Новый глава АИР Челябинской области Олег Пермяков дал эксклюзивное интервью «ДК»

Металлургия и АПК не станут драйверами экономики, считает Олег Пермяков. В ближайшие годы мощный рост покажут медицина, логистика и машиностроение. Какую помощь при этом окажет бизнесу АИР?

Металлургия и сельское хозяйство вряд ли смогут дать значительный рост в ближайшие десятилетия, считает новый глава Агентства инвестиционного развития Челябинской области. Стратегическими точками роста, по мнению Олега Пермякова, должны стать машиностроение, логистика и медицина.

Привлечением инвестиций в Челябинской области занимается множество структур. Власти муниципалитетов, министры, правительство, вице-губернаторы и сам губернатор. Кто-то это делает более профессионально, кто-то менее, считает г-н Пермяков: «Глава муниципалитета, который избрался года два назад, иной раз даже не понимает, что с этим делать». Множество заинтересованных структур, по мнению главы АИР, создают разброд в умах: «Предприниматели на сегодняшний день не очень хорошо понимают, к кому обращаться». АИР может сделать эту работу более скоординированной.

Как Вы оцениваете состояние экономики области?

— При существующей отраслевой структуре наша экономика имеет ограниченные перспективы роста. Черная металлургия практически достигла своих пределов в силу рыночных и сырьевых ограничений, глобальной тенденции замещения конструкционных материалов и в целом неблагоприятной долгосрочной мировой конъюнктуры. Хотя и здесь еще есть резервы повышения эффективности, качества и ассортимента — например, спецстали. У цветной металлургии перспективы получше с учетом модернизации КМК и КМЭЗ, а также новых сырьевых проектов. Жилищное строительство и, как следствие, производство стройматериалов, упираются в платежеспособный спрос населения. Хороший потенциал имеют энергетический сектор и ЖКХ.

А сельское хозяйство, особенно в контексте введенных Россией санкций на поставки продуктов питания?

— Агропромышленный комплекс области (сельское хозяйство плюс пищевая промышленность) уже сегодня является одним из сильнейших в стране. Мы занимаем ведущие места по производству целого ряда продуктов и имеем значительные возможности усиления по другим позициям, но кратного роста отрасли в целом ожидать не стоит. Здесь мы тоже приблизились к конкурентному пределу. И прошли этот путь менее, чем за 10 лет — хороший пример целенаправленного отраслевого развития.

Тогда на что можно рассчитывать в будущем, каковы «точки роста»?

— Скорее, не роста, а развития. В долгосрочной перспективе области необходимы новые источники стратегического дохода. Мы просто обязаны заглядывать вперед на 15-20 лет, чтобы нашим детям не пришлось покидать область ради интересной работы и достойного уровня жизни.

Например?

— Самое очевидное — машиностроение, не так давно бывшее второй по величине отраслью в экономике области. «Новое», которое еще не забытое «старое», компетенции еще не утеряны. Очевидный плюс — повышение добавленной стоимости продукции металлургии. Сейчас всем понятно, что экономическая независимость и безопасность страны зависит от способности самостоятельно производить не только конечную продукцию, но и ее компоненты, и средства производства — ключевое оборудование, технологии, элементную базу. Без моцареллы и кальмаров мы проживем, но если вдруг прекратятся поставки процессоров, то компьютеры собирать будет не из чего. Поэтому, наряду с гособоронзаказом, особое внимание уделяется отечественному станкостроению, двигателестроению, приборостроению, средствам автоматизации, радиоэлектронике и т. д. Потенциал импортозамещения в этой части просто огромен. Критически важно, чтобы часть производств в рамках соответствующих госпрограмм размещалась и создавалась у нас в области.

А кроме машиностроения?

— Транспортная логистика. Мы привыкли называть географическое местоположение Челябинской области нашим конкурентным преимуществом, но по факту на этом не зарабатываем. Вот Украина зарабатывает на транзите российского газа — просто потому, что «труба» проходит по ее территории. Маленький город на Аляске — Фэрбэнкс — зарабатывает на грузовых авиаперевозках, обслуживая интернет-коммерцию. Через их терминал проходит и обрабатывается до половины международных экспресс-доставок из США. Многие города и даже страны обязаны своим появлением и развитием портовой инфраструктуре — это тоже логистика. Во всех случаях ключевым является наличие значительного грузопотока. Для Челябинской области «первой ласточкой» становится проект ТЛК «Южноуральский», который будет обслуживать транспортный коридор из Китая (Урумчи) в европейскую часть России. Нам известны еще несколько транспортно-логистических концепций различного масштаба и уровня проработки.

Будут ли они реализованы и когда?

— Для этого требуется мощный ресурс и плотное взаимодействие с федеральными органами власти и государственными компаниями. Тот же ТЛК «Южноуральский» появился в результате заключения межправительственного соглашения между Россией и Китаем. Не менее важным логистическим проектом здесь и сейчас является модернизация трассы М-5 до Уфы, которая сама по себе станет «точкой роста» для Горнозаводской зоны и области в целом, так как ускорит автомобильные грузовые и пассажирские перевозки, создаст условия для развития внутреннего туризма, придорожного сервиса и улучшит транспортную доступность территорий. В конечном итоге, повысит качество жизни.

А есть ли перспективные отрасли, непосредственно ориентированные на конечного потребителя, человека?

— Мое мнение — здравоохранение. Это колоссальный рынок. В мире суммарные расходы государственных бюджетов и домохозяйств на здравоохранение являются крупнейшей статьей затрат. Уже сегодня в Челябинской области расходы населения на платные услуги и товары в данной сфере сопоставимы либо превосходят (по разным оценкам) объем бюджетного финансирования. И в недалеком будущем увеличатся в разы.

На чем основан такой прогноз?

— Здесь много факторов. Во-первых, население области, равно как и России и других развитых стран, стареет. Увеличение средней продолжительности жизни, которое мы ставим как цель, только усилит эту тенденцию. И пожилым людям требуются значительные объемы медицинских товаров и услуг. Во-вторых, все хотят жить не только долго, но и счастливо, а активное долголетие требует еще больших расходов на здоровье. В-третьих, новые препараты для лечения тяжелых заболеваний не только более эффективны, но и значительно дороже. В-четвертых, большое внимание здоровью будут уделять и те, кто сегодня им пренебрегает — быть здоровым станет модно. В-пятых, ухудшение экологии и последствия этого.

Понятно, что для развития всех этих направлений требуются инвестиции. Откуда они могут прийти?

— В традиционных, сформировавшихся отраслях основными источниками являются средства предприятий и заемное финансирование. Развитие же машиностроения и транспортной инфраструктуры невозможно без целенаправленной государственной поддержки как напрямую через бюджет (например, по линии министерства обороны или в рамках целевых программ), так и через институты развития (ВЭБ, РФПИ и другие) и специальные программы банков с госучастием. В некоторых случаях возможно использовать механизм государственно-частного партнерства.

Тогда какова роль Агентства в инвестиционном процессе?

— Очень многогранна, но если в трех словах — сопровождение, привлечение, продвижение.

Давайте подробнее.

— Наш основной приоритет — сопровождение, поддержка реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов в части взаимодействия с административными органами и получения возможной господдержки. Это так называемая функция «одного окна». Создание любого производства требует прохождения большого числа обязательных процедур и взаимодействия с различными ведомствами. Предприниматель не должен быть профессионалом в общении с чиновниками и в продвижении бумаг по кабинетам. У него и без того много задач — выбрать технологию и поставщиков, обеспечить финансирование проекта, организовать продажи, подобрать персонал и т. д. Агентство же выступает интерфейсом между инициатором проекта и органами власти в широком смысле слова.

Можете пояснить на примере?

— Уральский механический завод (Ашинский район) планирует расширить производство. Компания успешно работает более 6 лет, производит специфическую продукцию (литье с последующей высокоточной мехобработкой), которую поставляет на оборонные предприятия. В связи с возросшим объемом заказов необходимо построить еще пару цехов. Производство размещается на территории завода, прошедшего процедуру банкротства, во время которой земельные отношения были оформлены крайне неудачно и сейчас возникли большие сложности в оформлении требуемого земельного участка в аренду. В данном проекте, чтобы решить проблему, мы работаем с территориальными органами федеральной власти и администрацией района.

И часто к вам стучатся в «одно окно»?

— Пока нет, но число обращений растет. Полагаю, что предприниматели еще недостаточно информированы о такой возможности, хотя при каждой возможности мы стараемся привлечь к этому внимание. В основном приходят в поисках денег на реализацию проектов. Проблема в том, что в 90% случаев это прожекты, и деньги им не помогут. Если же проект состоятелен, то мы содействуем в организации финансирования со стороны финансовых институтов. Например, сейчас совместно с инициаторами ведем переговоры с несколькими банками по проекту создания производства автобусов нового класса.

Вы про «Кросс-сити», разработанный «Джемир»?

— Да. Их автобус будет очень востребован рынком. Разработка выполнена на самом высоком конструкторском уровне — не только конечный продукт, но и технология его производства. По сути, спроектирован автомобильный завод. Есть площадка с сетями для размещения производства. С поставщиками проработаны все узлы и агрегаты. Инициаторы готовы продолжать вкладывать собственные средства. Заемные средства необходимы для изготовления дорогостоящей техоснастки и приобретения части оборудования, что позволит быстро развернуть серийное производство.

С сопровождением, вроде, понятно. А кого, куда и как привлекаете?

— Привлекаем всех, желающих расширять или начинать бизнес в Челябинской области, на подготовленные к освоению промплощадки. В некоторых случаях это отдельные земельные участки в муниципалитетах, с возможностью осуществления требуемых подключений. Но основная ставка сейчас на индустриальные парки.

Это Малая Сосновка, о которой чиновники говорят уже два года, а воз и ныне там? Придет ли туда кто-нибудь? Нужна ли она вообще?

— Однозначно, нужна. Компания, которая сегодня рассматривает создание производства «где-то в Уральском регионе», имеет выбор между Челябинской областью и нашими соседями — Башкортостаном, Екатеринбургом, Курганом, Тюменью. При прочих равных она остановится там, где сможет быстрее построиться. И ключевой фактор времени здесь — оформление земельного участка и подключение к сетям. В «чистом поле» эти процедуры могут занять годы. Сокращение инвестиционного цикла — это именно то преимущество, которое предоставляет индустриальный парк. Недостаточное, но абсолютно необходимое условие. При этом браунфилд (площади на существующих пустующих заводах) для современных производств мало интересен.
Придут ли туда резиденты? Сами не прибегут и в очередь не выстроятся. В России сегодня более 200 крупных промышленных площадок, 102 из которых соответствуют стандартам Ассоциации индустриальных парков. Заполняемость резидентами в среднем чуть выше 50%, при этом давно функционирующие полностью заняты, а некоторые недавно появившиеся могут иметь вакантность 70-80 и даже 90%. Поэтому нам надо активно работать по привлечению компаний-резидентов.
Тем более, что «воз» уже не там, а вновь уверенно двигается вперед. На площадке завершено дорожное строительство, включая съезд с М-5, подведено электричество на период строительства. В 2015-16 гг. за счет средств областного бюджета будут подведены газ, водоснабжение и канализование и увеличена мощность электроснабжения в необходимых объемах. Уже в этом году компании могут подавать нам заявки на размещение и оформление прав на земельные участки и приступать к проектированию. Обращайтесь.
И Малая Сосновка не останется в гордом одиночестве. Еще в августе этого года по поручению Бориса Александровича мы начали проработку возможности организации еще одного индустриального парка в Коркинском муниципальном районе. К настоящему времени для возможного размещения определен земельный участок общей площадью свыше 120 га вдоль трассы М-36, при этом необходимые инженерные сети находятся в непосредственной близости от границ участка. Сейчас разрабатывается концепция планировки этого парка с учетом особенностей рельефа и условия привлечения резидентов.

Какие еще задачи поставлены перед Агентством на ближайший период?

— До конца года в рамках АИР должен быть создан и начать работать проектный офис для координации и мониторинга областного портфеля проектов, в который войдут утвержденные перспективные проекты развития, в том числе, межведомственные. Это очень серьезная и интересная задача, с которой, я уверен, мы справимся.

Так что, АИР теперь «заведует» всеми инвестициями в Челябинской области?

— Конечно, нет. Практически у каждого министерства есть портфель собственных (бюджетных) и сопровождаемых (частных) инвестиционных проектов. Инвестиционный процесс в той или иной степени курируют, в своей зоне ответственности, члены Правительства области, заместители Губернатора и сам Губернатор. Главы муниципалитетов тоже прилагают возможные усилия для привлечения инвесторов, хотя порой возможностей и компетенций у них недостаточно. Многие инвестиционные проекты одновременно находятся в работе у нас и в профильном министерстве, что влечет некоторое дублирование. Впрочем, мы уже выстроили определенные механизмы взаимодействия. Надеюсь, что уже в ближайшее время вся деятельность по привлечению и сопровождению инвестиций станет более скоординированной, регламентированной и эффективной. И, как следствие, результативной.
 

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.