товар, и розничными субъектами, являющимися по большей части агентами. При более внимательном рассмотрении, скорее всего, выяснится, что это или действующие сотрудники компании, которые не в силах объяснить, как они оказались в статусе ИП и каким способом, например, сдают отчетность, или лица, реально не причастные к бизнесу — хорошие парни с теми же недостатками.

Слышу, слышу. Вы говорите, что ребят этих можно научить говорить или, к примеру, задействовать реальных предпринимателей и т.д. Ну, допустим.

Но есть и другая, неустранимая, проблема. Возможно, по задумке каждый такой ИП торгует разным ассортиментом товара. Возможно даже, что за ними закреплена некая условная территория. Однако бьюсь об заклад, что со временем в ежедневной рутине все равно все перемешивается. Так что от единого оптовика весь ассортимент товара расходится на несколько потоков по комитентам, а потом от всех них перекрестно сходится на розничных субъектах. И это очевидно и для банка, и для налоговых органов. Не надо этого ничего.

О бедном ИП замолвите слово

Еще одна проблема региональной розницы. «Напилили» магазины на несколько субъектов, зарегистрировали компании (или ИП) на хороших ребят и избавились от юридической взаимозависимости. Но вот беда — родственные связи между компаниями лезут изо всех щелей благодаря внутренним перемещениям товаров, сотрудников и оборудования. Ладно, если речь идет о продуктах питания, а если это более дорогие промышленные товары? Отгрузили всем поровну. В двух продалось, а в третьем — вообще никому не надо. Понятно, что вы захотите переместить эту технику. Или у вас сегодня продавец Леночка на смену не вышла, и ее баба Маша из соседнего магазина подменяет. Оборудование в одном магазине сломалось — перехватились в другом. Вот вам и признаки искусственного дробления.

В нашем следующем примере попытка раздробить товарные потоки — это еще и создание промежуточного звена на закупе. Назовем его «финансовым диспетчером». По задумке, компания «финансовый диспетчер» владеет операционными деньгами, закупает товар и передает его на реализацию своему единственному агенту — ИП. Тот, в свою очередь, распределяет его по магазинам на основе субагентского договора.

Этим достигается два эффекта: «финдиспетчер» защищает ИП, являясь буфером в отношениях с поставщиками, и снижается выручка розничных субъектов до лимитов спецрежимов налогообложения.

Но перемещение товара и сотрудников в такой модели будет явно указывать на взаимозависимость всех компаний и надуманность агентской схемы. Кроме того, при агентской модели право собственности на всю продукцию в магазинах остается у главного принципала — «финдиспетчера». А на него, не забудем, свесили все риски взаимодействия с поставщиками, которые могут оказаться и номинальными. Если «финдиспетчера» раскатает налоговый орган — с товаром вы распрощались. А если попытаетесь еще и увести товар, то заодно светит и ст. 199.2 УК — сокрытие имущества от взыскания.

Общие деньги

Как мы уже проговаривали, юридическая архитектура должна не только позволять делать низоконалоговые субъекты центрами прибыли на законных основаниях, но и обеспечить перераспределение этих средств в группе компаний (на пополнение оборотных средств, приобретение имущества, в новые проекты). Решение здесь — заблаговременное включение в юридическую структуру «Центра рефинансирования».

Традиционная модель: оптовая компания на входе и розничные субъекты. Значит, есть задача с розницы деньги изымать и куда-нибудь направлять, не увеличивая налоговую нагрузку.

Есть условная операционная компания «Торговый дом» с быстрым оборотом товаров, распределением их между розничными магазинами, налогообложением с максимальной маржи по ЕНВД. Есть компания сектора «Хранитель активов» (владеет торговым оборудованием) и отдельная компания «Развитие» (владеет помещениями магазинов). Деньги нам нужны в секторе хранения активов и в оптовом обороте. Что делаем?

Все розничные субъекты могут учредить новую компанию. Такое юрлицо не сможет применять «упрощенку» в силу ограничений Налогового кодекса, но это не страшно, поскольку оно не будет вести НДСной деятельности. Теперь мы имеем прекрасную возможность передавать «Инвестцентру» активы и прочие ценности без дополнительного налогообложения благодаря новой норме п.п. 3.7 п.1 ст. 251 Налогового кодекса. Образовалась у нас прибыль в рознице — мы можем дружно положить ее в ООО в качестве взноса в имущество, и с точки зрения налога на прибыль получим нулевую базу. «Инвестцентр» может воспользоваться короткими инструментами — вашими любимыми договорами займа. Но их можно применять только если заемщик имеет возможность деньги вернуть, поэтому сектором закупа это работает, но с «Хранителем активов» вряд ли пройдет.

Но никто не запрещает «финансовому центру» стать соучредителем и вновь воспользоваться безналоговым взносом в имущество. Через подобное юрлицо мы также можем вкладывать деньги и в новые или сторонние направления. Очень удобно.

Ну и последнее. Напомню, что вы имеете право создавать рукава продаж с НДС и без него, и это касается также и розничного бизнеса, только если компании на спецрежиме не будут полочными, существующими только на бумаге. Выполнение этого условия потребует корректировки и управленческой структуры, обособления звена продаж без НДС и, соответственно, дополнительных затрат. Если все равно остаемся в плюсе, идем по этому пути. В противном случае с безНДСным рукавом продаж и заморачиваться не стоит.

Текст: Анна Асташкина, специально для DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Пенсия им ни к чему? Молодежь в России все меньше может и хочет работать официально Пенсия им ни к чему? Молодежь в России все меньше может и хочет работать официально
Изъяли вклады: россияне перекладывают деньги из банков в недвижимость
До конца заявочной кампании Russian Hospitality Awards 2018 осталась одна неделя
Слухи о закрытии издания «Бизнес и Жизнь» не подтвердились. Что происходит на самом деле?
«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам
«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

«Да, отменят премии и бонусы, но зато не уволят». Как компании России спасаются в кризис «Да, отменят премии и бонусы, но зато не уволят». Как компании России спасаются в кризис
«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen