Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это...
«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
Источник: Пресс-служба Кремля

«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»

Самое читаемое
  • «Что там в реальной жизни». Путин поручил Медведеву проверить рост налогов для граждан «Что там в реальной жизни». Путин поручил Медведеву проверить рост налогов для граждан
  • Андрей Мовчан: «Швейцарский банк и 40% пассивного дохода? Срочно выводите деньги!» Андрей Мовчан: «Швейцарский банк и 40% пассивного дохода? Срочно выводите деньги!»
  • Отдадим 25% всех налогов. Во что обойдется Уралу новая фантастическая стройка? Отдадим 25% всех налогов. Во что обойдется Уралу новая фантастическая стройка?
  • Два «иностранца» для него — неприемлемый риск. Путин возрождает советскую «суперкурицу» Два «иностранца» для него — неприемлемый риск. Путин возрождает советскую «суперкурицу»
  • Дмитрий Потапенко: «ИП — это петля на шее. Открывайте ООО и продавайте макароны с гречкой» Дмитрий Потапенко: «ИП — это петля на шее. Открывайте ООО и продавайте макароны с гречкой»
09:00   08.06.2018

«Мы старательно закрываем глаза на социальное расслоение». Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов — о проблеме неуспешных людей, которых воспитывают школа и вузы, и других бедах российского образования.

Образование в России может вносить больший вклад в экономику даже при нынешних плохих институтах, считает Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Основные проблемы образовательной системы в стране в том, что она не поощряет талантливых людей, плодит неуспешных, приводит к утечке мозгов и усиливает социальное расслоение. Улучшить ситуацию можно при политической воле руководства страны. Об этом г-н Кузьминов рассказал на лекции в Уральском федеральном университете. DK.RU публикует первую часть его выступления.

 — Образование, как и здравоохранение и культура, практически не имеет крупных бизнесов, которые совмещали бы свои интересы с реализацией образовательных проектов. Крупных инвестиций, интересных для крупных бизнес-групп, фактически нет. Сюда направляют бюджетные средства, разделенные на очень небольшие кусочки, которые очень жестко контролируются. 

Как ускорить экономический рост, повысить стабильность российского общества, не допустить технологического отставания? Что образование может для этого сделать, почему оно делает мало, как увеличить его вклад в решение конкретных вопросов, например, нетрадиционного экспорта? 

Образование выполняет целый ряд социальных ролей. Это и обеспечение производительности труда — чем более человек образован в общем и профессиональном плане, тем лучше он работает. Это и потенциал создания новых технологий, и инновационный потенциал предпринимательства, потому что предприниматель — это тоже функция образования. Это и социальная мобильность, и улучшение институтов через инициативные социальные действия, которые тоже зависят от образованности людей. 

Россия страна не очень богатая, зато очень образованная. Фактически речь идет о том, что в России не капитализирован человеческий потенциал.

Обычно говорят: человеческий капитал — что это? Это капитализированная сумма будущего дохода, которая есть у человека в результате его образования, опыта и так далее. То есть капитал может быть привязан к определенной отрасли, району и фирме, а может быть независим. Но очень часто под человеческим капиталом расширительно понимается человеческий потенциал, то есть образовательный потенциал населения, совокупность знаний и готовность к их освоению. То, что формируется системой образования и культуры. Это может и вести к доходам человека, его работодателя и страны, а может и не вести. Для России очень важно акцентировать, что это разные вещи.

Это показывает и динамика производительности нашего труда: динамика ВВП на душу населения четко ей соответствует. Экономика очень плохо растет за счет повышения эффективности людей. В чем причина такой низкой капитализации?

Здесь несколько уровней объяснений — и внутренние образовательные, и внешние. Внешние: отсутствие конкуренции в экономике, подавление предпринимательской инициативы — люди элементарно боятся начинать бизнес, потому что мы в борьбе с мошенничеством закошмарили бизнес до такой степени, что туда входят только очень смелые люди.

Низкий спрос со стороны экономики на образованных людей существует в ряде секторов. Но на самом деле даже при плохих институтах мы можем добиться большего, чем сейчас. 

Оснований, чтобы отказываться от улучшения образования, мне кажется, нет. Дело в том, что оно имеет собственный вклад в экономический рост, независимо от качества институтов. Люди образованные и готовые к творчеству будут заниматься им даже в шарашке. 

Нашей задачей в этом докладе было выявить собственный потенциал образования и те необходимые изменения, которые позволят увеличить его вклад в экономику.

 В чем, собственно, проблемы? Первое: у нас низкий уровень поощрения талантов. Мы гордимся всероссийскими олимпиадами, олимпиадным движением, но оно покрывает только 4% рынка труда: это спортсмены, те, кто занимается искусством, и будущие ученые в предметах, соответствующих школьной программе. По физике и литературе — да, по психологии и урбанистике — нет. То есть огромная часть рынка труда, где есть свои таланты, от краснодеревщика до социального психолога и политического лидера, не покрываются системой поиска и поддержки талантов в России.

Мы отстали от развитых стран, которых опережали еще 20 лет назад. Мы не ухудшили ситуацию, просто стояли на месте. 

Второе: проблема неуспешных. Больше четверти школьников у нас выпускаются, не освоив минимум одну из базовых компетенций. Если у человека негативная компетенция по русскому языку или математике, это значит, что он не освоил целый блок школьного образования.

Фактически он не может дальше получать образование и внятную квалификацию, потому что его база недостаточна, и не может продавать себя на рынке труда. Нет, это не конченый человек, который не может работать, но его надо вести за руку и говорить, что надо делать. Извините, что говорю цинично, но это правда. Это часто очень хорошие люди, но сейчас в России они достигают успеха только через один социальный институт — армию.

Контрактная армия оказалась «окном» для таких людей, потому что там они отдают распоряжение собой, и их вознаграждают за усилие. До половины этих людей становится вполне успешными потом, но им нужен социальный костыль.

Когорту неуспешных надо сжимать. Относительно неуспешности мы должны сравнивать себя с разными странами. В Бразилии или Индии доля неуспешных такая же или больше, чем у нас, но это трудоизбыточные страны, их развивающая часть экономики может не замечать неуспешных. А мы — трудонедостаточная страна, у нас от 6 до 8 млн трудовых мигрантов, а четверть наших школьников оказываются неуспешны. Вы знаете, что у нас 5 млн молодых людей вообще не работают или перебиваются случайными заработками? Это брак системы общего образования.

В Европе доля таких социально неуспешных от 7% до 15%. В Скандинавии их 7% — это то, что система образования может делать для экономики и общества, а мы этого не делаем. 

Третье. У нас один из самых низких показателей обновления квалификации среди взрослых, мы не получаем притока мозгов. Мы один из лидеров в системе обучения иностранцев, но доля иностранцев высокого уровня ничтожно мала. Всего 5% аспирантов — иностранные граждане, и это очень большая ошибка: мы находимся в зоне, где у нас больше забирают мозгов, чем мы забираем у других. 

Четвертое. Ситуация с социальной дифференциацией. Образование у нас фактически не является социальным перемешивателем. Мы наряду с несколькими странами глубоко третьего мира не уделяем достаточно внимания социальному перемешиванию через образование. Система образования у нас работает как мультипликатор социального расслоения, а не как его снижатель. Единственный инструмент, который работает против него, — ЕГЭ.

У нас нет реальных социальных стипендий, которые бы поддерживали усилия человека, нуждающегося в помощи, нет подготовительных отделений для выходцев из семей с низким уровнем образования и достатка. Мы старательно закрываем глаза на социальное расслоение. 

Еще одна проблема — низкое качество. Надо говорить не о недофинансировании, а о том, что наши инвестиции в образование не обеспечивают высокого качества. Как выглядит ситуация с бюджетными и квазибюджетными расходами на образование? Был один пик — в 2009 г., когда они перевалили за 4% ВВП, а сейчас эти расходы все время снижаются. В результате у нас возникает ловушка, которую формируют сложившиеся институты, в первую очередь Конституция. 

Если посмотреть на источники средств для образования, то это бюджет плюс деньги семьи и бизнеса. Вклады семьи очень велики на дошкольной стадии, потом они обнуляются и остаются на очень низком уровне где-то до 14 лет. Но это провал, отсутствие возможности мобилизовать средства населения — в Конституции написано, что общее среднее образование у нас бесплатно. 

Робкие попытки инициативных директоров что-то собрать сразу наталкиваются чуть ли не на прокуратуру. Школу закошмарили так, что она боится привлекать средства родителей. Готовность людей платить за образование у нас выше, чем в США, но мы не можем мобилизовать эти средства.

Я не буду судить тех, кто говорит про Конституцию. 60% нашего населения — далеко не средний класс. Да, они будут платить, но столько, что все равно пострадают в системе неравенства. Других вариантов, кроме как выполнить Конституцию и экономических, нет. У нас не просто система недофинансированности, а система, которая воспроизводит и умножает социальное неравенство.

Материал подготовил Андрей Пермяков. Продолжение следует. 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Бывший банк семьи Валерия Язева лишился лицензии Бывший банк семьи Валерия Язева лишился лицензии
«Сделку признают недействительной». В городе новая мошенническая схема продажи квартир
Табачные компании заподозрили в уходе от налогов. У ФНС — претензии на десятки миллиардов
Не надо ждать «Черной пятницы». Улететь за границу со скидкой 30% можно сегодня
Новые назначения: бюджет Екатеринбурга передали под контроль силовика
Обострение в Газе: у Израиля и ХАМАС самый сильный конфликт с 2014 г. Что происходит?
1,9 млрд для Глацких. Семья скандальной чиновницы заработала на сомнительных госконтрактах

Бизнес

«Потребуется время, чтобы люди привыкли к низкой инфляции» — Елена Федина, Банк России «Потребуется время, чтобы люди привыкли к низкой инфляции» — Елена Федина, Банк России
О кошке Бузовой, хайпе Малышевой и исчезающих «познерах». Какие бывают типы клиентов
Александр Высокинский: «На войне города и области выросли целые династии пиарщиков»
«Титановая долина» ― пережиток постиндустриальной эпохи. Ей нет места в будущем»
«В 2019 году может наступить циклическая рецессия. Насколько серьезная — большой вопрос»
«Раньше квартиры разлетались как горячие пирожки». Как рынок меняет работу риелторов?
«Для американцев российские СМИ — только бизнес. Но вкладывать в них они хотят все меньше»

Свое дело

Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами
Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале
Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам
«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
Сергей Пудов: «Мы лучше китайцев знаем, как работает буровая в условиях русского севера»
«Муж критикует!» — Татьяна Заводовская о том, как открывала кафе и защищала бизнес-план

Качество жизни

«Закусил удила и доказываю: я могу!». Банкир — о том, почему бизнес невозможен без спорта «Закусил удила и доказываю: я могу!». Банкир — о том, почему бизнес невозможен без спорта
«Школа не приняла бы наш образ жизни». Бизнесмен о том, как выбирал образование для дочери
Вашу недвижимость выставили на продажу, а вы не в курсе. Кому это нужно, и что делать?
Что вы делаете не так? 5 ошибок при выборе дома, из-за которых теряют деньги
Ужасы домашнего обучения. Не торопитесь забирать ребенка из школы, иначе вы погубите его
«Мы поняли: первым в России будет съеден малый бизнес. И поехали зарабатывать в Испанию»
«Давайте запретим всю информацию «из-за бугра». Но что это даст?» — Анастасия Беренова

Мнения

«Дотрынделись?» Почему в России стали увольнять за «макарошки» и «вас рожать не просили» «Дотрынделись?» Почему в России стали увольнять за «макарошки» и «вас рожать не просили»
«Скумбрия против всех». Когда политика становится фарсом, люди превращают ее в карнавал
«У нас каждый чем-то промышляет». Почему государство не сможет контролировать самозанятых
Двойное дно: «Не тупите, скандальная Глацких нас спасает! Но надо понять ее правильно!»
«Монстры продаж — борзые, их мотивируют только деньги» — Светлана Галилеева, TELE2
«Чиновникам нужно избавиться от «синдрома кухни». Последствия скандала с Глацких / МНЕНИЯ
«У нас искусственно создается стереотип: кроме военных и политиков никто Родину не любит»

Лайфхаки

Отпуск в декабре: как не разориться в предрождественской Европе и где поймать волну Отпуск в декабре: как не разориться в предрождественской Европе и где поймать волну
«Человек не должен работать до 40 лет, это время на жизнь. Пенсия подождет до 80». МНЕНИЕ
Десять лишних часов в неделю. Кто или что может сделать часть работы за вас. ЛАЙФХАК
«Главное — хоть как-то управлять собственными деньгами». Нужны ли вам наличные?
Вы точно можете экономить больше: 10 способов накопить на что-то важное
Стать сильнее всего на 1%. Как небольшой отрыв от конкурентов определяет всю жизнь
Дмитрий Потапенко: «ИП — это петля на шее. Открывайте ООО и продавайте макароны с гречкой»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen