Подписаться
Деловой квартал / Новости / «КоАП морально устарел, его нужно пересмотреть», — Савва Шипов, замминистра эко...
«КоАП морально устарел, его нужно пересмотреть», — Савва Шипов, замминистра экономики РФ
Источник: пресс-служба Министерства экономического развития

«КоАП морально устарел, его нужно пересмотреть», — Савва Шипов, замминистра экономики РФ

Самое читаемое
  • Кроссоверы, которые по карману. Топ-5 моделей от 440 000 рублей Кроссоверы, которые по карману. Топ-5 моделей от 440 000 рублей
  • Татьяна Черниговская: «Зачем мы воспитываем детей так, будто у них будет еще одна жизнь?» Татьяна Черниговская: «Зачем мы воспитываем детей так, будто у них будет еще одна жизнь?»
  • «Нужны или отставки, или благословение». Путин готовит «серийную» замену губернаторов «Нужны или отставки, или благословение». Путин готовит «серийную» замену губернаторов
  • «Если дождь, вы берете зонт. Так и со школой: не надо ее бояться» — Екатерина Сибирцева «Если дождь, вы берете зонт. Так и со школой: не надо ее бояться» — Екатерина Сибирцева
  • «Часто слышу, что элитные гимназии — зло». Учитель из поколения Y — о сегрегации в школах «Часто слышу, что элитные гимназии — зло». Учитель из поколения Y — о сегрегации в школах
11:49   01.03.2018

Заместитель Максима Орешкина уверен, что от советских стандартов пришло время отказаться, а количество выявленных нарушений — плохой показатель работы контрольных органов.

Савва Шипов, заместитель министра экономического развития РФ:

— Главная проблема контролера — это недостаток ресурса. Система, которая действует сейчас, устроена так, что ты должен реагировать на все жалобы и обращения и проверять всех постоянно. Из-за этого получается, что много времени контролер тратит неэффективно. Внедрение риск-ориентированного подхода, который Министерство экономического развития внедряет в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, позволяет сэкономить время сотрудников и сконцентрироваться на больших рисках.

Несколько слов о профилактике — на наш взгляд, будущее за ней. Важно, чтобы не было нарушений. А как создать условия? Во-первых, есть новый механизм, который появился в 2017 году — это предостережение, то есть предпринимателю приходит информация о незначительном нарушении.

Орган может не выходить с проверкой и направить только этот документ — извольте посмотреть и не нарушать. Никаких негативных последствий для бизнеса, но предприниматель предупрежден, что есть риски.

Большая проблема связана с разъяснениями контрольно-надзорных органов. Приходит обращение, в котором бизнесмен спрашивает, как правильно действовать в той или иной ситуации. То, что прописано в законе, ему непонятно. И контролер  отвечает: мы думаем, что надо делать вот так, но мы не несем юридической ответственности за то, что мы вам написали. Предпринимателю с этой бумажкой что делать? Все равно он будет ей следовать, какой-никакой, а документ. А потом этого же предпринимателя привлекают к ответственности, он получает штраф или взыскание.

В рамках реформы КНД контрольные органы получат право выдавать такие разъяснения, имеющие юридическое значение, и предприниматель не будет привлечен к административной или другой ответственности. Это как защитная грамота, если ты действуешь по ней — даже если окажется, что надзорный орган был неправ.

Есть и другая проблема — существующие требования зачастую приняты давным-давно и носят избыточный характер. Примеры можно приводить бесконечно.

Вот один из самых смешных случаев. Какой-то уходящий на пенсию полковник милиции раскопал документ 1927 г., в котором было написано, что ему при выходе на пенсию работодатель должен выдать лошадь. Он выиграл суд, в результате ему лошадь, конечно, не подарили, но возместили ее стоимость. Другое требование: у каждого человека, который работает за компьютером, должна быть подставка для ног. Конечно, его никто не выполняет. И таких требований, которые для чего-то всегда проверяются, но никто им не следует, — их множество.

Возникает вопрос — как от них отказаться. Мы придумали такую схему, за которую нас много ругали, но, мне кажется, она правильная. В прошлом году вступил в силу закон, в соответствии с которым запрещено проверять требования, содержащиеся в актах советского периода. У контролеров был год, чтобы вытащить то, что им нужно, из советских документов и внести в новые нормативно-правовые акты. Если этого не было сделано, все старые требования мы отрезали.

С июля 2017 г. закон вступил в силу — не было ни одной ситуации, которая говорила бы о том, что что-то ухудшилось, ни одного сигнала.

Поэтому предложение, с которым Министерство экономического развития выступает, — это продолжить такую практику и расширить ее на документы, принятые до 2010 г. Объясню, почему, на еще одном примере.

Все знают, что такое скотомогильники. Было принято требование о том, что каждый должен быть оборудован коновязью, чтобы лошадь привязать. Как вы думаете, в каком году появилось это требование в законодательстве? В 1996-м. Таких ситуаций у нас немало, поэтому в 2010 г. заработала оценка регулирующего воздействия. Каждый документ, который принимался на федеральном уровне, подвергался оценке — как он влияет на бизнес, оправданы ли эти требования и цель их принятия по отношению к тем расходам, которые бизнес понесет.

Мы предлагаем взять 2010 год точкой отсчета, дать три года контрольным органам на работу по переносу старых требований в новые нормативные акты с обязательным прохождением оценки регулирующего воздействия. 

А теперь прочувствуйте масштабность проблемы. Когда мы начинали реформу, все контрольные органы должны были провести ревизию требований и разместить их на сайте. Один орган сказал — мы готовы это сделать, но нам нужно два года. Что можно говорить о предпринимателях, которые обязаны эти требования соблюдать? Поэтому мы рассчитываем, что такая мера поможет обновить не только механизмы и процедуры, но и сами требования, на ревизию которых уходит столько времени.

Еще немного слов об ответственности. КоАП — это латаное одеяло, он уже морально устарел, и в нем содержится множество норм, которые идут в разные стороны. За равные по степени общественной опасности правонарушения предусмотрена разная ответственность. Мы считаем, что необходимо в целом пересмотреть Кодекс, эта мера назрела. За правонарушения, которые не являются общественно опасными, не должно быть штрафов, всегда должно быть сначала предупреждение.

В результате мы должны отказаться от палочной системы, которая является мерилом любого КНО, и перейти к оценке эффективности по снижению ущерба. Если количество смертей снижается — значит, контролер работает эффективно. А если наоборот, то неважно, сколько он нарушений выявил.

Колонку подготовила Полина Худякова на основе выступления Саввы Шипова на круглом столе по инвестиционному климату Челябинской области для рубрики «Особое мнение Челябинск»

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.