Избавление от балласта. Глава Минобра Челябинской области - о реформе профобразования

Количество ПТУ и техникумов за 2,5 года в регионе сократилось втрое. Закрытие большинства учреждений, по задумке чиновников, сделает систему профессионального образования современной.

На рынке труда Челябинской области сегодня наблюдается дефицит рабочих. Эксперты называют тому несколько причин. Одна из них — общая демографическая ситуация в стране, в условиях которой доля трудоспособного населения сокращается, становится больше пенсионеров. Вторая — рассогласованность в подготовке кадров.


Сократить, чтобы сохранить


«Подготовку кадров сегодня можно представить как перевернутую пирамиду, когда реальному сектору производства требуются в основном люди с начальным или средним профессиональным образованием, а система образования в основном готовит выпускников с высшим профессиональным образованием», — поясняет министр. «Рассогласованность при этом есть и внутри высшего профессионального образования, — добавляет г-н Кузнецов. — Сегодня вузы готовят чрезмерно много гуманитариев, особенно юристов и экономистов». В итоге на рынке труда наблюдается перекос: экономисты, юристы и управленцы не могут найти работу, а заводы и фабрики — рабочих.

Как решить проблему?

— Путь понятен, и по нему страна уже идет. Весь последний год систему профессионального образования сотрясают серьезные изменения. Это и мониторинг вузов, это перераспределение контрольных цифр приема в вузы в пользу технических специальностей. В 2013 г. общее число бюджетных мест в вузах не сократилось, но на 20% сократилась подготовка по юридическим и экономическим специальностям. То есть государство дало понять, какие специалисты нужны реальному сектору производства.
Пару лет назад в области было объявлено о сокращении количества ПТУ и техникумов.

Зачем такие радикальные меры?

— За последние 15-20 лет система проф-образования перестала быть эффективной из-за резкого снижения числа учащихся. В советское время строили училища, рассчитанные на одновременную подготовку до тысячи человек. Реально в последние годы в ПТУ обучались по 200-250 человек. По сути, государству приходилось содержать огромные пустующие площади. За два с небольшим года мы провели оптимизацию, избавились от непрофильных фондов. У нас были ситуации, когда на балансе техникумов, училищ находились мосты, дороги, линии электропередачи, переданные с баланса предприятий, за которыми раньше числились образовательные учреждения. Не говорю уж про котельные, которые отапливали не только сами учреждения, но и жилой сектор муниципалитетов. Все это оттягивало средства от реальных задач по подготовке кадров. Большая часть бюджетных денег тратилась на содержание непрофильных активов, выплату зарплаты сотрудникам, которые эти активы поддерживали в более-менее работоспособном состоянии. А на образовательный процесс, зарплату мастерам производственного обучения, покупку нового оборудования денег было мало. Мы эту ситуацию существенно оздоровили. Сейчас стоит задача приведения площадей в современное состояние, отвечающее лучшим западноевропейским образцам.

Это реально?

— У нас есть достойные примеры, которые не стыдно любому человеку показать. В первую очередь, это индустриальный колледж Магнитогорска. Изменения в нем происходят в той же последовательности, что происходили в системе школьного образования: обновилось содержание образования, оборудование (причем такое, которое не только используется в учебном и производственном процессах, но и обеспечивает комфортные бытовые условия). Если раньше, к примеру, была буфетная раздача в столовой, то сейчас это приличная столовая-кафе, в которую можно с улицы зайти и поесть любому желающему.

Наверняка в развитии колледжа  большая заслуга градообразующего предприятия ММК?

— Местному политехническому колледжу, конечно, повезло, что рядом есть комбинат. И они продемонстрировали очень внятные эффективные взаимосвязи между системой образования и реальным сектором производства. Это выгодно и тем и другим. Мы, кстати, когда налаживаем взаимодействие с предприятиями, не находимся в роли просителей, не говорим «дайте нам денег на бедность, на оснащение, оборудование», а выстраиваем взаимовыгодные отношения.

Поясните.

— Ни для кого не секрет, что в 90-е годы система профобразования рухнула. В ходе приватизации предприятия сбрасывали с баланса ПТУ. Позже учебные площадки для подготовки рабочих вынужденно возрождались на предприятиях, которые начали создавать учебные центры различного рода. Просто там поняли, что без подготовки рабочих производству не обойтись, — людей надо обучать, переобучать, повышать их квалификацию, проводить инструктажи, в том числе по технике безопасности. Челябинский металлургический комбинат тоже создал свой учебный центр, для подготовки рабочих закупили вполне приличное оборудование. На содержание этого центра ЧМК тратит порядка 20-30 млн руб. в год. Мы предложили предприятию ликвидировать учебный центр и отдать его функции нашим учреждениям вместе с оборудованием, оснащением и, может быть, какой-то регулярной помощью, как это делает ММК для магнитогорского политехнического колледжа. Договориться с ЧМК удалось. До конца года в Металлургическим районе Челябинска планируем создать мощную образовательную площадку. На базе 8 учреждений, которые существовали в советские годы, появится одно многопрофильное (помимо кулинарного колледжа). Оно объединит металлургический колледж, юридический техникум, уральский государственный колледж и два бывших ПТУ — 32 и 37. Но профиль основной будет металлургический, заточенный под ЧМК.

А могут ли выпускники современных ПТУ и техникумов работать на передовых производствах, таких как цех «Высота 239» ЧТПЗ?

— Я с Федоровым (Александр Федоров, председатель совета директоров ЧТПЗ — прим. ред.) разговаривал, он рассказал: «Я не могу пэтэушника поставить в свой цех «белой металлургии», не дай бог что-нибудь сломает — а он сломает с таким образованием, — и будут многомилионные убытки». И, конечно, на первых порах в цех «белой металлургии» набирали людей исключительно с высшим образованием, причем они проходили переподготовку за рубежом (на производстве стоит импортное оборудование). Но когда эти специалисты год поработали, Федоров понял, что с высшим образованием люди не нужны. Человек с высшим образованием — это не только хорошие технические навыки, но и более широкое мировоззрение, кругозор, а также претензии на определенный жизненный уровень. Он посмотрел, что у них «много понтов», и сейчас делает ставку на выпускников системы СПО (среднего профессионального образования). Когда группа ЧТПЗ комплектовала новый цех на Первоуральском новотрубном заводе (в Свердловской области), они завязки делали уже не с вузами, как это было в Челябинске, когда запускали цех «белой металлургии», а с местным металлургическим колледжем. При нем был создан учебный центр. И сегодня выпускники этого колледжа (которых обучали работе на современном оборудовании) имеют достойную зарплату, у них меньше претензий.

А что, претензии на достойные условия труда и заработок — это плохо?

— Это, конечно, хорошо, с одной стороны, но это не должно мешать производству. Производство — это не детский сад, оно диктует жесткий стиль взаимоотношений. Прокатка того же металла — очень сложный механизированный и автоматизированный процесс, и там какие-то свои пожелания надо немножко сдерживать ради производства.

А в Челябинске ЧТПЗ взаимодействует с техникумами Ленинского района?

— Интенсивная деятельность с ЧТПЗ, я думаю, начнется с будущего года. У холдинга есть производственные планы. Знаю, что они сделали в Первоуральске очень хорошее учебное заведение, в этом году сделали второе в Альметьевске (Татарстан), после хотят зайти сюда — эти планы верстались еще в бытность губернаторства Петра Сумина. В общем, договоренность о сотрудничестве с ЧТПЗ по примеру сотрудничества с ЧМК есть.

Я понимаю, что у техникумов и училищ, которые находятся рядом с крупными развивающимися предприятиями, есть шанс на новую жизнь. А что делать с учреждениями, к примеру, Златоуста, где «угасает» металлургический завод?

— В Златоусте — своя специфика, предприятие там умирающее, к сожалению. В таких территориях есть перспективы развития собственных учреждений. У нас есть небезосновательная идея, что укрупненные учреждения могут стать серьезными игроками в реальном секторе экономики, по крайней мере в секторе малого и среднего бизнеса. Так, если учреждение готовит поваров, парикмахеров, автослесарей, оно должно не просто их готовить, но еще и создавать рабочие места (открывать столовую, парикмахерскую, автомастерскую). На этих рабочих местах должны работать старшекурсники и выпускники. Тем более что нынешнее законодательство дает возможность образовательным структурам учреждать хозяйствующие субъекты. Такой подход успешно реализуется в учреждениях Запада.
Вообще Златоуст — последний город, где мы провели реорганизацию системы профобразования. Там было 10 учреждений, осталось 2 с условными названиями «южное» и «северное». У одного из них — Златоустовского индустриального колледжа — налажено хорошее сотрудничество с заводом по производству дорожной техники «Стройтехника». И это яркий пример цивилизованных взаимоотношений учреждений и реального предприятия. И там все, о чем я говорил, уже осуществлялось в последние годы: и рабочие места создавались, и учащиеся колледжа работали на заводе «Стройтехника» у Валерия Ростова (собственник «Стройтехники» — прим. ред.).

Выпускники техникумов — многостаночники

Кризис 2008–2009 гг. показал, насколько переменчивым может быть рынок труда. На предприятиях произошли массовые сокращения. Из-за большого количества соискателей с опытом работы выпускникам ПТУ и техникумов стало сложнее найти работу.

Учитываются ли такие ситуации при реформировании системы образования?

— Мы настаиваем на том, чтобы в учреждениях НПО и СПО были возможности для подготовки большого спектра специалистов. Это дает возможность реагировать на изменения на рынке труда: в один год можно набирать детей на одну специальность, в другой год — на другую. То есть, мы уходим от монопрофильности учреждений образования, которая была в советские времена. Раньше она была оправдана, потому что ПТУ было при заводе, и этот завод в условиях низкой производительности труда поглощал огромное количество рабочих рук. Возьмите тот же ЧТЗ — там сумасшедшее количество людей работало, десятки тысяч. Сейчас столько рабочих не нужно, потому что оборудование изменилось и один станок заменяет 20.
Выпускники же наши в случае изменений на рынке труда не должны потеряться. Мы хотим сделать так, чтобы они смогли организовать свое малое предприятие, производство. Для этого, может быть, одной специальности и не хватит, но сейчас есть возможности за 2-3 года готовить учащегося по 2-3 специальностям. Мы такую задачу поставили, и такая подготовка ведется.

При столь сжатых сроках обучения не получат ли выпускники поверхностные знания?

— Недавно на «ИННОПРОМе» слышал выступление директора американского колледжа из Сан-Франциско. Она привела поразительные цифры. Она за год готовит несколько десятков тысяч выпускников. Конечно, там колледж большой — это один момент, но и сроки подготовки достаточно маленькие — от трех месяцев до полугода. А мы какого-то механизатора готовим три года, а зачем? Все эти навыки можно дать гораздо быстрее. У нас, к сожалению, процесс образования по времени размыт. Система образования в оные годы выполняла в большей степени не образовательную функцию, а социальную. То есть ребенка, вышедшего из школы после 8-го (9-го) класса, нужно было чем-нибудь занять до наступления совершеннолетия. Вот и занимали, растягивая время обучения в ПТУ.

Можно отказаться от преподавания в техникумах и ПТУ общеобразовательных дисциплин и давать только профессиональные знания?

— На мой взгляд, в России есть определенный перекос: у нас «сапогами занимается не сапожник». В нынешней системе проф-образовании есть мастера производственного обучения (которые обучают профессии) и преподаватели (которые дают знания по физике, математике, истории). И чего уж греха таить, уровень преподавания последних уступает школьному. Мое мнение — что их функцию надо полностью отдать школе. Пускай бы у нас все дети заканчивали 11-летнюю школу, а потом кто-то шел в вуз за академическими знаниями, а кто-то — в техникум или училище и получал профессию, не разменивая свое время и ресурсы на общеобразовательную подготовку.

Как вернуть престиж рабочей специальности?

