Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Клиенты совсем оборзели!» Как не надо бороться с потребительским экстремизмом
«Клиенты совсем оборзели!» Как не надо бороться с потребительским экстремизмом
Источник: pixabay.com

«Клиенты совсем оборзели!» Как не надо бороться с потребительским экстремизмом

Самое читаемое
  • «Повышение НДС до 20% — только первый шаг. Скоро будет и второй» «Повышение НДС до 20% — только первый шаг. Скоро будет и второй»
  • «Если человек не умеет продавать, ему никогда не подняться по социальной лестнице». МНЕНИЕ «Если человек не умеет продавать, ему никогда не подняться по социальной лестнице». МНЕНИЕ
  • «Шабаш, как в 90-е. Давно так не напрягались». Скандал в vip-ресторане Екатеринбурга «Шабаш, как в 90-е. Давно так не напрягались». Скандал в vip-ресторане Екатеринбурга
  • Богатые россияне вынуждены ослабить контроль за активами, чтобы передать их наследникам Богатые россияне вынуждены ослабить контроль за активами, чтобы передать их наследникам
  • «Сама мысль о работе уже портит вашу жизнь». Как среди вечных дел найти время для себя «Сама мысль о работе уже портит вашу жизнь». Как среди вечных дел найти время для себя
06:33   11.05.2018

«Недовольный клиент хочет власти над вашим бизнесом, и дайте ему власть!». Война предпринимателей и клиентов переходит на новую стадию. Какое оружие стороны теперь пустят в ход?

В предпринимательской среде Екатеринбурга стало модным скептически относиться к отзывам в социальных сетях и работе различных рекомендательных сервисов. Основная претензия проста: сети переполнены негативом, ведь люди с охотой ругают, но редко хвалят даже за дело, а доверия к специализированным рекомендательным сервисам мало из-за риска «проплаченных» отзывов. Но, если погрузиться в проблему чуть глубже, то выяснится, что за последние несколько ситуация с рекомендациями как раз, напротив, стала лучше. А некоторые предприниматели, которые «ругают этот ваш Фламп», просто забыли, что может быть намного хуже. 

У рекомендательных сервисов вроде популярного Флампа действительно масса недостатков, связанных с достоверностью оценок, но надо признать, что в общей огромной массе информации лучшего варианта обратной связи от рынка на региональном уровне пока никто не придумал. По крайней мере, в сфере бытовых услуг населению. А самая главная роль таких проектов как раз в том, что они держат бизнес в постоянном тонусе, — рассуждает Артем Кулаков, замдиректора по маркетингу компании «Альтернатива».  

Необходимо признать, что малый бизнес боится публичной огласки своих недостатков и старается действовать более-менее здраво именно из-за того, что клиент обладает современными инструментами распространения своего мнения. По сути, каждый отдельно взятый человек теперь обладает потенциалом СМИ, если ему есть что сказать. И попытки «сделать шаг назад», то есть заменить различные раскрученные сайты отзывов прямым обращением в бизнес, не могут стать системным решением. 

Да, кажется, будто некоторые клиенты совсем оборзели и не понимают базовых вещей. Но предприниматели не лучше! Вы мне простите, но когда директор говорит «не пишите нигде отзывы, звоните мне», это только со стороны выглядит красиво. А в реальности вы хоть раз пробовали до этого директора дозвониться? Он что, будет готов выслушать ваш отзыв 24 часа в сутки? Нет, такое сработает, только если у директора узкая группа клиентов с суперэлитным товаром, но они и так не будут ничего никуда писать. А массовый клиент звонить напрямую директору не будет и не хочет. Он хочет власти над бизнесом, выраженной в праве на публичный отзыв, — комментирует маркетолог Антон Смирницкий. 

Для малого и среднего бизнеса система отзывов в социальных сетях и на специальных сайтах — это мощнейший маркетинговый инструмент. Одна из основных проблем — в том, что самостоятельного полноценного маркетинга в работе с клиентами и их запросами у малого и среднего бизнеса крайне мало. Редкие случаи лишь подтверждают правило. Вот, к примеру, по данным опроса, который был проведен в Екатеринбурге в конце 2017 г. исследовательской группой IQ Events и приурочен к разработке маркетинговых акций для новогодних праздников, лишь 34% всех предпринимателей Екатеринбурга анкетируют своих клиентов. Остальные либо никогда не имели такой практики, либо проводят такие опросы крайне нерегулярно, и чаще всего доверяют оценку потребностей клиентов сотрудникам фронт-офиса (например, менеджерам по продажам). В исследовании приняли участие более 400 компаний малого и среднего бизнеса с численностью персонала от 50 до 300 человек. 

Как отмечают авторы исследования, особенно печально выглядит глубина аналитической работы у бизнеса при организации самостоятельных опросов. Так, из указанных 34% лишь четверть (то есть примерно 9% от всех респондентов) хранят историю своих опросов клиентов более чем один год, сравнивают эти данные между собой и имеют стандартные анкеты, чтобы сопоставляемые данные были репрезентативны. 

Иными словами, огромный массив отзывов на таких ресурсах для бизнеса — кладезь данных о том, что интересно клиентам. Часто — безальтернативная. Ведь в подавляющем большинстве случаев негативные отзывы  это реальные честные мнения, другое дело, что они могут быть эмоциональными, не всегда полными и даже выходящими за рамки приличий. 

Предприниматель печется о сервисе не ради самого сервиса (качества услуг), он хочет, чтобы клиент вернулся и рекомендовал компанию другим. Ради выгоды. Это нормально, чисто коммерческая причина. Он боится огласки любых «косяков» и превентивно повышает качество услуг, старается поднять планку и избежать ситуации, когда клиент захочет пожаловаться. Страх  вот что движет классическим малым предпринимателем, и не надо иллюзий»,   полагает Олег Добродеев, директор компании Flit-ST.

В своей авторской колонке на тему отзывов от клиентов Михаил Фейгин, совладелец сети «Очки для вас», возмущается, что каждый негативный отзыв заставляет их компанию проводить целое расследование. Но это же прекрасно! И было бы оно так, если бы не Фламп и ему подобные? Вряд ли. 

Тот же Фейсбук сейчас активно ругают за массу негатива, в том числе за множество отрицательных отзывов о бизнесе. Евгений Кобзев, совладелец сервиса «Кнопка», который раньше сам активно писал критические отзывы о компаниях, даже опубликовал в DK.RU программную колонку, в которой зарекся в открытую «кошмарить» бизнес. 

Но альтернатива «волне критики»  советский сервис с его книгами жалоб и предложений, которые висели в каждом заведении и которые руководители поправляли, как удобно. А самое интересное, что, несмотря на кажущееся засилье негатива за последние два года на площадках нескольких популярных рекомендательных сервисов  доля положительных комментариев возросла. В среднем за год речь идет о росте примерно на 10-15%. Этому во многом способствует более грамотная политика работы самих предпринимателей с отзывами. Как положительными (что объективно проще), так и с отрицательными. 

Практика самого уральского бизнеса показывает, что работать с рекомендательными сервисами, и вообще отзывами клиентов, можно по-разному. Причем иногда сам по себе характер такой работы может стать бизнесу своеобразной рекламой. Один из самых ярких примеров  история, о которой писал DK.RU: про то, как с отзывами работают сотрудники апартаментов «Аквамарин» в Екатеринбурге. Они отвечают практически на каждый отзыв, но если на положительные пишут емкие благодарности, то на отрицательные подробно и в резкой форме сообщают клиенту, что он «сам дурак». Причем стоит подчеркнуть: подробность каждого ответа указывает на то, что авторы из числа сотрудников компании действительно помнят историю каждого клиента, который написал отзыв, помнят, как именно он провел время в апартаментах и чем «на самом деле» вызван его негативный отзыв. 

К примеру, когда клиент на сервисе Booking.com пишет о неработающей технике и сантехнике, в компании отвечают (орфография сохранена): 

Здравствуйте Юлия — уснувшая в ванне и сделавшая промочку. (и за которую вы заплатили!!!) Чем писать бред лучше почитайте отзывы что были у нас до вас!!! С вашим хамским поведением лучше сидеть в той деревне от куда вы приехали. Желаю и к вам такого же отношения, — как вы относитесь к людям!!! И прежде чем выбираться в города миллионники ознакомьтесь хотя бы в интернете как работает микроволновка, ванна джакузи и всего остального, чего вы Юлия наверное ещё не видели. Кстати, после вас что заселялся гость Андрей тоже остался не доволен т к его не разместили в номере что он хотел с двумя сабаками. (которые в прошлый раз «метили» на диван). Нужно учится культуре господа!!! А потом уже все остальное… 

Поначалу это вызывало шок, а со временем стало определенным стилем, создающим у компании репутацию в стиле известного российского предпринимателя Олега Тинькова, то есть этакой ершистой, иногда даже хамовитой, но честной организации, которая не боится вступать в полемику и отвечать на критику аргументированно и жестко. 

Как отмечала в свое время Александра Рудаковская, руководитель группы комьюнити-менеджеров сервиса Фламп, развитие практики работы с отзывами идет одновременно с развитием самого понятия сервис:

Пятнадцать лет назад выбирать было не из чего: компаний в сфере услуг и обслуживания было немного, а понятие качественного сервиса только зарождалось. Поэтому раньше мы удивлялись, что в Traveller’s Coffee бариста громко говорят «здравствуйте» и «до свидания», а сейчас скорее странно, если с тобой где-то не поздороваются.

