Подписаться
Курс ЦБ на 23.04
93,25
99,36

Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер»

Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер»
Автор фото: Вероника Воронина. Иллюстрация: Оргкомитет «Заря»

Зомби с бензопилой, космические пираты, заброшенный завод, танки и сотрудники Минобороны: история о том, как Илья Лопарев превратил свое хобби в бизнес.

Первая страйкбольная игра на Среднем Урале прошла в начале 2000-х, и за прошедшие полтора десятка лет это развлечение стало весьма популярным. Все больше «профессиональных» игроков, регулярно выезжает с собственным оборудованием на тренировки и многочасовые игры, и все чаще офисные работники отмечают сдачу годового отчета или запуск нового продукта не посиделками в ресторане, а «стрельбой» по коллегам.
 
Лет десять назад Илья Лопарев, работавший в то время начальником пресс-службы в СКБ-банке, увлекся страйкболом. Он решил не только участвовать в играх и проводить их, но и зарабатывать деньги на своем хобби, и открыл первый в Екатеринбурге страйкбольный клуб «Сталкер», в котором можно провести игру в любое время года.  
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 1

Разборки на «Каучуке»

Идея открыть всесезонный полигон для игр в страйкбол появилась в 2008 г. Безусловно, страйкбольные игры проводились и до этого, но они были ограничены довольно коротким уральским летом: осенние дожди и зимние морозы, из-за которых отказывает техника и довольно быстро замерзают бойцы, не располагают к играм на свежем воздухе. 
 
Первую крытую площадку для страйкбольных баталий Илья Лопарев, скооперировавшись с несколькими друзьями, открыл в цехах бывшего завода «Каучук» на Уктусе. Трехэтажное помещение с высоченными потолками разделили дополнительными деревянными перекрытиями с лестницами, люками и переходами, а обшарпанные стены цеха и гофрированные трубы неясного назначения даже не пришлось трогать: они сами по себе создают атмосферу хоть «Пикника на обочине», хоть заброшенного дома в Припяти. Путь до «Сталкера» не слишком близкий, и владелец клуба признается, что с удовольствием открыл бы полигон хоть на Площади 1905 года. Но в таком случае аренда заставила бы в десять раз увеличить стоимость услуг, и, несмотря на шаговую доступность, клиенты просто не шли бы за непомерно дорогим развлечением. Сейчас стоимость двух часов игры для одного участника составляет 1100 руб. 
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 2
 
«Помещение нашли очень быстро, в конце 2000-х простаивающих площадок промобъектов было куда больше, чем сейчас. Полгода ушло на ремонт и обустройство полигона. Несмотря на то, что площадка расположена на окраине, это  5 тыс. квадратных метров, и арендная плата за нее весьма ощутима. Поскольку клуб мы открывали на собственные средства, приходилось экономить, и все перекрытия, раздевалки, зоны отдыха мы делали собственными силами и довольно долго. Первые два года нам приходилось все заработанные средства вкладывать в развитие клуба, выйти за отметку «ноль» смогли только к 2011-му. Впрочем, достраиваем и улучшаем наши полигоны мы до сих пор»,  рассказывает владелец «Сталкера». 
 
Первую игру здесь провели в начале 2009 г., а через пару лет к этой площадке прибавили вторую, сняв еще одно помещение в этом же здании. Здесь обстановка имитирует городскую улицу — здания, граффити на стенах, остовы автомобилей, которые не без труда затаскивали на седьмой этаж. 
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 3
 
Позже к крытым площадкам добавили открытые полигоны, а к страйкболу прибавился лазертаг. В страйкболе оборудование  приводы  максимально приближено по своему внешнему виду и весу к реальному оружию, только стреляет пластиковыми шариками. В лазертаге «перестрелка» ведется с помощью безопасных для человека лазерных лучей. Попадание считывает специальный датчик, которым снабжаются все участники игры. Отличная штука: во-первых, оружие в лазертаге гарантированно не оставит синяков на теле, во-вторых, пластиковый автомат весит не больше килограмма и идеально подходит даже для хрупких девушек и детей. И, в-третьих, параметры оружия можно запрограммировать по любым требованиям, как в компьютерной игре. Например, можно заложить, что первое попадание будет засчитываться как «ранение», а второе  уже как «смерть». Или  «гибель» противника будет приносить тебе дополнительные очки жизни. Да и халтурить компьютер не позволяет. 
 
Страйкбольная перестрелка часто заканчивается жаркими спорами «попал – не попал»: поражение противника зависит не только от твоей меткости, но и от его честности. В лазертаге учет поражений ведет компьютер, хотя, как уверяет Илья, систему при большом желании можно обойти и в этом случае, но сделать это труднее. 
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 4
 
Под каждую игру разрабатывается свой сценарий  он зависит от желаемой длительности игры и предпочтения участников. Это может быть просто перестрелка двух команд, а может  целый квест, в котором стрельба сочетается с разгадыванием загадок. Изрядное оживление игре может добавить зомби, бегающий за игроками с включенной бензопилой или возможность спуститься в альпинистской обвязке по системе вентиляции через все шесть ярусов полигона  практически обязательный атрибут множества голливудских боевиков.
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 5
«Единственное, что мы не предлагаем нашим гостям,  это пейнтбол. Пейнтбольные маркеры стреляют шариками с краской на основе желатина. На открытом полигоне это не является проблемой: результаты побоища смоет первый же дождь. У нас оттереть помещение от скользких следов краски до конца будет невозможно. Кроме того, мне просто не нравится пейнтбол»,  объясняет Илья Лопарев. 
 
Первых посетителей в «Сталкер» заманивали через соцсети, с помощью «сарафанного радио», одно время даже использовали наружную рекламу. 
 
«Сейчас к нам приходит достаточное для нормального функционирования клуба количество гостей  еженедельно несколько сотен человек. Значительную долю посетителей составляют дети от десяти лет и участники корпоративов. Благодаря тому, что у нас несколько полигонов и достаточное количество оборудования, чтобы принять одновременно несколько десятков человек, мы можем работать с командами больших компаний – к нам приезжают сотрудники Coca-Cola, British American Tobacco, регулярно заглядывают ребята из «Касперского». Популярностью пользуется рабоче-развлекательный формат: мы установили в зоне отдыха оборудование для проведения презентаций, и там можно сначала пройти корпоративное обучение, а потом — поиграть в страйкбол или лазертаг»,  говорит Илья Лопарев.
Три перелома за восемь лет
 
Сейчас в городе есть еще несколько площадок для страйкбола и лазертага, но в конце 2000-х эти услуги предлагал только «Сталкер», поэтому многие вещи, которые сейчас успешно применяют в игровой индустрии, приходилось разрабатывать самим. Например, это касается правил безопасности. 
 
«В вопросах безопасности мы  параноики, и прежде чем дать игроку автомат в руки, проводим изнуряющий инструктаж по ТБ, который разработали задолго до открытия площадки. Инструкторы следят за его соблюдением, на всех полигонах убрано все, что может представлять хоть какую-то опасность. Сам по себе страйкбол  игра достаточно безопасная при соблюдении минимальных правил. Например, на игроке обязательно должна быть маска  не очки, а именно маска, которая полностью защищает лицо от шариков-снарядов. В лазертаге вообще невозможно причинить физический вред оружием. Конечно, остается возможность упасть, растянуть ногу, набить шишку, но от этого не застрахован ни один любитель любого активного отдыха. С момента открытия клуба наши клиенты три раза ломали себе конечности. За восемь лет  не такой уж плохой показатель», — рассказывает Илья Лопарев. 
 
Еще одно открытие «Сталкера»  практика проведения открытых игр, когда команда собирается из случайных участников. Такие игры востребованы теми, кто по какой-то причине собрать команду не смог. Тогда он просто кооперируется с такими же «внекомандными» участниками.
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 6
 
Оружие и защитную экипировку для игры всем участникам выдают в клубе. Страйкбольные приводы закупают у дилеров китайских производителей, а оборудование для лазертага  напрямую у российского завода.
 
«Производят его у нас как минимум в трех городах  и это повод для гордости. Мы работаем со смоленской компанией Lazerwar,  рассказывает Лопарев.  Для нас это выгодно: стоимость оборудования в меньшей степени привязана к колебанию валют, кроме того, любые вопросы и предложения можно адресовать напрямую производителю, что очень удобно. Правда, претензий к их оборудованию практически не возникает».
 
И страйкбольное оружие, и оборудование для лазертага можно покупать и продавать без особых на то разрешений, поэтому для открытия клуба никаких специальных лицензий получать не нужно. Необходимы только помещение, юрлицо и знание матчасти: приходится не только разбираться в страйкболе, знать о правилах, оборудовании и т.д., но и уметь на основе этих знаний придумывать новые решения и фишки, которые выделят новый клуб на фоне уже существующих. 
 
«Типичную раскладку по затратам просчитать трудно. У вас есть помещение в собственности? Минус затраты на аренду. Вы планируете проводить небольшие игры и закупили десять приводов  сможете чинить их сами, и вам потребуется всего два-три сотрудника, то есть фонд зарплаты будет минимальный. Вы хотите крутых игр с аниматорами и сюжетами и закупили для этого полсотни приводов, наняв десяток помощников? Тогда вам потребуется мастерская, потому что оборудование для игры довольно капризно, и при интенсивном использовании быстро выходит из строя, а зарплата составит 20-30 процентов в структуре расходов. Средний срок окупаемости такого клуба  мы смотрим по своему опыту и по другим участникам рынка  составляет 1,5 -2 года»,  считает владелец «Сталкера».

Военный антураж

Игры на крытых полигонах  штука сезонная, летом поток клиентов редеет, и с мая по октябрь клуб «Сталкер» проводит выездные игры на открытых полигонах. Правда, их аудитория  это уже не дети, и офисные работники, выбирающиеся пострелять раз в год, а те, у кого есть собственное оборудование и кто выбрал страйкбол своим хобби. 
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 7
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 8
 
Как правило, две самые большие игры в году  это открытие (в начале мая) и закрытие (в конце октября) сезона, которые собирают от 600 до 2 тыс. человек. Разработка такой масштабной игры занимает полгода-год, а ее бюджет приближается к миллиону рублей. 
 
По сценарию игры противодействие будет между двумя сторонами  синими и желтыми. «Я избегаю в описании сюжета описаний реальных военных историй, названий стран и военных блоков»,  объясняет Илья Лопарев. В ходе игры стороны должны будут захватывать и удерживать контроль над пятью контрольными точками, плюс решать задачи, присланные из штаба  захватить, найти, доставить, освободить и т.д., зарабатывая баллы для своего блока. Игра будет длиться 22 часа без остановки на ночь, а потом по набранным баллам одной из сторон будет присуждена победа. 
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 9
 
Последние несколько лет открытие сезона «Сталкер» проводит совместно с межрегиональным оргкомитетом военно-тактических игр «Заря», который тесно сотрудничает с Министерством обороны РФ. Именно благодаря этому сотрудничеству игра со стороны выглядит как практически реальный театр военных действий: настоящие танки, БТР, впечатляющая пиротехника и военные в качестве массовки. 
 
«Заре» удалось показать министерству обороны, что в этих играх есть польза: спортивное развитие, патриотическое воспитание. На первой игре с участием военных по их лицам было понятно, что они не слишком понимают, что вообще тут делают, но у них оказались толковые командиры: они воспользовались игрой как возможностью дополнительного обучения солдат, начали проявлять инициативу, сейчас и им, и нам интересно работать на открытиях и закрытиях»,  вспоминает г-н Лопарев. 
 
Между открытием и закрытием «Сталкер» старается ежемесячно проводить игры поменьше  на 100-150 человек.
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 10
 
«Провести даже такую игру непросто, что уж говорить об играх на несколько сот человек. Сюжетный список любой игры  это перечисление пунктов, которые в любом случае пойдут не так, как ты планировал. Когда начинаешь их организовывать, резко меняются критерии качества игры. Игроки после мероприятий, бывает, жалуются на то, что им что-то не понравилось в сюжете, были сырые дрова или не выдали памятный магнитик во время регистрации. Безусловно, организаторы прислушивается к таким замечаниям, но если участники жалуются только на бытовые мелочи  значит, игра прошла неплохо. Качество игры  это важно, но для организаторов все равно главным критерием остается безопасность: «тысяча человек сутки взаимодействовала на полигоне и все прошло без травм»,  объясняет Лопарев. 
 
Как заработать на корпоративной перестрелке. Опыт страйкбольного клуба «Сталкер» 11
 
Фото: Игорь Черепанов, Вероника Воронина
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.