Деловой квартал / Новости / Как чрезмерные амбиции губят бизнес. Видные компании, которые ушли с рынка в 2017 г.
Как чрезмерные амбиции губят бизнес. Видные компании, которые ушли с рынка в 2017 г.
Автор фото: Anna Zvereva. Источник: VIM Airlines

Как чрезмерные амбиции губят бизнес. Видные компании, которые ушли с рынка в 2017 г.

Самое читаемое
  • Будьте всегда готовы продать свой бизнес, даже если совсем этого не хотите
    Лайфхаки
  • Любите дорогую одежду и технику? Приготовьтесь платить больше даже за продукты
    Лайфхаки
  • «Без «подарков» он обычно не приезжает». Путин устроит предвыборное турне по регионам
    Новости
  • «Кремлевский доклад»: «черный список» США грозит 50 российским бизнесменам и чиновникам
    Новости
  • Слишком умный босс — беда в компании. Как интеллект на самом деле мешает руководить
    Лайфхаки
  • Продажи автомобилей в России выросли впервые за пять лет. ТОП самых популярных моделей
    Новости
14:51   21.12.2017

Авиакомпании, автодилеры и рестораторы, набравшие кредиты в расчете на быстрое восстановление рынка, в итоге не смогли их обслуживать и разорились. Закрывались и откровенно бессмысленные проекты.

2017-й стал годом банкротства авиакомпаний, ритейлеров и сомнительных стартапов. Чаще всего бизнес рушился из-за неподъемных долгов, устаревшей концепции или неработающей бизнес-модели. Некоторые компании ушли с рынка, посчитав более целесообразным зарабатывать на сдаче площадей в аренду.
 
 
«ВИМ-авиа»
Компания входила в топ-10 авиаперевозчиков России и была одним из лидеров рынка чартерных перевозок. В мае-июне «ВИМ-авиа» массово отменяла чартерные рейсы, а в сентябре десятки ее регулярных рейсов были задержаны из-за долгов перед аэропортами и поставщиками топлива. Еще в начале года на авиарынке «все были удивлены агрессивным расширением флота» перевозчика за счет дальнемагистральных самолетов, писал «Коммерсантъ». Вероятно, «ВИМ авиа» сделала ставку на китайских туристов, но ей не хватило экипажей, а популярность российского направления среди граждан КНР упала из-за укрепления рубля.
 
«ВИМ-авиа» прекратила полеты 15 октября. У авиакомпании остались долги перед ФНС (до 500 млн руб.) и сотрудниками: на 1 октября в штате перевозчика числились 1398 человек, 833 из которых уже уволились. 12 декабря совладелец «ВИМ-авиа» Рашид Мурсекаев был заочно арестован по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Сейчас сертификат эксплуатанта «ВИМ-авиа» ограничен, выполнять рейсы она не может. 
 
Впрочем, разоряются не только российские авиакомпании. В Европе в этом году прекратили полеты два крупных перевозчика, немецкая Air Berlin и британская Monarch Airlines, а итальянская Alitalia начала процедуру банкротства.  Air Berlin ушла с рынка из-за хронической убыточности, а Alitalia продолжает работать, получив займ суммой €600 млн, которого должно хватить на полгода, пока идет поиск инвесторов. Однако счет реструктуризациям долга в итальянской авиакомпании уже потерян. 
 
«Независимость» в 2012–2013 гг. занимала 13-15% региональных и московском авторынках, но в 2013–2016 гг. продажи группы начали стремительно падать. В прошлом году дилер продал на 27,5% меньше автомобилей, чем в 2015 г., тогда как в среднем падение по рынку составило 11%. Бизнес-модель компании не соответствовала новым экономическим реалиям: «Независимость» бурно развивалась на заемные средства (ее долг перед банками превышает 6 млрд руб.), пока рынок рос, но после снижения продаж рентабельность бизнеса, по сути, оказалась отрицательной, говорил РБК аналитик «Алор-Брокер» Кирилла Яковенко. Дилер рассчитывал, что рынок восстановится также быстро, как после кризиса 2008 г., однако спад 2014 г. оказался более продолжительным. Упали и продажи, и рентабельность новых автомобилей, говорил «Ведомостям» представитель «Независимости». Но еще до кризиса 2014 г. компания управлялась неэффективно, было много необоснованных трат, возражал неназванный сотрудник автодилера.
 
Ресторанный холдинг «Г.М.Р. Планета гостеприимства» управлял ресторанными сетями «Восточный базар», «Елки-палки», Yamkee, сетью кафе «Маленькая Япония», американской сетью пиццерий Sbarro в России. В конце 2014 г. в компанию входило примерно 300 заведений. Тогда, после девальвации рубля и введения продуктового эмбарго себестоимость производства в Sbarro выросла примерно вдвое, у сети возник кассовый разрыв, в конце 2015 г. сотрудники бастовали из-за задержки зарплат, а в середине 2016 г. американская Sbarro расторгла контракт с ресторанным холдингом. В сентябре 2017 г. владельцы «Планеты гостеприимства» решили свернуть бизнес. У компании насчитывалось 4,5 млрд руб. долгов. Совладелец холдинга Мераб Елашвили говорил «Ведомостям», что компанию подкосили не только санкции, но и падение благосостояния граждан, рост арендных платежей и снос построек, которые мэрия Москвы посчитала незаконными. Эксперты ресторанного рынка считают, что «Планета гостеприимства» не успевала идти в ногу с рынком. 
 
 
Выручка ритейлера снижалась с 2013 г. На момент закрытия продовольственная сеть насчитывала 120 магазинов в Москве: супермаркеты «Седьмой континент» и гипермаркеты «Наш». В июле 2017 г. стало известно, что владелец сети Александр Занадворов полностью выходит из розничного бизнеса. Он продал права аренды всех магазинов и бренда другим ритейлерам: X5 Retail Group, «Азбуке вкуса» и «Ленте». При этом торговая недвижимость осталась в собственности г-на Занадворова. Участники розничного рынка рассказывали РБК, что он пытался продать «Седьмой континент» как полноценный проект, но магазины сети оказались слишком разноформатными. 
 
Интересно, что в США розничные сети сейчас переживают тяжелые времена из-за экспансии онлайн-ритейлера Amazon и интернет-торговли в целом. Чем больше растут продажи в онлайне, тем сильнее страдают традиционные магазины. Возник даже термин «ритейл-апокалипсис», под которым подразумевается массовое закрытие торговых точек, начавшееся в 2016 г. Так, за первые три квартала 2017 г. американские ритейлеры объявили об открытии более чем 3000 магазинов, тогда как 6,8 тыс. прекратили работу, несмотря на рост экономики и исторически низкий уровень безработицы, писал Bloomberg.
 
 
«Умная» соковыжималка
 
Компания Juicero, которая производила подключенные к интернету соковыжималки, привлекла от инвесторов $120 млн — в стартап вложился даже венчурный фонд Google. Соковыжималка стоила $400, плюс отдельно оплачивались пакеты со смесью из овощей и фруктов, которые доставлялись еженедельно. Однако выяснилось, что пакет можно сдавить вручную и получить сок даже быстрее. Срок годности тоже можно было проверить на упаковке. 
 
Несколько месяцев назад Juicero объявила о закрытии: по ее заявлению, она не смогла быстро развиваться из-за отсутствия поставщика свежих овощей и фруктов.

 

Автор: Андрей Пермяков
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Как вывести предпринимателей из тени: почему два министра не согласны друг с другом Как вывести предпринимателей из тени: почему два министра не согласны друг с другом
По примеру «Открытия». Банки снова начали занимать дорогие деньги ЦБ. Чем это грозит?
Рубль грозит рухнуть к концу марта. При каком уровне покупать валюту
Нападение на учителя или личный конфликт? Поножовщина в пермской школе: главное
«Где деньги?» Путин попросил увеличить расходы на образование и медицину после выборов
Ресторатор обвинил полицию в вымогательстве взятки скидочными картами. МВД начало проверку
Продажи автомобилей в России выросли впервые за пять лет. ТОП самых популярных моделей

Бизнес

Не отказался от услуги — плати! Как тихо списать со счетов клиентов деньги за новый сервис Не отказался от услуги — плати! Как тихо списать со счетов клиентов деньги за новый сервис
«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега»
«Откройте глаза: бизнесу сейчас вообще малоинтересны деньги банков и ставка ЦБ»
23 года вместе с бизнесом. «Деловой квартал» раскрыл планы на 2018 год
Давид Гайдт: «Американцы намерены контролировать транзит российского газа»
«Все будет потихоньку гнить». Ждать банковского кризиса не стоит. Но и исключать — тоже
Дмитрий Олюнин: «Выбрать надежный банк – легко»

Свое дело

Как запустить марку одежды на несколько сотен тысяч и заработать на классике / ОПЫТ Как запустить марку одежды на несколько сотен тысяч и заработать на классике / ОПЫТ
«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы
«У меня нет юрлица, я не плачу налоги. Взятки полицейским — вот мои налоги!»
«То, что я начал шить плащи, — это Вселенский замес. Какого черта я все это знаю и умею?»

Качество жизни

«Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей «Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей
Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати
«Чем успешнее люди, тем более плохой сделкой для них становятся традиционные браки»
Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU
Зачем один из лучших бизнесменов Екатеринбурга заключил с 6-летним сыном деловой контракт
«Почему велосипедисты сбивают наших детей? Потому что им это позволяют» — Евгений Енин
Диагноз — банкротство. Как правильно объявить себя финансово несостоятельным / ЛАЙФХАК

Мнения

«Хотите правду про советское детство? «Повелитель мух» нервно курит в сторонке» «Хотите правду про советское детство? «Повелитель мух» нервно курит в сторонке»
«Цинизм помогает понять истинную суть людей». Валерий Савельев об истоках и силе богатства
«В Союзе люди готовы были ради «завтра» терпеть стоматолога без наркоза. И были счастливы»
«Почему по СССР ностальгируют? Потому что жили, как лохи, а тогда думали — как боги»
«Не надо Путина менять, пусть продолжает. Все равно мы все помрем» — Татьяна Толстая
«Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать доверие
«Худшее, что сейчас можно сделать, — это объявить бойкот играм в Южной Корее»

Лайфхаки

«В недвижимости главное — место. В бизнесе — отличие». 14 способов стать заметнее на рынке «В недвижимости главное — место. В бизнесе — отличие». 14 способов стать заметнее на рынке
Семь российских городов вошли в число самых дорогих населенных пунктов мира. СПИСОК
Прекратите борьбу и дайте жизни вас удивить. Почему плыть по течению — совсем не плохо
Все еще переживаете о деньгах, но ничего не делаете для получения знаний? Это путь на дно
Алексей Захаров: «Время середнячков уходит. Либо ты лучший в свой профессии, либо никто»
Ни на что не хватает времени? Переведите минуты в монеты, считать сразу станет проще
Любите дорогую одежду и технику? Приготовьтесь платить больше даже за продукты
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.