Что касается извечной проблемы проплаченных отзывов, то здесь, как в старой сказке, «любишь бизнес, люби и саночки возить  негатив обрабатывать». Проблема проплаченных отзывов не исчезнет, к примеру, с введением обязательных неанонимных отзывов, как не исчезает ложь от того, что ее говорят тебе прямо в глаза заранее представившиеся тебе люди. Отдельные примеры такой «проплаченной критики» толкают особо активных бизнесменов на то, чтобы судиться с площадками размещения отзывов. Но уже имеющиеся судебные прецеденты (последний громкий пример  Новосибирск, 2014 год) показывают, что суд встает на стороны сайтов. А любые ограничения в действиях рекомендателей, если их все-таки добиться, ударят куда больше по самому же малому бизнесу.

Автор: Андрей Попов
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Темпы роста приносятся в жертву финансовой стабильности». Чем обернулся дефолт 1998 года «Темпы роста приносятся в жертву финансовой стабильности». Чем обернулся дефолт 1998 года
«Шабаш, как в 90-е. Давно так не напрягались». Скандал в vip-ресторане Екатеринбурга
Бизнес предложил передавать персональные данные россиян «на сторону» без их ведома
Производители мясопродуктов попросили правительство помочь повысить цены
Богатые россияне вынуждены ослабить контроль за активами, чтобы передать их наследникам
«Яндекс» ищет продавцов для своего первого смартфона. Ритейлеры против — маржа минимальная
«Есть заинтересованные». Как Андрей Косилов столкнулся с проблемами в Свердловской области

Бизнес

Компенсация за переезд — приманка для ценных сотрудников или трата денег впустую? Компенсация за переезд — приманка для ценных сотрудников или трата денег впустую?
На грани фола! Как нанять топ-менеджера, который не будет воровать
Про самое интересное вы еще не слышали. Каких новых видов страхования ждать бизнесу?
Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса
«Создали несколько виртуальных заводов, а они превратились в настоящие. Сюрприз!»
Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
«В России попадает на полигоны 98% мусора, в Швеции — 1%, но у нас ушло на это 40 лет»

Свое дело

«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот «Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ
Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ
«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта

Качество жизни

«Повышение НДС до 20% — только первый шаг. Скоро будет и второй» «Повышение НДС до 20% — только первый шаг. Скоро будет и второй»
Екатеринбург опять выделился. Почему впервые «Единую Россию» могут снять с выборов?
«Чтобы стать богатым, нужно следовать одному правилу». Какому? ВИДЕО
«Главная ошибка предпринимателей — они верят в свой бизнес»
«Вполне вероятно ослабление рубля в масштабах 2014 г». Доллар резко подорожал: что дальше?
Как создаются тысячелетние бизнесы. История на реальном примере
«Мы шли к этому 20 лет». Почему нам нужна пенсионная реформа — аргументы эксперта

Мнения

«Хуже всего будет отличникам — они учат насмерть». Какие навыки нужны человеку будущего «Хуже всего будет отличникам — они учат насмерть». Какие навыки нужны человеку будущего
«Скорая» грустно проезжает мимо, потому что все не поместятся». Почему казаки — это фейк
Анатолий Чубайс: «Утечка мозгов в США — это не катастрофа, они вернутся в Россию»
«У моего друга есть ресторан, а у меня нет. Чем я хуже»? Как благие цели приводят к краху
«Власти пытаются одновременно бежать в разные стороны». К чему приведет отмена долевки
Эндрю ОБриен: «В РФ сложности возникают из-за больших расстояний и непредсказуемой погоды»
«Дискуссия про пенсионную реформу — это как дискуссия про закат солнца» — Евгений Енин

Лайфхаки

Мозг с годами меняет наши воспоминания, не знали? 7 странных свойств человеческой психики Мозг с годами меняет наши воспоминания, не знали? 7 странных свойств человеческой психики
«Если человек не умеет продавать, ему никогда не подняться по социальной лестнице». МНЕНИЕ
«Сама мысль о работе уже портит вашу жизнь». Как среди вечных дел найти время для себя
Посмотреть родину Деда Мороза и школу Гарри Поттера. Где стоит побывать каждому ребенку
Каждый человек способен иметь 15 источников дохода. Считайте сами
Охранники, операторы, консультанты. Какие еще профессии стали ненужными в России XXI века?
Михаил Фридман: «Я никогда не терял здорового сна, успешные бизнесмены умеют отключаться»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen