Подписаться
Деловой квартал / Новости / Михаил Мальцев, «Пиотровский»: «YouTube стремительно убивает бульварное чтиво»
Михаил Мальцев, «Пиотровский»: «YouTube стремительно убивает бульварное чтиво»
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

Михаил Мальцев, «Пиотровский»: «YouTube стремительно убивает бульварное чтиво»

Самое читаемое
  • «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет
  • Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ
  • «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
  • Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
  • «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
07:31   23.06.2017

«Многим сейчас интереснее смотреть сериалы. В такой ситуации статус книжного магазина меняется на глазах». Директор «Пиотровского» — о том, как продавать качественные книги и конкурировать с сетями.

Книжный магазин «Пиотровский» заработал в Екатеринбурге в ноябре 2015 г., одновременно с открытием Ельцин Центра. За это время он стал культурной точкой притяжения в городе — благодаря широкому выбору качественной литературы и лекциям на актуальные общественные темы. «Пиотровский» в Екатеринбурге — это второй проект Михаила Мальцева: одноименный книжный магазин он открыл в Перми еще в 2010 г.
 
Г-н Мальцев рассказал DK.RU, как издавать и продавать качественную литературу в эпоху YouTube, сколько стоит открытие книжного магазина, а также какие книги читают сейчас и какие будут популярными в скором будущем. 
 

Вы открылись в Екатеринбурге 1,5 года назад. Можете подвести итоги с точки зрения бизнеса?

— Строго говоря, книготорговля сейчас не выглядит привлекательной с точки зрения бизнеса, особенно, в нашем формате. Это — дело, но не совсем бизнес. Эпоха цифрового капитализма сменила эпоху печатного, и бумажная книга по определению окружена аурой прошлого. Быть может, в мире еще много людей, которым удобнее пользоваться книгой как инструментом образования. Но представьте, какая серьезная конкуренция с YouTube-каналами, где, например, за 10 минут вам могут объяснить устройство вселенной или логико-философский трактат. Сравните, например, количество просмотров видео про русский авангард на канале «Арзамас» с тиражом книг на ту же тему.

В сфере развлекательного контента YouTube уже стремительно «убивает» так называемый pulp-fiction (бульварное чтиво — прим.ред.).

Многим сейчас интереснее смотреть сериалы или мемы на смартфоне, чем читать приключенческие, детективные или любовные истории. В такой ситуации статус и книги, и книжного магазина меняется на глазах: теперь книга — это больше объект чувственного наслаждения, а не рабочий инструмент или медиум, а книжный магазин — место, куда можно сбежать от агрессивной современности. 

Впрочем, я убежден, что дружба с книгой всегда ставит вас в выгодное положение, чем бы вы ни занимались, космическими технологиями или охраной парковки. К счастью, видимо, так думаю не только я, и поэтому мы растем, примерно на 15% по сравнению с началом прошлого года.

Если сравнить с сетевыми книжными, то в прошлом году выручка «Читай-города» выросла почти на 30%.  
 
— Между сетевыми книжными магазинами и нами большая разница. Мы почти не торгуем никакими сопутствующими товарами. К тому же «Читай-город» в основном представляет самое крупное российское издательство: «Эксмо–АСТ». У нас оно тоже занимает определенное место, но совершенно не доминирует. Книг «Нового литературного обозрения», «Нового издательства», Ad Marginem или издательства Высшей школы экономики мы в городе продаем большем, чем эти магазины, — это точно.
 
Разница еще и в подходах. «Читай-город» сделан в первую очередь, чтобы получать прибыль. Это по-своему честная и понятная рыночная модель. Но «Пиотровский» задумывался в обход рыночной логики, в первую очередь как место бытования в городе книжной культуры, с разговорами, посиделками, лекциями, школами. В «Пиотровском» принято знать, когда, кем и что издается, у нас ценят хороший перевод, дизайн, спорят об актуальности и так далее. Хозяйствование, экономика подключаются уже на этой стадии как способность весь этот праздник обеспечивать.    
 
В какую сумму обойдется запуск подобного книжного магазина сейчас?
 
— В 2010 г. открытие «Пиотровского» в Перми стоило 350 тыс. руб. Магазин до сих пор существует, и книг там не меньше, чем здесь. Естественно, в Перми нет дизайна от бюро Бернаскони, который делал интерьер всего Ельцин Центра и заодно «Пиотровского». Вложения в книжный могут составлять разные суммы — от самой минимальной до бесконечности.  
 
Вы говорите, что почти не торгуете сопутствующими товарами. Может быть, планируете зарабатывать на сувенирах? В Петербурге магазин «Подписные издания» получает с них существенный доход. 
 
— Возможно, мы сделаем  мерч (сувенир с атрибутикой — прим. ред.) со своим логотипом, но «Пиотровский» всегда будет в первую очередь книжным магазином.
 
Собираетесь открыть интернет-магазин? 
 
— Это принципиально другой тип торговли. Здесь у нас атмосфера, дизайн, своя рубрикация, разговоры, советы, лекции. А там: склад, логистика, схемы, сайт...
 
Среди людей, которые к вам приходят, вы выделяете какое-то ядро?
 
— Быть может, я не прав, но мне кажется, что в таких индустриальных городах, как Пермь и Екатеринбург, основа нашей аудитории — это «шестидесятники», физики-лирики и их потомки. Они формировали читающую среду города в советское время, а потом привычка читать передавалась в семье следующему поколению.
 
У вас очень обширная лекционная программа. Насколько это эффективный инструмент привлечения аудитории, особенно тех, у кого не было в семье привычки читать?
 
— Она носит небольшой пропагандистский эффект. Но чтобы человек начал покупать книги, кто-то должен внушить ему, что это круто, либо заставить его это сделать — например, преподаватель в университете. Заставить покупать книги мы, к сожалению, никого не можем, а объяснить, что это круто, тоже не совсем получается, потому что мы — лица заинтересованные.
 
Лекторий существует, скорее, как открытая бесплатная образовательная площадка, но неразрывно связанная с актуальным российским книгоиздательским процессом, так как все темы вращаются вокруг свежеизданных книг и основные наши партнеры — это издательства. Но в каком-то смысле это еще и попытка размышлять вместе на важные темы  с привлечением экспертов. За сезон у нас прошло 30 лекций, и все они были неслучайными. Всего на лекциях побывало несколько тысяч человек.
 
Итоги я бы подвел, скорее, не в финансовом смысле, а в плане развертывания потенциала магазина: мы «подкрутили» многие вещи, связанные с экспозицией книг, коллектив выработал свою манеру работы, привычки, которые мне нравятся и в которые я стараюсь не вмешиваться. 
 
Иногда персонал книжных магазинов критикуют за недостаточное внимание к посетителям. 
 
— Не все ожидания людей, которые приходят в магазин, оправданы. Некоторым кажется, что продавец должен быть этаким «чего изволите-с, сударь?». Я считаю, что главная вещь для продавца — это компетентность и вежливость, постоянно улыбаться он не должен, фальшивые эмоции не нужны. Но если я замечаю, что покупателя встретили затылком, или не поздоровались — я делаю замечание своим коллегам.
 
 
В одном из интервью вы говорили, что предполагали хороший спрос на литературу про современную российскую политику и поэзию, но это оказалось не так.
 
— В первом случае — и бог с ним, во втором — к большому сожалению. Отсутствие устойчивого интереса к современной русской поэзии тревожно, потому что таким образом мы перестаем справляться со своим языком, то есть с русским языком. В нескольких хороших издательствах есть поэтические серии, но в целом ситуация плачевная. Были попытки вернуть поэзию в область общественной жизни широких народных слоев. Например, отличный фестиваль «Слова-нова» в Перми, который мы поддерживали. Но ничего из этого не вышло. Надеюсь, что это временно.
 
Какие разделы пользуются наибольшей популярностью?
 
— В целом, сейчас люди больше читают нон-фикшн, три четверти книг в Пиотровском — не художественные. Покупают исследования по новой экономике, социологические труды, научно-популярную литературу. При этом привычки читать нехудожественную литературу 20 лет назад почти не было, это новое для России явление. 
 
Ощущение, что книжный бизнес меняется не очень динамично.
 
— Для западного книжного рынка последние годы были ознаменованы битвой с электронными книгами, которая вроде бы закончилась победой бумажных книг. А в России тиражи давно были на минимуме: в стране с населением в 147 млн человек актуальные книги, которые многим не мешало бы прочитать, выходят тиражом 1000-3000 экземпляров. Соответственно, вопрос в том, что дальше: закрываться или искать новые пути.
 
У некоторых российских издателей получилось отыскать партнеров, союзников и финансирование, переработать дизайн, они научились экономить, понимать важность логистики, развили в себе издательские инстинкты — рынок профессионализировался.
 
То есть наша местная проблематика заключалась именно в преодолении того разрыва, который образовался при переходе от государственного книгоиздания к стихийному рыночному. Мне кажется, мы пережили худшие времена: сейчас есть что почитать и есть хорошие книжные места в Красноярске, Казани, Питере, Туле, Новосибирске и других городах. Можно говорить уже о пусть небольшой и не сильно развитой, но работающей инфраструктуре.
 
Получается, российские издательства и книжные магазины не уступают европейским в ассортименте и качестве?
 
— Смотря с кем сравнивать: Европа очень неоднородна. Мы вполне можем сравнить себя с восточноевропейским  рынком, а по количеству книг, качеству и актуальности переводимых текстов мы, как мне кажется, их опережаем. Но, по сравнению с Францией и Великобританией, мы совершенно теряемся. Год назад я был на Франкфуртской книжной ярмарке, одной из главных в Европе. Французские, немецкие и английские книгоиздатели там сразу выделяются своим масштабом.
 
Государство не дает вам никаких грантов?  
      
— За все время нашей работы мы не получили от государства никаких грантов или налоговых послаблений. При этом чиновники все время говорят: «К сожалению, у нас нет никаких механизмов государственной поддержки книжных магазинов и издательств». Но если действительно сожалеете, то почему бы не создать такие механизмы?
 
Главный бич всех книжных магазинов во всем мире — арендная плата. Книготорговцы, которые занимают собственное помещение, непотопляемы.
 
Все остальные вынуждены жить в напряжении: даже переезд из одного места в другое — это издержки, которые восполняются медленно и мучительно. Причем истории с выбрасыванием книготорговцев на улицу характерны не только для России, я общаюсь с коллегами из штатов, Норвегии, Британии, Словакии, Чехии, Франции — относительно довольны, пожалуй, только французы. 
 
Как там устроена поддержка?   
 
— Во Франции есть целая муниципальная программа поддержки книготорговли. Если вы решили открыть книжный магазин, то пишете заявку в мэрию, объясняете идею, защищаете бизнес-план. Чаще всего город предоставляет помещение либо выкупает подходящую недвижимость, делает ремонт и передает по арендной ставке в 8-10 раз ниже рыночной. Это колоссальная поддержка. 
 
Поляризация мнений, которая последнее время происходит в России, сказывается на вас? 
 
— Мы говорим о ценностях языком стоящих на полках книг. Таким образом, можно с легкостью заключить, что мы за модернизацию, открытость, развитие образования, свободу слова, соблюдение прав человека и так далее. Но также мы поощряем знание текстов основателей церкви, традиционалистов, алхимиков и идеологов консервативной революции. Получается, что мы, скорее, естественная преграда для поляризации.
Автор: Андрей Пермяков
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Клиенты забрали из Сбербанка $1,2 млрд. Они боятся, что операции в долларах ограничат Клиенты забрали из Сбербанка $1,2 млрд. Они боятся, что операции в долларах ограничат
Допрос прямо в школе. Полиция начала искать подростков, участвующих в акции Навального
У россиян резко сократился объем «свободных денег». Необходимые траты растут
Проблема для покупателей? Застройщики добиваются заморозки отчислений в фонд дольщиков
Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году
Китайский путь? Власть намерена создать «Цифровой профиль» для каждого россиянина
Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ

Бизнес

«Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего» «Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего»
Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов?
«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
Марина Хрипунова: «Давайте честно: что купить и что смотреть — в семье решает женщина»
«В магазине бутылка пива стоит дешевле минералки. Как это возможно?» — Илья Ройтенберг

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

«ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»

Лайфхаки

«Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить «Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить
«Это болезнь профессионалов». Как большое количество обязанностей разрушает карьеру
«Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием
Есть спрос — будет и предложение. 11 необычных и странных профессий современности
«Покупатель не должен сам проводить экспертизу». Что можно смело требовать от застройщика
Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen