Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Они лишают нас практики и необходимости думать». Как компьютеры делают людей б...
«Они лишают нас практики и необходимости думать». Как компьютеры делают людей беспомощными
Источник: pixabay.com

«Они лишают нас практики и необходимости думать». Как компьютеры делают людей беспомощными

Самое читаемое
  • Как сверхмарафоны и триатлоны стали новым проявлением кризиса среднего возраста Как сверхмарафоны и триатлоны стали новым проявлением кризиса среднего возраста
  • Подходит для РФ: ТОП-10 самых популярных у россиян автомобилей из Европы Подходит для РФ: ТОП-10 самых популярных у россиян автомобилей из Европы
  • Похищены тысячи предметов роскоши. Произошла крупнейшая кража в истории Екатеринбурга Похищены тысячи предметов роскоши. Произошла крупнейшая кража в истории Екатеринбурга
  • Громкая инициатива провалилась: регистрация юрлиц без офиса отменяется Громкая инициатива провалилась: регистрация юрлиц без офиса отменяется
  • «И первоклассник может зарабатывать, не лишайте его этой возможности». Как учить бизнесу «И первоклассник может зарабатывать, не лишайте его этой возможности». Как учить бизнесу
12:58   26.12.2017

«Если человечество полностью доверится машинам, катастрофы не избежать». Почему явление, называемое «парадокс автоматизации», делает современных людей неспособными решать простейшие задачи.

Современный человек зависим от технологий гораздо сильнее, чем он сам себе представляет. Сколько телефонных номеров вы помните наизусть? Сможете сложить или умножить числа без помощи калькулятора? A проложить себе разумный маршрут в из одного района города в другой, максимально быстрый и удобный?

Машины освободили людей от необходимости решать многие задачи. Мы с удовольствием используем их ежедневно, не задумываясь об этом. Ровно до того момента, когда что-то происходит: техника ломается или теряется, и мы становимся совершенно беспомощны. Специалисты называют эту проблему парадоксом автоматизации: чем лучше автоматические системы, тем менее опытны их операторы, то есть мы. Проблема возникает повсеместно — от ошибок в работе сотрудников атомных станций до нашей неспособности запоминать телефонные номера. Cossa.ru рассказывает, к чему этот парадокс приводит и как с ним бороться.

Штраф за парковку

Однажды Виктор Хэнкинс, обычный гражданин Великобритании, получил нежелательный подарок на Рождество — штраф за парковку в неположенном месте. Его машина стояла прямо на автобусной остановке, что зафиксировала камера. Компьютер определил номерной знак, нашел его в базе данных и выявил адрес Хэнкинса. Автоматически был создан «пакет доказательств»: видеозапись, временная отметка и месторасположение. Письмо, требующее оплаты штрафа либо судебного разбирательства, было составлено, распечатано и отправлено по почте через такой же автоматический процесс. Все сработало оперативно и четко, была лишь одна проблема: мистер Хэнкинс вообще не парковал автомобиль, он стоял в пробке.

Удачная поездка

В марте 2012 года три студента из Японии, приехавшие в Австралию, захотели осмотреть Норт-Страдброк, доехать до него было решено по указаниями GPS-навигатора. Техника проложила маршрут, 9 км которого приходились на Тихий океан. Студенты подчинились технологиям, выехали на пляж, заехали в ил у воды и продолжали движение до тех пор, пока вокруг машины откровенно не начали плескаться волны.

Под взглядами удивленных пассажиров парома студенты оставили автомобиль и пошли вброд к берегу. Машина не подлежала восстановлению.

Этот случай не единичен. Известны эпизоды, когда люди следовали указаниями навигаторов и вели свои машины в озеро, прямо в дом, вниз по лестнице, по скалистой тропинке к обрыву скалы и в огромный песчаный карьер. A в итальянском материковом городе Капри представитель туристических организаций однажды были смущены вопросами приезжих шведов, которые считали, что прибыли на остров Капри, находившийся в 640 километрах.

Пилот на автопилоте

Автоматические системы отвечают не только за наш комфорт, но и за безопасность. В современных самолетах установлены надежные автопилоты, которые снижают нагрузку экипажа. Однако пилоты вместо того, чтобы во время полета заниматься чем-то еще, засыпают на штурвалах, образно или буквально. В конце 2009 года произошел нашумевший инцидент, когда два пилота на автопилоте (не в переносном значении) пролетели мимо аэропорта Миннеаполиса более чем на 160 километров. Они смотрели в свои ноутбуки и не следили за «дорогой». Тогда все завершилось хорошо, но порой не удается избежать трагедии. Так, рейс Air France 447 рухнул в воды Атлантического океана на скорости 201 километр в час из-за того, что пилоты не смогли справиться с управлением, когда отключился автопилот. Они даже не поняли, что происходит. Погибли 228 пассажиров.

На смену маленьким ошибкам приходят большие проблемы

Эрл Винер, культовая фигура в области авиабезопасности, изобрел то, что сейчас известно как «Законы Винера» об авиации и человеческих ошибках. Один из них говорит:

Цифровые устройства исправляют маленькие ошибки, создавая возможности для крупных.

У парадокса автоматизации есть три направления. Во-первых, чем проще обращение с машиной и лучше система корректировки ошибок, тем менее компетентными становятся люди. Во-вторых, даже экспертные навыки ухудшаются, потому что машины лишают людей практики. В-третьих, автоматика сбоит в необычных ситуациях или сама служит их причиной, требуя вмешательства сверхкомпетентного человека.

Чем выше эффективность и надежность электроники, тем серьезнее каждая из этих проблем.

Кто кого контролирует

Отрицать пользу автоматизированным систем бессмысленно. Они делают нашу жизнь проще, безопаснее и комфортнее. Но в то же время, чем больше мы доверяем машинам, тем сильнее страдаем от их ошибок.

Одно из возможных решений этой проблемы — поменять роль компьютера и человека.

Вместо того, чтобы позволять компьютеру управлять самолетом с человеком, готовым принять штурвал, если что-то пойдет не так, возможно, будет лучше позволить человеку управлять самолетом, а машина будет отслеживать ситуацию, готовая вмешаться в нужный момент. Ведь компьютеры не устают, не волнуются и не нуждаются в постоянной практике. Так почему мы просим людей наблюдать за машинами, а не наоборот? База данных и алгоритмы, равно как и автопилот, должны существовать для поддержки решений человека.

Если человечество полностью доверится машинам, катастрофы не избежать. Не нужно попадаться на парадокс автоматизации: решения должен принимать ум человека, a не компьютер.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Нефти предсказали подорожание до $100. Как это скажется на рубле? Нефти предсказали подорожание до $100. Как это скажется на рубле?
Похищены тысячи предметов роскоши. Произошла крупнейшая кража в истории Екатеринбурга
Громкая инициатива провалилась: регистрация юрлиц без офиса отменяется
Убийство на камеру. Как накажут 13-летнего оператора жестокой расправы на Урале
Разгром стабильности: почему ставленники Путина проигрывают губернаторские выборы
Подходит для РФ: ТОП-10 самых популярных у россиян автомобилей из Европы
Как сверхмарафоны и триатлоны стали новым проявлением кризиса среднего возраста

Бизнес

«9 подразделений, у каждого директора — свой взгляд на бизнес». Кейс об управлении сетью «9 подразделений, у каждого директора — свой взгляд на бизнес». Кейс об управлении сетью
«Российские стартаперы часто считают своего клиента отбросом общества. А в США он — бог»
«Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего»
Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов?
«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

«ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»

Лайфхаки

Усердный труд не приносит результатов? Все верно, этот мир так не работает Усердный труд не приносит результатов? Все верно, этот мир так не работает
«И первоклассник может зарабатывать, не лишайте его этой возможности». Как учить бизнесу
«Почему США не распались? Люди всегда верили в суд. В России судам не верят»
«Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить
«Это болезнь профессионалов». Как большое количество обязанностей разрушает карьеру
«Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen