Подписаться
Курс ЦБ на 16.03
91,87
99,97

Купил квартиру за 25 тыс. евро? Не радуйся. В Испании она может стать гирей на твоих ногах

Купил квартиру за 25 тыс. евро? Не радуйся. В Испании она может стать гирей на твоих ногах
Иллюстрация: личный архив Ольги Нагайцевой

Почему не стоит открывать собственный ресторан в Мадриде и чем обернется покупка маленького дома в Андалусии — дружеские советы для начинающих бизнес-экспатов из России на DK.RU.

 
Ольга Нагайцева, возглавляющая консалтинговый центр в Москве, пять лет назад купила дом в Испании и переехала туда с семьей, а потом создала за границей агентство «Практики Испании», помогающее россиянам эмигрировать и адаптироваться на Пиренеях. Она уверена: переехать в Испанию, получить вид на жительство и найти работу или открыть там свой бизнес несложно — эта страна очень дружелюбна к приезжим. Но для того, чтобы успешно адаптироваться к жизни и бизнесу, нужно провести качественный мониторинг и хорошо подготовиться.
 
— Российскому предпринимателю, планирующему не только жить в Испании, но и запустить там новый или купить действующий бизнес, крайне важно очень дотошно изучить плюсы и минусы регионов этой страны. Русский человек, как правило, в первую очередь смотрит на цену недвижимости или бизнеса, не учитывая, что к дому или офису прилагается все остальное — стиль жизни, окружение, атмосфера. А в Испании они очень разнятся в зависимости от конкретной провинции. Едва ли не больше, чем в России. 
 
В целом можно говорить о том, что северные провинции Испании существенно богаче, чем южные: здесь выше качество жизни, более платежеспособное население. На юге выше безработица и ниже зарплаты. То есть, покупая дом или организуя бизнес в южных провинциях, вы гарантированно получите дешевую рабочую силу. Но бонусом к ней — низкую покупательскую способность, ограниченные бюджеты муниципалитетов и изрядно сонное бизнес-сообщество. Поэтому регион все-таки лучше выбирать обдуманно и не ориентироваться на «зато я могу купить здесь квартиру за двадцать пять тысяч евро!».

Очень часто эта квартира или другая недвижимость могут оказаться гирями на ногах, от которых будет крайне сложно избавиться. 

Самые богатые регионы Испании — Мадрид и Страна Басков, здесь средний годовой доход на жителя — от тридцати тысяч евро. Затем идут провинции Наварра и Каталония, здесь кипит бизнес-активность и есть много клиентов для разных сегментов рынка. Самые низкие показатели — в Эстремадуре, Мелилье и Андалусии. Соответственно, многие товары и услуги здесь не востребованы, а на многие есть только сезонный спрос за счет туристов.
 
Следующий важный вопрос, на который нужно будет найти ответ экспату-предпринимателю, — в какой сфере запускать или покупать бизнес. В топ-10 ниш, где запускали свои бизнесы «новые русские испанцы» за последние три-пять лет, входят:
 
  • Недвижимость
  • Туризм
  • Строительство
  • Кафе\Рестораны
  • Салоны красоты
  • Ритейл
  • Отели, хостелы
  • Медицина
  • Автосервисы
  • Клининговые услуги
 
Аренда и продажа недвижимости — ниша, в которой есть спрос и есть деньги: начиная с 2014 г. эмиграция из России растет лавинообразно, а всем приезжающим нужно где-то жить. Но конкуренция на этом рынке достаточно жесткая, и успех тут может быть основан разве что на личном бренде и мгновенном формировании положительной репутации: успешно прошедшие риелт-сделку переселенцы рекомендуют хорошего профессионала друзьям и знакомым.
 
Многие экс-россияне, осмотревшись и погрузившись в местные реалии, запускают свои проекты в сфере туризма. Ориентируются, в первую очередь, на своих соотечественников и зачастую начинают работать на этом поле эффективнее испанцев. Но стоит помнить про основной минус этого бизнеса — сезонность.  
 
Очень заманчиво для многих переселенцев пойти в ресторанный и отельный бизнесы.

Если вы можете самостоятельно работать на любой «ресторанной» должности и знаете специфику каждой из них — прекрасно, можете попробовать. Если нет — лучше выбрать другой бизнес: испанский ресторанный рынок практически не принимает непрофессионалов.

Вполне перспективные бизнес-варианты для россиян — индустрия красоты, клининг, ремонт автомобилей. Уровень этих услуг здесь не слишком высок, а спрос на них есть, и завоевать лояльность консервативных испанцев в этих нишах проще, чем в том же ресторанном бизнесе. 
 
И будьте осторожны с фантазиями. Если у вас родилась гениальная идея для суперкрутого бизнеса, «которого в Испании еще нет и от которого все придут в восторг», перед тем как «отрезать», надо будет «отмерить» не семь раз, а как минимум сто. Дело в том, что в Испании довольно трудно приживаются всевозможные новые форматы и всякие прекрасные штучки, еще неведомые потребителям. Местные относятся ко всему новому достаточно настороженно, а туристам на кратковременном отдыхе не до новаций — им бы найти, где красиво погулять и вкусно и недорого поесть. 

Выбрав подходящую нишу, стоит задуматься о целевой аудитории своего будущего бизнеса — здесь она менее однородна, чем в России. 

Местные жители-испанцы — товарищи довольно сложные. Они донельзя консервативны и могут годами ходить в одно и то же кафе, покупать продукты у «своих» продавцов на рынке и ремонтировать машину в автосервисе соседа. К новому магазинчику или кафе они «на районе» отнесутся настороженно, но если вам удастся завоевать их сердца и кошельки — хранят верность годами и обеспечивают круглогодичный спрос.
 
Русскоязычная диаспора — люди, привыкшие в России к определенному сервису и культуре обслуживания, а также к определенным товарам и услугам. Соответственно, их можно завоевать качественным сервисом и привычными услугами. Но здесь важно не переоценить спрос, к тому же нужно иметь в виду, что по мере адаптации и «врастания» в испанские реалии, некоторые привычки и потребности меняются. 
 
Туристы из России — интересная и платежеспособная аудитория, которую, к тому же, можно цеплять не только в момент нахождения в Испании, но еще на этапе планирования поездки (с помощью сайта, SEO, SMM, «сарафанного радио»). Здесь важно найти перспективную нишу или интересную собственную «фишку», а также уметь разворачивать и сворачивать бизнес в зависимости от спроса, чтобы в несезон сводить накладные расходы к минимуму.
 
Работать с туристами-иностранцами будет сложно, так как у европейцев принято планировать путешествия заранее, соответственно, у немца или голландца, приехавшего в Барселону на пару недель, зачастую уже расписан весь отпуск — экскурсии, музеи, прогулки и т.д. И услуги на месте большинству из них просто не нужны.
 
Самое читаемое
  • Ежедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивовЕжедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивов
  • Опубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской областиОпубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской области
  • На Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явкеНа Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явке
  • У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.