Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Из двух зол — соцсеть Цукерберга и мессенджер Дурова — я выбираю Telegram»
«Из двух зол — соцсеть Цукерберга и мессенджер Дурова — я выбираю Telegram»
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

«Из двух зол — соцсеть Цукерберга и мессенджер Дурова — я выбираю Telegram»

Самое читаемое
  • «Вы жулики, в отставку!» К депутату из-за критики пенсионной реформы пришли силовики
«Вы жулики, в отставку!» К депутату из-за критики пенсионной реформы пришли силовики
  • «Не до отпусков»: почему у россиян резко выросло число «свободных денег» «Не до отпусков»: почему у россиян резко выросло число «свободных денег»
  • Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
  • России снова грозит убыль населения: в страну едут все меньше иностранцев
России снова грозит убыль населения: в страну едут все меньше иностранцев
  • Гасить кредиты, копить, жить. Как сделать так, чтобы зарплаты хватало на все? Гасить кредиты, копить, жить. Как сделать так, чтобы зарплаты хватало на все?
06:00   13.04.2018

«Очевидно, что в Facebook отсутствуют механизмы, позволяющие проявить адекватное общее мнение». Почему соцсети пора реорганизовывать, а ботам и психам — выписывать штрафы — Александр Давыдов, NAUMEN.

Александр Давыдов, председатель совета директоров компании NAUMEN:

— Уже много лет у меня нет страничек в соцсетях. Статьи по общественной тематике я публикую в «Деловом квартале» и на сайте РНК. Обсуждение веду по почтовой переписке. И не собираюсь менять своих привычек, пока не появятся «чистые» соцсети, в которые ходить будет не так противно, как сейчас.

Любители Facebook могут обидеться на такое отношение к соцсети. Они общаются с друзьями, знакомыми, и все в порядке. Но Facebook имеет два совершенно разных слоя — узкое общение по кружкам и группам интересов и широкое общение по общественным темам. У меня преобладает второй слой. И когда я говорю о дурно пахнущей соцсети, я говорю о широкой грани общественных тем.

Пользователи большую часть времени общаются в узких кружках и тогда все замечательно. Именно на групповых активностях соцсети набирают популярность и пользователей. Для этого соцсети и приспособлены, здесь не мешает анонимность, а тролли легко определяются в общении и фильтруются. И пользователи мирно себе поживают до поры до времени.

Но возникает общественно-значимое событие, и в соцсетях начинается пожар обсуждения по общественной проблеме. Тогда пользователя вытаскивают из своей скорлупки и втягивают в широкую общественную тему. И здесь оказывается, что это уже не самоуправляемый процесс конструктивного обсуждения, как в групповом слое.

Главные роли в широком процессе занимают боты, тролли и просто психи, которые заинтересованы не в решении проблемы, а в нагнетании истерии. Обычный пользователь в широком обсуждении не сможет выявить незнакомого тролля, соцсеть для этого не приспособлена. Поэтому пользователь ведется на провокации троллей, ботов и психов.

Еще раз, такая соцсеть, как Facebook, в нынешнем виде совершенно непригодна для обсуждения массовых проблем, это некачественный продукт. В обсуждении проблемы доминируют боты и тролли, которые не заинтересованы в решении проблемы. А заинтересованы в максимальной раскачке пользователей. Причины у них разные — есть платные тролли, есть тролли, поднимающие свою значимость. Есть психически неустойчивые люди, которые впрягаются за любой «кипиш». Неважно, почему они так себя ведут, важно, что соцсеть не обладает качествами их фильтрации.

Боты, тролли  и психи в меньшинстве, но их гиперактивность и закидывание «дерьмом» носителей другого мнения неизбежно рушит конструктивное обсуждение и выработку общего мнения. Большинство пользователей видит их неадекватность, и потому молчит, не желая связываться с буйными. Но в результате в соцсети остается видимым только мнение, навязанное троллями. Это говорит о низком качестве соцсети для широкого обсуждения.

Низкокачественность соцсети приводит к замене подлинного общественного мнения на подделку, фальсификат. И тогда часть пользователей начинает подстраиваться под поддельное общее мнение. Это в природе человека — подстраиваться под общее мнение. И тут мы получаем общественные последствия.

Последние факты — в Facebook почти все решили, что в Кемерове было 300-400 трупов. А перед этим там же выработалось мнение, что  Путин не наберет много голосов. Ну, потому что ведь почти все в Facebook голосуют не за Путина.

Хотя думаю, что большая часть пользователей Facebook голосовали за Путина, просто промолчали. А потом было большое удивление — кто голосовал за Путина, если почти все в сети были против?

Очевидно, что в устройстве Facebook и подобных соцсетей отсутствуют механизмы, которые позволяют проявить адекватное общее мнение. Но тогда должны быть противоположные примеры соцсети, где есть такие механизмы.

Да, есть такой пример. Соцсеть, которая сейчас вырастает из мессенджера, — Телеграм.  Здесь почему-то возобладало адекватное мнение о числе погибших на пожаре. В чем же различие сетей? Почему в Telegram выработалось адекватное общее мнение, а в Facebook — нет?

Объяснение простое, пользователь привязан к номеру телефона, что позволяет фильтровать ботов и анонимных троллей. В Telegram :

1| нет анонимов, телефон идентифицирует человека;
2| нет дублей одного телефона, поэтому мало профессиональных троллей, которым нужен новый телефон для каждого нового аккаунта;
3| иностранца можно отличить от соотечественника по международному коду телефона, что позволяет фильтровать троллей из Украины и других стран.

Telegram своими механизмами создал барьеры для анонимов, дублей и иностранных ботов — и этого оказалось достаточно для адекватной выработки общего мнения! Как, оказывается, просто. То есть Telegram оказался качественным продуктом для общественного обсуждения.

Сейчас говорят о законодательной необходимости отмены анонимности в сети. Но убирание анонимности — не конечная цель. Цель — добросовестная выработка общественного мнения.

Для этого нужны понятные механизмы соцсети для фильтрации троллей, ботов и зарубежных участников. Эти механизмы показал Telegram, и теперь их можно применить в любой соцсети, введя добровольную отмену анонимности пользователем в обмен за фиксацию его «настоящести».

От редакции: 13 апреля суд вынес решение о незамедлительной блокировке Telegram

Но соцсеть должна иметь для этого мотив, который ее заставит ввести механизмы пригодности. Для этого можно опираться на законы защиты потребителя. Нужны новые нормативы, защищающие потребителей соцсети. Потребитель соцсети должен знать, приспособлена ли данная соцсеть для широкого обсуждения или не приспособлена.

На этикетке любого продукта публикуется ТУ, состав и предупреждения о последствиях его употребления. И можно потребовать, чтобы соцсеть публиковала такие же предупреждения, чтобы потребитель знал, что соцсеть, например, не фильтрует ботов и троллей, и государство не рекомендует ее использовать для широкого обсуждения общественных тем.

То есть соцсети ничего не запрещают, люди по-прежнему ими пользуются. Просто на каждой странице соцсети появится надпись — предупреждение государства о пригодности или непригодности соцсети для массового общественного взаимодействия.

Какие требования к соцсетям, чтобы не выставлять такое предупреждение? Надо ли всех пользователей обязательно переводить в «настоящие»? Нет, необязательно. Но пригодная соцсеть должна иметь механизм видимого обозначения «настоящих» пользователей. Любой пользователь пригодной соцсети может добровольно перейти в «настоящие» пользователи и получить значок «настоящего» к своему нику. И все будут знать, что это — коммент или пост реального человека, с единственным аккаунтом в соцсети, и который живет в России.

Чтобы стать «настоящим», пользователь соцсети может привязаться к номеру российского телефона или к пользователю «Госуслуг», что уж совсем исключит дублирование.

Пользователь не сможет завести второй аккаунт на этот же номер телефона (или на аккаунт «Госуслуг»). Любой пользователь соцсети по характерному значку «настоящести» отличит пользователя от «ненастоящего». При подозрении — сможет запросить проверку. Оператор соцсети обязан будет проверить.

Соцсеть обязательно должна вести рейтинг популярности среди подмножества «настоящих» пользователей. То есть вести отдельно число комментов, число репостов и число лайков для «настоящих» среди «настоящих». Так мы узнаем настоящую популярность, не надутую ботами живыми и мертвыми.

Нужно еще решить проблему фильтрации гиперактивных ботов и городских сумасшедших. Для этого достаточно ввести счетчики активности пользователя в соцсети за день и за неделю — число его публикаций, перепостов, комментариев и лайков. Соцсеть должна публиковать в заголовке коммента пользователя, например, что это его 50-й комментарий за день и 700-й за неделю. А начиная с какого-то уровня активности соцсеть подкрасит ник красным. Станет понятно, кого читать, а кого не стоит. Кроме того, активность пользователя после превышения порога не должна идти в зачет рейтинга популярности постов и пользователей.

Теперь внимание, ключевая гипотеза. Люди больше заинтересуются «настоящими» пользователями, вышедшими из тени, чем «ненастоящими», которые остались в маске. Если такое предположение верно, то популярность «настоящих» будет расти, а ненастоящих — падать.

Так что анонимы, боты и тролли перестанут быть определяющей силой в соцсетях при общественном обсуждении, какой являются сейчас. Просто потому что появится возможность не обращать на них внимания. И тогда я смогу обсуждать в сосцсетях настоящие общественные темы.

Еще один аспект важен. Каждый раз испорченное общественное мнение в соцсети нужно восстанавливать. Для этого нужна долгая, кропотливая и затратная работа. Соответственно нужны финансовые источники для исправления подделанного общественного мнения. Где их взять?

Подделку общественного мнения сегодня никто не рассматривает как порчу ценных нематериальных активов. Потому что пока нет хозяина этого актива. А зря! За взысканный по суду убыток можно было бы финансировать восстановление нематериальных активов — подлинного общественного мнения.

Сравните с другим нематериальным активом — брендом Google, который в рейтинге 2016 г. стоил $229 млрд. Бренд компании мало отличается по содержанию от любого другого общественного мнения. Попробуйте нанести вред общественному мнению по поводу привлекательности Google, сразу получите судебный иск за ущерб бренду.

Кому нанесен вред от подмены общественного мнения по поводу пожара в Кемерово, когда число трупов увеличили в пять раз? Видимо, государству. Я бы на месте государства:

а) назначил бы владельца общественного мнения о государстве по поводу пожаров, например МЧС;

б) оценил бы убыток от порчи общественного мнения при увеличении числа трупов до 300 штук, для этого:

в) установил бы подлинное общественное мнение о государстве в соцсети по поводу пожара, проведя социологическое исследование среди пользователей соцсети;

г) установил бы участников порчи и подмены общественного мнения в соцсети и сумму нанесенного убытка нематериального актива;

д) от имени балансодержателя вчинил бы иски всем, кто участвовал в подделке мнения — ботам, троллям и психам, независимо от страны пребывания. А на отсуженные деньги бы долго и кропотливо восстанавливал бренд государства в части пожаров. Нанял бы качественных пиарщиков и выделил бюджет.

А тролли, боты и психи в следующий раз задумались бы, что как-то накладно истерить в соцсети.​

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Сборная Франции стала чемпионом мира по футболу Сборная Франции стала чемпионом мира по футболу
«Вы жулики, в отставку!» К депутату из-за критики пенсионной реформы пришли силовики
Сбербанк и «Тинькофф» протестируют систему карточных переводов по номеру телефона
России снова грозит убыль населения: в страну едут все меньше иностранцев
«Не до отпусков»: почему у россиян резко выросло число «свободных денег»
Продажи в четыре раза выше: как футбольные болельщики озолотили рестораны и магазины
Число фирм-банкротов в России продолжает расти. Потери увеличиваются с каждым кварталом

Бизнес

Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
«В России попадает на полигоны 98% мусора, в Швеции — 1%, но у нас ушло на это 40 лет»
«Будут кивать в ответ, обсуждая, как вас доить»: что надо знать о китайцах до переговоров
Как обособить производство и не попасть на дробление бизнеса? Законные варианты
«Стучат друг на друга». Как защитить бизнес от собственников
«Адванта» против Microsoft. Как фирма из Екатеринбурга подвинула мирового лидера / ОПЫТ
Пять причин подумать о том, как сохранить владельческий контроль над бизнесом

Свое дело

«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС

Качество жизни

«Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно» «Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно»
«Даже в престижные лицеи под видом школьной формы может пробраться китайщина»
Выпустили, потому что могли. Тест-драйв Lada Vesta Cross
«Проверяю игрушки на внуке». Как «Сима-Ленд» производит мыльные пузыри и велосипеды
«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей

Мнения

«Давайте вскроем ватку, ой, извините, препарируем этот скандал» — Евгений Енин «Давайте вскроем ватку, ой, извините, препарируем этот скандал» — Евгений Енин
«Игры кончились». Как спасти детей от тяжелой участи «золотой молодежи»?
Борис Дьяконов: «Предприниматели грезят о росте, но чаще всего это чужие мечты»
Как спасти свою компанию от «белых» рейдеров — Денис Пучков
«Темная сторона» работы с клиентами в России: как излечить бизнес от страсти к демпингу?
«Джентльменские соглашения? Забудьте». Как защитить бизнес при уходе ключевых сотрудников
«Развитые страны даже не обратят на них внимания». Что думают эксперты об офшорах в России

Лайфхаки

«Старый друг»: топ-5 иномарок, ездить на которых приятно 10 и больше лет «Старый друг»: топ-5 иномарок, ездить на которых приятно 10 и больше лет
Создатель Википедии Джимми Уэйлс: «Меня называли «худшим кошмаром Гугла»
«Срочно», «горим» и «все пропало»? Как не испортить отпуск проверкой рабочей почты
Гасить кредиты, копить, жить. Как сделать так, чтобы зарплаты хватало на все?
«Можете остаться и без жилья, и без денег»: шесть типов «опасных» для покупки квартир
Дайте пятилеткам шанс найти работу. Как готовить ребенка к миру профессий будущего
Нет денег на отпуск? Будьте хитрее: 18 способов отдохнуть за полцены
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.