«Услуги детектива недешёвые, а узнаете правду — что с ней будете делать?». ОПЫТ ДЕТЕКТИВА

«Услуги детектива недешёвые, а узнаете правду — что с ней будете делать?». ОПЫТ ДЕТЕКТИВА
Иллюстрация: личный архив Максима Шурупова

Основатель детективного агентства Максим Шурупов — о том, стоит ли пытаться узнать об измене, почему металлургические компании подозревают бухгалтеров и становятся ли детективами только экс-ФСБшники.

Детективы — это не только про книги Агаты Кристи или топовые сериалы на «Первом». В детективные агентства обращаются сотни клиентов: большинство из них — жены, подозревающие мужа в измене. Но иногда заказчиками расследования становятся и торговые сети, и крупные промышленные предприятия, и просто городские сумасшедшие. О тонкостях индустрии расследований DK.RU рассказал основатель челябинского детективного агентства «Омега» Максим Шурупов.

«Почему так дорого стоит наблюдение? Попробуйте сами»

Кто сегодня — в непростое с финансовой точки зрения время — готов тратить деньги на услуги детектива?

— Популярная услуга — поиск людей. Ищем должников, мошенников или дальних родственников, с которыми прервалась связь, проверяем деловых партнеров, находим утеряное имущество. В целом, к услугам частного детектива прибегают люди, у которых есть деликатные проблемы и которые хотели бы сохранить конфиденциальность. Но самая популярная услуга — это проверка на супружескую неверность.

С измен и начнем. Расскажете про интересные случаи?

— Вообще-то я стараюсь брать не все, а только нестандартные, сложные заказы. Соблюдаем 100%-ую конфиденциальность. Поэтому могу рассказать только об одном кейсе — на оглашение ситуации клиент дал согласие, это было в другом городе, и, конечно, я имен называть не буду.

Итак, представьте семейную пару: двое детей, квартира в престижном районе города, муж — предприниматель, у жены — свободный график. Все хорошо! Но! Клиент уверен: жена изменяет. Я спрашиваю: «Как вы это поняли?». Он говорит — интуиция. Интуиция — вещь такая, что и объяснить ее умом нельзя, но и отмахнуться невозможно. Я предлагаю проверить. Для этого на машину, на которой ездит его супруга, мы установили GPS-трекер и начали наблюдать за перемещением автомобиля.

Это законно?

— Автомобиль принадлежал мужу, он подписал согласие на установку трекера, так что все законно. Всегда, когда устанавливается трекер, собственником автомобиля должен быть непосредственно заказчик.

Так вот. Ничего не вызывало подозрения. Все маршруты, по которым передвигалась супруга клиента, были ему известны. Спустя неделю наблюдения за автомобилем через GPS-трекер клиент вновь заявил, что супруга ему изменяет. Опять — интуиция. Обследовали места стоянок автомобиля, и в результате внимание привлекло одно из них. Рядом с предприятием, около которого останавливалась ее машина, стоял жилой девятиэтажный дом, в котором большая часть квартир сдавалась в аренду. Я принял решение наблюдать за этим местом. Выяснилось, что жена клиента делает вид, что заходит на территорию предприятия, а на самом деле отправляется в этот дом. Изменяла она с партнером по бизнесу нашего клиента, да еще и параллельно «сливала» информацию о новом проекте своего мужа.

Как незаметно наблюдать за человеком?

— Правильно вести наблюдение учит опыт, будь он жизненный или в оперативных подразделениях. У меня часто спрашивают: «А почему так дорого стоит наблюдение?» (2,5 тыс. руб. в час — прим. ред.). На что я всегда говорю: «Так попробуйте сами, и увидите, как это непросто». Главная задача — это остаться незамеченным.

Особенно сложно следить за человеком без машины. На чем он поедет? На маршрутке? На такси? Пойдет пешком? Здесь на помощь и приходит оперативный и жизненный опыт. Могут возникнуть экстремальные ситуации. Вот допустим, наблюдаешь за человеком, он идет и резко разворачивается и идет в твою сторону, или заходит в офисное помещение, где вход только по пропускам. Или — вот еще — стоит на остановке, ждет маршрутку, пропускает две-три с одним маршрутом, а в четвертую садится. Что тогда делать? Наблюдение требует специальных навыков. Лайфхаки есть, но, к сожалению, я рассказать обо всех профессиональных приемах не могу.

Кстати, среди ваших услуг на сайте — создание алиби. Что это?

— Ну, вот допустим, человек хочет съездить отдохнуть, но не хочет, чтобы об этом знала его вторая половинка. Ведь сейчас век высоких технологий — есть GPS, геолокация на телефоне и прочее. Как в таких условиях скрыть свое местоположение? Бывает, что и такое решаем. Сказал муж жене, что уехал на конференцию. А сам обращается к нам, и мы выпускаем соответствующую рекламную продукцию — буклеты, визитки, фотографии. Якобы с этой конференции.

И жена может обратиться к вам, чтобы вы это алиби проверили?