— Так же, как и престиж профессии учителя. Зарплату поднять, условия приличные в школах создать — и все вернется. Я всегда директорам говорю: смотрите, ребенок заходит в школу и ребенок заходит в ПТУ. В школе сейчас прилично. В такой же вид надо привести ПТУ и техникумы, во многих из них пока полное убожество — пыль, грязь, разруха. Родитель на такое смотрит и думает: куда ж я ребенка своего привел! Причем, такая ситуация в ПТУ не потому, что директора разгильдяи, а просто потому, что большие площади сложно содержать. Но сегодня финансирование увеличивается — бюджет на одного пэтэушного учащегося идет на уровне вузовского. На обучение «технаря» из областного бюджета в год направляется 50-60 тыс. руб., на гуманитария — 40-50 тыс. руб. С учетом роста зарплаты, который начинается в системе профобразования, эти цифры будут расти.
Чтобы наши училища были привлекательными для учащихся, нужно создать в них нормальные бытовые условия, поставить современное оборудование и повысить квалификацию педагогов, которые смогут обучить работе на этом оборудовании.

Прекратить отток педагогов СПО

В сентябре прошлого года в Магнитогорске полпред президента в Уральском ФО провел совещание по вопросам развития системы профтехобразования. Игорь Холманских отметил низкое качество учебного процесса и недопустимо медленное его обновление. В своем выступлении полпред отметил, что в значительной мере это обусловлено слабой мотивацией педагогических кадров. Г-н Холманских потребовал повысить зарплаты, которые на тот момент держались на уровне 13 тыс. руб.

Есть ли в ПТУ и техникумах педагоги, которые могут давать современные знания?

— Это самый тяжелый вопрос. Но России не надо ничего изобретать, надо идти теми путями, которыми уже шла Западная Европа, Америка, Азия, сейчас и в Китае приличные учебные заведения. Нужно повышать квалификацию педагогических кадров. Мы уже эту работу начали с управленческого персонала. Два года возили директоров техникумов и ПТУ по миру, показывали лучшие образцы профессионального образования, демонстрировали лучшие схемы управления образовательными учреждениями, лучшие схемы взаимодействия с реальным сектором производства. На втором этапе поехали их замы, которые занимаются реальными участками — по учебной работе, по финансам, по производственной работе. Они сейчас ездят, мир смотрят. Третий этап, который, я считаю, обязательно должен состояться, — повышение квалификации преподавателей и педагогов, мастеров производственного обучения. Конечно, надо акцент делать на педагогов и мастеров среднего возраста и молодежь, которая приходит в эту систему, — их нужно возить, им нужно показывать. Чем дальше, тем лучше. Может быть, даже меньше их надо за рубеж возить, потому что в России начинают появляться заведения очень приличного уровня. Если 2-3 года таких было по пальцам пересчитать, то сейчас их больше.

Сколько сегодня зарабатывают мастера производственного обучения?

— Их зарплата небольшая, иначе не поднимали бы. Еще недавно уровень зарплаты в системе СПО и НПО был выше, чем в школьном образовании, это происходило потому, что система профобразования имела возможности для заработка (что влияло на доходы педагогов). Но произошел перекос, когда началось вливание бюджетных денег в школы, детсады. Сейчас дошла очередь до преподавателей СПО и НПО. У них в мае фонды оплаты выросли. В этом году у них зарплата должна выйти на уровень 75% от среднего заработка в регионе (сейчас он держится на уровне 24-25 тыс. руб.). А на 100% она выйдет к 2018 г.

Вы думаете, что это привлечет людей в сферу профобразования?

— Надеюсь, что, по крайней мере, это прекратит отток из системы, а с учетом возможностей внебюджетного зарабатывания это станет неплохим стимулом. Хотя главную роль здесь играет не зарплата. Главное — создать мастеру производственного обучения приличные условия. Если он увидит старый сломанный станок, понятно, что вряд ли останется в таком учреждении. Если учителю не предоставить нормальный стул, современный мультимедиапроектор, ему не захочется оставаться. Хороший специалист не станет работать в некомфортных условиях ни за какие деньги.
 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.