Деловой квартал / Новости / Когда россияне начнут покупать продукты в интернете, и кто победит «Пятерочку» ...
Когда россияне начнут покупать продукты в интернете, и кто победит «Пятерочку» / КОЛОНКА
Антон Еликов
Источник: Business Episode

Когда россияне начнут покупать продукты в интернете, и кто победит «Пятерочку» / КОЛОНКА

Самое читаемое
  • В Кремле опасаются протестов из-за повышения пенсионного возраста
В Кремле опасаются протестов из-за повышения пенсионного возраста
  • Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе
  • Уже закрываются бизнесы. Где сейчас в Екатеринбурге ищут самых дефицитных руководителей? Уже закрываются бизнесы. Где сейчас в Екатеринбурге ищут самых дефицитных руководителей?
  • Петиция против повышения пенсионного возраста набрала более 1 млн подписей Петиция против повышения пенсионного возраста набрала более 1 млн подписей
  • «Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите» «Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите»
06:30   03.10.2017

«Когда вы с тележкой ходите по магазину и думаете, что выбираете товары, это не так. Вы собираете свой заказ за предприятие и экономите деньги сети». Победит ли онлайн обычные магазины — Антон Еликов.

Антон Еликов, сооснователь компании «Мерката»:

— Совокупно офлайн-ритейла в России больше, чем онлайн-магазинов: сетевых точек порядка 70 тыс., небольших розничных предприятий (магазинов у дома, павильонов, ларьков, всевозможных точек на рынках) — 700 тыс., а число интернет-магазинов находится на уровне 50-100 тыс. Это логично, ведь онлайну не нужно плодить множество отделений, чтобы быть рядом с покупателями — достаточно проникнуть в их смартфоны. Но статистика не учитывает покупки в группах ВКонтакте или аккаунтах в Instagram. Этот большой сегмент бизнеса не посчитан, но его нельзя списывать со счетов. Так, молодая предпринимательница в Instagram сделала выручку на уровне 360 млн руб. — продавала кофейные скрабы. Она покупает отработанный кофе в кофейнях за копейки и реализует через соцсеть. И еще большой вопрос, что победит в итоге — онлайн-ритейл или продажи в интернете.

В разных странах верх пока берет то онлайн, то офлайн. В Италии представлены оба вида розничной торговли, рынок гипермаркетов там составляет порядка 4 млрд евро каждый год, и он снижается, при этом сегмент рынка Food service delivery — все, что связано с едой в доставку, находится на уровне 200 млрд евро ежегодно. В Италии огромное количество производителей фермерских товаров, и продукты по большей части уезжают в доставку — люди любят вкусно поесть, на рестораны не всегда находится время, так что они заказывают домой много еды — как в готовом формате, так и в виде ингредиентов. И опыт Италии говорит: интернет-торговля продуктами питания может очень неплохо расти.   

В Великобритании сегмент онлайн тоже побеждает, причем только за счет особенностей Лондона. В столице платный въезд в центр города, платные парковки, и эти ограничения привели к отказу горожан от автомобилей. Соответственно, они перестают ездить закупаться продуктами в гипермаркеты, им стало удобнее ходить в магазины у дома. Но проблема в том, что в Лондоне очень высокая цена на недвижимость, и это отражается на стоимости продуктов. Поэтому сеть Tesco и Amazon делают в Лондоне 50% розничного товарооборота по продуктам питания — готовым и в ингредиентной форме.

Вот так внешние факторы города могут повлиять на специфику потребления людей. И если в России похожие инициативы воплотятся в жизнь, вполне возможно, что через несколько лет мы увидим, как классическая офлайн-розница будет перемещаться в онлайн.  

С другой стороны пример Китая: у немецкой компании Metro в цифровых каналах 12,5 млн подписчиков, из них 12 млн — китайцы. Они терпеть не могут бумажные каталоги, в отличие от немцев, и потребляют контент только в цифровом виде — в мобильном приложении, а лучше прямо в WeChat. Плюс Китай — это родина AliExpress, и это о многом говорит. Но при этом доля офлайн-торговли в КНР в значительной степени превышает онлайн. Покупатели получают предложения на смартфоны, оплачивать покупки могут там же, но все равно физически приходят в магазины. Видимо, это связано с  ментальностью, и онлайн там явно в отстающих.

Как и во Франции. Там просто засилье гипермаркетов. Причем крупные сети развивались очень бурно, государство их никак в этом не ограничивало, и в итоге полки оказались заставлены не слишком качественной продукцией. Не секрет, что гипермаркеты не любят работать с маленькими производителями, им нужен большой, который произведет товар с минимальной ценой, и он лучше всего зайдет в массового потребителя. Отсюда бутылки не литровые, а объемом в 950 мл, сливочное масло с растительными жирами и др. 

Население Франции в какой-то момент отказалось от такой снеди и породило спрос на фермерские продукты, которые не могли зайти в гипермаркеты. Из-за потребительского запроса появились рынки, куда раз в неделю приезжали фермеры и продавали там свои товары. Появилась «продажа в подписку», когда человек платит за поставку корзинки сезонных продуктов каждую неделю в течение всего года. Фермер получил гарантированный доход, покупатель — товар, все счастливы. Таким образом Франция справилась с перекосом в сторону сетевой крупноформатной розницы, которая выжгла маленького производителя. Но онлайн при этом не прижился. То же — в США.

Несмотря на работу гиганта, компании Amazon, американцы продолжают делать семейные вылазки в гипермаркеты на авто. Фактическое доля онлайн-торговли в Штатах всего 8%.  

А что в России? Примечательно, что пока идет «гонка героев» — борьба офлайновых гигантов «Магнит» и «Пятерочка» за перевес в числе точек, на рынке появляются форматы, которые больше походят не на продуктовый магазин, а ближе к кафе. Например, екатеринбургские «Готово» или Street Market Food & Buffet. Есть интересные форматы фермерских продуктов, которые продвигаются через Instagram, и люди к ним идут. Всех объединяет одно — они создают эмоцию. В сетевых магазинах в этом плане тоска, а в небольших персонал зачастую более открыт, там человек не механически покупает себе калории, а приобретает какую-то дополнительную историю.  

Есть еще один, пока не заметный сегмент — начал зарождаться пласт кооперации. Не секрет, что крупные сети, развиваясь, постепенно отгрызают долю и у небольших игроков, и при этом ущемляют в какой-то степени поставщиков — по цене, одних берут в ассортимент, других не берут. Отвергнутые предприниматели изыщут способ выжить: владелец маленького магазина, способный организовать максимально возможный уровень сервиса, и поставщик, который может обеспечить эффективную логистику и достаточную закупочную силу, чтобы конкурировать с торговыми сетями, плюс поставщики локального ассортимента, который никогда не появится в сетях, — это новая сила, способная конкурировать с гигантами. Ничего нового мы здесь не изобрели, похожий формат — голландская франшиза Spar, по сути, объединяющая множество небольших региональных предпринимателей, которые формируют сильный бренд на мировой арене.  

Резюмируя: борьба онлайн- и офлайн-ритейла в продуктовом сегменте имеет место быть, и каким будет облик российской розницы через 5-10 лет, сказать сложно.

Вероятнее, останутся оба формата: в каких-то городах из-за особенностей экосистемы будет много онлайна, а в массе по стране останутся в основном офлайновые магазины.

Не только из-за огромных территорий и логистики. А потому что создать эмоцию можно только в физическом контакте, в интернете с этим сложнее. Плюс офлайн все же рентабельнее. Когда вы с тележкой ходите по магазину и думаете, что выбираете товары, это не так. Вы собираете свой заказ за предприятие и экономите деньги сети. В онлайне же это должен делать человек с оплаченными трудочасами.

Текст написан на основе выступлений в рамках проекта Business Episode, организатор — «Деловая Россия». Автор текста: Екатерина Стихина

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

#Sekta все? Ольга Маркес объявила о закрытии проекта #Sekta все? Ольга Маркес объявила о закрытии проекта
Навальный объявил акцию протеста против повышения пенсионного возраста
Госбанки захватывают онлайн-торговлю: ВТБ договаривается о партнерстве с Alibaba
Расслоение усиливается: сколько нужно зарабатывать в России, чтобы быть «средним классом»
Щедрые латиноамериканцы: сколько Россия сможет заработать на мундиале
Теперь ваши сделки ничтожны. Дело Елкина и Неверова вернулось в Екатеринбург с новой силой
Таможенники предложили обложить пошлинами все онлайн-покупки за рубежом

Бизнес

«Американцы четкие, корейцы ведут бизнес только с мужчинами, а арабы играют «в долгую»» «Американцы четкие, корейцы ведут бизнес только с мужчинами, а арабы играют «в долгую»»
«Без трудового договора и социальных взносов». Мифы производственного кооператива
Тимур Уфимцев: «К «Екатеринбург-Арене» невозможно остаться равнодушным»
«Предпринимателям кажется, что они ничего не нарушают». За что банк может закрыть счет?
«Не столь распространены». О каких инструментах для бизнеса вы зря забыли
«Такое непростое «простое товарищество». Виртуальный помощник для бизнеса
Может ли партнерство бизнеса и государства быть равным? — Денис Пучков

Свое дело

«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС

Качество жизни

«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик» «Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей
«К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением»
«От 35 тыс. евро в год». Кто зарабатывает на юных футболистах в Испании
«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»
«Шансы — почти нулевые». Может ли ваш ребенок стать футбольным профи в Испании?

Мнения

«Мы перевыполнили планку по строительству храмов. Время инвестировать в образование» «Мы перевыполнили планку по строительству храмов. Время инвестировать в образование»
Андрей Мовчан: «В России частный бизнес — враг, если он не обслуживает власть»
Тайное становится явным. Чего вы не знаете о тех, кто нанимает персонал для бизнеса
«Слово «хайп» неспроста возникло. Других способов быть услышанными не остается»
«Единственная необходимая пенсионная реформа — отмена пенсии к такой-то матери»
«Для ВВП не страшно, если уворованные деньги тратят внутри страны. Увы» — Виталий Калугин
«Грамотность нашего бизнесмена в среднем чуть выше нуля». 5 отличий бизнеса в России и США

Лайфхаки

«Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть «Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть
«Власть плюс низкий статус — это смертельно». Шесть способов обезвредить токсичных коллег
«Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите»
Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе
15 лучших пляжей мира: как туда добраться и сколько стоит аренда зонтика
«Работа еще никого не сделала богатым, дело в привычках»: как живут и общаются миллиардеры
Последний час ушел в никуда? Как перестать тратить время впустую
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.