Подписаться
Деловой квартал / Новости / Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова
Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова
Андрей Фролов
Автор фото: Игорь Черепанов . Источник: DK.RU

Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова

Самое читаемое
  • «Вы жулики, в отставку!» К депутату из-за критики пенсионной реформы пришли силовики
«Вы жулики, в отставку!» К депутату из-за критики пенсионной реформы пришли силовики
  • «Не до отпусков»: почему у россиян резко выросло число «свободных денег» «Не до отпусков»: почему у россиян резко выросло число «свободных денег»
  • Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
  • России снова грозит убыль населения: в страну едут все меньше иностранцев
России снова грозит убыль населения: в страну едут все меньше иностранцев
  • Гасить кредиты, копить, жить. Как сделать так, чтобы зарплаты хватало на все? Гасить кредиты, копить, жить. Как сделать так, чтобы зарплаты хватало на все?
09:58   01.02.2016

Чем коворкинг отличается от обычного офиса в бизнес-центре, и в чем разница между бургер-баром и рестораном? Как предприниматель Андрей Фролов запустил нетипичные для Екатеринбурга бизнесы.

Предприниматель Андрей Фролов, сын экс-владельца банка «Северная казна» Владимира Фролова, когда-то строил карьеру в банке. Он руководил офисом «Казны» и, по собственному признанию, «стал причиной рек слез у подчиненных» — требовал высокое качество сервиса. Теперь у него свои бизнесы в разных сферах. Первым появился коворкинг «Соль» — коллективное рабочее пространство, которое сдается в аренду. В прошлом году предприниматель начал развивать монопродуктовые бары «Огонь», специализирующиеся на бургерах. В текущей экономической ситуации пессимизма г-н Фролов не испытывает: вместо ежедневного мониторинга нефтяных котировок и курсов валют он предпочитает заниматься тем, чем может управлять сам.
 

«Мы не остановились, чтобы «стричь бабки»

 

Прежде чем заняться бизнесом в сфере недвижимости и общепита, Андрей Фролов поработал в банковской сфере, в частности, в Банке24.ру и сервисе для предпринимателей «Кнопка». Коворкинг «Соль» он запустил в октябре 2013 г. на собственные средства. В «Соли» можно арендовать рабочее место или переговорную комнату и место для мероприятий. Сдаются и небольшие офисы — это отдельное направление бизнеса. При этом изначально проект был рассчитан на фрилансеров — сейчас основатель «Соли» говорит, что это было основной ошибкой: клиентами оказались прежде всего малые предприниматели. 
 
«Похоже, что типичный офис бизнесменов уже не особенно интересует, и они пытаются найти что-то другое. К тому же предпринимателей больше, они генерируют постоянный доход, и поэтому в состоянии платить аренду», — считает г-н Фролов.
 
В коворкинге разместились представители разных сфер. И айтишники — наиболее ожидаемые клиенты, и руководители небольших бизнесов с малым числом сотрудников, которые, например, администрируют строительные бригады и что-нибудь согласовывают. Или контролирует небольшую группу специалистов, которые работают на западную компанию. В «Соли» работают  архитекторы, ИТ-специалисты, дизайнеры и представители других профессий. 
 
«Предприниматели очень общительны, они всегда за «движуху», которая дает их бизнесу перспективы и позволяет заработать. Поэтому они легко находят контакт, общаются друг с другом и создают проекты. К тому же они находятся в среде таких же людей, а не каких-то инертных созданий, которые мыслят совершенно иными категориями», — рассказывает он.
 
Арендовать рабочее пространство в «Соли» обойдется дороже, чем в бизнес-центре. Это обусловлено иным подходом: бизнес-центры, как правило, предоставляют квадратные метры, но клиенту нужны не только площади, объясняет Андрей Фролов: 
 
«Если у тебя есть офис, ты сразу заморачиваешься покупкой мебели, а так как не являешься специалистом в эргономике и дизайне, покупаешь то, что дешевле. После двух переездов мебель разваливается и приходится покупать новую. Тут же — принтеры, компьютеры, если дела идут хорошо — кофеварку. Самое главное — тратится время, которое можно было бы потратить на создание чего-то хорошего в бизнесе».
 
 Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
 
Коворкинг дает не столько квадратные метры, сколько офис со всей необходимой для работы инфраструктурой.
 
«Мы можем оптимизировать свои затраты на масштабе закупок и предоставляем своим клиентам полный перечень того, что нужно для бизнеса. Они не запариваются за интернет, бумагу и картриджи, а занимаются бизнесом, и поэтому платят нам не за квадратные метры. Это тренд — услуги становятся все более комплексными, и все проще удовлетворять именно комплексные потребности», — добавляет предприниматель.
 
Точный размер вложений в проект Андрей Фролов не называет, но говорит, что они сравнимы со средней стоимостью квартиры в Екатеринбурге. В городе есть и другие коворкинги, но серьезной конкуренции не ощущается, говорит он. 
 
«Мы делали проект на собственных площадях, и если из финансового результата вычесть стоимость аренды — ренты мне как собственнику — мы в плюсе. Думаю, что срок окупаемости «Соли», скорее всего, наступит этим летом, то есть составит примерно 2,5 года. Планировали раньше, но кризис внес корректировки. В целом мы ни разу не пожалели, что занялись этим бизнесом». 
 
В «Соли» есть не только коворкинг, но и небольшие офисы с обслуживанием. По словам г-на Фролова, этот проект оказался проще, чем коворкинг, и более доходным. Он должен окупиться менее чем за два года. 
 
 Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
 
В прошлом году «Соль» попала в число лучших коворкингов в мире по версии блога Indiewalls.com за неоклассический дизайн. А журнал Inc включил в свой топ и ее рабочие пространства, которые разделены на мини-офисы.
 
«Мы не остановились в какой-то момент, чтобы «стричь бабки», а решили оглянуться и посмотреть, что происходит в мире, как можно улучшить проект? Достаточно быстро поняли ошибки в концепции, кое-что изменили и попали в топы лучших рабочих пространств мира»,— рассказывает г-н Фролов.
 

Задать «Огня»

 
В мае 2015 г. Андрей Фролов запустил бургер-бар. Монопродуктовое заведение расположилось в центре города — в здании бывшей типографии «Уральский рабочий» и получило название «Огонь». Спустя полгода появился второй» ресторан с таким же названием — напротив Ж/Д вокзала, в здании «Маринс Парк Отель». Это осмысленные проекты, ориентированные на изменения, которые уже произошли на рынке или произойдут в ближайшее время, уверен предприниматель Каждый человек хочет, чтобы у него был ресторан и имеет собственные представления, как он должен быть устроен. В этом желании было что-то иррациональное, говорит Андрей Фролов. Тем не менее это еще и диверсификация: когда в недвижимости спад, можно заняться общепитом — есть люди будут всегда.
 
«В прошлом году множество ресторанов ушли с рынка. Спрос из высокой ценовой категории плавно перетекает в более низкую. То есть клиентура заведений уровня выше среднего постепенно переходит в средний сегмент, потому что у людей становится меньше денег. Те, кто ходил в дешевые забегаловки, вообще стали есть дома. Мы учитывали эти тенденции», — говорит г-н Фролов.
 
Бургеры на самом деле недороги в производстве, и к тому же для них используются в основном отечественные продукты, продолжает он:
 
«Мало кто заказывает для бургеров австралийскую говядину — все ориентируются на местных производителей, тем более что у нас есть крупные компании, которые научились производить мясо достаточно высокого качества. Поэтому стоимость нашего продукта мало привязана к доллару, и, в отличие от многих других ресторанов, мы можем сохранять более низкие цены» (средняя стоимость бургера в «Огне» — 300 рублей).
 
По сути ресторан — это конвейер: чем меньше структура предложения, тем проще он работает. 
 
«Мы сделали так, что наши рестораны с точки зрения кухни устроены очень просто, и это позволяет нам иметь себестоимость ниже, чем у конкурентов. Плюс у нас меньше персонала, проще структура потребляемых продуктов, соответственно, мы являемся более крупными заказчиками для наших поставщиков и можем влиять на снижение цен», — говорит Андрей Фролов.
 
Первый «Огонь» был запущен в конце мая, его бюджет также сравним со средней стоимостью квартиры в Екатеринбурге. Бюджет на запуск второго ресторана оказался примерно таким же, хотя само заведение больше: удалось сэкономить за счет появившегося опыта, а на рынке стало гораздо больше предложений.
 
«Оба «Огня» были открыты уже в условиях резкого падения арендных ставок. Поэтому те места, где появились заведения, два года назад были заняты, и никто даже мечтать не мог о том, что они освободятся. Сейчас можно ткнуть пальцем в любое место в городе: «Хочу быть здесь», и, уверен, запросто арендовать помещение. Для ресторанов это очень существенно. В наших расходах доля аренды не столь значительна», — отмечает предприниматель. 
 
Удалось сэкономить и на приобретении оборудования. В условиях убытков и закрытия многие собственники были готовы расставаться с ним за копейки, чем и воспользовалась команда «Огня» при запуске. 
 
«Когда это было существенно для бизнеса, мы покупали новое оборудование, а когда могли сэкономить — брали б/у. На клиентах это не отражается. Мы помогли выйти из ресторанного бизнеса очень многим людям, купив их оборудование, приняли людей, которые когда-то работали в других ресторанах. Конечно, все это обошлось в разы дешевле, чем стоило до кризиса», — добавляет владелец заведений.
 
Сейчас оба ресторана приносят достаточно существенный денежный поток, говорит Андрей Фролов. Он планирует открыть в Екатеринбурге еще один «Огонь» в необычном формате, но в каком и где, пока не говорит.
 
  Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
 
Пока главная цель на 2016 г. — сделать в заведениях лучший сервис среди ресторанов средней ценовой категории, заявляет владелец «Огня». Качество сервиса планируется значительно улучшить Его уровень тяжело измерить, но работы над этим уже начались, добавляет он.
 
С одной стороны, есть опасения, что специалистов переманят, признается г-н Фролов, с другой, необходимо создать кузницу кадров, чтобы весь бизнес не зависел от одного человека, который умеет классно обслуживать клиентов. Будем воспитывать новых официантов и создавать условия, чтобы люди оставались работать, отмечает он. Наконец, заведения требуют постоянных доработок:
 
«Если вы перфекционист и хотите открыть свой ресторан, то лучше этого не делать. Постоянно что-то не так, как вам хотелось бы». 
 

«Огненная критика»

 
В январе оба «Огня» посетил ресторанный критик Яков Можаев. Гурмэ остался недоволен: то слишком остро, то грибной бургер был без вкуса грибов, то с разваливающимися булочками. Резюмируя, он заявил:
 
«Сказать себе, что потраченные деньги соответствуют полученному удовольствию до последнего рубля, сможет только бесконечно добрый человек».
 
В «Огне» к критике г-на Можаева отнеслись внимательно: отзывы клиентов о вкусе бургеров, качестве работы заведений и сервисе целенаправленно собирают и стараются делать выводы — поэтому благодарны ему за критику. Некоторых вещей, о которых он писал, не должно быть в принципе, признает Андрей Фролов: 
 
«Например, неработающий Wi-Fi — конечно, это безалаберность. В день, когда вышел обзор, мы с персоналом переписывались в WhatsApp до двух часов ночи. Иногда полезно, чтобы тебя покритиковали на весь город, даже за что-то несерьезное, чтобы запомнить это на всю жизнь и больше так не делать. Простые замечания, которые однозначно трактуются как наш недостаток, мы устранили за день-два. А дальше в основном были замечания к кухне, и они делятся на две категории. Первая, например — разваливающиеся булки. Мы взяли их качество на контроль: нельзя сказать, что зафиксировали какую-то проблему, но будем уделять им повышенное внимание». 
 
С некоторыми замечаниями сложнее, потому что они более субъективны и лежат за гранью подхода «плохо/хорошо», считает основатель «Огня». 
 
 

«Проблемы не с котировками на нефть»

 
Пока лучше искать новые ниши, чем ждать у моря погоды, отмечает бизнесмен:
 
«Может, это ошибка в условиях кризиса, может, надо прижать уши и сидеть, но я лично предпочитаю создавать новые проекты». 
 
Сейчас у него есть несколько проектов, связанных с улучшением офисов. Один из них — организация офисов под ключ для крупных компаний: уже ведутся переговоры, отмечает г-н Фролов. 
 
Катастрофического развития событий в России предприниматель не ждет. Трудности надо учитывать, экономить деньги, адаптировать концепцию под рыночную ситуацию, но не ставить цены на нефть во главе угла, считает он: 
 
«В России проблемы не с котировками на нефть, а с тем, насколько эффективно люди работают. Допустим, что нефть вообще станет бесплатной, и мы перестанем ее продавать. Но у нас в стране 146 млн человек, они могут, например, собирать «айфоны» на фабриках, углубиться в медицину и создавать лекарства. Произойти может все что угодно, но думаю, апокалипсиса не будет. Надо заниматься своим делом и не думать о проблемах государства».
 
