Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Не заставляй японца лезть в море!» — главные ошибки, которые русские допускают...
«Не заставляй японца лезть в море!» — главные ошибки, которые русские допускают в Азии
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

«Не заставляй японца лезть в море!» — главные ошибки, которые русские допускают в Азии

Самое читаемое
  • От слез до гимнастики голышом в постели. Ольга Гладких отказывается уходить в отставку От слез до гимнастики голышом в постели. Ольга Гладких отказывается уходить в отставку
  • «Под замком» 281 млн руб. Сбербанк арестовал личные счета уральского олигарха «Под замком» 281 млн руб. Сбербанк арестовал личные счета уральского олигарха
  • Путин поручил избавиться от унитарных госпредприятий. Но сама же власть против Путин поручил избавиться от унитарных госпредприятий. Но сама же власть против
  • «Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея в конец подорвала доверие к институту выборов «Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея в конец подорвала доверие к институту выборов
  • Обогнали Россию в полтора раза из-за страха. В Екатеринбурге мощный автомобильный бум Обогнали Россию в полтора раза из-за страха. В Екатеринбурге мощный автомобильный бум
08:30   25.03.2016

«Предлагаешь ему прибыльный бизнес, а он не соглашается. Просто ему неприятно с тобой работать!»: Виктор Моисейкин — о том, что нужно знать, прежде чем заключать контракты с азиатскими партнерами.

Виктор Моисейкин, владелец ювелирного дома MOISEIKIN, член свердловского отделения "Деловой России":

— С Европой работать очень просто — с одной стороны, христианская этика, близкая нам, с другой протестантская, тоже нам понятная. Очень легко просчитывается реакция. В основе всего у европейцев материальный интерес, эффективность, результат.

Азия живет в другом мире. В Азии другая система координат. В Китае веками формировалось мироощущение государства поднебесного. Есть небо, под ним Китай, это центр мира. До сих пор это мировоззрение у них осталось, все, кто не они, воспринимаются как жители периферий. Они что угодно могут говорить про достижения западной цивилизации. Но глубоко в голове центр мира — они. То же, кстати, и у японцев — солнце восходит здесь, значит, все начинается здесь.

Я приехал в Японию впервые 13 лет назад. Массу неприемлемых вещей совершил! Никаких плохих намерений не было у меня, а своего будущего партнера обидел неоднократно.

Для начала попытался рассчитаться в ресторане за ужин, просто хотел сделать приятное.

Не знал, что этого делать ни в коем случае нельзя, этим я показывал, что я главнее. А у них кто главный, тот и платит.


Фото: Игорь Черепанов / DK.RU

И была масса таких, вроде бы мелких, вещей.

Поехали на жемчужную ферму. Едем вдоль берега, жарко, море красивое. Я говорю: ребята, а давайте остановимся и искупнемся! Это же естественное желание для русского.

Нет, они не возражали. Остановились, искупались. Вот только купался-то я один. Они не приготовились, не взяли купальные принадлежности, вообще были не настроены на такое.

Японцы не могут совершить какое-то действие, не спланировав его и не настроившись.

Любые спонтанные действия выводят их из себя, нарушают их планы, ход мыслей, вызывают стресс. А как человек реагирует на стресс? Простейшая реакция: бей — беги. То есть это может быть либо агрессия по отношению к тебе, либо избегание. Поскольку японцу культура не позволяет быть агрессивным, он просто уходит от общения. Казалось бы, мелочь — в море искупаться, а чуть не привела к разрыву только складывающихся отношений.

Конечно, они открыто не выражали недовольства. Но холодок в отношениях появился. Хорошо, что у нас сразу сложились личные отношения с партнером Ямамото. Он недавно начал изучать Россию, русский язык, нашу культуру. Ему было любопытно все это, и любопытство сдерживало от разрыва отношений, он терпел, изучал меня — что это за фрукт такой к ним приехал. Только его терпение и помогло мне вписаться в их систему ценностей.

В Японии россиянин рискует массу ошибок совершить. Первое и главное: мы не привыкли думать о других больше, чем о себе. А вот японцы в любой ситуации сначала думают об интересах партнера. И когда сталкиваются с тем, что ты о них в принципе не думаешь, получают стресс. Они привыкли жить в таком мире, где каждый думает о другом. То есть: мы делаем с тобой бизнес, но мне очень важно, чтобы ты зарабатывал хорошие деньги. С одной стороны, это разумно — если ты будешь хорошо зарабатывать, то ты долго будешь моим клиентом. А в Азии очень важны длительные отношения. Это мы привыкли к коротким действиям — для нас  заключение договора на три года — это уже что-то неописуемое. А их деловые отношения могут длиться десятилетиями и даже сотнями лет.

Когда приезжаешь и сразу начинаешь рассуждать о цифрах, о деньгах, японец тебя не поймет. Для него деньги на втором месте. На первом для него комфорт. Если ему с тобой некомфортно, то не будет никаких цифр, хоть миллион денег предложи.

Просто он ведь не вырос бедным, он уже вырос богатым, его деньгами не удивишь.

Вот это самое важное для Азии — там ценны отношения, для них важно не что делать, а с кем делать. Нам это непонятно — как это возможно: я предлагаю прибыльный бизнес, а он не соглашается. А просто ему неприятно с тобой работать! Он видит, что ты о нем не заботишься, что он для тебя менее важен, чем дело. А раз не важен, то ты его можешь подвести, предать, а это уже риск. Включается инстинкт самосохранения, бизнес не складывается.

Так что всегда есть смысл поинтересоваться здоровьем, заранее узнать имена ближайших родственников, спросить, как они.

Многие считают, что основной инструмент продаж для ювелиров – выставки. Но нет. Мы уже тринадцать лет работаем с Японией, покупаем там жемчуг, продаем готовые изделия. И весь бизнес построен на отношениях, не на выставках. Кстати, очень сложно японцы сходятся с американцами, чьи манеры, привычки, пренебрежительное отношение к людям вызывают у них массу отторжения.

У японцев мелочи возведены в степень. С ними тяжело, постоянно приходится быть начеку, но приятно, потому что о тебе всегда заботятся.

С китайцами сложнее. Они о тебе не думают вообще. 

С китайцем надо быть всегда настороже. Потому что если можно взять то, что плохо лежит, китаец просто берет. Не хочешь, чтобы брали? А не клади. Китайцы прагматичные и большими моральными ограничениями не обременены. Рассчитывать на то, что они подумают о тебе, как только что думали японцы, не стоит. Ты для китайца - временное явление, он тебя воспринимает как чужака, который случайно оказался в поле зрения. Кстати, в этом они похожи на нас. Потому китайцы не заинтересованы в долгих отношениях, и если не видят краткосрочных перспектив, то это сигнал — ты ему не нужен.

Перед китайцами надо всегда рисовать перспективу на 10-15 лет вперед. Если он ощутил, что развития не будет, он просто прекратит общение и деньги не отдаст.

С другой стороны, все азиаты достаточно ленивы. Если ты проявляешь слишком большую активность, это может вызвать отторжение. Не хотят они жить в суетном суматошном ритме. У них все должно идти размеренно, спокойно. В Японии даже чересчур. Да, они работают плавно, но эффективно. У нас — суетно, но неэффективно.

Часто мы с азиатами не совпадаем по скоростям. Стараемся ухватить,  успеть, они устают от такого и прощаются. Надо спокойно делать бизнес, не пытаться объять необъятное. Они выверяют очень долго. Не как мы — не получилось, дальше пошли.

У нас пять партнеров в Китае, приходится достаточно много времени там проводить. В первое время очень важно, чтобы он тебя почувствовал. Приехать и с наскоку заключить договор не получится. Минимум нужна неделя — поговорить, сходить в рестораны. Китай - один из самых тяжелых переговорщиков. Они четко стоят на своей точке зрения и никуда не торопятся. Нам надо результат, а ему не надо. Напрягаться он не хочет. Это ж мы приехали заключить с ними контракт, у него нет такой задачи. Ему надо, чтобы минимум усилий и максимум выгоды.

Что касается подарков, то тут особых правил нет. Японцы любят дарить продукты — конфеты, печенье.  У них в каждой префектуре свои продукты, нет такого, как у нас — шоколад «Аленушка» по всей России продается. У них свой шоколад в каждом районе, своя кухня.

Поэтому им в ответ можно дарить конфеты и вкусности. Я лично из России всегда привожу мед, иван-чай. Китайцам  это не подаришь, чай их не интересует, поэтому везем им в зависимости от задач что-то ценное, сувениры, изделия из бронзы или серебра.

Самый ценный совет, который я когда либо получал, дал мне мой японский партнер Ямамото. Он сказал: ты, когда едешь в другую страну, культуру-то изучай!

Теперь, прежде чем ехать в другую страну — Малайзию, Индию или ОАЭ — я читаю историю, выясняю, как формировались менталитет и система ценностей в этой стране. Без этого с Востоком ничего не выйдет.

Автор: Ольга Селезнева
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Анатолий Чубайс: «Бизнес отстроил страну после СССР, а общество даже «спасибо» не сказало» Анатолий Чубайс: «Бизнес отстроил страну после СССР, а общество даже «спасибо» не сказало»
Кудрин призвал власть сосредоточиться на внутренних проблемах — или повторится судьба СССР
«Таких людей в наше время уже не делают». Памяти Людмилы Алексеевой
Путин поручил избавиться от унитарных госпредприятий. Но сама же власть против
Обогнали Россию в полтора раза из-за страха. В Екатеринбурге мощный автомобильный бум
«Под замком» 281 млн руб. Сбербанк арестовал личные счета уральского олигарха
Десять лет на посту: гендиректор третьего ритейлера в России ушел в отставку

Бизнес

У штаб-квартиры РМК новый генподрядчик. Ввод объекта переносится еще на год У штаб-квартиры РМК новый генподрядчик. Ввод объекта переносится еще на год
Миллионные кредиты и заказы. Зачем промгиганты поддерживают социальный бизнес на Урале
«Отработали 20 лет и считаете, что вас должны ценить за опыт? Реалии уже не те. Меняйтесь»
«Скоро предприниматель вымрет как класс». Как пенсионная реформа ударила по бизнесу
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
Красная дорожка от УК RED – яркий символ «Человека года»
«Наши дети не были в Америке, но все туда хотят. Это подсознательно. А откуда? Из кино»

Свое дело

«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас» «Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами
Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале
Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам
«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
Сергей Пудов: «Мы лучше китайцев знаем, как работает буровая в условиях русского севера»

Качество жизни

«Не учите нас жить». Екатеринбургу рассказали, что с ним не так «Не учите нас жить». Екатеринбургу рассказали, что с ним не так
«Проблемы на 99% у нас в башке, но мозг, сука, хитер, и самому это дерьмо не разгрести»
«Поколение Z не умеет ждать. Между «хочу» и «пользуюсь» должна быть пара кликов»
Как быстро купить квартиру в новостройке, пока цены не взлетели?
Black tie? Нет, не слышали! Почему важно соблюдать дресс-код на Человеке года и не только
«Свой бизнес или место топ-менеджера? По мне, лучше быть большой рыбой в большом океане»
«Как большой старый динозавр». Почему активные горожане улучшают жизнь в обход власти

Мнения

«Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея в конец подорвала доверие к институту выборов «Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея в конец подорвала доверие к институту выборов
«Я не пользуюсь субсидиями. Но другим-то помощь государства нужна! А ее по факту и нет»
Мы долго не отпускаем от себя детей, а потом удивляемся: почему они так демотивированы
«Реклама в России — это ад! Местами омерзительная, а иногда просто очень странная»
Дмитрий Потапенко: «У нас в бензине бензина нет, 70% его цены — это акциз»
«Люди покупают, а потом «читают мелкий шрифт», даже если речь идет о сумме $100–200 тыс.»
«Физически мы все живем в одном времени, но уровень понимания мира отличается в сотни лет»

Лайфхаки

Хотите сплоченную команду? Напомните каждому о слабостях и ждите результата Хотите сплоченную команду? Напомните каждому о слабостях и ждите результата
Начните экономить 100 рублей в день, и вы увидите, к чему это приведет
Этот пережиток прошлого. Как работать 8 часов в день, понимая всю глупость такого графика
Новый год — сплошной стресс. Как спасти себя от огромного количества дел, еды и алкоголя
«Конкуренты? Я стал с ними дружить, результат удивил». Как навсегда забыть о бизнес-врагах
«Быть неудачником — плохо. Вот мы и живем чужими удачами, не понимая, чего хотим». МНЕНИЕ
Стране нужны сварщики и монтажники. Рабочие специальности — в топ-20 вакансий
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.