Подписаться
Деловой квартал / Новости / «На свой «ВЕК» хватит». Бизнес-история Евгения Корбута
«На свой «ВЕК» хватит». Бизнес-история Евгения Корбута
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

«На свой «ВЕК» хватит». Бизнес-история Евгения Корбута

Самое читаемое
  • Ругать без персоналий. Депутатам запретили критиковать Путина за пенсионную реформу Ругать без персоналий. Депутатам запретили критиковать Путина за пенсионную реформу
  • «Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян «Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян
  • «Это никакая не экономия». Госдума приняла законопроект о пенсионной реформе «Это никакая не экономия». Госдума приняла законопроект о пенсионной реформе
  • «Мне стыдно за каждый потраченный рубль». Десять признаков нездоровых отношений с деньгами «Мне стыдно за каждый потраченный рубль». Десять признаков нездоровых отношений с деньгами
  • «Офис, машины — все будет sharing economy». Когда стоит отказаться от лишней собственности «Офис, машины — все будет sharing economy». Когда стоит отказаться от лишней собственности
13:25   10.04.2015

Покупатели продукции фирмы «ВЕК» — спортивные туристы. Это 1% населения, подсчитал Евгений Корбут, директор «ВЕКа». Он и сам — профессиональный турист. И построил бизнес на хобби еще в начале 90-х гг.

Портал DK.RU представляет спецпроект «Сделано в Екатеринбурге» — цикл публикаций о знаковых персонах и компаниях, ставших брендами города. Все герои этого проекта начинали свою деятельность в Екатеринбурге и шагнули далеко за пределы Урала. В очередном выпуске — бизнес-история Евгения Корбута, основателя и директора фирмы «ВЕК».

Я родился в семье спецпереселенцев. Бабушка и дедушка в 30-е гг. были сосланы под Свердловск — в поселок Исток, подсобное хозяйство НКВД. В 60-е на его базе создали институт сельского хозяйства — УралНИИСХоз. Мама вела научную работу, занималась селекционированием сортов овощей, папа — преподавал в школе. Я помогал по хозяйству, работал на грядках и в теплицах, но в целом был предоставлен самому себе. Близость к природе сформировала во мне особое чувство свободы — несмотря даже на печальное прошлое самого поселка. Это ощущение свободы прошло красной чертой через всю мою жизнь. Наверное, поэтому мне удалось превратить хобби в бизнес. Туризм стал делом моей жизни и сформировал меня как руководителя: понимание целей, соблюдение правил, последовательность действий и работа в сплоченном коллективе — все это неизбежно приводит к успеху. Неважно, идешь ли ты в пеший поход пятой категории сложности или реализуешь бизнес-план.

Как армия до кройки и шитья довела

В конце 70-х гг. я собирался связать свою жизнь с радиотехникой. В то время было очень популярно играть на гитаре. С дворовыми парнями мы сколотили «банду». Каждый делился своими знаниями: например, я окончил музыкальную школу по классу фортепиано и помогал с нотной грамотой. А друг умел паять и знал, где достать радиодетали — так мы затеяли электрификацию наших гитар. Намотали звукосниматели, спаяли какие-то платы, выпилили колонки, нашли для них динамики — полная самодеятельность, но это работало! Выбор был сделан — я решил поступать на радиофак УПИ.

Но с первого раза поступить не получилось — в 1978 г. меня призвали в армию. Служил в Чите во внутренних войсках. Ну а куда еще могли «пристроить» мальчика без спортивной подготовки, да к тому же в очках в пол-лица с толстыми линзами? Судьба сыграла шутку — все два года я служил в духовом военном оркестре, играл на кларнете. А потом начальники решили оркестр коммерциализировать: так появился вокально-инструментальный ансамбль, который приглашали поиграть для «гражданских» — на похоронах и танцах. Кларнет я поменял на саксофон.

В СССР молодые люди, отслужившие в армии, имели преимущества при поступлении в учебные заведения. Демобилизовавшись, я взял сразу два направления — в музучилище им. Чайковского на факультет духовых инструментов и на радиофак УПИ. Стоял на распутье: с одной стороны, от прежних планов отказываться не хотелось, а с другой — я посвятил два года музыке и хотел продолжать совершенствовать свою игру. Меня рассудил преподавать музучилища. Выслушав мое выступление, он резюмировал: «Вижу, играть вы научились. Что же вы еще хотите? Выбиться в звезды? Это получается у единиц. Остальных музыкантов жизнь не балует. Идите в УПИ, получайте нормальное образование — инженеры востребованы всегда». Этот совет отрезвил меня — в 1981 г. я поступил на радиофак.

УПИ в то время — это не только мощная профессиональная подготовка, но и богатая общественная жизнь. Стройотряды, «картошка», КВН и прочие капустники — во всем я стал принимать участие, стал бойцом стройотряда «Вега». На втором курсе впервые в жизни сходил в поход. А начиналось все просто: девчонки из туристического клуба «Романтик» задумали пеший поход по Южному Уралу. В прокате они взяли большой тяжелый брезентовый шатер, а меня привлекли в качестве «шерпа». Это изменило мою жизнь — я «заболел» туризмом. Вообще, понятие «турист» настолько размыто, что обыватель и сегодня называет туристом любого человека, пьющего в лесу водку. На самом деле ничего общего — я занимаюсь спортивными достижениями в области туризма.

Туристы — большие карьеристы: походы бывают ближние и дальние, горные и пешеходные, лыжные и велосипедные, и т.д. — всего пять категорий сложности. Успешно пройденный маршрут позволяет перейти к следующей категории сложности, а опытные туристы становятся руководителями групп. Все маршруты давно известны и описаны — я составил себе план действий, на пятнадцать лет вперед. Уже тогда я начал сам шить снаряжение — одежду, рюкзаки, палатки. В советских магазинах ничего этого не было. Даже ткани приходилось покупать по большому блату.

Окончив УПИ в 1986 г., по распределению попал на Свердловский завод точной механики. Не проработав и года, судьба сыграла со мной очередную шутку — меня второй раз призвали в армию на два года. Полное нарушение всех правил! Но в военкомате был большой недобор призывников — его «закрывали» как могли. С момента подачи моего рапорта о том, что меня призвали неправильно, до его рассмотрения прошло более 1,5 лет.

Полк связи располагался напротив телецентра на ул. Луначарского: я служил офицером и в часть ходил как на работу. Сначала смирился и терпеливо ждал, когда мой рапорт рассмотрят. Самовольно оставить службу не мог — уголовное дело! Впрочем, спустя год это меня уже не останавливало. Однажды я решил, что больше не вернусь в часть — и остался дома. Стал шить рюкзаки и туристическое снаряжение на продажу — заказчики из турклубов выстроились в очередь. Эта ситуация и стала отправной точкой для моего бизнеса. В 1989 г. я продал самый первый рюкзак, и в этот момент, получив за свою работу деньги, стал предпринимателем.

Туристический дефицит

Еще во время своей домашней «ссылки», в 1989 г., я сконструировал несколько десятков моделей рюкзаков — в последствие в 90-е гг. я запатентовал их как изобретения в области рюкзакостроения. А тогда, под занавес перестройки, я объездил многие швейные предприятия Свердловска, предлагая начать производство рюкзаков по моим чертежам, — тщетно. На завод возвращаться не стал, промышленность уже посыпалась — перспективы были неясны. Около года мотался по разным кооперативам. Например, поработал в «Оленьих ручьях»: тогда локальный туризм только-только начал развиваться, появились первые экскурсии по заповеднику — шили для туристов рюкзаки небольшими партиями, а мне хотелось наладить серийное производство.

Я начал производство снаряжения в качестве конструктора, технолога, швеи и закройщика одновременно. Стартовый капитал не требовался. Фактически все уже было готово — модели рюкзаков придуманы, технология кроя и шитья прописана. Не требовалось ни оборудования, ни помещений — все шилось на домашних машинках швеями-надомницами. Все вырученные деньги я вкладывал в производство — как в старой сказке: был у сапожника кусок кожи, сшил он сапоги — продал, купил два куска кожи…

Заказы росли — магазины с удовольствием брали товар на реализацию, и товар не залеживался на полках. В Екатеринбурге в начале 90-х гг. на каждом углу можно было купить иностранное пиво или жвачку, но качественное снаряжение и экипировка продолжали оставаться дефицитом. В 1992 г. я закупил первую промышленную швейную машину и арендовал помещение — подвальчик на перекрестке ул. Белинского — Декабристов. В то же время я искал красивое название, соответствующее тематике бизнеса, но подходящее так и не нашел — решил, что придумаю позже. А для юрлица использовал первые буквы своих фамилии, имени и отчества, но написанные наоборот. 21 октября получил свидетельство о регистрации — ООО «ВЕК». Название так и не поменяли — прижилось. Нет ничего постояннее, чем временное.

Сначала в «ВЕКе» работал почти весь состав туристического клуба УПИ «Романтик». А кого еще я мог привлечь для пошива экипировки, как не опытных туристов — думал я. Но выяснилось, что не все могут работать на производстве: для того, чтобы шить рюкзаки, не нужно быть туристом — нужно быть профессиональной швеей. Коллектив менялся. Парадокс: но именно туризм сформировал меня как руководителя — управление группой туристов в походе мало чем отличается от управления предприятием. Ты — руководитель, и именно от тебя зависит, дойдет ли группа до конца или нет. Читай: будет ли успешным твое предприятие или влезет в долги и обанкротится.

От разовых партий и реализации в магазинах мы пришли к корпоративным заказам — начали шить экипировку для армии и МЧС, для СОБРов и ЧОПов, для экспедиций геологов и детских туристических лагерей, и т.д. К середине 90-х гг. сами того не желая, мы стали законодателям моды в своей области. Индикатором стало большое количество подражателей и подделок — значит, продукция востребована.

Собственное розничное направление выросло из запросов клиентов. Все чаще заказчики просили нас продавать одним пакетом и наши издания, и сопутствующую атрибутику — веревки, карабины и т.д. Прайс привлеченного товара стал расти, а стол заказов в нашем подвальчике перестал вмещать покупателей. Иногда набивалось столько народу, что очередь выходила наружу. Первый магазин мы открыли на ул. Машинной (далеко не первая торговая линия, но для нашей тематики это и не важно), второй — на пр. Космонавтов.

Все 90-е и в первой половине 2000-х гг. «ВЕК» процветал — девальвации 1998 г. мы просто не заметили. Это было эволюционное развитие: появился участок «тяжелой швейки» — стали шить тенты для КАМАЗов, шатры для летних кафе, кофры для медицинского оборудования. Освоили трикотаж — запустили линейку собственного термобелья. Появился механический цех — начали выпускать походные котлы, туристические печки, ковшики для бани. Были и экзотические заказы: ремонт воздушных шаров или пошив тапочек для слонов из цирка.

В 2005 г. к рознице добавился еще и прокат снаряжения, а с ним и целое направление корпоративного туризма. Мы не только сдавали экипировку в прокат, но и устанавливали палаточные городки под заказ (представляете, вывезти на природу 250 сотрудников — столько ни одна турбаза не вместит!), а также организовывали походы и сплавы на катамаранах.

До 2008 г. мы физически могли выполнить только 70% заказов, остальным клиентам отказывали. Чтобы расширить производство в два раза, финансовых и других усилий надо приложить в 3-4 раза больше. Опыт привлечения субподрядчиков ничего не дал — качество значительно уступало оригинальному «ВЕКу», кроме того, контрпартнеры стали «пиратить» наши модели. Кризис 2008-2009 гг. изменил многое.

Розница вывезла в кризис

До 2008 г. у нас было 3,5 тыс. постоянных заказчиков, через год — в два раза меньше. Снижение продолжилось и дальше. Исчезли государственные заказчики, а те, что остались, перешли на тендерную систему. Корпоративный туризм сошел на нет. О планах по территориальной экспансии пришлось забыть — запущенный в Ревде магазин за год не смог себя окупить и был закрыт. Но розничная сеть в Екатеринбурге продолжала приносить прибыль. Впервые розница стала приносить доходов больше, чем заказчики снаряжения и одежды.

Как только экономика падает, потребительский спрос тоже, а также резко меняется в сторону уменьшения цены. Конкурировать с китайскими дешевыми товарами «ВЕК» не может: мы не продаем ширпотреб за три копейки, и никогда не специализировались на товарах для обывателей.

Новые экономические условия заставили нас пересмотреть приоритеты. С оптовыми компаниями мы традиционно не работали. Но в кризис именно оптовики оставались на плаву, обеспечивая товаром торговые сети, которые тоже процветали. Так, мы вышли в розницу Москвы, Петербурга, Ижевска, Перми.

Мне кажется, кризис 2014-2015 гг. производственники переживут легче, чем простые «перепродажники». На это есть объективные причины. Во-первых, мы не закупаем готовую продукцию. Рост стоимости комплектующих (пусть даже в 2-3 раза) добавляет к нашему ценнику не более 15-25% — для покупателей некритично. Кроме того, мы не подняли цены на продукцию прошлого года (товарные остатки), в результате привлекли новых покупателей, в том числе из интернета. Во-вторых, на нас стали обращать внимание не только оптовики, но и розничные сети. Пробивают почву на будущее — закупать товар за рубежом по текущему курсу им становится невыгодно, а старые запасы тают.

Меня нисколько не смущает, что за 23 года моя компания не выросла в большую корпорацию. Я создавал бизнес не для того, чтобы только делать деньги. Я видел множество примеров, когда бизнесмены выгорали уже к сорока годам, а к 50-ти — инфаркты и инсульты… За внешней оболочкой «красивой жизни» таких людей скрывается грызня с партнерами из-за перераспределения прибыли, страх задолжать кредиторам, недоверие к наемным топ-менеджерам, которые могут оказаться засланными казачками конкурентов. Я же всегда предпочитал свободу. Для меня гораздо важнее иметь возможность ходить в спортивные походы на 30-40 дней и проходить без мотора на своих ногах по 1400 км. А на привалах думать о бизнесе глобально — не зацикливаясь на сиюминутных проблемах.

Читайте также:

«В роли риэлтора». Бизнес-история Евгения Новосёлова, ГК «Новосёл»

Если бы не развал CCCР, актер Евгений Новосёлов вряд ли бы стал риэлтором. Если бы не кризис 1998 г., не было бы компании «Новосёл». Да и сам «Новосёл» едва не получил название «33 квадратных метра».

«В поисках новых рынков». История компании «СКБ Контур»

Какую роль в истории «СКБ Контур» сыграл первый советский миллионер Артем Тарасов. Зачем в начале 90-х гг. компания издавала фантастические романы. Почему логотип Артемия Лебедева отправили в корзину.

 

Автор: Сергей Дружинин
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии «Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии
Секретные разработки утекли на Запад: ФСБ начала обыски в структуре «Роскосмоса»
Деньги малого бизнеса в банках защитят: их включат в систему страхования вкладов
Убыток был, но мизерный. Центробанк лишил лицензии местный уральский банк
Минтруд предложил разрешить бизнесу увольнять сотрудников за утрату доверия
Торговые центры снова на коне? Граждане начали покупать то, о чем мечтали с 2014 года
«Это никакая не экономия». Госдума приняла законопроект о пенсионной реформе

Бизнес

Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса
«Создали несколько виртуальных заводов, а они превратились в настоящие. Сюрприз!»
Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
«В России попадает на полигоны 98% мусора, в Швеции — 1%, но у нас ушло на это 40 лет»
«Будут кивать в ответ, обсуждая, как вас доить»: что надо знать о китайцах до переговоров
Как обособить производство и не попасть на дробление бизнеса? Законные варианты
«Стучат друг на друга». Как защитить бизнес от собственников

Свое дело

Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ
«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent

Качество жизни

«Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно» «Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно»
«Даже в престижные лицеи под видом школьной формы может пробраться китайщина»
Выпустили, потому что могли. Тест-драйв Lada Vesta Cross
«Проверяю игрушки на внуке». Как «Сима-Ленд» производит мыльные пузыри и велосипеды
«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей

Мнения

«Ключевой страх руководителя — как узнать, работают люди на удаленке или бездельничают?»
«Ключевой страх руководителя — как узнать, работают люди на удаленке или бездельничают?»
«Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян
«Школьникам придется жить в совсем другом мире. А их учат не тому, что требует бизнес»
Анатолий Чубайс: «Они пришли и сказали: “Анатолий Борисыч, добро пожаловать в тюрьму”»
«Давайте вскроем ватку, ой, извините, препарируем этот скандал» — Евгений Енин
«Игры кончились». Как спасти детей от тяжелой участи «золотой молодежи»?
Борис Дьяконов: «Предприниматели грезят о росте, но чаще всего это чужие мечты»

Лайфхаки

Алексей Захаров, SuperJob: «Когда компания большая, гениальное решение не срабатывает» Алексей Захаров, SuperJob: «Когда компания большая, гениальное решение не срабатывает»
«Раньше стояли за продуктами, теперь — за айфонами». Почему мы так любим очереди
«Постоянная занятость — это тормоз». Почему неуверенность в будущем набирает популярность
«Не надейтесь на защиту по отпечатку пальца». Восемь способов уберечь личные данные в сети
«Тренинги совсем непригодны для выработки навыков». «Прокачивать» сотрудников нужно иначе
«Мне стыдно за каждый потраченный рубль». Десять признаков нездоровых отношений с деньгами
«Карьеру делают эгоисты и нарциссы. Хороший лидер должен к тому же умело всех обманывать»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.