Читайте также на DK.RU:
 
 
 
ГК «Митал» отказалась от производства стиральных порошков в Новосибирске, чтобы вложить 150 млн руб. в предприятие на Урале. Преимуществ два — сырья много, и цена на него не изменится еще 10 лет.

 

 
 
 
Уральской пивоварне Jaws Brewery понадобилось шесть лет, чтобы привлечь внимание любителей пива по всей России. Сегодня за ним выстраиваются в очередь заведения Москвы, Петербурга и Екатеринбурга.
 
 
 
 
 

Как все закрутилось у «Сушкоф»: опыт Ивана Зайченко 

Ресторан доставки готовых блюд eda1.ru, объединяющий бренды «Сушкоф», «Дель Песто» и «Лапша тетушки Бунси», вырос из маленькой кухни, которую в 2008 г. открыл Иван Зайченко. 

 

«После Олимпиады в Сочи — ничего не страшно»: бизнес-опыт Александра Докучаева

Как художник стал банкиром, а топ-менеджер из телеком-отрасли — владельцем софтверной компании: за свою карьеру екатеринбургский предприниматель Александр Докучаев не раз круто менял вектор.

 

 

Автор: Андрей Пермяков
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Сборная Франции стала чемпионом мира по футболу Сборная Франции стала чемпионом мира по футболу
«Вы жулики, в отставку!» К депутату из-за критики пенсионной реформы пришли силовики
Сбербанк и «Тинькофф» протестируют систему карточных переводов по номеру телефона
России снова грозит убыль населения: в страну едут все меньше иностранцев
«Не до отпусков»: почему у россиян резко выросло число «свободных денег»
Продажи в четыре раза выше: как футбольные болельщики озолотили рестораны и магазины
Число фирм-банкротов в России продолжает расти. Потери увеличиваются с каждым кварталом

Бизнес

Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
«В России попадает на полигоны 98% мусора, в Швеции — 1%, но у нас ушло на это 40 лет»
«Будут кивать в ответ, обсуждая, как вас доить»: что надо знать о китайцах до переговоров
Как обособить производство и не попасть на дробление бизнеса? Законные варианты
«Стучат друг на друга». Как защитить бизнес от собственников
«Адванта» против Microsoft. Как фирма из Екатеринбурга подвинула мирового лидера / ОПЫТ
Пять причин подумать о том, как сохранить владельческий контроль над бизнесом

Свое дело

«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС

Качество жизни

«Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно» «Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно»
«Даже в престижные лицеи под видом школьной формы может пробраться китайщина»
Выпустили, потому что могли. Тест-драйв Lada Vesta Cross
«Проверяю игрушки на внуке». Как «Сима-Ленд» производит мыльные пузыри и велосипеды
«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей

Мнения

«Давайте вскроем ватку, ой, извините, препарируем этот скандал» — Евгений Енин «Давайте вскроем ватку, ой, извините, препарируем этот скандал» — Евгений Енин
«Игры кончились». Как спасти детей от тяжелой участи «золотой молодежи»?
Борис Дьяконов: «Предприниматели грезят о росте, но чаще всего это чужие мечты»
Как спасти свою компанию от «белых» рейдеров — Денис Пучков
«Темная сторона» работы с клиентами в России: как излечить бизнес от страсти к демпингу?
«Джентльменские соглашения? Забудьте». Как защитить бизнес при уходе ключевых сотрудников
«Развитые страны даже не обратят на них внимания». Что думают эксперты об офшорах в России

Лайфхаки

«Старый друг»: топ-5 иномарок, ездить на которых приятно 10 и больше лет «Старый друг»: топ-5 иномарок, ездить на которых приятно 10 и больше лет
Создатель Википедии Джимми Уэйлс: «Меня называли «худшим кошмаром Гугла»
«Срочно», «горим» и «все пропало»? Как не испортить отпуск проверкой рабочей почты
Гасить кредиты, копить, жить. Как сделать так, чтобы зарплаты хватало на все?
«Можете остаться и без жилья, и без денег»: шесть типов «опасных» для покупки квартир
Дайте пятилеткам шанс найти работу. Как готовить ребенка к миру профессий будущего
Нет денег на отпуск? Будьте хитрее: 18 способов отдохнуть за полцены
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.