— Да, приведу пример из практики. Муж говорит жене, что поехал в другой город в служебную командировку. Якобы у него там должна быть деловая встреча. Но взял он с собой почему-то кнопочный телефон, что ее и насторожило... Мы не без помощи компаний-партнеров, используя оперативные возможности, выяснили: ее муж до места «командировки» не доехал, а остановился в соседнем городе. Там он воспользовался услугами девушек легкого поведения.

Постоянно наблюдая за историями предательств, вы как думаете, человеку помогает это знание: «Мой муж или жена мне изменяет»?

— Я очень в этом сомневаюсь. Многим из клиентов я так и говорю: услуги детектива недешевые, а когда вы узнаете правду, что вы с ней будете делать? Что вам даст эта информация? Вы подадите на развод? Нет. Потому что есть дети и совместное имущество. Тогда вы просто будете жить с этой правдой? Когда эти вопросы клиентам задаешь, многие соглашаются с тем, что расследование им не нужно.

«Клиенты бывают разные: кто-то слышит голоса и боится агентов ЦРУ»

Интересная сфера вашей деятельности — поиск людей. Наверняка тоже есть какие-то истории из ряда вон?

— Для американца искали сына. Так вышло, что девушка из Челябинска уехала в Америку, прожила там девять лет, забеременела и вернулась на родину. Американец решил найти ее и вышел на крупную адвокатскую компанию Челябинска, а они обратились ко мне. Я готов был работать только если сын останется с матерью, в России. Он согласился, ребенка мы нашли.

Еще была история, которую массово освещали СМИ, — про женщину из Челябинска, которая привезла сюда ребенка из Италии, не спросив разрешения у отца и бабушки. Они-то и обратились с заказом найти сына и внука. Мы нашли, потом приехали итальянские журналисты и все осветили так, будто его нашла сама бабушка.

Давайте хотя бы в общих чертах: как искать человека?

— Есть разные инструменты. Допустим, известен госномер автомобиля. Мы с помощью различных сервисов и оперативных возможностей выясняем номер телефона и говорим: «Мы хотели бы с вами встретиться и проконсультироваться по n-ому вопросу». Человек подъезжает, но на встречу мы не приходим, а устанавливаем GPS-трекер и видим, где он находится, где живет.

А телефоны вы прослушиваете? Страницу в соцсетях можете взломать?

— Скажем так: есть разные инструменты для решения деликатных задач. Мы можем многое, но все зависит от бюджета клиента. И мы никогда не нарушаем действующее законодательство.

Какие-то известные люди к вам обращались?

— Обращался один человек из Comedy club. Не буду называть, кто. Ему надо было найти друга детства, с которым он поругался, и тот принципиально не хотел с ним выходить на связь. Нашли.

Чудаки с фобиями наверно тоже?

— И такой контингент присутствует, конечно. Обращались те, к кому якобы кто-то проникает в квартиру на протяжении нескольких лет. Кто-то слышит голоса. Кто-то боится людей, умеющих ходить сквозь стену, кто-то думает, что за ним следят иностранные спецслужбы. Я, к сожалению, таких проблем пока решить не могу. Вежливо пытаюсь объяснить: с такими вопросами лучше обратиться в другое место.

Из-за кризиса ваши услуги стали более востребованы?

— Со стороны бизнесменов — да. Потому что стало больше случаев невозврата денег, мошенничества. Так что сейчас, например, если какая-то торговая сеть хочет открыть филиал и поставить своего директора, сначала она проверит его через частных детективов. Что, если он наркоман? Или игроман, или ловелас, который в женском коллективе снизит работоспособность до нуля. Компании готовы платить за безопасность, чтобы потом не расплачиваться за ее отсутствие. 

Владельцы бизнеса в основном по каким вопросам к вам обращаются?

— Мое детективное агентство специализируется на экономической безопасности. Просьбы бывают разные. Проверить делового партнера, персонал, контрагентов. Сейчас очень много открытых баз данных — «Контур-фокус», «Коммерсант-картотека», «Спарк-интерфакс» и так далее. Но они никогда не дают точную информацию, они дают поверхностную, от которой можно только оттолкнуться. Кроме того, нужно и в открытой информации уметь разбираться — в данных судебных приставов, арбитражного суда... Мы разбираемся и выдаем заказчику вероятность: например, с этой компанией можно работать, но только ближайшие полгода. Потому что потом у них вырастет долговая нагрузка, и они не смогут с вами рассчитываться. Подчеркну — мы прогнозируем развитие событий.

Компании какой сферы  к вам чаще приходят?

— В основном, металлургия, нефтепродукты, торговля. В общем, те компании, оборот которых выше 500-700 тыс. руб. в месяц. Там есть и определенные риски, и роль бухгалтера, например, очень серьезная . Поэтому бухгалтеров или менеджеров, например, проверяют особенно.

Часто бизнесмены ищут вора среди сотрудников?

— Недавно обращался руководитель небольшого производства, которое выпускает, условно говоря, воздушные шарики. Он заметил, что сырье куда-то уходит: допустим, из 100 кг сырья должно получиться 200 штук продукции, а получается 150. Задумались, в чем дело, и обратились к нам.

И что вы делаете?

— Сначала мы вникаем полностью в ситуацию. Собираем информацию. Анализируем. Разрабатываем стратегию. В итоге, говоря оперативным языком, мы решились на внедрение. Один из наших сотрудников является экспертом-криминалистом с большим стажем. Он устраивается в эту компанию разнорабочим — это быстро. Дальше знакомится с персоналом, общается со всеми, составляет список сотрудников. Анализирует, кто и как может украсть сырье.

Вычисляет место, откуда могли вытаскивать сырье. Допустим, это дыра в заборе. Наш сотрудник обрабатывает ее специальным составом.  Дальше ждем. Продукцию в очередной раз утаскивают, и тогда мы просвечиваем ультрафиолетом рукава у сотрудников. У кого остались следы, тот и вор.

Приходится ли искать сотрудников, которые воруют идеи, коммерческую тайну?

— Был такой кейс. Компания сделала уникальную разработку. Технологией заинтересовались зарубежные предприниматели. Идея перспективная — компания получила грант. И вот руководитель, главный изобретатель, обратился к нам. Говорит, есть подозрение, что один из менеджеров может информацию продавать конкурентам или иностранцам. Мы установили на компьютеры специальные программы, которые позволяют контролировать некоторые компьютеры: так мы узнали, кто чем занимается в рабочее время. Выделили человека, который гуглил информацию про вид на жительство в Германии, искал высокооплачиваемые вакансии в этой стране. Согласитесь, есть вероятность того, что он может просто скинуть на флешку технологию и отправить конкурентам. Мы сомнения изложили заказчику. Через некоторое время он уволил этого специалиста.

В списке ваших услуг — проверка на жучки. Кого беспокоит такая опасность?

— В первую очередь, конечно же, предпринимателей. Боятся утечки каких-то коммерческих секретов. Но в девяти из десяти случаев — это мнительность. Некоторые сериалов насмотрятся, и говорят: «Нас точно слушают, что-то установлено по ту сторону окна». Вы вообще знаете, сколько стоит оборудование, чтобы слушать вас через окно? Оно стоит очень и очень дорого, не каждый может его себе позволить. Как думаете, есть ли люди, которым целесообразно вас подслушивать таким образом? Вот о чем я спрашиваю таких клиентов.

А обычные жучки или камеры в офис сложно поставить?

— Прослушивающие устройства — не очень. А камеру… Это проблематично, потому что ей постоянно нужна зарядка. И батарея, которая работает долго, она и сама по себе больших размеров. Как ее прятать? Да, можно сделать так, чтобы она подпитывалась от розетки. Но это надо прятать провод под стеной — не пятиминутная работа, согласитесь. Минимум нужно полтора-два часа.

«Я уволился из полиции: стало уныло. Но кроме этого ничего не умел»

Если во время расследования вы вскрываете преступление, совершенное вашим клиентом, вы…

— Готовлю отчет для передачи материалов в правоохранительные органы. Если мне стали видны признаки преступления, я обязан уведомить органы.

Как вообще возникла идея прийти в такой бизнес?

— Я работал в полиции, в отделе по экономическим преступлениям. Потом поднадоело, уволился, потому что стало неинтересно, уныло. Поработал в разных отраслях. Понял, что не мое. Но однажды встретился с товарищем, он мне и говорит: «Так ты иди в частные детективы». Думаю: ладно, хорошо. Потому что кроме того, что людей искать, раскрывать преступления, я больше ничего и не умею. Я оформил лицензию в 2015 г., и разместил объявление о том, что ищу заказы. Они сразу появились. Что-то мог раскрыть, что-то с трудом. Сотрудники моего детективного агентства постоянно проходят тренинги и совершенствуют свои навыки. В нашей команде, как я уже сказал, есть эксперт-криминалист в прошлом. Он, например, может открыть доступ к телефону, в котором имеется сканер отпечатков пальцев. Есть хороший технический специалист, который может обеспечить получение практически любой информации. Такой у нас костяк, но часто сотрудничаем и с партнерскими компаниями.

Детектив детективу — друг или враг?

— Мы чаще находимся в партнерских отношениях. Заказы друг другу передаем, помогаем. Есть, конечно, недобросовестные коллеги: берут заказ, и, чтобы срубить денег, выдают информацию тому, кого заказали. Мы же следим за репутацией. Все конфиденциально. 

Можно ли стать детективом, не имея в прошлом отношения к ФСБ и МВД?

— Такое случается, но редко. Сотрудники органов — профессионалы. И чтобы реально быть детективом, нужен соответствующий опыт. Мы для поиска человека обладаем, как минимум, 20 инструментами. Для проверки контрагентов тоже путей очень много. Хотя, конечно, для детектива главное — нестандартность мышления.

                                                             «Услуги детектива недешёвые, а узнаете правду — что с ней будете делать?». ОПЫТ ДЕТЕКТИВА 1

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.