Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Марк Шмулевич: Приватность в эпоху Big Data? Забудьте!

Марк Шмулевич, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - о том, как будут меняться представления о приватности в Интернете в эпоху Big Datа.

Анализ больших объемов данных, Big Data, — главный технологический тренд ближайших десяти лет. При этом все, что связано с технологиями больших данных, до сих пор порождает больше вопросов, чем ответов. 
Одно из определений Big Data гласит, что это «данные настолько большого объема, что их невозможно обработать и проанализировать обычными средствами за разумное время». Если принять это определение, сразу возникает вопрос: будет ли технология Big Data волновать умы людей так же, как сейчас, еще долгое время, или эта технология станет обыденной уже через десять лет и Big Data больше не будет, потому что все данные будут большими. Одно несомненно: технологии Big Data принесут огромную пользу человеку. 
В первую очередь большие данные повысят эффективность бизнеса. Есть расчеты, что повышение продаж компаний, использующих Big Data, обеспечит увеличение налоговых поступлений в госбюджет до 3% в ближайшие десять лет. Это означает, что государство крайне заинтересовано в Big Data. Это и новые рабочие места, и поддержка принятия решений для самого государства. Принимать важные для страны решения без анализа больших данных будет не просто трудно, но и практически невозможно уже очень скоро. В октябре 2013 г. утверждена Стратегия развития отрасли ИТ, и в ней перечислены направления, для развития которых государство должно фокусировать все имеющиеся ресурсы на R&D (а не распределять равномерно). Иными словами, это приоритеты. Направление «обработка больших данных» стоит в этом перечне на первом месте! При этом у государства не так много задач для развития Big Data. 
Во‑первых, это обучение специалистов — аналитиков больших данных (Data Scientist) и других, которых сегодня неоткуда взять, потому что их не готовят вузы (или мало готовят). Второе — не только дать возможность бизнесу использовать большие данные, но и применять их для госуправления. Третье — это исследования. 
Но самый важный вопрос, обращенный к государству в связи с Big Data, — как оно, государство, будет обеспечивать защиту персональных данных, безопасность информации, используемых властью, бизнесом, гражданами? Именно это становится важнейшей темой при обсуждении перспектив Big Data не только для бизнеса, но и для всех людей в целом. 
Вопрос о защите персональных данных гораздо глубже, чем это может показаться. Думая о том, что и как защищать, нужно понять, а какой вообще смысл будет иметь эта защита в будущем. Посмотрите на самих людей. На самом деле люди сегодня, и прежде всего молодежь, вообще не склонны беспокоиться о своей privacy. Например, если вы зайдете на любой фото‑хостинг — Flickr, Яндекс‑Фото — и случайным образом отберете достаточно большую выборку фотографий, то вы увидите, что лишь несколько процентов людей хоть как‑то повышают приватность своих фотографий, например скрывают EXIF‑данные снимка, место, дату фотографирования. ­Люди даже не задумываются о том, что эта информация может иметь значение. Примерно треть фотографий имеет GPS‑метку положения. А от 30 до 50% фото с меткой положения такого качества, что легко можно распознать лица и фигуры людей, случайно попавших в кадр. Значительная часть фотографий, примерно 1/5, свободно выложенные на популярных фотохостингах, потенциально могут принести вред другим людям, которые не только об этом не подозревают, но и ничего не смогут с этим сделать. Это маленький пример сегодняшнего дня. А ведь объем данных в Интернете, включающих персональную информацию, находится в фазе бурного роста, таких данных будет все больше и больше. 
Это говорит о том, что научно‑технический прогресс остановить не только сложно, но и невозможно. Очень много шансов, что через 10‑15 лет люди просто будут по‑другому думать о проблеме приватности. Потому что невозможно уйти от того, что огромная часть информации о нас с вами, которая сегодня считается личной, завтра перестанет считаться таковой. Она будет всюду, и все будут знать об этом. 
Государство, с одной стороны, должно по закону обеспечивать защиту персональных данных — в рамках существующих подходов. Но в перспективе пятнадцати лет становится очевидным, что эти подходы к тому времени не будут работать. А поскольку темпы развития в ИТ ускоряются, то вполне может статься, что то будущее, которое мы планируем через пятнадцать лет, может наступить уже лет через семь. Одно можно сказать с большой долей уверенности: уже в ближайшее время Big Data изменит наши сегодняшние представления о приватности. 
 
Колонка подготовлена на основе выступления на форуме «Открытые инновации‑2013»
Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.