Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Почему наших предпринимателей не любят? Потому что хамство — наша национальная...
«Почему наших предпринимателей не любят? Потому что хамство — наша национальная черта»
Источник: Личный архив

«Почему наших предпринимателей не любят? Потому что хамство — наша национальная черта»

Самое читаемое
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище» «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
06:00   19.04.2018

«В России, если ты бизнесмен, то должен «раздувать щеки» и создавать видимость, что дела идут лучше, чем на самом деле: костюм, авто. В Англии деловые люди не носят костюмы и все друг другу «френдли».

Олег Савчук родом из Одессы, закончил Одесский политехнический университет, уже во время учебы начал программировать сайты. В 2008 г. переехал в Москву, сначала работал дизайнером, после попал в рекламную сферу. В 2013 г. в паре с копирайтером получил «золото» в номинации Young Lions Cyber на Cannes Lions (впервые в этой номинации победили участники из России). Затем переехал в Лондон, где после нескольких лет работы по найму создал свое креативное агентство Mate and Mate.

Открыть бизнес в Великобритании совсем не сложно, утверждает он. Помешать может разве что разность менталитетов и плохое владение языком. О проблемах ассимиляции в чужой стране, отношении англичан к выходцам из России, а также о том, почему он все чаще испытывает стыд за соотечественников, Олег Савчук рассказал DK.RU.

ДОСЬЕ DK.RU

 
Олег Савчук
Креативный директор и основатель креативного агентства Mate and Mate, Лондон
Родился в Одессе в 1986 г.
Образование
В 2008 г. закончил Одесский национальный политехнический университет, специальность инженер-программист.
Профессиональные награды
Cannes Lions Festival of Creativity / Gold Golden
Drum Festival of Creativity / Silver, Bronze
Golden Hummer Advertising Festival / Silver, Bronze
KIEV IAF / Silver, Bronze
Red Apple Advertising Festival / Gold, short
Art Directors Club of Russia / short
London Design Awards / Gold
 

От мата к улыбкам

— У нас с иностранцами — ментальное несовпадение. В британских отношениях главное — это дипломатия. Здесь нет градации — высокий начальник и низкий подчиненный. Все находятся в одном статусе — человек, и все друг другу «френдли». Каждый получает одинаковое количество уважения — и неважно, убирает он в офисе или владеет этим офисом. Любая коммуникация здесь строится очень вежливо, никто не несет информацию в лоб, даже решение критических задач всегда начинается через «смол-толк», плавно и дипломатично.

Помню, был случай с российским клиентом. В начале декабря мы договорились, что проект для него я сделаю за месяц, но у меня получилось уложиться в две недели. Поскольку две недели были в запасе, я спокойно уехал отдыхать на Новый год, а по возвращении клиент сказал: тебя не было, мы не могли до тебя достучаться и поэтому часть твоих денег отдали другому дизайнеру, а тебе заплатим меньше. Как так? Менеджеры даже не пытались связаться и обсудить этот вопрос со мной! Я пытался поговорить с владельцем компании, но вместо диалога получил кучу гнева с матом. Я был ошеломлен.

Хамство — это вообще наша национальная черта. Помню, после долгого перерыва я приехал в Россию и пошел со своими старинными приятелями в бар. И они начали кричать официанту: «Эй, ты, иди сюда, налей мне пива!» Мне было нереально стыдно, потому что я понимал, что когда-то и я точно так же себя вел. Теперь для меня это абсолютно дико.

Я понимаю, почему восточноевропейцев не любят. Потому что мы привыкли везде ставить рамки: я — это я, а твое место ниже. И так во всех сферах — на дорогах, в  ресторанах, ЖЭКах. Этот менталитет, конечно, влияет на отношение к нам европейских коллег. Видел много раз, как агентства, особенно небольшие, пытаются заходить на европейский рынок и обламываются, потому что здешние люди ждут уважения к себе, а наши этой дипломатией не владеют.

Бизнес из кирпичиков

Дипломатия в бизнесе — тоже на первом месте. Только после длинной коммуникации можно подъезжать к человеку с каким-то корыстным и важным вопросом. Если подойти с ним в лоб, то будет выглядеть так, что тебе от человека не нужно ничего, кроме вот этого. И люди сразу тебя отторгают. Поэтому чем дольше прелюдия, «смол-толк», тем больше шансов на успех.

В Великобритании решение о сотрудничестве принимает, как правило, один человек — это либо собственник, либо менеджер, отвечающий за направление. Нет такого, что сначала ты беседуешь с секретарем, потом с менеджером среднего звена, потом с директором. Уже на первом собеседовании ты будешь общаться с человеком, принимающим решения. Вопрос — как выйти на такого человека. 

Бизнес тут строят по-другому. Его именно строят — собирают, как из кирпичей, где каждый «кирпич» выполняет свою функцию, прокачивает свои скиллы.

Например, если компания нанимает арт-директора, то она от него ожидает покрытия конкретных задач: например, рисовать идеи, работать в паре с копирайтером. В России — говорю по своему опыту — мне приходилось где-то писать, где-то рисовать, где-то собирать презентации. А потом твою презентацию забирает какой-нибудь менеджер, переделывает ее так, что не найдешь потом, откуда ноги растут. Здесь же у каждого своя граница компетенций.

Вспоминаю, как мы в России продавали сайты. Ехали к клиенту целым табором: дизайнеры, арт-директор, куча непонятных менеджеров, руководитель отдела… Спрашивается, зачем? Здесь все очень просто. Вот я, например, как человек, представляющий компанию, к клиенту поеду сам, с подготовленной моими сотрудниками презентацией. Если возьму с собой дополнительных людей, это будет говорить о том, что я некомпетентен.  

Все же просто: клиент — точно такой же человек, как и ты. Он ждет от тебя понятный, простой и полезный продукт. А ты этот продукт ему предоставляешь. Для чего приводить еще 10 человек? Чтобы грузить клиента лишней информацией?

Ну ладно, если тебе нужен креативный директор, возьми его с собой. Только лишь для того, чтобы познакомить и сказать: этот человек будет коммуницировать на вашем проекте. А когда собирается куча людей в пиджаках… В Англии, кстати, в костюмах ходят или банкиры, или персонал в дорогих супермаркетах. Все остальные вменяемые люди ходят в обычной  одежде. Для них деловой костюм — не показатель успеха.

Если говорить про образование, в России маст-хэв — это после школы пойти в институт, чтобы закосить от армии, закончить его — и ты вроде уже профессионал. Но на самом деле никакой ты не профессионал, просто тебя мамка-папка туда затолкали.

Здесь, если человек идет в институт, он сразу понимает, какая ему нужна специализация. И государство ему в этом помогает начиная со школы: тесты на профориентацию, работа со специалистами, которые анализируют способности школьника, организация экскурсий для детей на предприятия. Поэтому он рано понимает, какая ему нужна специализация. К тому же стоимость полного обучения может доходить до 30 тыс. фунтов в год. Многие люди берут кредиты на образование, это осознанный вклад в себя. Так ты формируешь из себя профессионала, берешь на себя ответственность. В России же человек, заканчивая институт, не знает, кем он на самом деле хочет быть. Поэтому идет на презентацию, «прикрывшись» коллегами.

В результате получается: либо продали какую-то херню, либо продали много, либо продали дешево. А кто продал? Непонятно. Ездили-то впятером, кто крайний — неизвестно.

Как открыть бизнес в Англии

По сравнению с Россией начать свое дело в Великобритании несложно. Заходишь на официальный сайт правительства, в раздел бизнеса, и просто регистрируешь компанию. Не надо никуда идти, ехать, справки собирать. Дополнительно через сайт типа Госуслуг предоставляешь документы о страховке, о праве находиться в стране и т.д. Примерно через две недели приходит сертификат и поздравление: вы теперь — участник бизнес-рынка на территории UK. Вообще все просто, никаких препон. Что касается юридического адреса — тоже никаких проблем, хочешь — регистрируешь компанию на дом, хочешь — на офис, а можно купить юридическую ячейку и привязать к ней почту и имейл.

Здесь очень легкий доступ к ведению бизнеса, и как результат — идешь по улице, там нет метра свободного, повсюду кафе, рестораны, бары, маленькие лотки с телефонами.

Если говорить про нас, то мы просто купили юридический адрес в большом офисе, где можно снять деск, коворкинг, засетапили ячейку, на которую приходит почта, и на начальном этапе этого было достаточно.

В России — если ты бизнесмен, то должен «раздувать щеки» и создавать видимость, что дела идут лучше, чем на самом деле: офис в «Москва-Сити», пиджак, машина... Здесь же вообще неважно, где ты находишься, да господи, сиди и работай где угодно. Ты получил разрешение от британского правительства вести бизнес? Все, этого достаточно.

В черную здесь тоже работать незачем. Для начинающих налоги очень маленькие. Когда приходится работать с фрилансером, прошу его выставить мне счет. Зачем мне работать в черную, если у меня есть настолько простые и удобные инструменты, что проще все делать в открытую?


Команда Mate and Mate

Отношение к России

Меня часто спрашивают — но что-то плохое в Великобритании есть? И я начинаю искать: ведь ложка дегтя по-любому должна быть, только где она? Не могу найти.

Ну, один момент негативный есть: англичане предпочитают работать с англичанами. Причина проста — их общение идет на одном ментальном уровне. Они друг друга быстрее поймут, ну и в целом есть у них некая идея принадлежности к особой нации.

А к русским они относятся, скажем так, холодно. Даже избегают. Лично я перестал говорить, что я из России, после того как началась вся эта история с Крымом, агрессией России.

В Англии этих действий не понимают совершенно. Мне попросту стало стыдно. Когда я жил в России, я очень любил эту страну, был ее частью, хотя и никогда не говорил, что «Крым наш». А теперь…  Конечно, я по-прежнему очень люблю своих российских друзей, но власть, которая пытается сформировать из населения массу без мнения, мне неприятна.

Есть же какие-то устои в мире, хорошие или плохие — неважно, они есть для того, чтобы все жили в каких-то сравнимых условиях. А когда ты позволяешь себе больше, чем мировая общественность принимает, это странно, неестественно. Поэтому я стал говорить, что я украинец.

Впрочем, я никогда не обсуждал с англичанами тему Крыма, Украины. Это вообще не тема для обсуждения. Да и смысл? Англичанин тебе никогда не покажет своего мнения, они могут посчитать тебя конченым мудаком, но никогда не дадут этого понять и будут продолжать с тобой общаться. Конечно, я не говорю здесь про нацистов, расистов — они везде есть.

Хотя я уже четыре года живу в Англии, и не видел ни одной драки, ни одного конфликта, реально аж интересно — почему так? Это говорит о том, что люди в большинстве своем все равно пребывают в более позитивном состоянии.

Даже последние события — дело Скрипаля, антисанкции — не сделали простых англичан более эмоциональными. Хотя, если говорить откровенно, на первых порах, обсуждая в публичных местах произошедшее со Скрипалем, мы старались быть предельно осторожными — так как русская речь, слова «Скрипаль» и «Новичок» волей неволей приковывали внимание. 

Также слышал несколько историй про то, как люди получали письма: «Русские, уезжайте домой», однако мне нечем подтвердить это. 

Вопросы ассимиляции

Моя жена живет в Великобритании 12 лет, у нее уже британские документы, она практически ассимилировалась. И, конечно, на первом этапе ей сложно было со мной, и только позже я стал понимать, почему. Из меня невольно, по мелочам, вылезало пренебрежительное отношение к людям — в общении, в тоне.

Конечно, через несколько лет пребывания в Англии начинаешь ощущать себя по-другому. Уходит перманентная напряженность и агрессивность. Все, что происходит вокруг, не несет конфликтов и агрессии. Ты привыкаешь, что у всего есть рациональность, а у конфликтной ситуации — есть диалог.

Я и сейчас еще далеко не тот человек, которым мне хотелось стать. Все равно проскакивают иногда моменты несдержанности, я себя корю за это. Должно пройти намного больше времени, чтобы совсем это искоренить.

С чем мне было сложно, так это с языком. Я приехал сюда с плохим английским. Десять раз сдавал экзамен IELTS, чтобы набрать определенный проходной балл для получения визы. И даже когда сдал экзамен, оказалось, что для работы моего английского недостаточно. У меня было прекрасное резюме, но на работу меня не брали. Прошел порядка десяти собеседований в разных агентствах, все они, видя портфолио, горели желанием со мной работать, но при первой же коммуникации понимали, что общаться со мной будет сложно, и перспективы сразу заворачивались. Лишь спустя четыре месяца одно маленькое камерное агентство дало мне шанс, несмотря на проблемы с языком. Дали три месяца испытательного срока, но уже через неделю я получил контракт — в дизайне главное не слова, а картинки и эмоции.

Теперь я стараюсь копировать английскую речь, избавляться от акцента. Меня периодически в пабе спрашивают, откуда я, и считают, что я шотландец. Мне это немножко льстит, да. Но в целом англичане супертолерантные, они никогда не будут исправлять ошибки в твоей речи или указывать на них.

Специалистам из России станет сложнее

В принципе, если ты профессионал, то особых проблем с трудоустройством на рынке дизайна и  рекламы не возникнет, иностранцы есть в любой компании. Рынок вообще перенасыщен профессионалами. Считай, вся Европа открыта, едут отовсюду.

Но, возможно, лет через пять поколению креативных людей из России сложнее будет попадать в Европу. Потому что российская власть создает множество препон и ограничений для рекламного сектора. А когда тебя ограничивают, значит, твои возможности падают, и рынок не развивается.

Примеров много, то же отношение к ЛГБТ-сообществу — в России это чисто политический вопрос, этих людей как бы нет. А в Англии все, что связано с субкультурой, открыто. Люди не боятся делать рекламные кампании для ЛГБТ-сообществ, я и сам проводил одну из них.

В России я бы такого никогда не сделал. Вот вся эта цензура, запрет интернет-мессенджеров в рекламе, ограничительные законы делают недоступными многие инструменты для развития рекламного рынка.

Яркий пример — проект «Заставь чиновников работать», после которого были суды, кучу людей уволили (речь идет о совместном проекте URA.RU и рекламного агентства «Восход», когда вокруг дорожных ям и ухабов в Екатеринбурге были нарисованы портреты городских и областных чиновников. В 2013 г. эта рекламная кампания получила множество золотых наград на Каннском рекламном фестивале — Прим. ред.).

И всё, использование подобных носителей стало невозможным. И так происходит со многими идеями. Соответственно, новое поколение рекламщиков будет жить в других, ограниченных рамках, многие навыки развить будет невозможно. Поэтому и работать специалистам из России в Европе станет сложнее.

Автор: Ольга Селезнева
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
Уральские айтишники-миллиардеры отправляют Федора Конюхова в опасное путешествие
Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон «Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen