Подписаться
Деловой квартал / Новости / Личный ад собственника. Честный рассказ о том, как бизнес губят самые дорогие люди
Личный ад собственника. Честный рассказ о том, как бизнес губят самые дорогие люди
Ольга Чебыкина
Источник: Личный архив

Личный ад собственника. Честный рассказ о том, как бизнес губят самые дорогие люди

Самое читаемое
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище» «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
06:30   04.05.2018

У этих людей на лбу написано: Уничтожаем успешный бизнес. Любя. Дорого. И обидно, что проблем можно избежать. Но никто не хочет соблюдать простые правила, потому что они кажутся противоестественными.

Ольга Чебыкина, директор компании «HR-Лидер»:

— Сообщество собственников в России сейчас вошло в такую стадию своего развития, когда вопрос передачи бизнеса следующему поколению встал крайне остро. Не то чтобы все владельцы компаний завтра собрались умирать, но ситуация складывается таким образом, что знающие люди наконец-то поняли: наследников к передаче бизнеса надо готовить. Делать это надо заранее и не абы как, а качественно и профессионально. А вот как именно это делать, никто толком не знает. Потому что личного такого опыта в жизни не было. Потому что сами этот бизнес ни от кого не получали, а создавали, собирали по крупицам, вырывали зубами у конкурентов, бандитов, властей. И теперь, когда все это «нажитое непосильным трудом» превратилось из простого источника дохода во что-то большее, для кого-то даже в смысл всей жизни, очень не хочется, чтобы все это погибло, развалилось без ключевого элемента — первого лица. 
Проблема наследования в обществе, где вообще нет традиции семейного дела — это очень серьезная проблема, которая не имеет простого решения.

Ведь никто толком не понимает, что значит «отдавать бизнес», а что такое «принимать бизнес». Каковы права и обязанности сторон, причем не юридические, прежде всего, а именно чисто человеческие, ценностные. А ошибки в этом деле могут стоить людям не только денег или репутации, но и превратиться в большую личную драму. 

Сейчас я как раз работаю с несколькими такими ситуациями и вижу, насколько разными, но все же похожими они могут быть. И как болезненно отражаются на людях. Вот один из типичных примеров. Папа создал серьезное производственное предприятие. У него трое детей, все работают на этом же заводе. Вроде бы и бизнес вполне успешный, и семья при деле, но что-то явно не так. 

Сам отец говорит, что не хочет, чтобы дети продолжали работать в его компании, просит помочь передать бизнес наемному управленцу. Но при этом инстинктивно таких наемных управленцев из бизнеса выщелкивает.

Не раз и не два на его завод приходили новые люди и быстро оттуда вылетали, потому что у папы такие «стальные яйца», что ни один мужик с ним просто не срабатывается. Последний наемный директор выдержал четыре месяца! Дети работают в администрации завода, он их от себя не отпускает, ему с ними комфортно, а они, может, страдают от такого надзора, но бросить папу не могут. И как перенять эту махину, которая без папы неуправляема, и вести дальше, никто из них не понимает. И папа не может позволить рухнуть своему бизнесу. Потому что компании уже больше 15 лет, это третье предприятие по России в своем сегменте, и оно для основателя как родное. При этом у детей есть свои предпринимательские задатки, есть с чем работать, они хотят свое дело, но явно не в масштабах папиной компании. Два месяца уже бьемся, чтобы помочь им выйти из этого тупика. Потому что лет восемь-десять назад был упущен какой-то крайне важный момент для реального принятия решений. 

О каких решениях идет речь? Какие шаги надо предпринять обязательно, чтобы избежать такого вот тупика? За годы практического опыта работы с запросами по передаче бизнеса, я выработала пять ключевых шагов, которые способствуют успешному «переходу». Учтите, работают только все вместе:

Первое. Надо вообще понимать, есть ли реальная задача передать бизнес. Это вопрос вовсе не риторический, потому что нередко оказывается: передавать ничего никому не нужно, а нужно, например, привязать детей к родителям через компанию. Это очень распространенная ситуация. Ответьте для себя на этот вопрос честно и только тогда идите вперед.

Второе. Чтобы передать бизнес, он должен быть системой. Максимально качественно должны быть отлажены внутренние процессы и его взаимодействие с внешней средой. Если вы смогли создать систему, которая работает, как часы, без вашего участия, ваши шансы получать прибыль или дивиденды от этого бизнеса после передачи управления «наследнику» значительно повышаются.

Третье. Наследник должен пройти внутри компании какой-то трудовой путь. Нельзя давать человеку готовый статус «наследника». Должность, полученная сразу с прицелом на абстрактное «заменить папу/маму», ничего толком не даст. Она может даже навредить! Причем делать это надо заранее. Мы когда с одним собственником обсуждали эту тему, он мне сказал, что ему еще даже 50-ти нет, он, мол, еще поработает сам. Но вот именно когда кажется, что вы еще поработаете сами, надо вводить в бизнес наследника. 

Четвертое. Наследник должен учиться. Случаи, когда человек может сам через практику, без помощи и поддержки понять все, что нужно, крайне редки. Экономика, юриспруденция, производство, маркетингвыбор направлений для обучения достаточно широк. Но должно быть что-то, с чего наследник зайдет в компанию как профессионал, а не как случайный назначенец. Если наследник перспективен как управленецотлично, пусть это будет менеджмент. Если как специалист, пускай, например, возьмет себе роль юриста компании, PR-специалиста, технологаневажно, что он выберет, важно, чтобы выбор был по душе. С одним «наследником» из примера выше так и произошло. Он понимает, что не хочет управлять, но хорошо исполняет роль юриста в бизнесе. Если будет расширяться юридическая сфера, он пойдет в компании дальше. 

Пятое. Передавайте бизнес на коммерческих условиях, а не просто по принципу «махнул рукой, мол, теперь все твое, гуляй сынок/дочка». Например, можно прописать пожизненную ренту основателю. Это очень важно для ощущения сделки, когда все участники понимают, какая ценность была отдана и что получено взамен. Это же бизнес — без ценности сделки здесь нельзя!

Эти пять шаговбаза. Но есть самый большой риск, способный погубить весь процесс. Большинство бизнесов, о которых идет речь, появились 20-25 лет назад. Когда собственники их создавали, они не думали о будущем компаний, более того, они не знали, получится у них или нет вообще что-то сделать. А сейчас, когда уже получилось, но оно еще не может жить самостоятельно, еще требует ухода, у собственника включается родительский инстинкт. Забота о бизнесе — это как забота о перворожденном ребенке для многих. Это так естественно, что ты не задумываешься, что вообще-то именно такое отношение и ставит крест на любой передаче бизнеса кому-либо. Ребенка не отдают! Это же предательство! 
Ребенка никто не отпустит до самой смерти, и поэтому все разговоры про передачу бизнеса по наследству, пока для тебя это «дитя родное», остаются разговорами.
Развязаться с этой идеей ты можешь только в своей голове. А это значит, что ты должен заниматься с коучем, а может даже… скажу сейчас страшное… с психоаналитиком.  Эмоциональная привязанность — это не плохо и не хорошо, все мы люди. Но вот вопрос: когда тебе 35-40, у тебя низкая ригидность, а способность к изменениям достаточно высока, а когда тебе 60, ты уже как скала! Ни привычкам, ни отношениям и на йоту не изменишь. И вот тут-то очень трудно бывает принять, что бизнес уже не твой, а другой цели у тебя в жизни нет. И этот естественный  тупик можно спрогнозировать и обойти заранее. За годы до того, как вы реально отдадите свою компанию другому, пускай даже самому дорогому человеку. 
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
Уральские айтишники-миллиардеры отправляют Федора Конюхова в опасное путешествие
Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон «Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen