Подписаться
Деловой квартал / Новости / На грани фола! Как нанять топ-менеджера, который не будет воровать
На грани фола! Как нанять топ-менеджера, который не будет воровать
Валентина Пастухова и Анна Рассомахина
Источник: Личный архив

На грани фола! Как нанять топ-менеджера, который не будет воровать

Самое читаемое
  • «Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена «Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена
  • «Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда» «Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда»
  • «Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом «Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом
  • Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина
  • Планировали серию терактов? ИГИЛ взяло на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске Планировали серию терактов? ИГИЛ взяло на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске
08:30   10.08.2018

Хаос нередко спасает бизнес. Поразительная картина: миллиард заработали, четыре спустили в трубу. Но собственника все устраивает. И топов он ищет соответствующих.

Рынок Екатеринбурга все чаще сотрясают конфликты, связанные с недобросовестным поведением топ-менеджеров в отношении компаний, где они работают. По опросам предпринимателей Екатеринбурга, страх доверить свой бизнес наемному директору оказался в 2018 г. на втором месте после непредсказуемости государственной и налоговой политики. В этой ситуации и для владельцев компаний, которые ищут топ-менеджеров, и для самих топов, выбирающих новые проекты, все более остро стоит вопрос: как найти «своего человека», того, с которым захочется строить долгосрочные деловые отношения.

О том, как сегодня не на словах, а на деле происходит подобный выбор, DK.RU поговорил с двумя экспертами, которых можно признать одними из самых перспективных специалистов в сфере поиска топ-менеджеров в Екатеринбурге: Анной Рассомахиной и Валентиной Пастуховой, основательницами проекта Renommee.

Расскажите на основании вашего опыта, как собственники и топ-менеджеры выбирают друг друга? 

Анна: Давайте говорить честно: очень часто собственники и топы начинают сотрудничать, потому что просто подходят друг другу по уровню интеллекта, кругозору, ценностям в жизни. Формируются чисто человеческие, а не деловые отношения. Здесь, чтобы понять, будет ли нормальный рабочий контакт, нужно встретиться с будущим нанимателем/работником. И наемный сотрудник должен по итогам беседы ответить себе на вопрос — готов ли я помогать такому человеку, а собственник — готов ли я доверять такому человеку. Существует известная фраза «it's nothing personal, it's just business». Так вот, в нашем случае такое не работает. Я бы ее полностью перевернула. «Бизнес - это очень личное». 

Валентина: Сегодня очевидно, что квалифицированные топ-менеджеры ищут не столько компанию-работодателя, сколько того, под чьим началом готовы и хотят работать (генерального директора или собственника компании). Они хотят прийти в команду, которой руководит человек близкий им по духу. И в найме они остаются во многом, пока рядом есть такие люди, у которых они могут учиться, с помощью общения с которыми развиваться. Как только такие люди с горизонта исчезают, топ-менеджер становится в разы более подвержен идее открыть свое дело. Мне самой это знакомо. Я в свое время нашла для себя такого руководителя: с ним я развивалась, абсолютно все дороги были для меня открыты, были командировки, обучения, обмен опытом. Было ощущение роста и профессионального, и финансового. А потом он уехал в другой регион, и я сменила работодателя. Пробовала работать по найму, но первоначальная планка была так высока, что теперь только свои проекты. 

Получается этакий выбор по принципу нравится-не нравится. Спорное утверждение, ведь от наемника прежде всего ждут результатов. 

Анна: Верно. Но человек дает разные результаты в разных условиях и коллективах. Под руководством разных людей. Это критически важный фактор. Я свою работу начинала в «Калине», куда пришла буквально после защиты диплома. Просто проходила мимо их здания, зашла в отдел кадров и спросила: «Кем можете меня взять сейчас?». Мне сказали, что секретарем, я ответила: «На пару месяцев сойдет». Через два месяца меня перевели в отдел подбора, а еще через семь поставили уже на департамент.

Вот на примере «Калины» хорошо помню, что я выдавала результаты. Но позднее у меня в практике были и другие истории: уверена, некоторые мои бывшие коллеги из компаний, где я работала уже после «Калины», могли бы сказать, что у них в бизнесе я ничего не добилась. Думаю, просто «Калина» установила слишком высокую планку первых лиц, с которыми хочется работать: Тимур Горяев, Николай Геллер. Они для меня были примером для подражания. И позднее, когда Тимур Рафкатович позвал меня в свой новый проект, я конечно, согласилась и в итоге проработала восемь лет в статусе HR бизнес-партнера в «MALLINO Management». Это было классное время, работа и обучение бизнесу одновременно, график очень плотный, практически 24 на 7. Но всему свое время, и захотелось идти дальше. В этой компании я достигла пика развития.

Поверьте, я знаю, о чем говорю. У меня была возможность сравнивать разные модели бизнеса и корпоративные культуры. Я за свой карьерный путь намеренно выбирала разные компании: работала и в «белых», и в «серых», и даже в «черных» бизнесах. Очень востребованный опыт. Легко создать команду профи, когда ты «Кока-Кола» или «Сбербанк», а ты попробуй это сделать, если у тебя работодатель ИП Начинающий, о котором никто не знает, и нужно к нему отличных людей собрать в бизнес. 

И что делать г-ну Начинающему? 

Валентина: Непростой вопрос. Есть очень прибыльные и успешные бизнесы, о руководителях которых мало кто знает, они достойны получить интересных топов в свою команду, но у них нет никакого бренда. Некоторые думают, что им пока рано таким заниматься, мол, вот подрастем, филиалы откроем. Ничего подобного! Заниматься брендом работодателя можно и нужно вне зависимости от размера бизнеса. Даже если команда 20-30 человек, к примеру, такой бизнес может быть более перспективен для иных управленцев, чем корпорации с тысячами сотрудников. Прежде всего, по уровню менеджмента, по характеру отношений собственник-топ-менеджер.

И вот тут мы с вами выходим на другую, куда более важную проблему: подавляющее большинство собственников критически не доверяет топ-менеджерам. Наслушались баек про то, как топы увели бизнес или ограбили компанию на миллионы. А те отвечают им взаимностью. Топ-менеджер из партнера собственника превращается в подозреваемого, которому постоянно нужно доказывать, что он не ворует и не пытается увести бизнес. 

Валентина: Я сейчас скажу очень спорный тезис, но в определенный момент надо зажмуриться и поверить. Если ты нанимаешь себе команду профессионалов, ты должен им доверять. Если ты планируешь их подавлять, будет провал. От тебя не просто уйдут люди, они еще и разнесут слух по рынку, что ты так себе первое лицо. И потом тебе найм обойдется куда дороже. Придется перекупать, платить больше, быть в проигрыше в элементарных переговорах. А самое главное — и результатов не будет.  Если собственник не доверяет топ-менеджеру, то чего он хочет в ответ?

А бывает, что доверия слишком много. 

Анна: Я бы сказала, не доверия, а ожиданий. Это оборотная сторона медали. Бывает, что собственник, напротив, так устал сомневаться, что очень хочет хоть кому-то довериться. Хочет нанять человека, который решит все его проблемы. И вот в бизнес приходят толковые топ-менеджеры, но им нужно время, они мгновенного чуда не могут совершить. А собственник хочет результата быстрого, конечно, не видит его, разочаровывается и бросается жаловаться на неумелых наемников. А решение тут простое: если вы берете человека, вы должны четко и заранее оцифровать, когда это чудо должно произойти, в чем будет измеряться это чудо. 

Оцифровать можно все?

Анна: На текущий момент, да. 

Почему собственник этого не делают? 

Валентина: Многие не считают это необходимым или не знают, как это измерить. 

То есть люди создают компанию, большой прибыльный бизнес, и тут вдруг не умеют оцифровать деятельность отдельного сотрудника?

Анна: Да, и это интересный момент. Дело в том, что через какое-то время собственники перестают считать деньги. Не удивляйтесь! Расскажу, как это происходит. Первоначально собственник ставит себе планку, которая ему кажется фантастической. Например, когда он с партнерами начинал бизнес, они и не мечтали о том, что будут иметь миллиард рублей. Но вот они достигают миллиарда, причем даже быстрее, чем ставили в планах, и все. Стеклянный потолок. Как говорится, количество звезд на небе, конечно, тоже можно посчитать, но зачем. Многие собственники не задумываются о том, что, может быть, планка в 1 млрд для них низкая, что они могут и 10 миллиардов уже зарабатывать. Но человеку этого не надо, он успокоился. Ему комфортно и так. 

Однако рывки ведь случаются, значит в какой-то момент приходит озарение, что можно больше. 

Валентина: На практике все не так красиво, обычно дело начинается с затыкания дыр. Чаще всего происходит вот как: к собственнику приходит новый топ-менеджер или даже целая команда, они анализируют бизнес и выясняется, что фирма уже зарабатывает, скажем не 1, а 5 млрд, просто 4 из них компания теряет из-за неэффективного управления. Но парадокс состоит в том, что подобное затыкание дыр может привести как к положительному эффекту, так и к развалу бизнеса. Не все компании готовы к тому, чтобы в них «наводили порядок», иногда кажется, что в беспорядке они существуют намного эффективнее. 

Будто в хаотичности и скрывался весь их секрет. 

Анна: Да, именно такой парадокс. И собственник интуитивно это понимает. Он просто боится нарушить это равновесие. Помните, как у Кутузова в «Войне и мире»: в определенный момент полководец должен осознать, что от него уже мало что зависит, и в дело вступает «дух армии». Так и тут. Вашей армии надо довериться, иначе провал будет в любом случае. Опасения собственника можно понять: у наемного сотрудника — ответственности на зарплату в 300 тыс. руб., а у собственника — ответственности на 3 млрд. И в итоге любые улучшения он триста раз перепроверит на предмет обоснованности. И если хоть что-то идет не так, предпочитает сдать назад, оставить все как есть. И, естественно, нанятые ради этих изменений топы уходят. 

В итоге принцип здесь достаточно прост: надо ставить максимально точные оцифрованные задачи, но доверять их «своим людям». Доверять здесь — ключевое слово, потому что бизнес — это человеческие отношения.

Автор: Андрей Попов
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Недовольство россиян властью достигло максимума. Рейтинг Путина упал до антирекорда
Недовольство россиян властью достигло максимума. Рейтинг Путина упал до антирекорда
Надежная иномарка за 250 тыс. руб. — это реально. На что смотреть на авторынке? РЕЙТИНГ
Как тебе такое, Илон Маск? Екатеринбуржцы смогут купить самую дешевую версию Tesla
«Вытолкали из кафе, избивали. Похитили и вымогали деньги»
Суд в Чечне списал миллиарды долгов за газ, опасаясь протестов. Другие регионы хотят также
«Внутренние противоречия». Почему горожане не могут достучаться до чиновников в соцсетях
«Я угроза национальной безопасности?». Против профессора впервые возбудили дело за прогулы

Бизнес

«Здесь скупают всё». Новосибирский эксперт — об инвестициях в недвижимость в Германии «Здесь скупают всё». Новосибирский эксперт — об инвестициях в недвижимость в Германии
«Машины постоянно дорожают, дальше будет то же самое». Какие автодилеры уйдут в 2019-м?
«Скрипт — признак планктонного консультанта» — Дмитрий Кибкало, «Мосигра»
«Пока мы делали продукт и считали бабло, наши клиенты стали друг друга фактически убивать»
«Я начальник — ты дурак» не работает. Как шведская бизнес-культура приживается в России
Как инвесторы смогут заработать на единственном на Урале курорте европейского уровня
«Метод спасения от кризиса парадоксальный, но он работает». Как бизнесы переживают спад?

Свое дело

«Масштабы кошмара потрясали». Как бывший банкир исправлял ошибки бизнеса в деревне «Масштабы кошмара потрясали». Как бывший банкир исправлял ошибки бизнеса в деревне
8 лайфхаков для тех, у кого нет денег, но есть желание запустить стартап
Сколько стоит миллион роз? Изнанка крупнейшего на Урале производства цветов
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами

Качество жизни

Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин Новая хитрая схема черных риелторов. Как не попасться? — Станислав Галкин
«Уральские авиалинии» подвели итоги юбилейного 2018 года
«Душенька болит». Ирина Тебенева — о том, как конфликт со школой выводит детей на митинги
«Тревожно за 2019-й». Что будет с ценами на жилье: 3 прогноза — от бизнесменов и министра
От рельсов до авиации. Как развивались заводы в эпоху императора Николая II
«Мы уверены, это был поджог»
Андрей Пучков: «Мы поняли, что попали в ловушку»

Мнения

Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина Как один генерал с половиной города поссорился, или внезапное прощание Шадрина
«Платить должны все!» Почему банки следят за вашими налогами и кто под особым прицелом
«Абсолютно никакой связи с реальностью». Гайдаровский форум в Москве: мнение бизнесмена
Дмитрий Волошин: «Кому нужен высокомаржинальный, но унылый бизнес? Цените конкурентов»
«Смекалистые схемотехники стали использовать Закон о самозанятых в свою пользу»
Дмитрий Потапенко: «У России бюджет войны и сохранения власти. Это не бюджет развития»
«Сегодня уровень налоговой нагрузки ставит бизнес в ситуацию выживания»

Лайфхаки

Бизнес стал приносить меньше денег? Срочно бросайте его. Этот утопающий не стоит спасения Бизнес стал приносить меньше денег? Срочно бросайте его. Этот утопающий не стоит спасения
На море в конце января? Все также тепло, но намного дешевле каникул. РЕЙТИНГ направлений
«Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда»
«Вы не начнете копить, пока не увидите себя старым». Как легко освоить полезные привычки
Зарплата выросла, а денег снова не хватает? Так прекратите тратить лишь на «самое нужное»
Популярную соцсеть поймали на сборе геотегов пользователей. Зачем им знать о нас все?
Купил машину, не проверив реестр? Банк имеет право забрать ее за долги. Так решил суд
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.