Подписаться
Деловой квартал / Новости / Парашют для бизнеса: три ключевых стратегии налоговой безопасности
Парашют для бизнеса: три ключевых стратегии налоговой безопасности
Источник: Личный архив

Парашют для бизнеса: три ключевых стратегии налоговой безопасности

Самое читаемое
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище» «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
07:00   19.04.2018

«Налоговые Копперфильды» предлагают вам волшебные пилюли, которые якобы решат все ваши проблемы. Вы нашпиговываете компанию ИП, пытаетесь оптимизировать НДС. Это не работает». — Ярослав Савин.

Каждую неделю в открытом бизнес-курсе «Остаться в живых» Ярослав Савин инструктирует собственников бизнеса о том, как выжить в российских реалиях. Материалы публикуются в рамках совместного проекта Центра taxCOACH и портала DK.RU.

Сегодня — о трех ключевых стратегиях налоговой безопасности бизнеса на 2018-2020 годы.

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH:

— Чтобы заниматься бизнесом, нам с вами на будущее нужны всего две вещи. Первая — это оптимистичный реализм, то есть адекватное сканирование жизненного пространства, помноженное на внутренний оптимизм по отношению к своим возможностям и целям, которые мы ставим перед бизнесом. Второй момент — время. Это примерно двухлетний период, в который нужно не только не попасть под раздачу, но и продолжать развиваться.

В такой ситуации перед собственниками встает вопрос выбора пути. Я вижу три возможных базовых стратегии налоговой безопасности. Зависят они не только от вашего желания, но и от отрасли, формата бизнеса и локализации (в части управления налоговыми рисками регионы нашей страны различаются).

Вариант 1. Кардинальный: ну и зачем мне этот бизнес?

25% компаний с выручкой от 250 млн до 1 млрд руб. не имеют экономики внутри себя и строят ее только на неуплате НДС. Вы долгое время с этим жили, существующие на тот момент институты допускали такой формат, но не теперь. К примеру, в компании пять менеджеров, никакого имущества, счета выставляются с НДС, а транспорт нанимается у ИП на «упрощенке» или за наличные. Так что если  есть ощущение: начни платить косвенные налоги — экономика процесса и вовсе потеряется, то кардинальная стратегия, предусматривающая ликвидацию этой части бизнеса, для вас.

Вариант 2. Ортодоксальный: не высовываться, быть хорошим середнячком.

Он касается тех отраслей и рынков, где экономика есть, но ценовой потолок по-прежнему низок. Например, вы — производитель пищевой продукции, и ваши основные клиенты — федеральные сети, которые задают ценовой потолок, выше которого вы прыгнуть не можете. В то же время на рынке присутствует некоторое количество мелких игроков, которые чихать хотели на налоговый контроль и могут позволить себе демпинговать.

В этом случае мы выбираем стратегию, где железобетонно сработает принцип: не первый и не последний. Никто не хочет оказаться пушистее соседа — это сломает рентабельность в моменте. И в такой обстановке надо продержаться как можно дольше, дожидаясь, когда рынок самоочистится и перестроится.

В этом случае нам требуется сегментировать бизнес, диверсифицировав риски. Здесь работает принцип «80% на 20%»: большая часть защищена максимально, но дает меньшую рентабельность, а часть бизнеса, отделенная от собственника, позволяет вести себя более агрессивно: пройти по лезвию бритвы ради маржи.

Если что, пробоина не грозит всему кораблю. Хотя историю про Титаник все знают, здесь все же есть возможность рисками управлять. И есть время подумать над тем, а не следует ли вложиться во что-то еще, на случай, если тренд окажется негативным.

При построении модели бизнеса работает простой принцип: мы возводим этажерку с распределенными рисками. Пример: строительно-монтажные работы. Лицевое звено компании должно быть стабильно и прозрачно, потому что это репутация и опыт контрактов с клиентами — то, чем мы непосредственно присутствуем на рынке. Следующее звено — сторонние подрядчики и контролируемые нами обособленные функциональные подразделения, наполненные людьми, реальными управленцами, разрешительными документами и так далее. Этажом ниже — подрядчики, которые вроде и неплохи, но мы не уверены в их кристальной чистоте, либо это наша компания с простыми функциями, которую в случае чего потерять не страшно. Здесь же — компания-диспетчер, которая отгораживает лицевое звено от подрядчиков, которые хороши по цене, но проверить их мы не можем.

 

Вариант 3. Упреждающий: оптимизация без риска потерять.

Этот вариант подходит для бизнеса, где экономика хороша. Часть собственников, предчувствуя изменения в тенденциях госконтроля, больше интересуется защитой активов, наследованием, сглаживанием отношений между партнерами. Оптимизация налогов с доходов стоит задачей второго эшелона, но должна быть, конечно, решена — нужен парашют для замедления падения рентабельности. 

Упреждающая стратегия — это то, чем мы и будем говорить в части налоговой оптимизации в следующих сериях. В чем тут тайна золотого ключика?

Когда вы ходите на всевозможные семинары, «налоговые Копперфильды», как я их называю, предлагают вам «волшебные пилюли», которые якобы решат все ваши проблемы.

Отсюда и появляются такие модели бизнеса, когда компания нашпиговывается ИП: вроде и на налогах сэкономил, и претензий к тебе нет, и денежными средствами в наличной форме распоряжаешься относительно свободно. Но не надо этого ничего.

За основу мы должны взять вашу реальную организационную систему управления. Все бизнес-процессы при структурировании нас не интересуют. Нам нужны только те, что формируют основную добавленную стоимость в бизнесе. Кроме того, в бизнес-процессах у нас завязаны сотрудники плюс отношения с внешним миром (поставщики, подрядчики, клиенты) — все это разные способы регулирования отношений, которые могут повлиять на комфортность налоговых последствий. Но и этого недостаточно.

Бизнес-процессы не проистекают сами по себе. Нас интересует, насколько централизован процесс принятия решений, чтобы сохранить эту логику при структурировании. При построении группы компаний необходимо сделать так, чтобы всем процессом было удобно рулить конкретному собственнику.

И не забывайте, что владельческий контроль — это не подписание платежек или контроль имущества, а это обладание тем, что составляет «фиолетовые элементы» бизнеса.

Кроме того, к бизнесу нужно «прикрутить» задействованное имущество, сохраняя баланс между удобством использования, защищенностью  и налоговой нагрузкой. Следующий момент — выгода собственника. Интересы менеджмента и собственника прямо противоположны. Главная задача менеджмента — рост в условиях ограниченных ресурсов. На нейтральной передаче бизнес ехать не может. А рост — это траты. А задача собственника — осязаемая прибыль, которую можно накапать в свой карман.

Но один большой кран в бизнес встроить не получается. Поэтому нам нужны краники, которые будут капать в карман собственника с минимальными экономическими потерями для бизнеса.

Добавляем сюда методы регулирования взаимоотношения собственников (конфликты нам точно не нужны) и низкозатратные инструменты трансформации бизнеса, чтобы из несветлого настоящего прийти в светлое будущее.

В конечном счете мы должны соблюсти баланс интересов между собственником, менеджментом и наемными сотрудниками; между бизнесом и партнерами, бизнесом и государством. Если вы полностью игнорируете интересы государства, поверьте мне, государственный аппарат найдет способ укатать вас в асфальт, какую бы модель вы ни строили. Поэтому воспринимайте государство как косвенного клиента.

Выполнив все эти условия, мы и получим налоговую выгоду лишь в качестве приятного побочного эффекта. А это и есть главное требование налоговой безопасности. И у нее, кстати, есть три уровня: глобальный стратегический (чем мы и занимаемсяв рамках открытого бизнес-курса), локальный (отдельные сделки и налоги) и отчетный (документооборот и контроль товарно-денежных потоков).

И вот как раз в отношении документооборота складывается ощущение, что он нужен только бухгалтерам.

Обращусь здесь к собственникам: с ума вы что ли посходили? Вы хоть какую распрекрасную модель постройте, если не опосредовать ее качественным документооборотом, она вообще ничего не стоит!

Я прекрасно понимаю, что вам, как собственникам, очень трудно вписать в необходимость подготовки качественного документооборота ключевых сотрудников (производственников, например), но это ваши персональные трудности. Это ваша работа, а не бухгалтера. Скажите спасибо бухгалтерам, за то, что они добровольно берут на себя эту ответственность.

Текст: Анна Асташкина, специально для DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
Уральские айтишники-миллиардеры отправляют Федора Конюхова в опасное путешествие
Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон «Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen